Фольклорный ансамбль_Прикман

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.

рабочая программа
«Фольклорный ансамбль»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
художественной направленности

Возраст обучающихся: 6-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: стартовый

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Прикман К.И.

г. Костомукша, 2023 г.

Оглавление
Пояснительная записка

3

Учебный план

11

III.

Содержание учебного плана

13

IV.

Условия реализации программы

17

Формы аттестации и оценочные материалы

18

Список литературы и источников

20

Приложение 1. Календарно-тематический график

22

Приложения 2. Календарный учебный график

39

Приложение 3. Календарный план воспитательной работы

40

I.
II.

V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.

Приложение 4. Критерии показателей уровневого дополнительного 41
образования обучающихся

XI.
XII.

Приложение 5. Комплекс упражнений для разминки рук
Приложение

6.

Итоговая

таблица

образовательного уровня обучающихся

показателей

42
диагностики 43

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Фольклорный ансамбль» разработана с учетом:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации»;


Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022

г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;


Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №

1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;


Методические

общеразвивающих

рекомендации

программ

(включая

по

проектированию

разноуровневые

дополнительных

программы)

(письмо

Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);


Порядок

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими
дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной

работы», лицензия.
Направленность: Художественная
Вид программы – модифицированная (адаптированная) разработана на
основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального

искусства

«Музыкальный

фольклор»

(Петрозаводская

детская школа искусств им. М.А. Балакирева», Петрозаводск, 2016 г.) с изменениями в
части
Уровень сложности – Стартовый
Актуальность:

в условиях современного российского общества процессы

социализации личности протекают противоречиво. Поэтому, особо важным становится
решение задач, связанных с повышением уровня духовно-нравственной культуры
социума. Огромную роль в этом играет воспитание подрастающего поколения и
приобщение его к лучшим народным традициям, содержащим богатый воспитательнопедагогический потенциал, высокие нравственные идеалы, образцы поведения,
нормативно-регулятивные

механизмы.

Программа

«Фольклорный

ансамбль»

ориентирована на воспитание ребёнка в традициях народной культуры, формирование
бережного отношения и любви к ней. Программа создана для того, чтобы возрождать
духовное наследие и культуру родного края с помощью занятий, основанных на
традициях русской культуры, народных праздников, игр, песен и танцев.
Программа служит задачам возрождения фольклорного творчества, как одной из
важных

составляющих

национальной

художественной

культуры.

Программа

«Фольклорный ансамбль» дает возможность познакомить детей с культурой и
традициями карельского народа через изучение традиций, народного вокала, элементов
танца.
Новизна.


Программа «Фольклорный ансамбль» направлена на развитие у детей чувства ритма,
памяти,

мимики,

дикции,

воспроизведение

мелодии

голосом

(чистоты

интонирования), а также, на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков
игры на кантеле, чтении с листа, ансамблевой игры, самостоятельной работы.


Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой
деятельности.



В ходе обучения широко применяется метод импровизации, что дает ребенку
возможность проявить свои исполнительские умения вне зависимости от уровня
подготовки, буквально с самых первых занятий. Импровизация – это особый вид
творчества, при котором сочинение происходит непосредственно во время
исполнения. С помощью импровизации ребенок может показать возможности своего

воображения, фантазии, учится понимать свои и чужие чувства и эмоции, слушать
себя и другого человека, уважительно относиться к своему и чужому творчеству.
Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей, то есть
умению создавать в музыкальном искусстве нечто новое, оригинальное, обладающее
художественной значимостью. Это имеет большое значение в формировании
творческой личности.


В учебный план программы входят не только теоретические знания о фольклоре, но
и практические: на занятиях дети изучают песенный фольклор и малые фольклорные
жанры, народные инструменты, такие как кантеле, йоухикко, народные костюмы,
традиции и обычаи. Также, в программу входит обучение элементам карельского
танца. Такой подход позволяет более глубоко и разносторонне изучать национальное
культурное наследие.



Часть учебного курса посвящена подробному изучению карело-финского эпоса
«Калевала», что воспитывает в детях не только интерес, но и уважение к своим
национальным истокам.
Педагогическая целесообразность определяется тем, что знакомство с народной

песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке,
его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально
ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей.
Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают
возможность глубже познать действительность, исторические и национальные
особенности своего народа. Важным является привить детям любовь к фольклору,
фольклорной песне, воспитать интерес и уважение к своим национальным истокам, к
сохранению традиций карельского народа и его культуры через взаимосвязь с другими
видами искусства и жизнью. Это не только эстетическая, но и, прежде всего идейнонравственная задача современного образования.
Цель: формирование интереса к народной музыкальной культуре и фольклору,
через развитие музыкальных способностей и творческой индивидуальности ребенка.
Задачи:
Образовательные задачи:


работа над дыханием и опора звука;



работа над развитием гармонического слуха, чистотой интонирования;



работа над строем, ансамблем;



устранение дефектов в звукообразовании;



воспитание навыков пения без сопровождения;



разучивание календарно-обрядовых песен;



обучение народному вокалу;



простейшему народном танцу;



основам музыкальной грамоты;



развитие творческих способностей.
Развивающие задачи:



развивать творческое мышление, речь, музыкальную память и слух;



развивать музыкальную культуру ребенка;



знакомить с карело-финским эпосом «Калевала».



пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к народной песне;



познакомить детей с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора
не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные
особенности, манеру исполнения, говор;



познакомить детей с детским песенным фольклорам;
Воспитательные задачи:

 воспитание

интереса

к

культуре,

обычаям,

традициям самобытности

карельского и финского народов;
 воспитание интереса к карельскому и финскому языкам, желание изучать их в
школе и на бытовом уровне;
 знакомство и разучивание национальных песен, музыкальных игр, хороводов,
загадок и т.д. Все это организует детей, воспитывает толерантность, любовь к
Родине, родному краю.
Отличительные особенности программы:


Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, народного
театра, фольклорных игр и др.



Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов
педагогической свободы обучения.



Широкое применение импровизации для развития творческого потенциала
детей.



Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима,
каждый ребенок – чудо.

Программа предоставляет возможность обучающимся заниматься по индивидуальным
образовательным маршрутам.
Программа

предоставляет

возможность

обучающимся

с ограниченными

возможностями здоровья заниматься по данной программе.
Возраст детей: от 6 до 12 лет.
Краткая

характеристика

обучающихся,

возрастные особенности:

Возраст 6 - 8 лет:
В этом возрасте проявляется самостоятельность и желание делать все самому,
преобладает наглядно-образное мышление, чувственное познание окружающего мира.
В возрасте 6 - 8 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок
начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как
плохо.

Преобладает

подвижность,

любознательность,

подражательность,

эмоциональность. Развивается мелкая моторика, память, речь, творческое мышление.
Костно-мышечный аппарат отличается большой гибкостью и в этом возрасте
необходимо обратить особое внимание на формирование правильной осанки детей при
обучение игре на кантеле. Вместе с тем ребенок не может долго концентрировать свое
внимание на чем-либо, это педагог должен учитывать и включать в занятия игровые
моменты.
Возраст 9 – 12 лет. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко
выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те
объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное,
яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Более развита наглядно-образная
память, чем словесно- логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в
памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный
отклик.
При

разработке

программы

и

календарно-тематического

планирования

необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности
обучающихся, в том числе:
- Ярко выраженный познавательный характер деятельности.
- Возрастной и индивидуальный характер формирования приемов запоминания (повтор,
внимательное и длительное рассмотрение материала);
- Формирование целенаправленного внимания с учетом индивидуального темпа от
непроизвольного внимания;
- Становление абстрактного и обобщающегося мышления;
- Зависимость памяти от развития интеллекта обучающегося.

Объем и сроки реализации:
Один год обучения - 144 часа.
Теория: 40 часов.
Практика: 104 часа
4 академических часа в неделю. Перерыв между занятиями

- 15 мин. 36 учебных

недель (с сентября по май).
Формы организации обучающихся на занятии: групповая работа, работа в
парах, индивидуальная работа.
Основные формы проведения занятий: комплексное занятие, мастер класс,
индивидуальное и групповое занятие, урок, беседа, индивидуальная работа, сводная
репетиция, концерт.
В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа,
прослушивание традиционного, песенного материала, пение, работа с музыкальношумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых
песен, работа над звукоизвлечением, посещение выставок, музеев, концертов участие в
концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Состав группы: 8 человек.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
В результате освоения практической части курса обучающиеся должны:
- Уметь отличать песенные традиции своего края;
- Знать и применять интонирование (понимание и воспроизведение);
- Овладеть навыками сольного исполнения и в ансамбле;
- Иметь навык выступления на концертах, фестивалях;
- Уметь слушать, слышать и понимать музыку;
- Иметь навык импровизации (придумывание своих мелодий);
- Создавать музыкально- слуховые представления;
- Иметь начальное развитие музыкально- образного мышления;
- Овладеть навыками движений в народном танце;
- Иметь преставления о простейших штриховых, динамических обозначениях;
- Различать на слух качества звучание народных инструментов, выделять интонацию и
ритмический оборот;
- Быть знакомыми на слух со строями кантеле и йоухикко;
- Уметь петь каноном и в терцию;
- Исполнять в ансамбле и соло народные песни.

В результате освоения теоретической части курса обучающиеся должны:
Иметь представление о музыкальных традициях Карелии.
Знать основные способы звукоизвленчения (петь «грудью» и «в голову)
Знать правила безопасности поведения на занятии.
Знать основные понятия о музыкальных жанрах и стилях.
Знать карело-финский эпос «Калевала».
Иметь сформированное сознательное отношение к музыкально-творческой
деятельности.
Способы определения результативности:
Проводится через оценку знаний, умений и навыков в процессе обучения по данной
программе. Через диагностику (по форме ЗУН.) Открытые

занятия, концерты,

фестивали, творческий отчет для родителей.
В конце каждого полугодия предусмотрена промежуточная аттестация, в виде классконцерта для родителей. Обучение завершается итоговой аттестацией, в виде отчётного
концерта. Экзамен по предмету не предусмотрен
Принципы обучения и воспитания:
Занятия должны приносить обучающимся радость и психологическое удовлетворение
от музыкальных, интеллектуальных и духовных открытий, находок, озарений. В целях
предупреждения усталости, сохранения внимания работоспособности обучающихся,
необходимо применять различные виды деятельности;
- творческая обстановка занятий, поисковая методика в рамках педагогики
сотворчества;
- оценка творческого труда обучающегося должна быть тактичной и доброжелательной.
При

организации

педагогического

процесса

на

занятиях

используются

общепедагогические принципы обучения и воспитания:
Принцип воспитывающего обучения тесно связан с репертуаром, который
является основой обучения и воспитания. Для достижения наилучших результатов
при отборе учебного материала педагогу необходимо учитывать, какие
знания

и

навыки

приобретают

обучающиеся,

работая

новые

над произведением, а

также, развитию каких сторон личности обучающегося будет способствовать
содержание этого произведения.
Одним из ведущих принципов построения учебного процесса является
принцип развивающегося обучения, который основан на утверждениях психологов
о том, что способности человека развиваются только в процессе соответствующей
деятельности. Опыт показывает, обучение вокалу способствует быстрому раскрытию

способностей обучающихся, обостряя его музыкальную и социальную активность,
содействует укреплению психики образного и логического мышления, развитию
дикции.
Вариативность подхода к учебному материалу, поиск как можно большего
числа вариантов исполнения одной и той же пьесы или упражнения является
важным принципом, особенно при развитии творческих способностей обучающихся.
Доступность и последовательность требований и объяснений педагога
является залогом его успешной работы.
Преемственность

как

принцип

отбора

музыкального

материала.

Этот

принцип логично вытекает из программ музыкальных занятий обучающегося в
дошкольных образовательных учреждениях, семейного, школьного музыкального
опыта, в том числе опыта этнокультурного, получаемого в окружающей среде
обучающегося.
Методы и приемы, используемые на занятиях
Словесный (обьяснение, замечания)
Наглядно-слуховой.(показ и пояснение педагога и детей.)
Игровой.(музыкальные викторины, угадай-ки).
Практический (отработка техники исполнения и совершенствования мастерства).
Коммуникативный (объяснение, пояснение, указание, замечание и беседа).
Основной формой обучения народному вокалу является занятие, состоящее из двух
частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с
помощью систематического повторения упражнений и последовательного возрастания
сложности заданий. Учитывая индивидуальные способности,
ребенка,

его

прилежание и

знания

и

умения

желание заниматься, выделяется лидер в ансамбле.

Темп обучения для каждого обучающегося индивидуален и зависит от его личных
способностей и усердия в занятиях.
Основная цель – в процессе обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий,
которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат. Для
успешного достижения результатов освоения программы используются основы
дидактики: от простого-к сложному, последовательность, постепенность и т.д.,
игровые приемы: элементы логоритмики, потешки, игры со словом.

Учебный план (144 часа)
№

Название раздела, темы

п/п
1.

Организационное занятие.

Количество часов

Формы

Всего

Теория

Практика

аттестации/контроля

2

1

1

Беседа, опрос

16

1

15

Опрос

6

3

3

Выполнение

Вводный инструктаж по
технике безопасности.
2

Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.

3

Нотная грамота. Скрипичный
ключ, ноты первой октавы,

практических

длительности, паузы, размеры.

заданий, анализ
качества
выполнения

4

Инструменты финно-угорской

8

6

2

группы. Знакомство со

Опрос, устная
викторина

строением и применением,
историей и географией.
5

Изучение карело-финского

6

3

3

Опрос

6

2

4

Выполнение

эпоса «Калевала»
6

Обучение импровизации.

практических
заданий, анализ
качества
выполнения
7

Подготовка концертных

32

4

28

номеров, ансамбль.

Выступление на
сцене, анализ
качества
выполнения

8

Изучение песенного
фольклора Карелии.

30

8

22

Выполнение
практических
заданий, анализ
качества
выполнения

9

Патриотическое воспитание.

16

4

12

Опрос

16

6

10

Опрос, показ

Пение патриотических песен,
изучение фольклора
различных регионов.
10

Изучение карельского
фольклора, знакомство с

определенного

культурой, обычаями,

обряда, песни или

танцами, играми.

танца, устная
викторина, игра.

11

Итоговое занятие-повторение

6

2

4

Опрос, концертные

пройденного материала,

номера, мастер-

открытый урок, концерт,

класс от детей

мастер-класс для родителей.

Итого:

родителям.

144

40

104

Содержание учебного плана (144 часа, теория 40, практика 104)

1.

Организационное

занятие.

Вводный

инструктаж

по

технике

безопасности. (2 акад.часа)
Теория. Техника безопасности игры на кантеле и санитарно-гигиенические нормы
при игре на инструменте. Правила поведения в музыкальном классе. Знакомство с
программой, планом работы.
Форма аттестации и контроля: опрос.
Результат темы: усвоение знаний по технике безопасности и правилам поведения
в музыкальном классе; знакомство с программой.
Оборудование: ноутбук с презентацией.
2. Постановка голоса, упражнения на дикцию, развитие мимики. (16 акад.часа)
Теория. Устройство голосового аппарата, гигиена голосового аппарата, техники
дыхания.
Практика. Развитие диафрагмального дыхания, упражнения на мимику,
различные скороговорки для развития дикции, распевки для постановки определенных
навыков, которые пригодятся в пении-для дыхания, для правильного извлечения
гласных.
Форма аттестации и контроля: Опрос, исполнение заданий.
Результат темы: усвоение материала по устройству голосового аппарата, умение
управлять своим голосом, слышать и анализировать свои ошибки.
Оборудование: фортепиано, баян.

3.

Нотная

грамота.

Скрипичный

ключ,

ноты

первой

октавы,

длительности, паузы, размеры. (6 акад.час)
Теория. Изучение правил написания нот, скрипичного ключа. Длительности:
целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая, размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Основные
музыкальные термины, паузы.
Практика. Запись нот, чтение с листа. Определение на слух мажора и минора,
интервалов. Умение просчитывать и простукивать длительности, паузы.
Результат:

обучающийся

должен

уметь:

читать

с

листа

простейшие

одноголосные мелодии, размеры, длительности определять на слух. Играть в мажоре и
миноре.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: нотные тетради, карандаши, ластики, доска, фортепиано.

4. Инструменты

финно-угорской

группы.

Знакомство

со

строением

и

применением, историей и географией. (8 акад. часов)
Теория: Знакомство с понятием «финно-угры» как с этнической группой, с их
географическим расположением. Делим музыкальные инструменты на классы
применения и одновременно знакомимся с традициями и обычаями каждой подгруппы,
выявляя особенности каждой. Делаем акцент на струнных инструментах, слушаем их
звучание смотрим познавательные документальные фильмы.
Практика: Игра на 5-и струнном диатоническом кантеле, разучивание простой
мелодии «Нюккютус».
Результат: обучающийся должен уметь определять звучание инструментов, их
назначение.
Форма аттестации и контроля: опрос, устная викторина.
Оборудование: ноутбук с фильмами, колонка, кантеле.
5. Изучение карело-финского эпоса «Калевала» (6 акад.часов)
Теория: История создания эпоса, его роль в жизни современного музыканта.
Знакомство с Элиасом Леннротом, его биографией, особенностями жизни и профессии.
Практика: Чтение эпоса по ролям.
Результат. Обучающийся должен знать сюжет эпоса, героев.
Форма аттестации и контроля: опрос
Оборудование: ноутбук, эпос «Калевала».
6. Обучение импровизации. (6 акад.час)
Теория. Просмотр фильмов про импровизацию, повторение интервалов.
Практика. Игра «настроение» - каждый ученик в начале занятия должен спеть
свое настроение, а остальные его угадывают. Игра «зеркало» - ученики садятся друг
против друга и зеркально отражают действия партнера, добавляя одно свое, так по кругу
каждый ученик повторяет действия предыдущих и добавляет что-то свое, в конце все
вместе повторяют получившуюся картину. Также сочинение собственного варианта рун
на основе сюжета эпоса «Калевала». Сочинение собственных маленьких произведений.
Результат: обучающийся должен уметь: внимательно слушать себя и партнера,
уметь на ходу сочинять или дополнять мелодию как в свободной форме, так и с
конкретными задачами.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук, баян, фортепиано, колонка.

7. Подготовка концертных номеров, ансамбль. (32 акад.час)
Теория. Повторение изученного материала, знание которого нужно для
определенной композиции. Изучение правил поведения на сцене. Подробное
ознакомление с нотным текстом, темпо-ритмом произведений. История композиции, его
география, принадлежность к обряду-изучение или повторение обряда.
Практика Разучивание произведений по одному, затем в ансамбле, метод
активного слушания. Деление по группам. Подготовка конкурсной программы, запись
видео.
Результат: Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: баян, фортепиано, видео-камера.
8. Изучение песенного фольклора Карелии. (30 акад.час)
Теория. Прослушивание различных записей исполнения карельских народных
песен. Изучение диалектов, правильное произношение финских карельских слов и букв.
Изучение обрядовых песен.
Практика. Пение карельских народных песен, пропевание финских гласных.
Театрализованная постановка обрядов, праздников с пропеванием подлинных
произведений, которые сопровождали тот или иной обряд.
Результат: Знание основных стилистических особенностей песен Карелии,
умение отличать диалекты и повторять их на практике.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: баян, пилли (карельская пастушья флейта).
9. Патриотическое воспитание, пение патриотических песен, изучение фольклора
различных регионов. (16 акад.час)
Теория. Заучивание слов Гимна РФ, проходим важнейшие даты, события нашей
страны, обсуждаем. Также изучаем Седьмую симфонию Шостаковича «Ленинградская»,
знакомимся с фольклором южных регионов страны.
Практика. Поем патриотические песни. Посещение комнаты боевой славы,
участие в митингах, поддержка солдат на фронте рисунками и письмами. Также пение
военных казачьих народных песен.
Результат: Участие в митингах, представление о масштабах, красоте Родины.
Участие во всевозможных патриотических мероприятиях.

Форма аттестации и контроля: опрос.
Оборудование: баян, фортепиано, ноутбук.
10. Изучение карельского фольклора, знакомство с культурой, обычаями, песнями,
танцами, играми. (16 акад.час)
Теория. Изучение традиций карелов, в основном Вокнаволок, Ухта, Юшкозеро.
Изучаем элементы и предназначение одежды, знакомимся с карельское кухней. Изучаем
свадебный обряд, также колядки и веснянки.
Практика, Разучивание обрядовых песен, посещение карельской горницы.
Театрализованные постановки в определенные праздники-масленица, Пасха, Рождество,
Покров. Карельские народные игры, танцы. Обязательное разучивание карельского
хоровода-Крууга.
Результат: Участие в концертах, представление о карельском фольклоре,быте,
традициях.
Форма аттестации и контроля: Опрос, показ определенного обряда, песни или
танца, устная викторина, игра
Оборудование: кантеле, баян, фортепиано.
11. Итоговое занятие - повторение пройденного материала, открытый урок,
концерт, мастер-класс для родителей. (6 акад.час)
Теория. Повторение изученного материала с помощью опроса-диалога.
Практика. Концертная программа для родителей, открытый урок, мастер-класс
от детей для родителей.
Результат: Участие в концертах, представление и карельском фольклоре-быте,
традициях.
Форма аттестации и контроля: Опрос, концертные номера, мастер-класс от детей
родителям.
Оборудование: баян, фортепиано

Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении

o

СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
o

музыкальные инструменты: 5 –ти струнные и 10-ти струнные кантеле;

o

ключи, тюноры;

o

медиаторы;

o

проектор, экран;

o

мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др);

o

дидактический материал: шумовые инструменты, тетради для записей;

o

наглядный материал: портреты рунопевцев, композиторов, иллюстрации.

o

методические

материалы:

программа,

календарный

план,

план

по самообразованию, перспективное планирование, методические и практические
пособия по обучению игре на кантеле, нотные сборники;
дидактический материал: шумовые инструменты, фортепиано, тетради

o

для

записей, карандаши и ластики;
наглядный материал: портреты рунопевцев, композиторов, иллюстрации, нотные

o

записи, сборники песен.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N
652н).
Информационное обеспечение:
В своей работе педагог использует самостоятельно созданные презентации на
флеш-носителях, видео-уроки по темам, иллюстрационный материал, а также интернетресурсы.
Формы реализации:
Очная.
Программа может быть реализована в дистанционном формате с использованием
сети Интернет (использование образовательной платформы Сферум, официальной

группы МБОУ ДО КГО «ЦВР» https://vk.com/centrvneshkolnik, группы объединения
«Компьютерная графика и дизайн» https://vk.com/club194283721).
Данная программа реализуется на базе МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной
работы».
Формы аттестации и контроля:
Система контроля и оценки знаний, умений и навыков детей способствует
более точной оценки усвоения материала и повышение качества исполнения. Это 3
этапа: контроль в начале года, середине учебного года и в конце года.
1-этап. Вводный контроль. Цель: определение уровня развития ребенка и
его творческих способностей. Форма контроля - просмотр
2-этап. Текущий контроль: в течении всего учебного года. Цель: Усвоение
детьми учебного

материала

и

готовность

к

восприятию

нового

материала.

Выявление более одаренных детей и отстающих в усвоении программы. Подбор
более

эффективных методов и приемов. Индивидуальная игра с педагогом. Форма

контроля – наблюдение, опрос, упражнения на технику, практические задания.
3-этап. Итоговая аттестация. Цель: определение результата обучения,
степени усвоение материала. Приобретение знаний, умений, навыков. (ЗУН),
при этом уровень сложности зависит от индивидуальной подготовки детей.
Форма контроля - Концерт, сольное и ансамблевое пение.
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
см. Приложение 4.
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня
обучающихся см. Приложение 6.
Формы определения результативности:
Участие в финно- угорском фестивале: «Кантелетар», концерты, творческие
встречи, мастер- классы для родителей с детьми, открытые занятия для
родителей и другие мероприятия.
Методы определения результативности:
Наблюдение: выполняется педагогом в процессе практической работы обучающихся, с целью
определения уровня развития детей, их творческих способностей, уровня усвоения темы,
выявления детей с особыми потребностями.
Выполнение практических заданий: наиболее часто используемая форма контроля, заключается
в репродуктивном воспроизведении обучающимися действий, показанных педагогом. Педагог
наблюдает за ходом выполнения работы, отмечает моменты не усвоенные или плохо усвоенные
детьми, проводит корректировку.
Самостоятельная работа: проходит в форме практического занятия. Тема работы определяется
педагогом. Педагог обсуждает с детьми тему и примерный ход выполнения задания. При

необходимости, педагог оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие в
процессе работы вопросы,
Конкурсная работа: педагог рассказывает детям о тематике конкурса, номинациях, требованиях
к конкурсной работе, обсуждает с ними общий план работы.
Тестирование: проходит в вопросно-ответной форме, дети отвечают на вопросы педагога устно
или письменно.
Опрос: проходит в начале занятия, педагог задает вопросы по пройденной на прошлом занятии
теме, обучающиеся отвечают устно.
Анкетирование: обучающиеся письменно заполняют созданные педагогом анкеты по
пройденной теме либо разделу.
Участие в концертах, фестивалях: включает в себя подбор материала для концертного номера,
разучивание, многократное повторение, репетиции, беседу о правилах поведения на сцене,
обсуждение формы одежды.

Список использованной литературы:
1.

«Карельская народная песня» составитель Л. М. Кершнер (Москва, 1962)

2.

«Песни карельского края» https://ale07.ru/music/notes/song/npr/karelia.htm

3.

Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. Г. Стулова

4.

Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Л. Шамина

5.

Н.Калугина
Методика работы с русским народным хором в помощь музыкальной
самодеятельности. «Музыка», 1977г.

6.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Том 1. –
Москва, Народное образование, 2005 [file:///D:/Yandex%20Dowl/gselevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf]

7.

В.С. Зайцев- Современные технологии воспитания школьников: концепции,
структура, методы. Учебно-методическое пособие 2017г.

8.

Блинова С.В. История зарубежной музыки в таблицах (от Античности до
Барокко) : учебное пособие / С. В. Блинова ; М-во образ. и науки РФ, Вологод.
гос. ун-т. – Вологда : ВоГУ, 2016.

9.

Гаврилова Л.В. История западноевропейской музыки. Часть 1: Античность.
Средневековье. Красноярск: КГАМиТ, 2008.

10. Музыкальный словарь Гроува / пер. Л.О. Акопян. Москва, 2008.
11. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима (любое издание)
12. Исторический атлас средневековой музыки / пер. С. Лебедев. Москва: АртВолхонка, 2016. 288 с.
13. Дегтярёва Н.И. Музыкальная культура западноевропейского Средневековья :
учебное
пособие / Н. И. Дегтярева ; Санкт-Петербургская государственная консерватория
имени.
14. Сериал bbc «Духовная музыка», эпизоды 1—3: «Готическая революция»,
«Палестрина и Римские Папы», «Таллис, Бёрд и Тюдоры»
15. Сериал bbc «Средневековая жизнь», эпизоды: «Менестрель», «Монах», «Рыцарь»
16. Сериал «Гении места» с П.Вайлем — эпизод про Ганса Сакса
17. «Переоткрытие Античной музыки» (передача о реконструкции Оксфордского
университета с русскими субтитрами),
18. Практическое руководство по методике вокальной работы женскими голосами в
народной манере пения. В.М. Сивова
https://do.spbgik.ru/upload/iblock/39f/39f91fb2369fac18b33749289006115b.pdf
19. Шамина. Школа русского народного пения

Мешко.
20. Искусство народного пения
Стилевые особенности народной манеры пения
Михайлина.
21. Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения
Веретенников. Сборник народных песен

Список литературы для детей:
1.

«Калевала.» карело-финский эпос «Калевала»- перевод с финского языка.
Бельского

2.

«Карельские народные сказки». В изложении Вадеева А.М. Москва 1984г. 3.
«Волшебный короб» финские народные сказки. Составитель; Коннка, - У.С.
Петрозаводскск.1993г.

4.

«Карельский фольклор.» Хрестоматия. Петрозаводск. -1992г.

5.

«Карельская и финская национальные кухни». - 1997

Приложение 1
Календарно-тематический график
на 2023-2024 учебный год
Прикман Ксении Игоревны
«ДООП «Фольклорный ансамбль»
1 год обучения (144 час.)
Группа 6-8 лет
№
п\п

Форма
занятия

Форма
контроля

Количест
во часов

Группово
е

Наблюдение

2

Групповое Исполнение

2

Исполнение

2

4

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение
дикцию, развитие мимики.
Изучение распевок на дикцию
«бык тупогуб».
Упражнение «АОУЫИ»

2

5

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение
дикцию, развитие мимики.
Упражнения для мимики лица,
упражнение «лошадка»,
скороговорка «Ехал Грека»

2

6

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение 2
по одному и в
дикцию, развитие мимики.
Повторение упражнения для мимики
парах
лица, упражнения «лошадка»,
скороговорки «Ехал Грека». Новая
скороговорка «У Романа сорок дыр»

Дата Тема занятия
провед
ения
Сентябрь
1
Тех..безопасности
2

Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Распевка на закрытый рот, «что
такое голосовой аппарат»

3

Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Распевка на закрытый рот
Упражнение «АОУЫИ»

За месяц по программе:
Октябрь

Групповое

12

1

Постановка голоса, упражнения на Группово
е
дикцию, развитие мимики.
Упражнения для мимики лица,
«АОУЫИ», «У Романа сорок дыр»
Распевки в пределах большой
секунды.

Исполнение

2

2

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка к празднику «Покров»,
пение «покровских» песен

Групповое Исполнение

2

3

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка к празднику «Покров»,
пение «покровских» песен
Осенние песни.
Изучение песенного фольклора
Карелии Песня : «Мьеро Воти».
Учим текст на карельском

Групповое Исполнение.

2

Групповое Исполнение

2

5

Изучение песенного фольклора
Карелии Продолжаем разучивание
песни «Мьеро Воти» на карельском

Групповое Исполнение.

2

6

Изучение песенного фольклора
Карелии Продолжаем
разучивание песни «Мьеро Воти»
на карельском.
Рассказ о свадебных традициях
карелов.
Изучение карельского фольклора
Свадебные традиции, расплетание
косы невесты, предметы одежды
невесты и жениха.

групповое Исполнение,
беседа

2

групповое Беседа

2

Изучение карельского фольклора
Свадебные обряды, венчание

групповое Беседа,
2
театрализован
ная
постановка

4

7

8

За месяц по программе:
Ноябрь
1
Изучение карельского фольклора групповое Показ и
Свадебные обряды. Разыгрываем
исполнение.
сценку свадьбы.

16
2

2

Изучение карельского фольклора групповое Беседа
Изучение народного костюма северной
Карелии.

3

Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-повторяем.

групповое

Исполнение

4

Групповое
Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-поём наизусть в
унисон.

Исполнение

2

5

Групповое
Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-поём наизусть в
унисон.

Исполнение

2

6

Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»-северная
карельская песня. Учим текст

Групповое

Исполнение

2

7

Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»- поём
сольфеджио (по нотам на
различные гласные, использую
утрированную «О»

Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение

2

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Изучение рождественской песни
«Святой вечер»
За месяц по программе:
Декабрь
.
1
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Изучение рождественской песни
«Святой вечер»
2
Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»- поём с текстом,
использую утрированную «О».
8

2

2

16
Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение.

2

3

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

Групповое

Исполнение.

4

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

Групповое

Показ, указания 2
педагога.

5

Изучение карельского фольклора
Изучение святочных песен. Тема
Святочных вечеров.
Прослушивание записей, игра в
колядки.

Групповое

Исполнение

6

Подготовка концертных номеров, групповое Исполнен 2
ие
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

7

Подготовка концертных номеров, групповое Исполнени 2
е
ансамбль.
Изучение святочной песни
«Щедрик»- первый куплет

8

Подготовка концертных номеров, групповое Показ,
исполнен
ансамбль.
Пение рождественской песни
ие.
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»,
добавляем номер «Щедрик»первый
куплет
Подготовка
концертных номеров, групповое Пояснен.
исполнен
ансамбль.
Ставим номер «С Рождеством»

9

За месяц по программе:
Январь
1
Подготовка концертных номеров, групповое Показ
педагога.
ансамбль.
Участие в концерте с номером «С
Рождеством» («Святой вечер,
колядки, «Щедрик»-первый куплет)
2
групповое Пояснени
Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
е
развитие мимики.
Учим новые распевки в диапазоне
терции: «Калина-малина».

2

2

18
2

2

2

2

3

4
5

6

7

групповое Пояснение 2
Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Учимся «закрывать» согласные.
Дыхательные упражнения, следим за
плечами,грамота.
дышим животом.
Нотная
Учим
групповое Пояснение 2
длительности (целая, половинная,
четверть)
Нотная грамота. Учим ноты первой групповое Пояснение 2
октавы, поем «с листа» н ноты от
«ДО» до «ФА»
Нотная грамота. Поем «с
листа» от «ДО» до «СИ»,
повторяем длительности,
изучаем понятия мажора и
минора.
Патриотическое
воспитание.
Изучаем историю праздника «День
защитника Отечества», беседа о
памятных датах, о ВОВ

За месяц по программе:
Февраль
1
Патриотическое воспитание.
Учим песню «Когда мы были на
войне»
Изучаем кто такие казаки.
2
Патриотическое воспитание
Подготовка к празднику «День
защитника отечества», изучаем
современную военную форму,
учимся маршировать.
3
Патриотическое воспитание
Интерактив-каждый ребенок
приносит историю о своем
«защитнике» Отечества, делится с
ребятами. Слушаем песни
Кубанского казачьего хора.
4
Патриотическое воспитание
Участие в концерте «День
защитника Отечества»
5

6

Изучение карело-финского эпоса
«Калевала»
Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей
Изучение карело-финского
эпоса «Калевала»
Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей

групповое Пояснение 2

групповое Пояснение 2

14
групповое Наблюден 2
ие
групповое

Пояснени 2
е

групповое Пояснение 2

групповое Пояснен.
педагога

2

групповое Исполнен . 2

групповое Показ и
исполнен

2

групповое исполнение 2
Изучение карело-финского эпоса
«Калевала» Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей
групповое Исполнен 2
Патриотическое воспитание
ие
Подготовка к празднику «8 марта»,
Изучение песен советских
композиторов. «Мама-первое
слово».
Изучаем детский фольклор считалочки

7

8

За месяц по программе:
Март
1
Патриотическое воспитание
Подготовка к празднику «8 марта»,
«Мама-первое слово» повторяем
текст, поем песню без слов на
гласные «О» и «А», затем поём со
словами.

16
групповое Исполнен 2
ие

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка песни «мам-первое
слово» к празднику «8 марта»
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Поем «Мама-первое слово» на
празднике «8 марта»
Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Заклинание весны»-изучаем
заклички

групповое Исполнен 2
ие

5

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Сысоевы ребята…»- заонежская
прибаутка. Разбираем текст

Групповое Исполнение2

6

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Сысоевы ребята…»- заонежская
прибаутка. Разбираем текст

Групповое Исполнение 2

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Сысоевы ребята…»- заонежская
прибаутка. Поем наизусть с
движениями.
Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Как у нашей Дуни» учим текст

Групповое Пояснени 2
е,
наблюден
ие

2

3

4

7

8

.

групповое Исполнен 2
ие
групповое Исполнен 2
ие.

Групповое Наблюден 2
ие

9

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Как у нашей Дуни»- поём и учим
движения

За месяц по программе:
Апрель
1

2

3

4

5

6

7

Групповое

2
Наблюден
ие

18

Обучение импровизации.
Групповое Наблюден 2
Что такое импровизация? Какие
ие
виды бывают, где можно ее
применить.
Обучение импровизации.
Групповое Наблюден 2
ие
На простую мелодию каждый
ребенок по очереди выстраивает свой
интервал сверху или снизу (до
терции).
Обучение импровизации.
На простую мелодию каждый
ребенок по очереди выстраивает свой
интервал сверху или снизу.
Учимся импровизировать в терцию и
октаву.
Инструменты финно-угорской
группы.
Что такое кантеле. Устройство,
применение, прослушивание
записей, практика игры на 5-и
струнном кантеле
Инструменты финно-угорской
группы.
Продолжаем учиться играть на
кантеле.
Изучаем пастушьи инструментыСарви, Торви, Пилли –слушаем
записи, изучаем устройство и
технику изготовления.
Инструменты финно-угорской
группы.
Изучаем строение, историю и
применение йоухи-кантеле
(йоухикко). Слушаем записи.

Групповое Наблюден 2
ие

Групповое Наблюдени 2
е

Групповое Наблюден 2
ие

Групповое Наблюден 2
ие

Групповое Наблюден 2
Инструменты финно-угорской
ие
группы.
Небольшая викторина по
инструментам, определяем звучание,
играем на кантеле «Нюккютус»

Патриотическое воспитание
Разговор на тему Дня Победы, слушаем и
разбираем симфонию «Ленинград»
9
Изучение карельского фольклора
Просмотр фильма о карельских пастухах,
рассказ о пастушьих традициях.
За месяц по программе:
Май
1
Изучение карельского фольклора
Изучаем карельскую национальную
кухню, также говорим об основных
занятиях карелов
2
Изучение карельского фольклора
Учим карельский хоровод Крууга,
повторение изученного материала,
небольшая викторина.
8

Групповое .Наблюдение

2

Групповое Наблюдение

2

18
групповое Наблюдение

2

групповое Наблюдение

2

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пропевание всего карельского блока,
который был изучен за год.
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пропевание всего карельского блока.

Групповое Наблюдение

2

Групповое Наблюдение

2

5

Подготовка концертных номеров,
ансамбль
Репетиция мастер-класса для родителей.
Подготовка номеров для концерта

Групповое Наблюдение

2

6

.
Групповое Наблюдение
Подготовка
концертных номеров,
ансамбль
Генеральная репетиция итогового концерта
и мастер-класса
ансамбль Наблюдение
Итоговое занятие
Мастер-класс

2

3

4

7

Итоговое занятие
Концерт
За месяц по программе:
Итого за год:
8

Концерт

исполнен

2

2
16
144 час.

Календарно-тематический график
на 2023-2024 учебный год
Прикман Ксения Игоревна
«ДООП «Фольклорный ансамбль»
1 год обучения (144 час)
Группа 9-12 лет
№
Форма
Дата Тема занятия
п\п
занятия
провед
ения
Сентябрь
1
Группово
Тех..безопасности
е
2
Групповое
Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Распевка на закрытый рот, «что
такое голосовой аппарат»
3
Постановка голоса,
Групповое
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Изучение распевок на дикцию
«бык тупогуб», «У Егорья».
Упражнение «АОУЫИ»

Форма
контроля

Количест
во часов

Наблюдение

2

Исполнение

2

Исполнение

2

4

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение
дикцию, развитие мимики.
Изучение распевок на дикцию
«бык тупогуб», «У Егорья».
Упражнение «АОУЫИ»

2

5

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение
дикцию, развитие мимики.
Упражнения для мимики лица,
упражнение «лошадка»,
скороговорка «Ехал Грека»

2

6

Постановка голоса, упражнения на Групповое Исполнение 2
по одному и в
дикцию, развитие мимики.
Повторение упражнения для мимики
парах
лица, упражнения «лошадка»,
скороговорки «Ехал Грека». Новая
скороговорка «У Романа сорок дыр»

За месяц по программе:
Октябрь

12

1

Постановка голоса, упражнения на Группово
е
дикцию, развитие мимики.
Упражнения для мимики лица,
«АОУЫИ», «У Угорья»-канон на 2
группы.
Распевки в пределах терции.

Исполнение

2

2

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка к празднику «Покров»,
пение «покровских» песен

Групповое Исполнение

2

3

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка к празднику «Покров»,
пение «покровских» песен
Осенние песни.
Изучение песенного фольклора
Карелии Песня : «Мьеро Воти».
Учим текст на карельском .и
русском языках

Групповое Исполнение.

2

Групповое Исполнение

2

5

Изучение песенного фольклора
Карелии Продолжаем разучивание
песни «Мьеро Воти» на карельском
и русском языках

Групповое Исполнение.

2

6

Изучение песенного фольклора
Карелии Продолжаем
разучивание песни «Мьеро Воти»
на карельском и русском языках.
Рассказ о свадебных традициях
карелов.

групповое Исполнение,
беседа

2

7

Изучение карельского фольклора
Свадебные традиции, расплетание
косы невесты, плачи.

групповое Беседа,
2
театрализован
ная
постановка

8

Изучение карельского фольклора
Свадебные обряды. Баня жениха и
невесты, венчание

групповое Беседа,
2
театрализован
ная
постановка

4

За месяц по программе:
Ноябрь
1
Изучение карельского фольклора групповое Показ и
Свадебные обряды. Разыгрываем
исполнение.
сценку свадьбы.

16
2

2

Изучение карельского фольклора групповое Беседа
Изучение народного костюма северной
Карелии.

3

Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-поём наизусть в
унисон
Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-поём наизусть в
унисон, разучиваем второй голос и
подголоски
Изучение песенного фольклора
Карелии
Песня «Мьеро Воти»-поём наизусть в
два голоса (в терцию) используя
подголоски
Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»-северная
карельская песня. Учим текст,
разбираем смысловую нагрузку

групповое

Исполнение

Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение

2

Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»- поём
сольфеджио (по нотам на
различные гласные, использую
утрированную «О»

Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение

2

4

5

6

7

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Изучение рождественской песни
«Святой вечер»
За месяц по программе:
Декабрь
.
1
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Изучение рождественской песни
«Святой вечер»
2
Изучение песенного фольклора
Карелии
«Что у тётушки»- поём с текстом,
использую утрированную «О»,
добавляем речитатив между
куплетами
8

2

2

16
Групповое

Исполнение

2

Групповое

Исполнение.

2

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

Групповое

Исполнение.

4

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

Групповое

Показ, указания 2
педагога.

5

Изучение карельского фольклора
Изучение святочных песен. Тема
Святочных вечеров.
Прослушивание записей, игра в
колядки.

Групповое

Исполнение

6

Подготовка концертных номеров, групповое Исполнен 2
ие
ансамбль.
Пение рождественской песни
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»

7

Подготовка концертных номеров, групповое Исполнени 2
е
ансамбль.
Изучение святочной песни
«Щедрик»

8

Подготовка концертных номеров, групповое Показ,
исполнен
ансамбль.
Пение рождественской песни
ие.
«Святой вечер», изучение колядок.
Ставим номер «С Рождеством»,
добавляем номер «Щедрик»
Подготовка концертных номеров, групповое Пояснен.
исполнен
ансамбль.
Ставим номер «С Рождеством»

3

9

.

За месяц по программе:
Январь
1
Подготовка концертных номеров, групповое Показ
педагога.
ансамбль.
Участие в концерте с номером «С
Рождеством» («Святой вечер,
колядки, «Щедрик»)

2

2

18
2

2

2

2

3

4
5

6

7

Постановка голоса,
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Учим новые распевки в диапазоне
сексты,
поем голоса,
«У Егорья» каноном.
Постановка
упражнения на дикцию,
развитие мимики.
Изучаем технику «вибрато»,
дыхательные упражнения, следим за
плечами,грамота.
дышим животом.
Нотная
Учим
длительности (целая, половинная,
четверть,
восьмая)Учим ноты первой
Нотная грамота.
октавы, поем «с листа»

групповое Пояснени
е

Нотная грамота. Поем «с
листа», повторяем
длительности, изучаем понятия
мажора и минора.
Патриотическое воспитание.
Изучаем историю праздника «День
защитника Отечества», беседа о
памятных датах, о ВОВ

групповое Пояснение 2

За месяц по программе:
Февраль
1
Патриотическое воспитание.
Учим песню «Когда мы были на
войне, «Здравствуй небо в облаках».
«Кто такие казаки?»
2
Патриотическое воспитание
Подготовка к празднику «День
защитника отечества», изучаем
современную военную форму,
учимся маршировать.
3
Патриотическое воспитание
Интерактив-каждый ребенок
приносит историю о своем
«защитнике» Отечества, делится с
ребятами. Слушаем песни
Кубанского казачьего хора.
4
Патриотическое воспитание
Участие в концерте «День
защитника Отечества»
5

Изучение карело-финского эпоса
«Калевала»
Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей

2

групповое Пояснение 2

групповое Пояснение 2
групповое Пояснение 2

групповое Пояснение 2

14
групповое Наблюден 2
ие
групповое

Пояснени 2
е

групповое Пояснение 2

групповое Пояснен.
педагога

2

групповое Исполнен . 2

6

7

8

групповое Показ и
2
Изучение карело-финского
эпоса «Калевала»
исполнен
Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей
групповое исполнение 2
Изучение карело-финского эпоса
«Калевала» Читаем детскую версию
«Калевала», изучаем главных
персонажей
групповое Исполнен 2
Патриотическое воспитание
ие
Подготовка к празднику «8 марта»,
Изучение песен советских
композиторов. «Мама-первое
слово».
Изучаем детский фольклор считалочки

За месяц по программе:
Март
1
Патриотическое воспитание
Подготовка к празднику «8 марта»,
«Мама-первое слово»- поем
наизусть.
Изучаем колыбельные разных
регионов России

16
групповое Исполнен 2
ие

Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Подготовка колыбельной к
празднику «8 марта»
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Поем колыбельную на празднике
«8 марта»
Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Заклинание весны»-изучаем
заклички

групповое Исполнен 2
ие

5

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Kuzbo olet»- карельская йойга.
Разбираем текст

Групповое Исполнение2

6

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Kuzbo olet»- карельская йойга.
Разбираем текст

Групповое Исполнение 2

2

3

4

групповое Исполнен 2
ие
групповое Исполнен 2
ие.

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Kuzbo olet»- карельская йойга.
Поем по тексту, пробуем «йойги»

Групповое Пояснени 2
е,
наблюден
ие

Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Kuzbo olet»- карельская йойга.
Поем по тексту, пробуем
«йойги», добавляем второй
голос
9
Изучение песенного фольклора
Карелии.
«Kuzbo olet»- карельская йойга.
Поём наизусть, применяем второй
голос
За месяц по программе:

Групповое Наблюден 2
ие

7

.

8

Апрель
1

2

3

4

5

Групповое

2
Наблюден
ие

18

Обучение импровизации.
Групповое Наблюден 2
Что такое импровизация? Какие
ие
виды бывают, где можно ее
применить.
Обучение импровизации.
Групповое Наблюден 2
ие
На простую мелодию каждый
ребенок по очереди выстраивает свой
интервал сверху или снизу.

Обучение импровизации.
Групповое Наблюден 2
На простую мелодию каждый
ие
ребенок по очереди выстраивает свой
интервал сверху или снизу.
Учимся импровизировать в
лидийский лад
Групповое Наблюдени 2
Инструменты финно-угорской
группы.
е
Что такое кантеле. Устройство,
применение, прослушивание
записей, практика игры на 5-и
струнном кантеле
Инструменты финно-угорской
Групповое Наблюден 2
ие
группы.
Продолжаем учиться играть на
кантеле.
Изучаем пастушьи инструментыСарви, Торви, Пилли –слушаем
записи, изучаем устройство и
технику изготовления.

Групповое Наблюден 2
ие

6

Инструменты финно-угорской
группы.
Изучаем строение, историю и
применение йоухи-кантеле
(йоухикко). Слушаем записи.

7

Групповое Наблюден 2
Инструменты финно-угорской
ие
группы.
Небольшая викторина по
инструментам, определяем звучание,
играем на кантеле «Нюккютус»

Патриотическое воспитание
Разговор на тему Дня Победы,
слушаем и разбираем симфонию
«Ленинград»
9
Изучение
карельского фольклора
Просмотр фильма о карельских
пастухах, рассказ о пастушьих
традициях.
За месяц по программе:
Май
1
Изучение карельского фольклора
Изучаем карельскую национальную
кухню, также говорим об основных
занятиях карелов
2
Изучение карельского фольклора
Влияние христианства на уклад
жизни карелов, повторение
изученного материала, небольшая
викторина.
3
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пропевание всего карельского
блока, который был изучен за год.
4
Подготовка концертных номеров,
ансамбль.
Пропевание всего карельского блока.
8

5

Групповое .Наблюдение

2

Групповое Наблюдение

2

18
групповое Наблюдение

2

групповое Наблюдение

2

Групповое Наблюдение

2

Групповое Наблюдение

2

Подготовка концертных номеров, Групповое Наблюдение
ансамбль
Репетиция мастер-класса для родителей.
Подготовка номеров для концерта

2

.

6

7

Подготовка концертных номеров, Групповое Наблюдение
ансамбль
Генеральная репетиция итогового
концерта и мастер-класса
ансамбль Наблюдение
Итоговое занятие
Мастер-класс

Итоговое занятие
Концерт
За месяц по программе:
Итого за год:
8

Концерт

исполнен

2

2

2
16
144 час.

Приложение 2
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года:

36 недель

I полугодие

16 недель

II полугодие

20 недель

Сроки проведения мониторинга

2 раза в год (февраль, май)

Выходные и праздничные дни

1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.

Приложение 3
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
1
2
3
4

5
6

Название мероприятия,
событие
Посвящение в кружковцы
Осенний лагерь
«Экологический»
День народного единства
Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)
День защитника Отечества
Всероссийская акция «Рисуем
Победу»

Форма
проведения
концерт
Лагерь/площадка

Сроки
проведения
сентябрь
Октябрь-ноябрь

Ответственный

Мастер-класс,
беседа
беседа

Ноябрь

Волкова Н.С.

январь

Масанин А.М.

Концерт
Акция (онлайн)

Февраль
Май

Пчелова В.Н.
Волкова Н.С.

Пчелова В.Н.
Масанин А.М.

Приложение 4
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
1
1.
Знакомство с
образовательной
областью

2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.

3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции по
заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

4.
Пассивное участие в
делах объединения

Начальный уровень

Уровень освоения

2

3

Уровень
совершенствования
4

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
знаний

Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками

Допрофессиональная
подготовка

Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Показатель «Творческая активность»
Социализация в
коллективе.
Инициативу проявляет
редко. Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.

Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи свои
и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать интересные
идеи, но часто не
может оценить их и
выполнить.

Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.

Показатель «Достижения»
Активное участие в
делах объединения.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Приложение 5
Комплекс упражнений для рук
Разминка
С усилием сожмите кулаки и максимально раскройте ладони 5 раз.
Сожмите кулаки, повращайте ими по 5 раз в каждую сторону.
Повращайте каждым пальцем руки по несколько секунд.
Расслабьте кисти и встряхните.
Упражнения
Упражнение 1:
Соединив ладони, максимально далеко отведите назад пальцы, подержите 5 секунд. Скрестите пальцы и
сожмите на 5 секунд. Повторите 5 раз.
Упражнение 2:
Соедините пальцы в замок и максимально распрямите пальцы. Потянитесь запястьями вверх и выгните
пальцы вниз. Вернитесь в исходное положение. Повторите 10 раз.
Упражнение 3:
Плотно соедините ладони и пальцы. По очереди отводите в стороны парные пальцы, начиная с
мизинцев. Повторите по 5 раз для каждой пары пальцев.
Упражнение 4:
Сложите ладони перед грудью. С усилием нажимая на кончики пальцев, наклоняйте кисти рук вправо и
влево. Повторите по 10 раз на каждую сторону.
Упражнение 5:
Сложите ладони грудью пальцами вверх. Медленно опустите кисти ниже уровня талии и вернитесь в
исходное положение. Повторите 10 раз.

Приложение 6
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:

п/п №

ЗУН
№ уровня

№ группы
(кол-во детей в
каждой группе)

1
1
2

2

Мотивация к знаниям
№ уровня

3

4

1

2

3

Творческая активность
№ уровня

4

1

2

3

Достижения
№ уровня

4

1

2

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».