АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» июня 2023г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» июня 2023 г.
рабочая программа
«Юный ведущий»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Пчелова Валентина Николаевна
г. Костомукша, 2021 г.
Оглавление
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Методическое обеспечение
Условия реализации программы
Формы аттестации и контроля
Список литературы
Приложения:
3
9
10
12
13
17
17
18
19
1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Юный
ведущий» разработана с учетом:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия
Вид программы: модифицированная, построенная на основе ДООП «Затейник»
(автор-составитель Е.А. Шнейдер), ДООП «Художественное слово» (автор-составитель
О.Н. Мордвинкина).
Направленность: художественная.
Уровень сложности: базовый. Программа рассчитана на школьников от 7 до 10 лет
и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков в области
театрального искусства и публичного выступления.
Актуальность программы: Умение говорить не менее важно, чем умение писать.
В современных условиях необходимо обучить подрастающее поколение грамотно владеть
родным языком; передавать с помощью интонации и других выразительных средств голоса
различные эмоции, чувства; сохранять языковые традиции; знать и понимать произведения
классической и современной русской литературы; иметь навыки грамотного чтения. В
основе программы лежит идея применения в воспитательном процессе театральной
педагогики, которая позволяет развивать личность человека, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, мимики, жестов, интонаций.
3
Новизна: Программа направлена на создание плодотворного репетиционного
процесса, нацеленного на рост актёрских умений в различных сферах творческого
самовыражения. Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности
ребенка, создают условия для полета фантазии, развитие правильной, грамотной речи,
развивают способность свободно, нестандартно мыслить. Новизна программы состоит в
том, что воспитательный процесс осуществляется через специфические направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности, накопление знаний, которые способствуют формированию нравственных
качеств.
Педагогическая
целесообразность:
Программа
обладает
большим
воспитательным потенциалом. Обучающиеся много работают самостоятельно и с
партнёром, учатся толерантности, уважению к творчеству других. В рамках учебного плана
дети знакомятся с литературным наследием отечественных и зарубежных писателей и
поэтов, что, безусловно, положительно сказывается как на общекультурном, так и на
духовно-нравственном развитии. Программа также способствует ранней профориентации,
даёт возможность культурного и профессионального самоопределения и помогает в
успешной социализации обучающихся. Программа способствует формированию духовнонравственной культуры и отвечает запросам социализации нашего общества, обеспечивая
совершенствование процесса творческого развития и воспитания. Полученные знания
позволяют ученикам развить творческую активность, сформулировать способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить цели и стремиться их достигать.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества.
Обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Программа дает возможность
обучить детей профессиональным навыкам по программе кружка.
Отличительные особенности: Программа «Юный ведущий» выделяется
разнообразием и большим объёмом получаемых знаний. Кроме непосредственно игровой
деятельности, предусмотрены занятия пластикой, сценическим движением, актерским
мастерством. Всё это прививает детям навыки культурного поведения, развивает
художественный вкус. Дети овладевают специальными навыками по организации игровых
форм (подготовка и проведение игровой программы, организация игрового праздника),
умениями и навыками ведущего (техника и культура речи умение владеть аудиторией,
приемы включения в игру, основы режиссуры игрового действия). Программа сочетает
теоретический материал, практику и самостоятельную творческую деятельность
обучающихся, что даёт им возможность получить специальные знания, умения и навыки
организатора игровой деятельности, ведущего массовых мероприятий, игровых и
развлекательных программ.
Организация работы кружка предусматривает:
- самостоятельное планирование и определение перспектив его развития:
проведение репетиций, фестивалей, вечеров, выступлений и т.д.
- содержание направлено на: двигательную деятельность обучающихся (репетиции,
проведение мероприятий, подготовка костюмов, реквизита), на тематические беседы
(просмотр видео и презентаций, заучивание стихов, прозы, репетиции).
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть
включает в себя краткие сведения о развитии театрального искусства, беседы, урокипрактикумы и другое. Практическая часть работы направлена на получение навыков
актерского мастерства.
Цель: обучить детей навыкам художественного и выразительного чтения,
сформировать исполнительские умения в различных жанрах и театральных направлениях,
развить творческий потенциал и индивидуальность ребёнка.
Задачи:
Воспитательные: воспитание патриотических чувств любви и гордости за свою
4
страну, Родину;
Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, друзьям, близким,
городу;
Развивать интерес к традициям и обрядам родного края;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Предметные:
обучить приемам владения артикуляционным аппаратом и речевого
звукообразования;
способствовать овладению художественной манерой исполнения литературного
материала;
сформировать умение выбирать интересный литературный материал для работы,
соответствующий возрасту и имеющий литературную ценность;
формировать навыки анализа художественных произведений всех жанров;
формировать умение работать с различными источниками (интернетом, книгой,
справочниками, энциклопедией);
сформировать правильную дикцию, интонационную выразительность речи, основы
актерского мастерства;
развивать чувство ритма, музыкальные и танцевальные способности;
формировать умение свободно держаться на сценической площадке.
Метапредметные:
способствовать развитию поисково-познавательной деятельности обучающихся,
путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
содействовать развитию творческих способностей обучающихся;
содействовать развитию коммуникативных качеств обучающихся посредством
этюдов, театральных игр и других форм художественной деятельности;
воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности;
познакомить с творчеством мастеров художественного слова;
понимать и принимать учебную задачу, которую поставил педагог;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, корректировать и оценивать результат своей деятельности;
анализировать причины успеха-неуспеха;
осваивать с помощью педагога позитивные установки «у тебя все получится», «ты
многое сможешь».
Личностные:
способствовать нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся;
развивать мобильность, динамичность, ответственность, самостоятельность;
воспитывать выдержку, интеллигентность, чувство юмора, импровизацию, умение
держаться перед большой аудиторией;
способствовать социальной адаптации обучающихся через участие в коллективном
творчестве.
Возраст детей: от 7 до 10 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
7-10 лет (младший школьный возраст): Важными личностными особенностями
детей в этом возрасте являются их открытость, послушание, исполнительность, доверие к
взрослым и подражание им. Эти черты создают хорошие условия для воспитания ребёнка в
игре. Здесь дети знакомятся с правилами игр, местом их проведения; учатся выполнять
правила, согласовывать свои действия с действиями других, учатся играть, выигрывать и
проигрывать. Им важен оптимистический настрой учебно-воспитательного процесса,
поэтому основными формами занятий являются: занятие-игра, конкурс, сюжетные, ролевые
и развивающие игры, этюды на фантазию. Учащиеся инициативны, с ярким воображением,
«легки на подъём», чётко ограничивают понятия «добро» и «зло», они с интересом
5
работают над такими художественными произведениями, как сказки, весёлые стихи,
истории на школьную тему, где добро побеждает зло.
Объем и сроки программы: Программа включает в себя 144 учебных часа, из них
теории – 39 часа, практики – 105 часов, и рассчитана на 1 год.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий, при
необходимости.
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становится личным хобби, и они продолжают
практику и дома.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 2
учебных часа по 45 минут – 4 часа в неделю; после 45 минут занятий перерыв не менее 10
минут.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
анатомию и физиологию речевого аппарата;
основы техники речи;
скороговорки и чистоговорки;
законы логики в речевом действии;
историю развития жанра художественного слова;
словарные слова, театральные слова, устаревшие слова, грамотно применять их в
разговорной речи;
правила литературного произношения при чтении и рассказывании;
понятия «монолог» и «диалог», виды монологов и диалогов;
понятие «интонация»;
понятие «литературная композиция»;
правила художественной манерой исполнения литературного материала.
Обучающиеся должны уметь:
проводить артикуляционную гимнастику и самомассаж;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
работать с текстом: анализировать художественное произведение, определять тему,
делить на абзацы, составлять план предлагаемого текста;
читать текст на время;
пересказывать текст близко к оригиналу;
удерживать внимание зрителей;
работать с монологом;
читать по ролям;
исполнять литературный материал в художественной манере.
Метапредметные:
Обучающиеся должны:
понимать и принимать задачу, сформулированную педагогом;
самостоятельно работать с различными источниками (интернетом, книгой,
справочниками, энциклопедией);
уметь свободно держаться на сцене (конкурсы, концерты);
планировать свои действия на отдельных этапах работы над художественным
произведением;
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров;
6
адекватно воспринимать оценку педагога;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
Обучающиеся должны:
владеть навыками учебного сотрудничества с учащимися и педагогом;
контролировать, корректировать и оценивать действия свои и партнёров;
анализировать причины успеха или неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
иметь высокий уровень учебной мотивации;
иметь высокий уровень социализированности;
определиться с выбором профессии.
Способы, методы и формы определения результативности.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, опросах, выполнении творческих
индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Наиболее
подходящая форма оценки – концерт и публичные выступления. В течение всего периода
обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого
обучаемого. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует,
направляет учащихся. Большая часть занятий отводится практической работе.
Состав группы: 10-14 человек.
7
8
2. Учебный план
№
п/п
Название темы занятий
Общее количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1.
Организационное занятие.
Инструктажи ТБ.
2
1
1
Наблюдение, опрос
2.
Грамотная речь. Культура
речевого общения.
8
2
6
Этюд, наблюдение
3.
Представь себя… Навыки
самопрезентации.
4
1
3
Этюд, выступление
4.
Художественное чтение.
Декламация. Стихотворения.
Загадки. Считалки. Потешки.
18
4
14
Выступление,
наблюдение, конкурс
5.
Литературный монтаж.
Праздники.
10
2
8
Выступление, концерт
6.
Техника речи. Развитие
согласных и гласных. Громкость.
Окраска голоса.
26
8
18
Наблюдение,
упражнения
7.
Речевые роли. Сценки и
ситуации.
4
1
3
Этюд,
наблюдение,
выступление
8.
Развитие силы голоса. Дыхание.
Артикуляция. Дикция.
28
8
20
Наблюдение, тестовые
упражнения
9.
Интервью и диалоги. Работа в
парах.
6
2
4
Наблюдение,
выступление
10.
Театр-экспромт. Юмореска.
Басня. Живые картинки.
Инсценирование.
30
8
22
Наблюдение,
выступление, концерт,
конкурс
11.
Сила движения. Мимика и
жесты.
8
2
6
Наблюдение,
выступление
144
39
105
Итого:
опрос,
9
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Организационное занятие. Инструктажи ТБ. 2 учебных часа.
Теория: Инструктаж по правилам поведения в учреждении, технике безопасности и
ПДД. Введение в темы и содержание программы.
Практика: Тренинги на знакомство. Прослушивание.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, опрос.
Тема 2. Грамотная речь. Культура речевого общения. 8 учебных часов.
Теория: Беседа на тему «Для чего нужна речь?» Речевое искусство, нормы
литературной речи, основные этапы работы чтеца над художественным произведением.
Практика: Чтение произведений, сольно и по ролям. Литературный разбор текстов.
Форма аттестации и контроля: Этюд, наблюдение.
Тема 3. Представь себя… Навыки самопрезентации. 4 учебных часа.
Теория: Основные принципы и виды самопрезентации. Беседы «Как уверенность,
лаконичность и достоинство помогает произвести благоприятное первое впечатление?» и
«Почему важно произвести благоприятное первое впечатление?»
Практика: Тренинги на личностный рост. Задание на разработку индивидуальной
самопрезентации.
Форма аттестации и контроля: Этюд, выступление.
Тема 4. Художественное чтение. Декламация. Стихотворения. Загадки.
Считалки. Потешки. 18 учебных часов.
Теория: Стили речи (разговорный, художественный, официально-деловой,
публицистический). Знакомство с малыми жанрами детского фольклора: пословицы,
поговорки, потешки, небылицы, загадки и считалочки. Навыки выразительного чтения.
Приёмы и правила декламации.
Практика: Упражнения на выражение эмоций в стихотворной форме. Репетиции.
Чтение текстов, самостоятельно и в группе.
Форма аттестации и контроля: Выступление, наблюдение, конкурс.
Тема 5. Литературный монтаж. Праздники. 10 учебных часов.
Теория: Литературный монтаж – литературно-художественная композиция,
составленная из отдельных номеров, подобранных по теме. Лекция о термине
«литературный монтаж», истории появления, принципах и правилах создания.
Практика: Работа над литературным монтажом «23 февраля – День защитника
Отечества». Работа над литературным монтажом «8 марта – Международный женский
день». Подготовка литературных номеров и поэтических этюдов к праздничным концертам.
Репетиции. Выступление.
Форма аттестации и контроля: Выступление, концерт.
Тема 6. Техника речи. Развитие согласных и гласных. Громкость. Окраска
голоса. 26 учебных часов.
Теория: Лекция о понятиях «техника речи», «громкость», «окраска голоса», «темп»,
«тембр». Беседа на знание устной речи.
Практика: Речевые игры на развитие произношения согласных и гласных.
Упражнения на развитие умения регулировать громкость и темп речи в зависимости от
ситуации. Упражнение на подбор тембра голоса. Репетиции. Чтение текстов вслух.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, опрос, тестовые упражнения.
Тема 7. Речевые роли. Сценки и ситуации. 4 учебных часа.
Теория: Речевые роли. Роль приветствия в общении. Развитие правильного
10
употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации. Обзор
жизненных ситуаций: «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка».
Практика: Групповые этюды с элементами речевого этикета. Тренинги на
конфликтные ситуации «Ссора на перемене», «Подарок, который не понравился»,
«Опоздание на урок», «Получила двойку» и другие, с условием вежливого, спокойного
разрешения конфликта. Репетиции. Выступления.
Форма аттестации и контроля: Этюд, наблюдение, выступление.
Тема 8. Развитие силы голоса. Дыхание. Артикуляция. Дикция. 28 учебных
часов.
Теория: Как мы говорим? Дикция и артикуляция. Важность правильного дыхания.
Демонстрация дыхательно-артикуляционных комплексов, дикционных упражнений;
заданий на развитие силы голоса. Беседа о жанровых особенностях скороговорок.
Скороговорки с сюжетно-ролевым компонентом.
Практика: Упражнения на развитие дыхания (дыхание животом, грудное дыхание,
дыхание на счёт, в ритме пульса, задержанное дыхание). «Разогревать» и «остужать» голос.
Чтение скороговорок. Упражнения на звонкость, собранность звучания, устойчивость,
гибкость голоса.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, тестовые упражнения.
Тема 9. Интервью и диалоги. Работа в парах. 6 учебных часов.
Теория: Интервью. Диалоги. Для интервью и диалогов важно выбрать тему и
определить и подготовить удачные вопросы. Научиться управлять ситуацией, реагировать
на информацию, полученную от собеседника и, главное, не отступать от темы.
Практика: Работа в парах. Тренинги. Репетиции. Выступления.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, выступление.
Тема 10. Театр-экспромт. Юмореска.
Басня. Живые картинки.
Инсценирование. 30 учебных часов.
Теория: Что такое юмор? Что такое смех? Юмореска – один из жанров
художественного слова. Понятие и понимание юмора через выразительное чтение стихов.
Видеть и чувствовать смешное, рассказывать смешно о смешном. Живые картинки. Как
создать такую картинку? Работа с карточками в группе. Читать по ролям, инсценировать,
оживлять «живые картинки». Что такое басня? Импровизация и экспромт. Театр и
театральное представление.
Практика: Чтение юмористических произведений, отрывков из детских книг,
басен. Совершенствовать артистические навыки в области театрального искусства
(использование жестов и мимики). Репетиции. Концерты. Постановки. Выступления.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, выступление, концерт, конкурс.
Тема 11. Сила движения. Мимика и жесты. 8 учебных часов.
Теория: Мимика и жесты в устной речи. Жесты (выразительные, символические,
изобразительные, указательные).
Практика: Репетиции. Тренинги на выражение чувств и эмоций с помощью жестов
и мимики. Работа в парах.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение, выступление.
11
4. Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
Окончание учебного года
До окончания программы
Продолжительность учебного года:
36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Продолжительность каникул
2 недели
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (февраль, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.
12
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Методы обучения:
наглядный метод – источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия;
практический метод – обучающиеся получают знания и вырабатывают
умения, выполняя практические действия;
репродуктивный метод – многократное повторение способа деятельности по
заданию педагога;
игровой метод – освоение нового материала, его закрепление и отработка
происходит во время игр;
метод контроля – определение результативности учебно-познавательной
деятельности обучающихся.
Методы воспитания:
Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и
глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил
поведения.
Поощрение – метод воспитания, стимулирующий деятельность учащегося.
Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению чувства
уверенности ребенка в своих силах.
Упражнение – метод воспитания, который предполагает такую организацию
повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся накапливать
привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с
поведением.
Педагогические технологии:
Технология игрового обучения на занятиях применяется для решения следующих
педагогических задач: расширения кругозора, развития внимания, памяти, речи, мышления,
воображения, фантазии, творческих способностей, коммуникативности, активности,
повышения самооценки, (деловые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые
игры); проведение занятий в форме дидактической сказки, мозгового штурма, театральной
игры, этюдов.
Игровая технология особенно благотворно действует на физически зажатых
воспитанников. Закрывшись образом предлагаемого героя, через игру, ребёнок
самовыражается, проверяет свои силы, представляет себя в любой роли, «примеряет» к
себе, свободно чувствует себя в игровых этюдах: «Я – в предлагаемых обстоятельствах»,
«Играем в ….», «Неодушевлённые предметы», «Изображаем животных» и т. д.
Технология развивающего обучения применяется для развития у учащихся
образного и абстрактного мышления. На занятиях используются:
задания развивающего характера: «Работа с партнёром», «Работа с
воображаемыми предметами»;
задания на смекалку: «Найди различия»;
задания на сообразительность: «Придумай продолжение сказки»;
задания на логику: «Закончи рассказ», «Закончи предложение»;
кроссворды;
на развитие памяти: «от слова к рассказу», «запоминаем сложные
скороговорки», «угадай героя», «опиши человека», «опиши фантастическое животное»;
задания на смекалку: «чем закончится этюд?», «что изменилось?»;
задание на внимание: «лишний предмет», «найди отличия»;
задания на развитие речи: «работа над скороговорками», «работа над
стихами», «работа над интонацией»;
дидактические игры;
13
занятия на развитие движения, пластики, мимики;
дыхательная гимнастика.
Использование этой технологии даёт возможность воспитанникам более успешно
развивать творческое восприятие, и способствует освоению навыков управления голосом,
речью, мышцами тела, развивает ритм.
Технология личностно-ориентированного обучения широко используется на
занятиях педагогом. Эта технология направлена на развитие индивидуальных
познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у них
жизненного опыта; на выборе сложности заданий с учётом полученных знаний учащихся;
на создание для учащихся атмосферы заинтересованности и ситуации успеха. В рамках этой
технологии педагог решает задачи развития социальных компетентностей учащихся в
образовательном процессе.
Технология педагогической поддержки предусматривает создание ситуации
успеха. Создание таких ситуаций:
даёт дополнительный импульс к активной работе;
повышает самооценку воспитанников;
способствует формированию положительного отношения к учебе,
комфортного нахождения в коллективе;
позволяет:
составлять равноценные группы в работе над литературной композицией;
озвучивать хорошие, добрые качества учащихся;
привлекать к сольному выступлению (чтецы, конферанс, монолог);
использовать методы дыхательной гимнастики;
поручать самостоятельные задания, требующие внимания, ответственности,
знания изучаемого предмета;
работать с учащимися индивидуально: упражнения «Верю в себя», «Я смогу»;
использовать приём «Авансирование», когда учащийся получает похвалу
авансом, что даёт ему импульс к действию: «У тебя получится…», «Кто, если не ты?», «В
твоём исполнении звучит замечательно» и т.д.
применять приём «Ролевая маска».
Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего
имени, а от лица соответствующего персонажа. Закрывшись «маской», например,
сказочного героя.
Проектная технология даёт возможность учащимся работать в коллективе и
индивидуально. В процессе работы над проектами учащиеся учатся:
самостоятельно заниматься поисковой деятельностью;
«обрабатывать» материал (из большого количества информации, находить
важную и интересную);
распределять информацию по определённым критериям;
осваивают:
правила работы с литературой;
правила творческого оформления полученной информации (фото, видео,
рисунки, стихи, рассказы, документальные источники и т.д.);
методы и приёмы коммуникативной технологии: умение слушать и слышать
собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Технология проблемного обучения позволяет учить думать не стереотипами, а
творчески подходить к решению проблемы, учащемуся не даются знания в готовом виде, а
он получает проблему (задачу), и заинтересован сам, чтобы найти решение этой задачи, что
помогает воспитывать у учащихся самостоятельность, способствует получению новых
знаний, навыков, умений.
Сущность технологии проблемного обучения заключается в четком следовании
14
определенным этапам:
1 постановка проблемы;
2 актуализация знаний;
3 выдвижение гипотез, предположений;
4 проверка решений;
5 введение в систему знаний.
Здоровьесберегающая технология даёт возможность для сохранения и укрепления
физического здоровья учащихся, а также создать условия для:
соблюдения санитарно-гигиенических норм;
соблюдения правил ТБ;
соблюдения правильной позы учащегося во время занятий (наблюдение и
коррекция);
чередования видов учебной деятельности через каждые 15-20 минут;
использования на занятиях чередование высокой и низкой двигательной
активности;
динамических пауз (физкультминутка, подвижная игра, упражнения для
различных групп мышц и т. д.);
оптимальной плотности занятий с учетом возрастных особенностей;
пропаганды здорового образа жизни.
Технология дифференцированного обучения позволяет:
создать ситуацию успеха;
выявить у учащихся задатки и развить способности;
дифференцировать задания по степени сложности;
систематизировать знания и навыки;
поощрять к самостоятельной деятельности;
стимулировать учащегося к дальнейшим занятиям в объединении.
Доступность подачи материала, последовательность и системность облегчают
усвоение знаний и формирование практических навыков учащимися. Эта технология
предполагает постепенное возрастание самостоятельной деятельности учащегося.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, возможна работа по
подгруппам и индивидуально для отработки дикции, мизансцены.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, практическое
занятие, игра, защита творческого проекта, беседа, презентация, обсуждение, театральные
игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и
мастерству.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание
занятий, дополнять практические задания.
Виды учебных занятий:
Для эффективного усвоения материала, улучшения качества практических навыков,
для развития чувства партнёра и умения работать в команде используются такие виды
аудиторных учебных занятий как:
мастер-класс,
занятие-концерт,
занятие-игра,
15
занятие-отчёт,
занятие-конкурс,
занятие-презентация,
занятие-лекция,
занятие-репетиция,
занятие-беседа,
литературная композиция и другие.
Алгоритм учебного занятия:
подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка
необходимого инвентаря);
организационный момент (приветствие детей, настраивание обучающихся на
совместную работу, объявление темы занятия);
фонетическая зарядка;
теоретическая часть;
физкультминутка;
практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение упражнений
и заданий по теме, игры);
окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия).
Дидактические материалы:
Тесты;
Игры (лото, домино, бинго, логические игры);
Языковые средства (скороговорки, загадки, головоломки, кроссворды);
Раздаточные материалы;
Инструкции;
Демонстрационный материал (пазлы, плакаты, карточки).__
Видеозаписи выступлений артистов комедии и драмы.
Записи радио-спектаклей и аудиокниги.
Видеоматериалы с нарезками сцен из комедийных и драматических сериалов,
фильмов и телевизионных альманахов.
Записи цирковых и театральных выступлений, в том числе театра кукол.
Афиши спектаклей и кино.
Фотографии актёров в роли и сцен из фильмов и спектаклей.
Дидактические карточки и памятки по выполнению артикуляционных и
дыхательных упражнений.
Научная и специальная литература.
16
6. Условия реализации программы
I. Материально-техническое обеспечение
Просторный кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарногигиеническими нормами на 14 человек.
Актовый зал для репетиционной деятельности.
Компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет.
Сканер.
Копировальный аппарат.
Лазерный принтер.
Проектор и экран.
Колонки.
Костюмы для постановок, сценок
Флешки с музыкальным материалом.
II. Информационное обеспечение:
Техника речи детей [Электронный ресурс]. https://ostankinoschool.ru/stati/article_post/tekhnika-rechi-detey-razvitie-uprazhneniya
Театр для детей [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v=ebVOWW4yXSU
Сценарии праздников [Электронный ресурс].
https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-prazdnikov
Маам.ру [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru
Инфоурок [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/
7. Формы аттестации и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
В процессе освоения программы, предусмотрена система контроля, подведения
итогов и определение результативности знаний и умений учащихся (вводный, текущий,
промежуточный и итоговый контроль). Система включает следующие методы контроля и
коррекции: взаимопроверка, устная рецензия, рефлексия (театральные маски, смайлики,
радуга и т.д.).
Самостоятельная работа учащихся на занятии, наряду с выступлениями на концертах,
участия в конкурсах, творческих отчётах, используется как форма подведения итогов и
проверки эффективности реализации программы. Анализируя результаты, педагог
может сделать выводы о возможных погрешностях образовательного процесса и
совершенствовать в дальнейшем педагогическую деятельность.
Методы отслеживания образовательных результатов:
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе
используются разнообразные формы: журнал посещаемости, материал тестирования,
методическая разработка.
В середине и конце учебного года заполняется мониторинг вовлечённости обучающегося в
образовательный процесс, который позволяет определить активность каждого ребёнка.
(См. Приложение 2)
17
8. Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 –
9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
2. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977 г.
3. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. –
Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. –М., 1986.
5. Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных
институтов и реж. отд. институтов культуры. М.:Искусство, 1981
6. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. /МНИИ уха горла и носа/ М., 1973 г.
7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,
сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Список литературы для учителя
1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.»Просвещение» 1985г.
2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.
3. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».
4. А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.
5.Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения».
Список литературы для учащихся:
1. 1.Произведения детских поэтов: А.Барто,
2. Э Успенского,
3. Д.Хармса,
4. С.Михалкова,
5. С Маршака
6. Произведения А.С.Пушкина,
7. А. Крылова.
4.Эпос «Калевала
18
9. Приложения
Приложение 1
Календарно-тематический график
на 2022-2023 учебный год
Пчелова Валентина Николаевна,
ДООП художественной направленности «Юный ведущий»
1 год обучения, группа №2
№
п\п
Дата
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Кол.
час.
Беседа
Опрос
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Опрос
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Сентябрь
1.
Организационное собрание. Вводный
инструктаж. Комплексная безопасность.
Инструктаж ТБ, ПДД. Внешний вид
обучающегося
2.
Самопрезентация Монолог обучающегося
3.
Самопрезентация. Диалог о важном.
4.
5.
6.
Грамотная речь. Речевое общение. Виды и
формы (разговорная, научная и художественная
речь).
Театр-экспромт. Выбор текста. Распределение
ролей. Чтение по ролям. Репетиция
Театр-экспромт. Репетиция по ролям и
отработка движений героев
Урок
практикум
Урок практикум
Урок презентация
Урок практикум
Урок практикум
Театр-экспромт. Генеральная репетиция.
Подготовка реквизита, подбор музыкального
материала
Урок практикум
Наблюдение
8.
Театр-экспромт. Генеральная репетиция
Урок практикум
Наблюдение
2
9.
Театр – экспромт. Генеральная репетиция.
Выступление. Посещение комнаты Боевой Славы
Выступление
Концерт
2
Итого
18
часов
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Выступление
2
Выступление
Концерт
2
Выступления
Концерт
2
Беседа
2
Беседа
2
Выступление
2
Наблюдение
2
7.
2
Октябрь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Театр-экспромт. Игра ролей
Театр-экспромт. Отработка движений,
репетиция
Театр-экспромт. Праздничные выступления и
концерты в рамках Дня пожилого человека
Театр-экспромт. Праздничные выступления и
концерты. Выступления для центра
Театр-экспромт. Праздничные выступления и
концерты для образовательных учреждений
города
Художественное чтение. Выбор произведений.
Упражнения для артикуляции
Художественное чтение. Выбор произведений
Загадки. Потешки. Считалки.
Художественное чтение. Мастер – класс от
обучающихся. Анализ. Воспроизведение
Развитие силы голоса. Дыхание. Звуковые
Урок практикум
Урок практикум
Открытый
урок
Урок практикум
Урок практикум
Итоговое
мероприятие
Игра
19
разминки, мини – сценки.
Техника речи. Выразительное чтение стихов и
инсценировка
10.
Мастер-класс
Наблюдение
2
20
часов
Итого:
Ноябрь
Техника речи. Выразительное чтение стихов и
инсценировка. Участие в международной акции
«Мы голосуем за мирную осень»
Художественное чтение. Основы и приёмы
произношения. Выбор произведений.
Развитие силы голоса. Урок на силу звука.
Работа с карточками.
Техника речи. Артикуляция гласных и
согласных звуков. Упражнения и отработка
звуков
1.
2.
3.
4.
Игра – импровизация. Распределение ролей.
Приемы использования литературных
произведений
Художественное чтение. Декламация. Чтение
стихов А.Барто, С. Михалкова, Э Успенского
5.
6.
Техника речи. Техника сценической речи.
Речевые проблемы, проработка звуков
7.
1
Декабрь
Выразительное чтение стихов Д.Хармса- ритм,
четкость и правильное ударение.
Мастер-класс
Наблюдение
2
Мастер-класс
Наблюдение,
прослушивание
2
Урокпрактикум
Опрос
2
Урок практикум
Опроснаблюдение
2
Игра
Наблюдение
2
Урок практикум
Наблюдение
2
Урок практикум
Анализ
качества
произношения
2
Итого:
14
часов
Наблюдения
2
Урок практикум
2
День памяти жертв ДТП. АКЦИЯ В
РАМКАХ
АКЦИЯ
3
Техника речи. Отработка с помощью
упражнений на дыхание.
Урок
практикум
4
Сила движения «В мире животных»
5
Художественное чтение стихов. ВЫБОР
АВТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
6
Техника речи. Техника сценической речи.
Отработка звуков
Игра
УРОК –
ПРАКТИКУ
М
Урок практикум
7
Грамотная речь. Правильная постановка
ударений
8
9
Художественное чтение. Я сочиняю
новогоднюю сказку
Техника речи. Занятия на дыхание и дикцию
МЕРОПРИЯТ
ИЕ
Упражнения,
анализ
качества
произношения
Наблюдение
1.
2.
3.
2
2
БЕСЕДА
2
Наблюдение
2
Урок практикум
Беседа
2
Урокпрезентация
Игра
Творческое
задание
Наблюдение
Итого:
1.
2
2
2
18
часов
ЯНВАРЬ
Развитие силы голоса.. Новогодняя викторина
игра со звуками, вниманием и творческим
воображением. Промежуточная аттестация.
Развитие силы голоса. Упражнения на развитие
интонации( тональность голоса, громкость,
скорость речи, смысл и различие)
Театр- экспромт Выбор произведений
карельских рассказов от карельских писателей
Комплексное
учебное
занятие
Наблюдение,
2
Урок практикум
Наблюдение
2
Творческое
задание
Мастер - класс
2
20
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
Техника речи. Отработка звуков и использование
скороговорок
Сила движения. Посещение заповедника в рамках
Всемирного дня заповедников и парков.
Кроссворд, интервью, ромашка
Театр – экспромт. Урок – акция «День вежливых
людей» в рамках Всемирного дня Спасибо.
Выбор произведения
Техника речи Перенос с 18 .05.
Итого:14 часов
Февраль
Театр – экспромт. Подготовка сценария, выбор
художественны произведений к 23 февраля и 8
марта. Распределение ролей
Развитие силы голоса. Работа со сценарием
Интервью и диалоги в сценарии. Правильное
произношение звуков
Развитие силы голоса. Интонация в стихах,
постановка ударений
Театр – экспромт. Посещение комнаты боевой
Славы в рамках праздника –День Отечества.
Техника речи. Тренинги на быстроту чтения,
четкость. Генеральная репетиция, работа с
микрофоном, поведение на сцене.
Театр – экспромт . Мероприятие, посвященное 23
февраля
Литературный монтаж Подготовка к празднику 8
марта Работа со сценарием, распределение ролей
Итого: 16 часов
Март
Литературный монтаж. Генеральная репетиция.
Выступление
Грамотная речь. Искусство речи. Телевидение и
радиовещание радио и тележурналистов
Известные тележурналисты
Развитие силы голоса. Игра – упражнение
«Жужжание. Шипение Шуршание»
Литературный монтаж. Поэзии мир необъятный(
В рамках Всемирного дня поэзии)
Литературный монтаж Выбор произведения
и выразительное чтение
Развитие силы голоса. Выразительное чтение
стихов и инсценировка
Сила движения Представь себя во время
выступления. Рисунок по мотивам
художественного произведения
Грамотная речь. Звуковая культура. Отличия
устной и письменной речи на примере
произведений писателей Карелии
Развитие силы голоса. Подготовка к участию в
городском фестивале «Творец», посвященного
празднованию юбилею города. Подбор
художественных произведений. Разработка
сценария
Итого: 18 часов
Апрель
Развитие силы голоса. Генеральная репетиция
Урок практикум
Тест
2
Экскурсия
Беседа
2
Акция
Творческое
задание
2
Урок практикум
Наблюдение
Учебное
занятие
Беседа, опрос
2
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Урок практикум
Упражнения
2
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Экскурсия
Беседа
2
Репетиция
Выступление.
2
Контроль
Выступление
2
Учебное
занятие
Беседа
2
Концерт
Выступление
2
Урок презентация
Опрос.
2
Урокпрезентация
Опрос
2
Урок
Беседа
2
Наблюдение
2
Репетиция
Выступление
2
Урок практикум
Анализ
творческого
задания
2
Урок практикум
Опрос
2
Учебное
занятие
Опрос
2
Мероприятие
Выступление
2
Урок
21
2.
3.
и мероприятие
Развитие силы голоса. Подготовка к марафону
стихов и песен о войне, посвященного Дню
Победы. Выбор патриотического репертуара
(стихи, театральные сценки)
Речевые роли. Репетиция стихов и сценок.
4.
Подготовка реквизита, музыкального материала,
творческого образа
5.
Генеральная репетиция
6.
7.
8.
Интервью и диалоги. Марафон стихов и песен о
войне
Развитие силы голоса Фестиваль
патриотический«Ахвеньярвская гвоздика»
Интервью и диалоги Подготовка к выпускному
Учебное
занятие
Беседа
2
Наблюдение
2
Беседа
2
Наблюдение
2
Мероприятие
Выступление
2
Мероприятие
Выступление
2
Учебное
занятие
Беседа
2
Занятие
Наблюдение
2
Учебное
мероприятие
Выступление
2
Концерт
Выступление
2
Комплексное
занятие
Мастеркласс
Чтение,
наблюдение
Выступление,
показ
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Итого:16 часов
1.
2.
3.
4.
5.
Май
Развитие силы голоса. Работа со сценарием.
Распределение ролей. Выбор реквизита
Техника речи. Генеральная репетиция
мероприятия
Литературный монтаж. Закрытие творческого
сезона воспитанниками. Итоговая аттестация
Литературный монтаж. Скороговорки, потешки.
Работа с дыханием. Работа с карточками
Литературный монтаж. Инсценировка стихов
для детей А. Барто
Итого: 10 Часов
2
2
Всего: 144 часа
22
Приложение №2
Мониторинг вовлечённости обучающихся
в образовательный процесс
Проводится 2 раза в учебном году
Соответствует в
Соответствует
большей
в меньшей
степени
степени
Верно
обратное
1. Работает при
прохождении
каждой темы
1
0
-1
2. Задает много
вопросов,
свидетельствующих
об интересе
1
0
-1
3. Охотно выполняет 1
дополнительные
задания.
0
-1
4. Часто отвечает на
поставленные
педагогом вопросы
1
0
-1
5. Всегда при деле,
1
редко
отвлекается на
посторонние занятия
0
-1
Характеристика
работы
обучающегося на
занятиях
Расшифровка результатов:
• от 5 до 3 – хорошая работа на занятии
• от 2 до -2 – удовлетворительная работа на занятии
• -2 до -5 – плохая работа на занятии
23