1
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности является документом, на основании которого
планируется и осуществляется деятельность по воспитанию и обучению детей и
подростков.
Основными
нормативными
документами,
положенными
в
основу
общеобразовательной общеразвивающей программы, являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки
Российской Федерации;
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Рабочие программы педагогов дополнительного образования и планы работ
педагогов-организаторов естественнонаучной направленности Центра внешкольной
работы (далее – Центр).
Сегодня, в условиях переосмысления духовного и нравственного богатства
педагогики, каждый педагог стремится иначе посмотреть на себя, свои задачи, точно
определить свое место в системе образования.
На
наш
взгляд,
реализовывать
принципы
непрерывного
экологического
образования можно через систему различных видов экологической деятельности.
2
Современные взгляды на экологическое образование определяют его цель и ведущие
направления в контексте концепций устойчивого развития. Экологическое образование
призвано не только предоставлять знания об окружающей среде и экологических
проблемах, но и развивать способность детей, принимать осознанные решения в
отношении окружающей среды.
Ценностными
приоритетами
естественнонаучной
направленности
являются
развитие творческой личности:
- через проектно-исследовательскую деятельность;
- природоохранные акции, способствующие воспитанию любви к природе, участия
в конференциях и проектах.
Концептуальные основы системы воспитания. Воспитание – не воздействие, а
взаимодействие участников, их общение, сотворчество, совместная выработка позиций,
взглядов, отношений, форм сотрудничества. Воспитательная система – социальнопедагогический
объект,
упорядоченный
не
только
относительно
собственно
педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и целей самого ребенка,
связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности. Трудно переоценить
воспитательную роль экологии, это прежде всего гуманистическое воспитание,
основанное на принципах:
1.
Личностного подхода – умения влиять на развитие ребенка на основе знаний
о человеке.
2.
Гуманизации межличностных отношений – эмоциональной стабильности
жизни ребенка в коллективе.
3.
Деятельного подхода – создания условий, обеспечивающих деятельное
развитие ребенка; нам нужно помочь найти ему свое место в жизни через различные
практические дела.
4.
Опоры на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение.
Эмоциональный опыт очень важен. Через чувства жизненные ценности, нравственные
нормы могут стать собственными ценностями и нормами (событийное воспитание).
5.
Культурологического подхода – приобщения к культуре, формирования
эстетического вкуса. Здесь важен союз базового и дополнительного образования.
6.
Комплексного подхода – воспитания и развития в комплексе, а не по
очереди.
Суть такого подхода к воспитательному и обучающему процессу – сложение
разрозненного в целое, создание системы непрерывного, целостного, креативного,
3
развивающего
экологического
образования,
результат
которого
–
воспитание
экологической культуры.
2.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
ЦЕЛЬ: Способствовать воспитанию экологической культуры, создание условий для
оптимальной самореализации ребенка, адаптации к реальной социальной обстановке.
ЗАДАЧИ:
1.
Способствовать развитию устойчивого интереса к получению экологических
знаний и творчества детей.
2.
Создание условий для поддержки и стимулирования детских достижений.
3.
Способствовать формированию ответственного отношения к окружающей
среде, своему здоровью и здоровью окружающих.
4.
Обеспечить
условия
для
психолого-педагогического
сопровождения
деятельности детей.
5.
Создать оптимальные условия для личностного и профессионального
развития и самоопределения ребенка.
Результаты воспитательной работы определяются, прежде всего, изменениями,
которые происходят с учащимися. Это проявляется, в первую очередь, в поведении детей
и их внешнем облике. Затем – в интересах и деятельности. Потом – в их
мировоззренческих установках и выборе жизненного пути.
Результаты воспитания:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия, разумное
отношение к своему здоровью;
- сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями,
научно-исследовательской деятельностью;
- способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов;
- участие родителей совместно с детьми в мероприятиях Центра.
Процесс образования по естественнонаучной направленности регламентируется
учебно-тематическим планом по всем рабочим программам, регулируется расписанием
учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий.
4
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цели,
задачи,
содержание,
формы
методической
работы
целесообразны,
объективно необходимы, результативны. Методическая работа учит анализировать,
планировать, размышлять о педагогической деятельности. Благоприятный микроклимат
на
методических
совещаниях
способствует
творческой
деятельности
каждого
преподавателя естественнонаучной направленности.
Темы, над которыми работали и работают педагоги дополнительного образования
естественнонаучной направленности:
- формирование экологической культуры педагога и детей;
- экология и нравственность;
У педагогов
имеется весь
методический
и
дидактический
материал
по
многообразию растительного и животного мира, по методике проведения теоретических и
практических занятий, изучены педагогами общие темы по педагогике и методике.
Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания
образования,
на
совершенствование
методической
деятельности
педагога,
его
профессионального мастерства.
Методические дни:
Месяц
сентябрьоктябрь
Тематика
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
творческих объединениях
ноябрь
декабрь
Проектная деятельность
Воспитание физически активной, здоровой, творческой личности, которая
включена в процесс постоянного самосовершенствования,
разностороннего развития и проявления своих способностей.
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды
методической продукции.
Фестиваль педагогического мастерства.
Повышение квалификации
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.)
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения.
январь
февраль
март
апрель
май
4. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по необходимости)
П/№
1
Тема
Установочный
Тема: «Утверждение плана учебновоспитательной и методической работы на
учебный год»
Сроки
Ответственный
проведения
октябрь
Директор,
Завуч,
Методист
5
-Согласование плана учебно-воспитательной
работы.
-Согласование плана методической работы.
-Согласование годового календарного учебного
графика, учебных планов, рабочих программ
педагогов-организаторов и педагогов
дополнительного образования.
-согласование графика посещений
администрацией творческих объединений.
2
Проблемный
Тема: «Работа с одаренными детьми в
дополнительном образовании и воспитании
детей».
Анализ методической работы.
-Мониторинг качества образования.
-Проблемы, пути их решения.
-Цель и задачи на учебный год.
май
Директор,
Завуч,
Методист
5. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ
П/№
1
2
Тема
Семинар – практикум:
семинар-практикум для вновь прибывших
педагогов и совместителей по теме:
«Диагностика образовательного и
воспитательного уровня обучающихся»
Обучающий педагогический семинар
(Тема по согласованию с методическими
объединениями)
Сроки
проведения
ноябрь
Ответственный
Методист
апрель
Методист
6. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№
1
2
3
Темы
Т.: «Утверждение плана работы МО»
-Организованное начало учебного года.
-План работы МО.
-Перспективный план курсовой
переподготовки, аттестации и темы по
самообразованию.
Т.: «Работа с одаренными детьми»
-Корректирование учебных планов.
-Разработка мероприятий к памятным и
торжественным календарным датам
Т.: «Отчеты по темам самообразования».
-Итоги работы МО.
Сроки
проведения
октябрь
Ответственные
(руководители МО)
Методист
Руководитель МО
январь
Методист
Руководитель МО
май
Методист
Руководитель МО
6
7. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Естественнонаучная направленность Центра представляет детям образовательные
услуги в их свободное время на основе добровольного выбора или вида образовательной
деятельности и профиля программы, времени ее освоения.
Образовательная деятельность предполагает:
- овладение практическими и теоретическими знаниями, умениями и навыками;
- личностное и творческое развитие, укрепление здоровья, создание условий для
самоопределения и самореализации;
- формирование экологической культуры, усвоение цивилизованных форм
общения.
Процесс образования регламентируется учебным планом по всем образовательным
программам, регулируется расписанием учебных занятий, календарным планом массовых
мероприятий.
Образовательный
процесс
осуществляется
на
основе
реализации
модифицированных и типовых программ дополнительного образования. Программы
ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей,
подростков в естественнонаучной области. Программы эти различны не только по
масштабу, педагогическим технологиям, но и по содержанию. Содержание программ
обусловлено социальным заказом со стороны детей, родителей, школ города. В тоже
время
они
определены
и
возможностями
кадрового,
материально-технического
обеспечения.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами качества образования следует считать:
-
наличие
лауреатов,
победителей
международных,
всероссийских,
республиканских, городских конкурсов, выставок, фестивалей;
- заочное обучение учащихся в малой академии природы г. Петрозаводск;
-
широкий
состав
контингента
детей,
есть
обучающиеся
из
неполных,
малообеспеченных, многодетных семей;
- социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
оздоровительных лагерях;
- участие в Международной годовой экологической программе «День Земли и
Марш парков»;
- организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне;
7
- сотрудничество с образовательными учреждениями города, Костомукшским
заповедником;
Вся деятельность направлена на то, чтобы идти в ногу со временем, строить свою
деятельность на основе социального заказа, быть востребованными у современных детей,
подростков и молодежи, прививать любовь к окружающему миру, пропагандировать
экологические знания.
9. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Апробированные способы:
- организация и участие воспитанников в различных конкурсах, выставках,
фестивалях детского творчества;
- анкетирование детей и родителей;
- беседы с воспитанниками и их родителями;
- коллективные творческие дела, проведение праздников экологической
направленности;
- написание рефератов, проведение викторин;
- участие детей в исследовательской работе;
- защита творческого проекта.
Сохранение и дальнейшее развитие традиционных мероприятий таких, как «День
Земли» и «Марш Парков», организация акции «Чистый город», проведение Дня птиц и др.
Мониторинг
воспитательных
результатов.
Процедура
мониторинга
предполагает отслеживание того, что в результате образования ребенка вложил педагог
или учреждение. Мы рассматриваем воспитание как создание условий для усвоения
ценностей, которые ведут к формированию личностного смысла того, что усваивается в
процессе образования. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка
в
различные
виды
деятельности,
сферы
социальных
отношений.
Диагностика
экологической воспитанности основывается на вербальной ассоциативной методике. Она
направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.
Применяется также опросник: «Самооценка отношений школьников к животным».
Мониторинг социальных результатов связан с факторами, влияющими на
деятельность и поведение человека в обществе, особый интерес представляет проблема
мотивации этой деятельности, а также проблема развития интереса.
Методикой
культурологической
проверки
результатов
направленности
работы
являются
с
детьми
разработанные
по
программам
методические
8
рекомендации
для
педагогов,
которые
помогают
конкретизировать
результаты
образования учащихся, проследить динамику роста каждого. Рекомендации включают в
себя таблицу показателей диагностики образовательного уровня учащихся в течение
учебного года, выделяется 4 показателя:
- знание, умение (по программе);
- мотивация;
-творческая активность;
- достижения.
Проводится прогнозирование успешности ребенка – участника образовательного
процесса. С этой целью заполняются личные карточки учащихся. Каждый педагог в конце
учебного года, проводит анализ работы с детьми, намечает план будущей педагогической
деятельности и корректировку (если необходимо) своей рабочей программы. Составляет
списки выпускников, разработана система завершающих зачетных работ для получения
выпускниками Центра похвальных грамот за освоение полного курса программ
дополнительного образования. Работы выпускников (по их желанию) остаются для
оформления интерьера и мероприятий Центра.
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в Центре.
При поступлении в объединения в течение года новых обучающихся с ними
проводится начальная диагностика в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три
раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация, май –
итоговая аттестация).
9
Январева
Полина
Сергеевна
д/о
пф
мб
в год
пф
мб
пф
мб
всего
мб
по годам обучения
группы
Уровень
в неделю
итого часов
пф
Кол-во час.
Кол-во
групп
Кол-во час.
в год
итого часов
мб
Кол-во час.
пф
Всего детей,
обучающихся
по
программам
всего
«Юный
эколог»
Кол-во часовв
неделю
Кол-во
групп
(1г.о)
Сводные группы
итого
1.
Название
образователь
ной
программы
программы
№
ФИО
педагога
Срок реализации
Наименовани
е творческого
объединения/
Основные группы
Итого детей
Приложение 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДООП
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на 2023 – 2024 учебный год
Начально
е общее
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
10
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)