1
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-
гуманитарной направленности, является документом, на основании которого планируется и
осуществляется воспитание и развитие личности детей и подростков.
Основными нормативными документами, положенными в основу общеобразовательной
общеразвивающей программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки Российской
Федерации;
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Рабочие программы педагогов дополнительного образования и планы работ
педагогов-организаторов
социально-гуманитарной
направленности
Центра
внешкольной
работы (далее – Центр).
Общеобразовательная общеразвивающая программа – результат творческой работы
педагогического коллектива, стремление учесть конкретные образовательные запросы и
потребности детей, их родителей, общественности.
Социально-гуманитарной деятельность Центра отражена в общеобразовательной
общеразвивающей программе, она обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на
поведение и развитие детей, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе
современные формы, методы и средства. Для детей необходимы объединения, в которых
2
каждый мог бы чувствовать себя комфортно, чувствовать заинтересованность других в его
личностном росте. Эти идеи реализуются в рабочих программах педагогов социальногуманитарной направленности.
Концептуальными основами системы воспитания, является воспитательная система,
которая представляет собой систему возможностей и условий для саморазвития личности
воспитанника через включение его в творческую деятельность. Такая система образуется
совместными усилиями детей, педагогов, методистов, администрации, родителей и других
заинтересованных лиц в воспитании подрастающего поколения (общественность).
При наличии условий, ребенок, подросток имеет возможность физически и духовно
развиваться. Главным становится для воспитанника не только учебный результат (чему-то
научился, что-то узнал), хотя и он важен, но и возможность общения, взаимопонимания,
взаимоподдержки, сотрудничества. Дети и подростки имеют возможность найти деятельность,
соответствующую его характеру, способностям, интересам в социально-гуманитарной
направленности. Такие формы работы с детьми, как участие в конкурсах, выставках, повышают
интерес к обучению. Дети имеют возможность увидеть результаты своего труда, что повышает
их активность.
Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на основе следующих
принципов:
- принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его способностей.
Принцип гуманистической направленности реализации программы означает также воспитание
гуманистической ориентации личности, формирование у обучающихся таких качеств, как
доброта, забота о человеке, сострадание, милосердие и т.д.;
- принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и
культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного мира,
специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование у
обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;
- принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление
содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом уровня
развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого овладения знаниями и
практикой их применения;
-
принцип
развивающего
обучения
предполагает
максимальное
использование
проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;
-
принцип
личностно-ориентированного
обучения
означает
не
только
учет
индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ дополнительного
3
образования с учетом интеллектуального развития обучающихся, полноты и характера
имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка, подростка.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАМЫ: создание педагогических условий, способствующих
социальному и профессиональному самоопределения подростка.
ЗАДАЧИ:
1.
Воспитание нравственных качеств личности.
2.
Воспитание творческой активности ребенка.
3.
Обучение подростка коммуникативным умениям.
4.
Развитие его природных задатков и способностей.
Деятельность
принципах
по
социально-гуманитарной
личностно-ориентированной
направленности,
педагогики,
осуществляется
природосообразности,
на
гуманизма,
индивидуализации дополнительного образования, педагогики сотрудничества, т.е. субъектносубъектных отношений педагога и ребенка.
Процесс образования по социально-гуманитарной направленности регламентируется
учебно-тематическим планом по всем реализуемым программам и планам работы, регулируется
расписанием учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий, что соответствует
Типовому положению об учреждениях дополнительного образования детей.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы и планы работ построены на основании следующих педагогических
подходов:
1.
Уровневый подход. Каждый год – это новый, более высокий уровень обучения по
блокам (ступеням) программы.
2.
Опережающий подход. Вопросы программы предлагаются школьникам с учетом
зоны ближайшего развития их личности.
3.
Ориентация ребенка на мотивацию достижения успеха.
4.
Разноаспектный подход. Человек и его связь с миром рассматриваются в
различных аспектах: социологическом, эстетическом и др.
5.
Тренинговый
подход.
Через
организацию
ролевых
игр,
практикумов,
соревнований.
6.
Эмоциональный подход. Обеспечение на всех видах деятельности эмоционально-
положительной атмосферы.
4
Программы и планы работ социально--гуманитарной направленности, предполагают в
процессе реализации задач использовать разнообразные формы воспитательной работы с
детской группой (коллективом):
1.
Словесно-логические (беседа, лекция, диспут).
2.
Образно-художественные (праздники, концерты, конкурсы и т.д.).
3.
Трудовые.
4.
Игровые, досуговые.
Обязательным элементом всех форм работы с детьми являются:
- информация;
- переживание;
- действие.
Главным средством воспитания является организация жизнедеятельности детей и их
отношений. Характер ребенка, его личность развивается и складывается в процессе его
жизнедеятельности, которую организует взрослый. Программы педагогов дополнительного
образования и планы работ педагогов-организаторов предполагают широкое использование
методики коллективного творческого дела.
Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания
образования,
на
совершенствование
методической
деятельности
педагога,
его
профессионального мастерства.
Методические дни:
Месяц
сентябрьоктябрь
Тематика
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в творческих
объединениях
ноябрь
Проектная деятельность
декабрь
Воспитание физически активной, здоровой, творческой личности, которая включена
в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и
проявления своих способностей.
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды методической
продукции.
Фестиваль педагогического мастерства.
Повышение квалификации
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.)
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения.
январь
февраль
март
апрель
май
5
4. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по необходимости)
П/
№
1
Тема
Сроки
проведения
Установочный
Тема: «Утверждение плана учебно-воспитательной и
методической работы на учебный год»
октябрь.
Ответственный
Директор,
Завуч,
Методист.
-Согласование плана учебно-воспитательной работы.
-Согласование плана методической работы.
-Согласование календарного учебного графика, учебных
планов, рабочих программ педагогов-организаторов и
педагогов дополнительного образования.
-согласование графика посещений администрацией
творческих объединений.
2
Проблемный
май
Директор,
Завуч,
Методист.
Тема: «Работа с одаренными детьми в дополнительном
образовании и воспитании детей».
Анализ методической работы.
-Мониторинг качества образования.
-Проблемы, пути их решения.
-Цель и задачи на учебный год.
5. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНРОВ
П/
№
1
2
Тема
Семинар – практикум:
семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и
совместителей по теме:
«Диагностика образовательного и воспитательного
уровня обучающихся»
Обучающий педагогический семинар
(Тема по согласованию с методическими
объединениями)
Сроки
проведения
ноябрь
Ответственный
Методист
апрель
Методист
6. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№
Темы
1
«Утверждение плана работы МО»
2
-Организованное начало учебного года.
-План работы МО.
-Перспективный план курсовой переподготовки,
аттестации и темы по самообразованию.
«Работа с одаренными детьми»
-Корректирование учебных планов.
-Разработка мероприятий к памятным и
торжественным календарным датам
«Отчеты по темам самообразования».
-Итоги работы МО.
3
Сроки
проведения
октябрь
Ответственные
(руководители МО)
Методист
Руководитель МО
январь
Методист
Руководитель МО
май
Методист
Руководитель МО
6
7. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Социально-гуманитарная направленность Центра, предоставляет детям образовательные
услуги в их свободное время на основе добровольного выбора или вида образовательной
деятельности и профиля программы, времени ее освоения.
Процесс образования регламентируется учебным планом по всем общеобразовательным
общеразвивающим программам и планам работы, регулируется расписанием учебных занятий,
календарным планом массовых мероприятий, что соответствует Закону «Об образовании» и
Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей.
Образовательный процесс осуществляется на основе реализации модифицированных
программ дополнительного образования детей и планам работы педагогов-организаторов.
Программы и планы работ ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и
интересов детей, подростков в социально--гуманитарной направленности. Программы эти
различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, но и по содержанию.
Содержание программ обусловлено социальным заказам со стороны детей, родителей, школ
города. В тоже время они определены и возможностями кадрового, материально-технического
обеспечения.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами качества образования следует считать:
- наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских,
городских конкурсов, выставок, фестивалей;
- широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных,
малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу по
предупреждению
правонарушений,
безнадзорности
и
беспризорности
среди
несовершеннолетних);
- социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
лагерях отдыха;
-проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает
большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный процесс (нет
зрителей);
- организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне участников
оздоровительных лагерей;
- сотрудничество со школами, детским домом, центром детского и юношеского туризма,
с общественными организациями;
7
Вся деятельность социально-гуманитарной направленности направлена на то, чтобы
идти в ногу со временем, строить свою деятельность на основе социального заказа, быть
востребованными у современных детей, подростков и молодежи.
9. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Апробированные способы:
- организация и участие воспитанников в различных конкурсах, выставках, фестивалях
детского творчества;
- анкетирование детей и родителей;
- беседы с детьми и их родителями;
- коллективные творческие дела, проведение праздников;
- текстовые задания, викторины;
- участие детей в исследовательской работе;
- защита творческого пр.
8
Приложение 1
Школа
будущего
первоклассник
а
«Лесенка»
6
мб
0
0
в год
пф
мб
0
0
пф
мб
всего
6
пф
по годам
обучения
группы
в неделю
итого часов
мб
Всего детей,
обучающихся
по
программам
Кол-во час.
Кол-во
групп
Кол-во час.
3
пф
итого часов
3
Кол-во часовв
неделю
в год на группу
Кол-во час.
мб
всего
пф
Сводные группы
42
42
84
Начально
е общее
«Учимся
общаться»
1.
Кол-во
групп
(1г.о)
итого
Название
образовательн
ой программы
Уровень
№
ФИО
педагога
программы
Наименование
творческого
объединения/
Срок реализации
Основные группы
Итого детей
УЧЕБНЫЙПЛАН ДООП
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на 2023 - 2024 учебный год
6
1
72
12
0
0
Основное
общее
Перфильева
Вера
Ивановна
11
154
Начально
е общее
4
1
2
2
144
8
8
16
0
0
0
0
0
0
28
28
56
Основное
общее
9
Начально
е общее
«Школа
лидера»
4.
№
«ЮНАРМИЯ»
Наименование
творческого
объединения/
Название
144
0
4
4
0
0
0
0
0
0
14
0
6
4
2
144
16
8
24
0
0
0
0
0
0
56
28
14
Александрова
Ирина
Алексеевна
Маркова
Анастасия
Анатольевна
ФИО
педагога
1
Основное
общее
1
0
0
0
0
0
Основное
общее
1
1
0
144
4
0
Среднее
(полное)
общее
3
0
0
1
72
0
2
2
0
0
0
0
0
0
0
0
14
0
12
2
0
2
144
0
8
4
4
0
144
16
0
0
0
0
0
0
0
0
28
0
0
0
0
0
0
56
0
84
84
42
42
56
56
Начально
е общее
4
1
16
Основное
общее
Основные группы
Сводные группы
Всего детей,
обучающихся
по
программам
10
Итого детей
Кем быть?
1
по годам
обучения
3.
0
7
1
группы
Программа
«Твой выбор»
Лучинская
Татьяна
Власовна
Уровень
Форумы
Начально
е общее
программы
2.
1
Основное
общее
Срок
реализации
Клуб друзей
мира
2 «Глобус»
1
2
0
1
1
1
29
пф
мб
144
8
0
0
144
4
0
0
0
17
10
1224
8
0
0
0
4
0
0
0
0
62
34
96
в год
пф
мб
0
0
0
0
0
0
0
1
72
0
2
144
итого часов
мб
Кол-во час.
2
в год на группу
2
Кол-во час.
пф
в неделю
пф
мб
всего
«Весёлый
английский»
Королева
Ирина
Николаевна
Всего
Масанин
Александр
Михайлович
мб
Кол-во час.
Кол-во
групп
0
28
0
28
28
0
0
14
0
14
14
0
2
2
0
0
0
4
4
252
126
378
378
Начально
е общее
5.
«Путешествие
в историю
России»
пф
Итого
(1г.о)
6.
Кол-во часов в
неделю
Кол-во
групп
итого часов
образовательн
ой программы
1
Основное
общее
Начально
е общее
1
2
Основное
общее
Итого:
29
11