УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТОМУКШСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
методического совета
от 17 мая 2023 г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С.Тырина
17.05.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный сундучок»
Возраст обучающихся: 5-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:
Гирявая Анастасия Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023 г.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пояснительная записка……………………………………………………….…3
Учебно-тематический план…..………………………………………………....7
Содержание учебного плана…………………………………………………....8
Материально-техническое обеспечение….….…….………………………......10
Информационное обеспечение……………………………………………..…..10
Список литературы………………………………………………………….…..13
Приложение (календарно-тематический график)……………………………..15
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Волшебный сундучок» разработана с учетом:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726р (с изменениями);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
развития дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018года
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №
295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы»;
Стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного
образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 года;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января
2014 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ от 18 ноября 2015 года Министерства образования и науки Российской
Федерации;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Устава МКОУ ДО КГО «ЦВР» и лицензии.
Направленность: художественная.
Вид программы: модифицированная (адаптированная), разработана на основе
программы Бондарчук Анастасии Георгиевны «Мир увлечений». Программа адаптирована
для дистанционного обучения.
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Актуальность: Технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого
уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.
Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются
изготовлению такого предмета, который можно подарить. Темы и материал подобраны
таким образом, чтобы были интересны детям от 5 до 12 лет.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, через обучение специальным
навыкам работы с инструментами и приспособлениями.
Задачи:
Предметные:
3
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Учится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель,
пластилин);
Ребенок научится рассуждать и сравнивать, формируя аналитическое мышление;
Развитие мелкой моторики, что в дальнейшем обеспечит успешное овладение навыкам
письма;
Развить усидчивость и собранность ребенка.
Метапредметные:
развивать умение творчески использовать знания и практические навыки;
приобщать к народным традициям;
формировать и закреплять устойчивый интерес к рукоделию и изобразительному
искусству;
обучить навыкам сотворчества;
развивать образное, пространственное мышление и умение выражать мысли на
плоскости, в объеме с помощью наброска, чертежа, рисунка и готового изделия.
Формировать умения самостоятельно решать вопросы художественного
конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления.
Личностные:
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
воспитывать у ученика творческую самостоятельность, фантазию, умение
использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу
нескольких ремесел: рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными
материалами. Занятия по программе направлены на реализацию базовых задач
художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, творческого
мышления и умения создавать поделки из различных материалов.
Педагогическая целесообразность: Занятия помогут научить ребенка создавать
поделки и игрушки из разных материалов, поможет овладеть разными техниками
рисования, развить творческое мышление и любовь к рукоделию.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных
умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа
позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом
обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Отличительная особенность: Данная программа рассчитана на детей 5-12 лет,
учитывает их опыт и возрастные особенности. Программа предоставляет возможность
каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности. Ученики
имеют возможность проявить свои творческие и организаторские способности, например,
провести собственный мастер-класс во время занятий.
4
Объём программы: программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, перемена между занятиями
составляет 15 минут. Один академический час равен – 45 минутам.
Количество детей в группе: 14 человек.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: комплексное-учебное занятие, практические занятия,
теоретические занятия, рассказ, беседа, игра, экскурсия.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные виды работ с бумагой, тканью, природными и декоративными материалами;
- основные приемы работы с декоративными материалами;
- требования техники безопасности и правила личной гигиены.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- уметь работать с инструментами и материалами, знать их назначение;
- создавать простые изделия по готовому образцу (с помощью педагога);
- уметь правильно подбирать цветовые сочетания;
Личностные:
Учащиеся должны сформировать следующие навыки:
- обрабатывать различные виды материалов.
-навык работы с тканью, бумагой, природными материалами, и другими различными
изобразительными материалами.
- овладеть техникой рисования гуашевыми и акварельными красками.
Возрастные особенности:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5-12 лет. На занятиях
предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах (дошкольный, младший и средний
школьный возраст) и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени
одаренности и возраста воспитанников.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Ведущая потребность в этом
возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность
проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у
детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра. С 5 лет ребёнок начинает
адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Поэтому занятия для учеников 5-6 лет проходят в игровом формате, для поддержания
интереса у детей. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия,
которую они могут проявить в творчестве. Детям предоставляется возможность проявить
свою фантазию в выполнении работы.
Младший школьный 7-9 лет возраст является периодом интенсивного развития и
качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать
опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок
постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять
восприятием, вниманием, памятью. Центром социальной ситуации развития становится
учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение
самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном
возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
5
В возрасте 10-12 лет ученики проявляют склонность к фантазированию, к
некритическому планированию своего будущего – также отличительная особенность
этого возраста. Результат действия становится второстепенным, на первый план
выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только
качество "продуктов" учебной работы школьников и не находит места для оценки
детского творчества, инициативы и самостоятельности, то процесс учения теряет для
ученика свою актуальность и привлекательность.
Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
6
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 уч. часа)
N п/п Название раздела, темы Количество часов
Практика
Всего Теория
Формы
аттестации/контро
ля
Вводное
занятие, 2
правила ТБ. Знакомство с
планом работы кружка,
обзор основных тем.
Поделки из природных 8
материалов
2
-
2
6
3.
Лепка из соленого теста
6
2
4
4.
5.
Лепка из пластилина.
Аппликации из цветной
бумаги.
Рисование гуашью
Техника
папье-маше.
Создание поделки.
Сувениры к праздникам.
Топиарий.
Рисование акварелью.
Подведение
итогов.
Выставка изделий.
ИТОГО:
22
10
2
2
20
8
Самооценка
обучающихся своих
знаний и умений
Самооценка
обучающихся своих
знаний и умений
Выставка изделий
Выставка изделий
44
8
2
2
40
6
Выставка изделий
Выставка изделий
4
2
2
Выставка изделий
38
2
2
-
34
2
Творческий отчет
144
18
126
1.
2.
7.
8.
9.
10.
10.
7
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие(2 час.)
Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы. Знакомство с
оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.
Формы контроля: опрос на знание правил безопасности при работе с материалами, опрос
учеников.
2.Поделки из природных материалов( 8 час.)
Теоретические занятия. Экскурсия на природу, заготовка гербария.
Практические занятия. Изготовление поделок с использованием природных материалов
(листья, ветки, шишки)
Формы контроля: педагогическое наблюдение за техникой и скоростью выполнения
поделок из природных материалов.
3.Лепка из соленого теста( 6 час.)
Теоретические занятия. Знакомство с техникой. Правила приготовления теста для лепки.
Практические занятия. Приготовление теста, создание поделок. Раскрашивание поделок
гуашью.
Формы контроля: опрос учеников на знание техники лепки из соленого теста,
педагогическое наблюдение за техникой выполнения работы.
4. Лепка из пластилина (22 час.)
Теоретическое занятие. Демонстрация наглядного пособия, изучение техники лепки и
пластилинографии.
Практическое занятие. Создание поделки из пластилина.
Формы контроля: творческие работы, наблюдение за техникой выполнения задания.
5. Аппликации из цветной бумаги. (10 час.)
Теоретические занятия. Основы технологического процесса. Подбор материала для
работы.
Практические занятия. Применение полученных знаний на практике. Создание
аппликации из бумаги.
Формы контроля: беседа, наблюдение, творческие работы.
7.Рисование гуашью (44 час.)
Теоретические занятия. Демонстрация наглядного пособия. Обсуждение этапов работы.
Подготовка рабочих мест.
Практические занятия. Рисование эскиза. Рисунок в карандаше. Рисунок в цвете.
Формы контроля: беседа, опрос, творческие работы, наблюдение за техникой рисования
гуашью.
8.Техника папье-маше. (8 час.)
Теоретические занятия. Особенности и этапы
Подготовка к работе.
создания поделки в данной технике.
Практические занятия. Создание эскиза. Создание поделки в технике батик. Оформление
готового изделия.
Форм контроля: педагогическое наблюдение за техникой выполнения работы.
9. Сувениры к праздникам. Топиарий.(4 час.)
8
Теоретические занятия. Знакомство с техникой. Демонстрация наглядного пособия,
планирование этапов работы.
Практические занятия. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе.
Создание топиария. Оформление готового изделия.
Формы контроля: беседа, творческие работы, педагогическое наблюдение за техникой
выполнения задания.
10. Рисование акварелью. (38 час.)
Теоретическое занятие. Знакомство с техникой рисования акварелью, изучение палитры
цветов, изучение основ цветоведения.
Практическое занятие. Выбор темы, рисование карандашом наброска. Рисование
акварелью.
Формы контроля: беседа, творческие работы, педагогическое наблюдение за техникой
рисования акварелью.
11.Подведение итогов. Выставка изделий. (2 час.)
Теоретические занятия. Обсуждение полученных знаний в течение учебного года.
Практические занятия. Подготовка выставки. Демонстрация работ.
Формы контроля: выставка работ.
9
Материально-техническое обеспечение
Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
наличие светлого, просторного кабинета;
водоснабжение (раковина и слив);
наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
(парты, стулья, стеллажи для хранения работ).
необходимо наличие следующих материалов: мольберты, разные виды бумаги,
карандаши, краски акварельные, гуашь, кисти, фломастеры, клей, пластилин.
В работе используются наглядные пособия: работы обучающихся предыдущих лет,
репродукции картин, работы художников в различных техниках исполнения.
Занятия обогащаются показом репродукций, картин, предметов декоративно –
прикладного творчества.
Информационное обеспечение
1. Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс].
URL:http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1926/VPp-348.htm
2. Программа дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL:
https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dekorativnoprikladnoetvorchestvo-3312616.html
3.
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных
образовательных организаций и родителей детей дошкольного
возраста[Электронный ресурс].
URL:https://dou12.gusobr.ru/wp-content/uploads/2019/03/Metodicheskie-rekomendaciipo-obucheniyu-detei-risovaniyu-cheloveka-po-algoritmicheskim-shemam.pdf
4. Методические рекомендации для родителей[Электронный ресурс]. URL:
http://perev-roo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-roditelejj/
5. Лепим животных из пластилина пошагово [Электронный ресурс]. URL:
https://www.toys-4kids.ru/blog/lepim-iz-plastilina-poshagovo
10
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
I полугодие
II полугодие
Сроки проведения мониторинга
Выходные и праздничные дни
9 сентября
До завершения Программы
36 недель
16 недель
20 недель
2 раза в год (декабрь, май)
Пятница, среда, воскресенье
4 ноября – день народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8 января – Новогодние
каникулы,
7 января-Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,
12 июня – День России
Формы аттестации и контроля
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в
повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за
конкретный промежуток времени.
Показатели сформированности умений:
1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется. 3.
Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия
могут выполняться на уровне подсознания.
4. Быстрота - скорость выполнения работы.
5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания.
Формы проведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.
Показатели прохождения программы:
Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
11
Учатся рисовать различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно
оценивать свою работу.
Преемственность:
сформировать умения и навыки;
развивать личностные качества.
Список литературы для руководителя кружка
1)
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 1999г.
2)
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир
книги», 2011г.
3)
Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград:
Изд. «Учитель», 2010г.
4)
Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Изд. «Учитель»,
2008г.
5)
Дайн Г. Л. Русская игрушка. - М., 1987.
6)
Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г.
7)
Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины
и природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2009г.
8)
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд.
«Учитель» 2011г.
9)
Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. –
Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
10)
Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007.
11)
Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г.
12)
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации: Практическое пособие. - М., 2004.
13)
Столяров Ю.С. Уроки Творчества.- М.: Педагогика, 1981г.
14)
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Начальная школа. - 2004. — №10
Список литературы для детей
1)
Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-
2)
3)
Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.
Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.
224с.
12
4)
5)
Локвуд Д. Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .
Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. М. : Айрис-пресс, 2008. -
6)
Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. :Юнисофт, 2009.-126с.
208с.
13
Приложение
Календарно-тематический график
на 2022-2023 учебный год
Гирявая А.Д
«Волшебный сундучок»
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Дата
проведения
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Сентябрь
Вводное занятие, правила ТБ.
беседа
опрос
Знакомство с планом работы
кружка, обзор основных тем.
Знакомство с различными худ.
беседа
опрос
материалами.
Создание декоративной подвески
выставка
из картона.
Создание венка из веток.
выставка
Декорирование поделки.
выставка
Поделка из картона.
выставка
Осенний пейзаж акварелью.
выставка
Рисунок «сказочный домик»
выставка
За месяц по программе:
Октябрь
Рисование осеннего города.
выставка
Пластилинография.
выставка
Аппликация из осенних листьев.
выставка
Декоративная живопись
выставка
Декоративная ваза из природных
выставка
материалов.
Декорирование вазы.
выставка
Открытка в технике аппликации.
выставка
Пластилинография.
выставка
За месяц по программе:
Ноябрь
Подводное царство
выставка
(рисование, вырезание,
аппликация)
Пуантилизм.
выставка
Рисование портрета.
выставка
Рисунок гуашью «снегирь»
выставка
Рисунок с осенними листьями.
выставка
Лепка из пластилина.
выставка
Домик из картона.
выставка
Лепка мебели для картонного
выставка
домика.
За месяц по программе:
Декабрь
14
Количество
часов
2
2
4
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
4
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
16
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
Новогодняя гирлянда на окно
из цветной бумаги.
Новогодний топиарий из
картона.
Пейзаж зимний (техника
набрызга)
Новогодняя открытка из
цветной бумаги и картона.
Зимний пейзаж.
Поделка из цветной бумаги и
пластилина «снежная поляна»
Рисование оленя гуашью.
Рисунок в технике акварель с
солью.
Январь
Игрушка «Ангел» из лоскутов
ткани. Создание фигуры куклы.
Рисование гуашью «Кот»
Рисование медведя гуашью.
Пуантилизм.
Лепка из пластилина.
Рисование черепахи (акварель с
солью)
Февраль
Рисование заката гуашью.
Рисование натюрморта с
фруктами.
Рисование натюрморта с
цветами.
Открытка к празднику 23
февраля. Рисунок цветными
карандашами.
Рисование портрета гуашью.
Лепка из пластилина животных.
Матрешка. Рисование гуашью.
Русский народный костюм.
Создание аппликации женского
народного костюма.
Март
Рисование открытки на 8
марта.
Рисование корзины с цветами.
Аппликация из цветной
бумаги «Цветы».
Изучение народных росписей.
Городецкая.
Рисование весеннего города.
15
выставка
2
выставка
4
выставка
2
выставка
2
выставка
выставка
2
2
выставка
выставка
2
2
За месяц по программе:
18
выставка
2
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
2
2
2
2
2
За месяц по программе:
12
выставка
выставка
2
2
выставка
2
выставка
2
выставка
выставка
выставка
выставка
2
2
2
2
За месяц по программе:
16
выставка
2
выставка
выставка
2
2
выставка
2
выставка
2
6
7
8
Лепка дымковской игрушки из
соленого теста.
Раскрашивание гуашью
дымковской игрушки из
соленого теста.
Пластилинография.
выставка
2
выставка
2
выставка
За месяц по программе:
2
16
Апрель
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Создание тарелки в технике
папье-маше.
Декорирование тарелки.
Создание птицы в технике
папье-маше.
Декорирование поделки.
Рисунок акварельными
красками «подводный мир».
Рисование парусника гуашью.
Лепка из пластилина.
Аппликация из цветной бумаги
Пасхальный рисунок «Курочка»
выставка
2
выставка
выставка
2
2
выставка
выставка
2
2
выставка
выставка
выставка
выставка
За месяц по программе:
2
2
2
2
18
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
2
2
2
2
2
выставка
2
Май
1
2
3
4
5
6
Рисунок к 9 Мая.
Рисование весеннего пейзажа.
Рисование бабочки акварелью.
Лепка из пластилина.
Рисование домашнего
животного.
Подведение итогов. Выставка
изделий
За месяц по программе:
12
144
Методическое обеспечение
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники,
эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся
также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии
ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы,
находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является
самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
16
Основной формой организации
деятельность педагога с ребенком.
образовательного
процесса
является
совместная
Методы обучения:
наглядный метод – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия;
практический метод – обучающиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия;
репродуктивный метод – многократное повторение способа деятельности по
заданию педагога;
игровой метод – освоение нового материала, его закрепление и отработка
происходит во время игр;
метод контроля – определение результативности учебно-познавательной
деятельности обучающихся.
Методы воспитания:
Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком
разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил
поведения.
Поощрение – метод воспитания, стимулирующий деятельность учащегося.
Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению
чувства уверенности ребенка в своих силах.
Упражнение – метод воспитания, который предполагает такую организацию
повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся
накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом,
убеждение с поведением.
Педагогические технологии:
Игровые технологии.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении
эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем
усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или
условные взаимодействия людей, вещей, явлений – на уроках математики,
драматизированные отношения героев – на уроках чтения, истории. Например, при
изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по
истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги,
раскрасить, придумать диалоги для беседы.
Здоровьесберегающие:
Применение здоровьесберегающих технологий необходимо на любых уроках и
занятиях, подразумевающих выполнение заданий в сидячем положении. В процессе
обучения дети будут поучать навыки работать с различными художественными
материалами. Процесс требует от ребенка внимания, усидчивости, ловкости и
точности в выполнении действий. От правильной организации занятия, уровня его
гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние
обучающихся, преждевременное наступление утомления. Физкультминутка
необходима на каждом уроке для снятия усталости, напряжения.
Продолжительность физкультминуток – не менее 1,5-2 минуты каждая.
17
Групповые технологии: Групповые технологии предполагают организацию
совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,
взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная
группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы
может меняться в зависимости от цели деятельности. Работа в парах сменного состава
позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность. Во время
групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на
вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Можно выделить следующие уровни коллективной деятельности в группе:одновременная
работа со всей группой; работа в парах; работа в малых группах – до 6 человек.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технологии проблемного обучения
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении
теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В
каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь
помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.
Проблемное обучение включает такие этапы:
осознание общей проблемной ситуации;
ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
проверку правильности решения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении.
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и
обсуждении учениками (традиционная система).
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят
решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый
метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается
способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная и
индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, выставка,
практическое занятие и т.д.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовка к проведению занятия
необходимых материалов и инвентаря).
18
(проветривание
кабинета,
подготовка
2. Организационный момент (приветствие детей, настраивание обучающихся на
совместную работу, объявление темы занятия).
3. Вводная часть занятия (план работы, техника безопасности, демонстрация
наглядных пособий).
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть занятия (самостоятельная работа ученика).
6. Окончание занятия (рефлексия, подведение итогов занятия).
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание
занятий, дополнять практические задания.
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы: шаблоны для вырезания.
Инструкции: перед началом выполнения задания, создается определенная
последовательность выполнения работы, которую ученик должен будет соблюдать
для успешного завершения задания.
Демонстрационный материал: наглядные пособия (работы других учеников или
педагога)
Приложение № 2
19
Лепка из пластилина. Работы учеников студии «Волшебный сундучок»
Натюрморт. Работа ученицы студии «Волшебный сундучок»
Рисование гуашью. Работа ученика студии «Волшебный сундучок»
20
Пластилинография. Работы учеников студии «Волшебный сундучок»
21
22
Папье-маше. Работы учеников студии «Волшебный сундучок»
23
Открытка на праздник. Работа ученика студии «волшебный сундучок»
24