АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
методического совета
от 17 мая 2023 г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С.Тырина
17.05.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Изостудия «Радуга»
Возраст обучающихся: 6 -13 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:
Козбар Полина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023 г.
1
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
Пояснительная записка
Цель и задачи образовательной программы
Планируемые результаты
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Материально-техническое обеспечение
Список литературы
2
3
4
4-5
6
6-8
8
9
9
1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности Изостудии «Радуга» разработана с учетом:
Конвенции о правах ребёнка;
Плана мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности и качества
образовательных услуг в Костомукшском городском округе от ………….
№………………..;
Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки
Российской Федерации;
Устава МКОУ ДО КГО «ЦВР» и лицензии.
Направленность: Дополнительная общеобразовательная программа художественной
направленности Изостудии «Радуга».
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: стартовый
Актуальность:программы обусловлена тем, что рисование является одним из средств
творческого познания и эстетического развития человека. Занимаясь рисованием, ребенок
развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие,
творческие способности, художественный вкус. Совершенствует определенные
способности: чувство цвета, ориентирование в пространстве, зрительную оценку формы,
координация глаза, владение кистью рук.
Новизна:программы заключается в том, что она включает создание объёмных композиций
из различных материалов (глины, бумаги, соленого теста, пластилина, пасты для
3
моделирования, природных материалов) для того, чтобы развить пространственного
мышления.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что программа способствует
разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрывает творческие
способности, приобщает детей к творчеству через искусство.
Цель: формирование творческой и созидающей личности посредствам приобщения детей
к искусству через изобразительное творчество, развитие художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка,
живописи и композиции);
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами;
Развивающие
- развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя
игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Воспитательные
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- формирование эстетической картины мира.
Отличительная особенность
Данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в
том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,
(4 часа в неделю), 144 часа в год.
Количество детей в группе: 14 человек.
Формы организации детей на занятии: Одно из главных условий успеха обучения детей
и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных,
групповых, подгрупповых (работа в парах) индивидуальных форм организации на
занятиях.
Формы проведения занятий: беседа с последующей практической деятельностью,
выставка, наблюдение.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения в кружке Изостудии «Радуга» дети получают
основные знания и умения:
Ребенок будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
4
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства
прошлого и настоящего.
- ведущие элементы изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке и в
живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- средства художественной выразительности (форма, цвет, композиция).
Ребенок будет уметь:
- изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры
и по представлению (с учетом возрастных особенностей, умений и навыков).
- композиционно расположить предмет на листе в зависимости от характера формы и
величины предмета.
- смешивать краски для получения различных цветов и оттенков, накладывать штрихи
карандашом или мазки кистью по форме предмета;
- выполнять декоративные работы на заданные темы;
- получать новые цвета и оттенки;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать
подручный материал (как вата, ткань, бусины, ленты, ножницы т. д.
- манипулировать различными мазками
- давать оценку своей работе и работе товарищей;
- проявлять индивидуальность и творчество, активность и самостоятельность в
изобразительной деятельности;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Формы и способы проверки результата: опрос, беседа, наблюдение педагога, участие
обучающихся в выставках и конкурсах.
5
2.Учебно-тематический план
1-й год обучения 144 часа
7-9 лет
№
1.1
1.2
2
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
7.
Наименование темы,
раздела
Вводное занятие, правила
ТБ. Знакомство с планом
работы кружка, обзор
основных тем. Тест «Рисую
как умею»
Правила техники
безопасности в изостудии
Живописное изображение
мира растений и
животных.
Живописное изображение
мира растений
Живописное изображение
мира животных
Живопись с натуры.
Живопись натюрморта и
природных форм
Цветоведение
Тематическая живопись.
Живопись пейзажа
Живописное изображение
человека
Графика.
Графическое изображение
растений и животных
Графическое изображение
человека и окружающего
его мира
Декоративно-прикладное
искусство.
Стилизованная
декоративная композиция
Искусство декоративного
оформления
Подведение итогов.
Выставка изделий.
Всего:
Кол-во часов
В том числе
всего
практика теория
2
1
1
2
Формы,
аттестации
контроля
2
28
24
4
12
10
2
Выставка изделий
16
14
2
Выставка изделий
26
19
24
18
2
1
Выставка изделий
7
26
16
10
6
23
14
9
1
3
2
1
34
16
30
15
2
1
Выставка изделий
16
15
1
Выставка изделий
24
22
2
12
11
1
12
11
1
2
1
1
144
127
17
6
Выставка изделий
Выставка изделий
Выставка изделий
Самооценка
обучающихся
своих знаний и
умений
Самооценка
обучающихся
своих знаний и
умений
Творческий отчет
3.Содержание учебно-тематического плана
1.1Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Знакомство с программой(2 часа)
Теория. Особенности обучения . Цель и задачи программы. Основные формы работы.
Ознакомление работы изостудии «Радуга», содержание и порядок работы. Демонстрация
работ учеников прошлых лет обучения. Запись детей в группы по возрастам. Диагностика
знаний ,умений, навыков ( рисование на свободную тему, тест).
Теория
Практика
Результат
Форма аттестации и контроля:
Оборудование:
1.2 Правила техники безопасности в изостудии(1 час)
Правила безопасного поведения в студии. Организация рабочего места. Знакомство с
рабочими материалами и принадлежностями.
1. Живописное изображение мира растений и животных(28 часов)
1.1.Живописное изображение мира растений(12 часов)
Разнообразие форм растительного мира. Различие видов наземных растений:
деревья, кустарники ,травы. Их основные элементы: стебель, ствол, ветви,
листья, цветы, плоды. Колористика растительных форм. Способы живописного
изображения растений: примакивание, линейное изображение концом кисти,
заливка в границах контура. Ключевые понятия композиции: симметрия ,ритм,
колорит.
Практика. Темы композиций: «Декоративный букет», «Грибы», «Зимний лес»,
« В весеннем саду расцвела черемуха».
1.2. Живописное изображение мира животных(16 часов)
Разнообразие видов животного мира: млекопитающие ,птицы, рыбы,
земноводные ,членистоногие и т.п. Взаимосвязь условий обитания и строения
тела животного. Движения животных (грациозность, стремительность ,
естественность) и способы их передачи. Животные- герои сказок и
литературных произведений. Способы живописного изображения животных:
по- сырому, лессировкой. Ключевые понятия композиции: строение формы,
очертания, членение ,асимметрия.
7
Практика. Темы композиций: «Бабочки», «Золотая рыбка», «Котенок»,
«Птицы на ветках», «Белочка грызет орешки», «Утята и цыплята». Выполнение
иллюстраций к сказке «Теремок».
2.Живопись с натуры(26 часов)
2.1. Живопись натюрморта и природных форм(19 часов)
Основные правила реалистического изображения объектов с натуры. Цветовое
моделирование объема и пространства. Цветовой тон- видимый нами цвет
предметов. Выявления собственных цветов предметов. Работа локальными
пятнами. Практика: изображение с натуры осенних листьев, выполнение
новогодней игрушки «Дед мороз», изображение натюрморта из простых по
форме овощей и фруктов ,натюрморт «Весенние цветы в вазе».
2.2. Цветоведение(7 часов)
Общие сведения о цветоведении. Свойства цвета: цветовой тон, его
насыщенность, ахроматические тона. Цветовой круг. Основные и
дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Приемы построения
гармоничных цветовых структур.
Практика: составление цветового круга . Упражнения на смешивания цветов с
белым и черным.
3.Тематическая живопись(26 часов)
3.1.Живопись пейзажа(16 часов)Воздух, вода, земля и их соединение в
природных пейзажах. Пространство ,масса, воздушная перспектива. Активные и
пассивные ландшафты. Изменения колорита природных форм в зависимости от
времен года. Человек и природа. Индустриальный городской пейзаж. Мир звезд,
галактик и вселенная. Изображение космоса в творческих фантазиях художника
.Ключевые понятия композиции :пространство, масса ,доминанта фон.
Практика: Темы композиций : «Дом в котором я живу», «Корабли на море»,
«Сказочный дворец», «На космодроме», «Весна пришла».
3.2.Живописное изображение человека(10 часов)
Человек , строение его лица и тела. Основы многофигурной композиции .
Практика: Темы композиций: «Портрет мамы(бабушки)» , «Дети лепят
снеговика», «Помощь маме по дому», «Мечты о лете».
4.Графика(34 часа)
4.1.Графическое изображение мира растений и животных(16 часов)
Рисунок- средство графического моделирования формы и пространства .Линия
,тон, фактура- технические приемы графического изображения. Особенности
графического изображения растений и животных: силуэт, пластика, основные
пропорции.
Практика: Темы композиций: «Деревья осенью», «Изображения с натуры
комнатного растения», «Зайчонок в лесу».
8
4.2.Графическое изображение человека и окружающего мира(16 чов)
Разнообразие графических материалов . Техники изображения человека и его
окружения пастелью, сангиной, цветными карандашами. Закономерности
графической композиции.
Практика. Темы композиций: «Моя любимая игрушка», «Портрет друга»,
«Транспорт на городской улице».
5.Декоративно прикладное искусство(24 часов)
5.1.Стилизованная декоративная композиция(12 часов)
Основы декоративной композиции: стилизация, обобщение изображения,
декорирование рисунка, ритм. Орнамент как украшение предметных форм.
Основные способа построения орнаментов и виды симметрии: осевая, центральная,
зеркальная.
Практика. Темы композиций: «Сказочный цветок», «Снежинка», панно- «Жарптица», выполнение узора в полосе.
5.2.Искусство декоративного оформления(12 часов)
Виды традиционных народных промыслов , декоративно прикладного,
монументально- декоративного искусства и современного дизайна. Виды
декоративного оформления :мозаика, коллаж. Эскиз росписи предметов
монументальных форм. Игрушки из папье-маше. Оформление праздничной
открытки. Связь формы предмета ,его функции и декоративного украшения.
Способа использования цветовых сочетаний (открытые, локальные, контрастные
цвета).
Практика. Темы композиций: «Украшение коврика», «Новогодняя маска», «Эскиз
закладки для книги», «Узор для ткани», «Изготовление пасхальной открытки.
6.Итоговая выставка работ (2 часа)
Практика. Подготовка и оформление работ к выставке.
9
4.Календарно-учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года, всего 38 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Продолжительность каникул
2 недели
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (сентябрь, май)
Выходные и праздничные дни
Суббота, воскресение
4 ноября – день народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8 января – Новогодние
каникулы,
7 января-Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,
12 июня – День России
10
5.Материально-техническое обеспечение
1.Материально-техническая база:
-просторный оборудованный кабинет с хорошим естественным и искусственным
освещением.
-В кабинете 8 парт и 16 стульев отрегулированных по высоте.
-14 мольбертов разной высоты.
-предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ,
сменная информация).
-оборудование: белая доска.
-шкаф для хранения наглядных и методических пособий книг, журналов,
инструментов , выставочных материалов.
2.Кладовая:
-стелажи и шкафы для хранения дидактического материала.
3. Методическое обеспечение:
- книги по изобразительному искусству.
-периодическая литература и книги по темам.
-натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных
промыслов.
-материал ( рисунки детей, презентация, репродукции).
-методическая литература: журналы, учебные пособия для детей.
4. Материал и инструмент.
- альбом для рисования или папки акварельной бумаги А4, А3
-картон, цветная бумага
-нож, стеки, ножницы
-клей карандаш, ПВА , акварельные краски, гуашь, пастель, карандаши цветные,
перманентные маркеры, фломастеры , пластилин.
-стаканчики для воды, кисти, точилка, карандаш, ластик.
11
Тематическое планирование
педагога дополнительного образования МБОУ ДО КГО «ЦВР»
Группа №
дата
тема
часы
1.Рисование природных и икусственных форм
12
1.1.Графическое изображение растений и
животных
12
Осенние цветы
2
Насекомые
2
Портрет животного
4
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Фантастическое животное
2
2
4
Риунок в карандаше
Риунок в цвете
2.Тематический рисунок
2
2
24
2.1.Графическая иллюстрация
литературных произведений
Комикс о жизни жуков
12
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкин
2
2
2
2
4
Рисунок в карандаше и набросок
2
12
4
Рисунок в цвете
Иллюстрации к сказкам П.П.Бажова
2
4
Рисунок в карандаше и набросок
Рисунок в цвете
2.2.Тематическое рисование
2
2
10
В Цирке
2
Помощь маме по дому
4
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Инопланетяне
2
2
2
Пейзаж «Дальняя планета»
2
3.Живопись натюрморта ,цветоведение
24
3.1.Живопись натюрморта
18
Дары лета
4
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Натюрморт из предметов быта
2
2
6
Набросок и рисунок в карандаше
Начало работы с цветом
Заканчивают работу в цвете ,показ работ
Натюрморт из предметов контрастных по
цвету
Набросок и рисунок в карандаше
Работа в цвете и показ работ
Натюрморт из предметов близких по цвету
2
2
Набросок и рисунок в карандаше
Работа в цвете и показ работ
3.2.Цветоведение
Упражнения на составления цветового круга
Смешивание цветов с белым и черным
4.Живописное изображение природы
4.1.Живопись пейзажа
2
2
4
2
2
24
14
13
4
2
2
4
Осенний пейзаж
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Образы моря
Зима
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Родные просторы
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
4.2.Живописное изображение животных
Птицы в городе
Жизнь подводных обитателей
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Мир животных
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
5.Живописная композиция по
представлению
5.1.Живопись в иллюстрировании
литературных произведений
Выполнение иллюстраций к сказке «Муха –
цокотуха»
К сказке о животных
К русской народной сказке
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
К сказкам Г.Х.Андерсон
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
5.2.Тематическая живописна композиция
Зимние игры детей
Полет к звездам
Портрет членов семьи
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Моя будущая профессия
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
6.Виды декоративного оформления
6.1.Композиционные основы орнамента
14
4
2
2
2
4
2
2
4
2
2
10
2
4
2
2
4
2
2
24
12
2
2
4
2
2
4
2
2
12
2
2
4
2
2
4
2
2
24
14
Выполнение орнамента в круге по
растительным мотивам
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Панно «Сказочная птица»
Рисунок в карандаше
Рисунок в цвете
Роспись подноса
Тренировка росписи на бумаге
Набросок рисунка и эскиз
Роспись подноса
6.2.Мозаика как вид декоративного
оформления
Панно Мозаика
Набросок мозаики, задумка
Выполнение мозаики из бумаги
Панно Весенний лес
Набросок и задумка
Выполнение панно Весенний лес
7.Декоротивная композиция
7.1.Декоротивная тематическая
композиция
Зоопарк
Цветник
Аквариум
Итого: 144
Список литературы
1.Ю.Арбат. Народное декоративное искусство –М, 1983
15
4
2
2
4
2
2
6
2
2
2
8
4
2
4
24
6
2
2
2
2.Н.С.Боголюбов.Скульптура на занятиях в школьном кружке.-М.1986.
3.Возрастные и индивидуальные особенности мышления учащихся-М.1982
4.А.П.Журавлева, Л.А.Болотина. Начальное техническое моделирование.-М.1982
5.Н.П.Костерин,Учебное рисование.-М.1980
6.В.С.Кузин.Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах-М
«Просвещение», 1983
7.А.А.Мелик-Пашаев.Педагогика искусства и творческие особенности –М,1981
16