Жар птица_Масель

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании
педагогического совета
от 17.05.2023 г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
17.05.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

Изостудия «Жар-птица»
Возраст обучающихся: 6 – 9 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:
Масель Анжелика Павловна
педагог дополнительного образования

г. Костомукша, 2023

1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Информационные ресурсы
Формы аттестации и контроля
Список использованной литературы

2

3
6
7
9
10
10
11
12
14

1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования
детей»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г. № 1343
«О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного образования детей
Республики Карелия»;

Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022 №230 «Об
утверждении
Регламента
проведения
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 г. № 09-3242);

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной работы», лицензия.

Направленность программы: художественная.
Вид программы – модифицированная, построенная на основе: ДООП «Арт-студия «Радуга»
(составитель Бутина А.П.). С изменениями в части учебного и календарно-тематического планов.
Уровень сложности: стартовый
Актуальность программы: Искусство играет огромную роль в развитии современного человека
и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает
сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и
жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно
актуально это в наше время. Искусство, а в частности, художественно - творческая деятельность,
является наиболее эффективным средством для формирования и развития художественного
восприятия и творческих способностей, личностных качеств ребенка. ДООП арт-студия «Радуга»
учит раскрывать творческий потенциал детей, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое,
удивительное. В ходе освоения программы дети приобщаются к искусству, познают культуру
своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Кредо
педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это
касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети сразной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности
детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Знания и навыки,
3

приобретенные в кружке, дети применяют при оформлении стенгазет, классных уголков,
актового зала к праздникам и других оформительских работ.
Новизна программы: на занятиях используются не только традиционные
художественные средства (карандаш, акварель, гуашь), но и современные материалы для
детского творчества (фломастеры, гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги,
картона, пленки, поролон). Обучение детей владению материалами для рисования,
приемами работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, цветной
бумагой и трафаретами помогает раннему развитию детей, воспитанию в них
художественного вкуса и творческих способностей. В программе используются
развивающие подходы к обучению, включающие в себя 50 техник в рисовании, что
позволяет делать занятия более интересными.
Педагогическая целесообразность: программа направлена на эстетическое
воспитание подрастающего поколения. Занятия открывают большие возможности для
развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активируют
детскую мысль. Главной целью является художественное воспитание детей, воспитание
эстетической взыскательности и самостоятельности суждений, развитие вкуса, понимание
и жажда общения с подлинным искусством. Задача руководителя – пробудить и развить
творческое начало.
Цель: обучение изобразительному искусству через развитие воображения и
творческих способностей школьников.
Задачи:
Предметные:

сформировать знания, умения и навыки художественной деятельности;

развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;

познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых
сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета,
учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения
композиции.
Метапредметные

способствовать повышению уровня эстетического и художественного воспитания
учащихся;

прививать любовь к искусству, творчеству;

углублять и расширять знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью.
Личностные

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Отличительные особенности программы: заключается в том, что обучение
изобразительному искусству начинается с дошкольного возраста – 6 лет, а по разным видам
деятельности: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное работа, беседы об
изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – осуществляется более углубленно. В
течении учебного года обучающимся предоставляется возможностьучастия в городских,
республиканских, всероссийских и международных конкурсах по изобразительному
искусству.
Возраст детей:6-9 лет.
Состав группы: постоянный свободный, от 8, но не менее 14 человек, при соблюдении
санитарно-гигиенических норм и материально-технического обеспечения программы.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Возрастные особенности:
4

У старших дошкольников (6 лет) начинает развиваться произвольное внимание,
произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и
удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает
внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо
выделить фигуру из фона. В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
В 7-9 лет (младшие школьники) в психике ребенка постепенно проявляются
изменения качественного восприятия действительности, происходит формирование четкой
границы между вымышленным и реальным миром. С поступлением в школу в жизни
ребенка появляется новый взрослый, влияющий на формирование личности – учитель.
Начинается новый этап в осмыслении ранее изученного. Происходит формирование
индивидуальности ребенка. В это время он учится самостоятельно принимать решение,
критически относится к услышанному и увиденному. Стремление к самостоятельности
достигает своего пика. Ребенок жаждет все делать без помощи взрослых, самостоятельно
решать, чем ему заниматься в данный момент.
Объем и сроки реализации: один год обучения – 144 часа. Теории – 23 часов, практики –121
час.
Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом
этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа подразумевает индивидуальный маршрут.
Количество детей в группе: 14 человек.
Формы организации детей на занятии: групповая и индивидуальная.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, беседа, выставка, мастеркласс. индивидуальная работа. Некоторые задания требуют объединения детей в
подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением тем. Основной формой работы
являются учебные занятия.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: Занятия проводятся два
раза в неделю по 2 учебных часа по 45 минут – 4 часа в неделю, 9 учебных часов в год
отводятся на индивидуальные занятия. После 45 минут занятий перерыв не менее 15 минут.
Ожидаемые результаты:
После окончания курса обучения обучающийся будет:
 уметь правильно держать карандаш и кисть;
 учитывать формат листа;
 знать теорию цвета: теплые и холодные цвета, тон и полутон;
 знать отличия между основными и составными цветами;
 иметь представление о переднем и заднем планах;
 уметь пользоваться доступными материалами и инструментами: ножницами,
клеем, кистями, бумагой, гуашью, мелками, гелиевыми ручками;
 смешивать краски;
 знать элементарные законы композиции;
 освоить несложные приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;
 знать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт;
 знать основные средства выразительности рисунка: линия, контраст света и тени,
ритм;
 уметь вести последовательную самостоятельную работу и доводить её до
логического завершения;
 проводить самостоятельный анализ работ;
 уметь презентовать свою работу.
5

2.

Учебный план (144 часа)

№

Наименование темы, раздела

1

Введение в программу.
Инструктаж по ТБ. Беседы о
техниках изображения,
выразительных средствах.
Техники рисунка и
живописи.
Рисование. Графика.
Изображения предметов,
животных и растений.
Изучение материалов для
рисования.
Рисование с натуры. Пленэр.
Натюрморт.
Сюжет .Композиция.
Лепка. Основные приемы.
Изучение материалов:
пластилин, тесто.
Бумагопластика. Основы
трехмерного моделирования
из бумаги.
Декоративно-прикладное
искусство. Народное
творчество (хохлома,
матрёшка и т.д.)
Аппликация. Основы.
Подготовка к конкурсам и
выставкам.
Экскурсия в Городской
музей.
Итоговое занятие.

2
3

4
5
6

7

8

9
10
11
12

Итого

Кол-во часов:
всего
практика
теория
2
2

Формы аттестации
и контроля
Тест

2

1

1

74

64

10

Коллективная
работа
Выставка

4

3

1

Выставка

4
18

3
14

1
4

Творческая работа
Выставка

6

5

1

Выставка

8

7

1

Выставка

14
8

12
7

2
1

Выставка
Выставка

2

2

2

1

1

144

121

23

6

Опрос
Творческое
задание

3. Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Беседы о техниках изображения,
выразительных средствах.
Теория: Вводный инструктаж: организация рабочего места, знакомство с кабинетом
изостудии и педагогом. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными
видами
изобразительного
искусства,
материалами,
техниками
изображения,
выразительными средствами. Лекция об основных художественных материалах: гуашь,
акварель, масляная пастель, фломастеры, пластилин и т.д. – и их свойствах, а также об
основных приемах работы с жидкими и твердыми материалами.
Практика: Выполнение творческого задания – изобразить цветок с семью лепестками
(«Цветик-семицветик»).
Результат темы: Тест.
2. Техники рисунка и живописи.
Теория: Знакомство с видами и характером линий. Основные термины: графический знак,
пятно, линия, штриховка, дуга.
Практика: Выполнение творческой и живописной работ – рисунки на темы «Лягушка»,
«Листик», «Осенний лес», «Ежик».
Результат темы: Коллективная работа из готовых элементов (рисунков).
3. Рисование. Графика. Изображения предметов, животных и растений. Изучение
материалов для рисования.
Теория: Представление об основных и составных цветах. Знакомство с определенной
техникой изобразительного искусства, возможностями цвета – теплого, холодного, глухого,
звонкого, выразительным характером линий, ритмом пятен, объемом.
Основные термины: Ритм, характер, подмалевок, пятно, колорит, перспектива – задний и
передний планы, композиция линия горизонта, иллюстрация. акварель, гуашь, карандаш,
пастель, воск
Практика: Выполнение творческих работ на темы:
 Живопись: «Осеннее настроение», «Дворец», «Ежик», «Лисичка в траве».
 Графика: «Силуэт», «Бабочка-чудесница», «Лисичка сестричка», «Мишка
косолапый», «Котик», «Петушок», «Кораблик», «Волшебница зима», «Весна
красна», «Осенний лист», «Радуга», «Жираф», «Корзина с грибами», «Тюльпаны»,
«Сирень», «Астры», «Яблоня», «Праздник Новый год», «Елка», «Тигренок»,
«Золотая рыбка», «Аквариум».
 Смешанная техника: «Семья котят», «Идет дождь», «Забавный цыпленок».
 Рисование пальчиками: «Мишка».
 Рисование ладошкой: «Уточки в пруду», «Птица».
 Кляксография: «Цветы».
 Набрызг: «Зима».
 Рисование поролоном: «Первый снег», «Зимушка».
Результат темы: Выставка работ по результатам выполнения заданий.
4. Рисование с натуры. Пленэр. Натюрморт.
Теория: Знакомство с основами композиции. Обучение созданию в рисунке образа
любимой игрушки: рассматривание игрушки, определение формы и величины частей. В
зависимости от общей формы игрушки выбор горизонтального или вертикального
расположения бумаги. Показ последовательности построения игрушки и методов передачи
фактуры через технику. Подбор фона в зависимости от цвета игрушки.
Основные термины: Композиция, форма: круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник, горизонталь, вертикаль, фактура, фон.
Практика: Выполнение творческой работы в смешанной технике: масляная пастель,
акварель – тема «Тигренок».
Результат темы: Выставка по результату выполнения задания.
7

5. Сюжетная композиция.
Теория: Обсуждение с детьми прочитанной или рассказанной сказки, показ иллюстраций,
детских рисунков к другим сказкам. Обучение передаче в рисунке несложного сюжета.
Построение композиции рисунка (размещение главных героев, их величина). Объяснение
последовательности в создании рисунка.
Основные термины: Композиция, композиционный центр, сюжет, иллюстрация.
Практика: Выполнение творческой работы в смешанной технике по темам: «Близнецы»,
«Ежик с урожаем».
Результат темы: Творческая работа по темам.
6. Лепка.
Теория: Обучение основным приемам лепки из пластилина (скатывание, раскатывание,
сплющивание, растягивание). Рельефы и последовательность их выполнения. Подбор
цветов к созданию определенной композиции, в зависимости от выбранного фона и
рельефа. Правила использования инструментария для лепки: доска, стеки, ткань и т.д.
Практика: Выполнение творческой работы по темам: «Ежик с грибами», «Корзинка с
ягодами и яблоками», «Украшения», «Снеговик», «Волшебная рыбка», «Розы»,
«Дымковские мотивы».
Результат темы: Выставка творческих работ.
7. Бумагопластика.
Теория: Изучение различных видов бумаги, её свойства. Обучение технике
бумагопластики. Обучение приемам сгибания, вырезания, наклеивания.
Практика: Выполнение творческой работы по темам: «Снежки», «Снежинки», «Птицы»,
«Бабочки».
Результат темы: Выставка творческих работ.
8. Декоративно-прикладное искусство.
Теория: Изучение хохломской, гжельской и городецкой росписей, их характерные
особенности: колорит, составные элементы, композиция. Обучение выполнению элементов
декоративно-растительного орнамента (узора). История создания русской матрешки, её
отличительные особенности.
Практика: Выполнение творческой работы по темам: «Хохлома на блюде», «Матрешка»,
«Орнамент в полосе», «Гжельская посуда», «Пасхальное яйцо».
Результат темы: Фотовыставка после выполнения задания.
9. Аппликация.
Теория: Обучение основам создания композиции, приемам выравнивания и наклеивания,
подбора цвета. Обучение приемам использования засушенных листьев, цветов, веточек.
Обучение созданию коллективной композиции. Обучение выполнению объемной
аппликации.
Практика: Выполнение творческой работы по темам: «Арбуз», «Петушок», «Рыбка»,
«Кот», «Цыпленок», «Цветы».
Результат темы: Выставка творческих работ.
10. Подготовка к выставкам и конкурсам.
Теория: Знакомство с правилами оформления работ. Обучение: изготовлению паспарту,
оформление в них рисунка, наклеивание этикетки, монтированию работ в рамах,
составлению композиции выставки.
Практика: Изготовление паспарту, этикеток. Отбор работ на выставки и конкурсы.
Результат темы: Выставка творческих работ.
11. Экскурсии.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при поездке в общественном транспорте.
Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, во время
экскурсии. Беседа о цели и задачах запланированной выставки.
Практика: Осенняя прогулка по улице. Сбор сухих листьев для занятия на тему «Осеннее
очарование».
8

Результат темы: Беседа.
12. Итоговое занятие. Творческое задание.
Теория: Знакомство с правилами выполнения творческих заданий.
Практика: Творческое задание.
Результат темы: Итоговая фотовыставка.

9

3. Календарный учебный график
Начало учебного года по программе:
Окончание учебного года:
Продолжительность учебного года:
I полугодие:
II полугодие:
Продолжительность каникул:
Сроки проведения мониторинга:
Выходные и праздничные дни:

1 сентября 2020
31 мая 2021
36 недель
16 недель
20 недель
2 недели
2 раза в год (декабрь, май)
1. Суббота, воскресение;
2. 4 ноября – День народного единства
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января –
новогодние каникулы;
4. 7 января – Рождество Христово;
5. 23 февраля – День защитника Отечества
6. 8 марта – Международный женский день;
7. 1 мая – Праздник весны и Труда;
8. 9 мая – День Победы;
9. 12 июня – День России.

10

4. Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходимы следующие материалы и оборудование:
 кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
 стулья, планшеты;
 натюрмортный и постановочный фонд: муляжи овощей, фруктов, посуда
различной фактурности, форм и цвета, гипсовые формы (геометрические
тела, розетки, рельефы), драпировки, муляжи животных.
 выставочное оборудование (мольберты, рамы, стенды);
 магнитная доска;
 художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, пастель, масляная
пастель, перья, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши, восковые
мелки, пластилин;
 природные материалы: ракушки, песок, сухие листья, речные камни, кора
деревьев, глина;
 кисти;
 бумага для акварели, гуаши и пастели и цветная.

Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).






5. Методическое обеспечение:
книги по изобразительному искусству;
периодическая литература и книги по темам;
демонстрационный материал (рисунки детей, презентации, репродукции);
методическая литература: журналы, учебные пособия для детей.

6.
Информационные ресурсы
1. Онлайн-студия рисования. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jivopisets.ru.
2. Всемирный каталог идей на русском языке. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.pinterest.ru/risunki.
3. Учебно-методический кабинет онлайн. [Электронный ресурс]. - URL: https//pedkopilka.ru/blogs/tatjana-evgenevna-sopina/rybka-raduzhka.html.
4. Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Поделки и игры для детей». [Электронный
ресурс]. - URL: https://vk.com/public52969542.
Формы реализации:
Очная.
Программа может быть реализована в дистанционном формате с использованием сети
Интернет (использование образовательной платформы Сферум, официальной группы
МБОУ ДО КГО «ЦВР» https://vk.com/centrvneshkolnik, группы объединения
«Компьютерная графика и дизайн» https://vk.com/club194283721).
Данная программа реализуется на базе МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»

11

Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению об
итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной
работы».
При поступлении в объединение в течение года новых обучающихся с ними проводится
начальная диагностика в форме беседы, в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности
детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в
сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три раза в год
(сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация, май – итоговая
аттестация).






Данная программа имеет четыре вида контроля:
входной –
проводится
в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
текущий - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотрработ;
промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры,
кроссворды, тестовые задания, персональные выставки;
итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоенияпрограммы:
творческие задания, итоговая отчетная выставка.
В качестве форм аттестации по программе используется: викторины, конкурсы, участие
в тематических выставках и фестивалях различного уровня, персональные выставки, отчетная
выставка, творческие задания.
Методы определения результативности:

Наблюдение: выполняется педагогом в процессе практической работы обучающихся, с целью
определения уровня развития детей, их творческих способностей, уровня усвоения темы,
выявления детей с особыми потребностями.
Выполнение практических заданий: наиболее часто используемая форма контроля,
заключается в репродуктивном воспроизведении обучающимися действий, показанных
педагогом. Педагог наблюдает за ходом выполнения работы, отмечает моменты не усвоенные
или плохо усвоенные детьми, проводит корректировку.
Самостоятельная работа: проходит в форме практического занятия. Тема работы
определяется педагогом. Педагог обсуждает с детьми тему и примерный ход выполнения
задания, при необходимости дети совместно вспоминают настройки инструментов, команды
и горячие клавиши, которые потребуются при выполнении задания. Обучающиеся
самостоятельно создают документ необходимого формата и выполняют работу. При
необходимости, педагог оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие в
процессе работы вопросы,
Конкурсная работа: педагог рассказывает детям о тематике конкурса, номинациях,
требованиях к конкурсной работе, обсуждает с ними общий план работы, примерное
композиционное и цветовое решение. Обучающийся создает работу под наблюдением
педагога, обращаясь при необходимости за помощью. В данной форме работы используются
12

совместные обсуждения работ на различных этапах выполнения.
Тестирование: проходит в вопросно-ответной форме, дети отвечают на вопросы педагога
устно либо письменно.
Опрос: проходит в начале занятия, педагог задает вопросы по пройденной на прошлом занятии
теме, обучающиеся отвечают устно.
Выставка: работы для выставки создаются детьми по заданной либо свободной теме в течение
ряда занятий, с помощью педагога. Законченные работы оформляются в тематическую
выставку, либо загружаются в официальную группу ВКонтакте в отдельный альбом с
указанием автора, возраста, названия работы.
Презентация творческих работ: проходит поэтапно, на первом этапе обучающиеся
самостоятельно либо с помощью педагога и товарищей создают творческую работу по
свободной или заданной теме. Второй этап: подготовка каждым учеником краткого рассказа о
теме своей работы, ходе ее выполнения, использованных в работе приемах и методах,
возникших затруднениях. На следующем этапе каждый ребенок представляет свою работу
перед педагогом и товарищами, сопровождая демонстрацию подготовленным рассказом.

13

7. Список литературы
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989. - 270 с.
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке – М., 1985. 96 с.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. - М., 1989 г. - 112 с.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. - М.,1987. - 192 с.
5. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988. - 192 с.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания вначальной школе. - М., 2008. - 96 с.

14

Приложения
Приложение 1
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
1
2
3
4

5
6

Название мероприятия,
событие
Посвящение в кружковцы
Осенний лагерь
«Экологический»
День народного единства
Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)
День защитника Отечества
Всероссийская акция
«Рисуем Победу»

Форма
проведения
концерт
Лагерь/площадка

Сроки
проведения
сентябрь
Октябрь-ноябрь

Ответственный

Мастер-класс,
беседа
беседа

Ноябрь

Волкова Н.С.

январь

Масанин А.М.

Концерт
Акция (онлайн)

Февраль
Май

Пчелова В.Н.
Волкова Н.С.

15

Пчелова В.Н.
Масанин А.М.

Приложение 2
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
1
1.
Знакомство с
образовательной
областью

2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.

3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

4.
Пассивное участие в
делах объединения

Начальный уровень

Уровень освоения

2

3

Уровень
совершенствования
4

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
знаний

Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками

Допрофессиональная
подготовка

Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Показатель «Творческая активность»
Социализация в
коллективе.
Инициативу
проявляет редко.
Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет
поручения, задания.
Проблемы решить
способен, но при
помощи педагога.

Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи
свои и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать
интересные идеи, но
часто не может
оценить их и
выполнить.

Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.

Показатель «Достижения»
Активное участие в
делах объединения.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

16

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Приложение 3
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:
п/п №

ЗУН
№ уровня

№ группы
(кол-во детей в
каждой группе)

1
1
2

№1 (14 чел)

14
8

2

Мотивация к знаниям
№ уровня

3

4

1

2

4

10
8

17

3

Творческая активность
№ уровня

4

Достижения
№ уровня

1

2

3

4

1

2

1

2

10

1

5

9

8

8

3

4

18

Принята на заседании
педагогического совета
от « »__________ 20 г.
Протокол № ______

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С.Тырина
«_____» _____________ 20__ г.

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от
09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности «Жар-птиц» для детей в возрасте 6-9 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа)
на 2022-2023 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Пояснительная записка», связанные с обновлением федеральных
нормативных документов;
2. Изменения в раздел Приложения: добавлено Приложение 1 «Календарный план
воспитательной работы», Приложение 2 Критерии показателей уровневого дополнительного
образования обучающихся, Приложение 3 Итоговая таблица показателей диагностики
образовательного уровня обучающихся.
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете и утверждены
директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».

Методист

/
ФИО

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».