1
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
туристско-
краеведческой направленности является документом, на основании которого планируется и
осуществляется работа туристско-краеведческой направленности.
Основными нормативными документами, положенными в основу общеобразовательной
общеразвивающей программы, являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки Российской
Федерации;
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Рабочие
программы
педагогов
туристско-краеведческой
направленности.
Общеобразовательная общеразвивающая программа – результат творческой работы коллектива,
стремление учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей,
общественности.
Ценностными приоритетами туристско-краеведческой направленности являются:
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
При
наличии
условий,
ребенок,
подросток
имеет
возможность
физически,
интеллектуально и духовно развиваться. Главным становится для воспитанника не только
2
учебный результат (чему-то научился, что-то узнал), хотя он и важен, но и возможность
общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, сотрудничества.
Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на основе следующих
принципов:
- принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его способностей.
Принцип гуманистической направленности реализации программы означает также воспитание
гуманистической ориентации личности, формирование у обучающихся таких качеств, как
доброта, забота о человеке, сострадание, милосердие и т.д.;
- принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и
культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного мира,
специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование у
обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;
- принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление
содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом уровня
развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого овладения знаниями и
практикой их применения;
-
принцип
развивающего
обучения
предполагает
максимальное
использование
проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;
-
принцип
личностно-ориентированного
обучения
означает
не
только
учет
индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ дополнительного
образования с учетом интеллектуального развития обучающихся, полноты и характера
имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка, подростка.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Концепция
личностно
–
ориентированной
модели
развития
туристско-
краеведческой деятельности, требует предусмотреть потенциальную возможность для
практической реализации следующих идей:
- компенсирующие идеи дополнительного образования;
-
идеи
взаимосогласованности
и
интеграции
в
педагогической
деятельности
образовательных учреждений города;
- идеи интеграционных процессов в системе непрерывного образования;
- идеи необходимости реализации принципов уровней дифференциации с учетом
возрастных и психологических особенностей развития личности;
- идеи использования заложенных в дополнительном образовании потенциальных
возможностей воспитывающего социума в итоге получаем определенную совокупность
условий для развития комплекса сфер жизнедеятельности ребенка, в которой педагог
3
целенаправленно включает ученика с целью его обучения, воспитания, развития, социальной и
природной адаптации, посредством успешной реализации дополнительных образовательных
программ.
-
идеи
триединства
дидактических,
психологических
и
социальных
аспектов
деятельности;
Обеспечивается решение следующих задач:
Образовательных:
- дать начальные понятия о роли, задачах, технологиях и структуре функционирования
спортивно-оздоровительного туризма; исторического прошлого края, традиций народа,
взаимодействие человека и окружающей среды.
- обучить правилам организации и проведения спортивных походов и путешествий,
массовых туристско-спортивных мероприятий.
- обучить практическим навыкам необходимым участнику спортивного туристского
похода или путешествия.
- ознакомить с основами и особенностями спортивных видов туризма (пешеходный,
лыжный, водный и т.д.).
- отработка технических и тактических навыков туризма в зале и на выездах, участие в
походах различной степени и категории сложности; участие в соревнованиях разного уровня по
туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
- отработка навыков оказания первой доврачебной помощи себе и своим товарищам;
навыки восстановления после физических нагрузок, массаж и самомассаж, релаксация.
- изучение и практическое использования ИКТ в процессе обучения.
Развивающие:
- формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме:
любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность.
- повышение функциональных возможностей организма, компенсация недостаточной
двигательной активности, укрепление физического здоровья школьников.
- закаливание организма, тренировка силы и выносливости у детей.
Воспитательные:
- духовное и нравственное воспитание детей и подростков, выработка гражданской
позиции, воспитание чувства долга перед Родиной, семьей и коллективом.
- ознакомление детей с национальными и культурными традициями страны, республики
и города.
- воспитание чувства гордости у детей, как жителей России и Карелии.
- воспитание школьников в гармонии с природой, обогащение опыта ненасильственного
сосуществования в природе и социуме у детей и подростков.
4
- создание условия для самовыражения и самореализации, позволяющих ребенку
испытать чувство собственной значимости и заслужить одобрение, признание окружающих.
- удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для
реализации возрастных интересов.
- психологическая подготовка и воспитание волевых качеств: навыков общения со
сверстниками,
руководителем,
младшими
товарищами
(развитие
толерантности
и
коммуникативности), в том числе в замкнутом коллективе, походных условиях при физических
нагрузках.
- выявление лидерских способностей у членов группы с дальнейшим привлечением их в
качестве капитанов команд или инструкторов.
- отвлечение от негативных проявлений общества – наркомании, алкоголизма,
неадекватного поведения; использование многообразных форм общественно – полезной
деятельности в путешествии.
- воспитание самосознания, предназначения в жизни, самоуважения, социальной
адаптации незащищенных групп населения в особенности из молодежной среды. Оздоровление
средствами туристских походов и путешествий.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Концептуальная основа программы состоит в стремлении педагогов найти эффективное
решение перечисленных задач посредством организации туристской, краеведческой и
экскурсионной работы с детьми школьного возраста предусматривает комплексный характер и
многообразие форм. Наиболее часто в практике педагогов применяются формы работы,
составляющие основное содержание туристско-краеведческой деятельности: экскурсии,
прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, викторины, конкурсы, слеты,
соревнования, выставки, даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по
предметам школьной программы.
Приведенный перечень возможно дополнить формами работы, применяемыми по мере
возникающей необходимости: профильные туристские полевые лагеря, учебно-тренировочные
сборы, семинары, консультации, участие в этнографических играх и праздниках, смотры
готовности и молодецкие забавы по национальным видам спорта. В нашем случае это участие
туристов – водников в соревнованиях некогда пользовавшихся особой популярностью у
карельских и финских сплавщиков леса: спал по порогам на одном бревне, упражнения с
применением сплавного багра и др.
Приведенный список применяемых форм естественно, не является полным и
окончательным.
Научно-технический
прогресс,
новые
компьютерно-информационные
возможности представляют, в распоряжение педагога технологии, которые еще вчера казались
фантастическими. Педагогами дополнительного образования исходя из геоклиматических
5
(снежный покров пригодный для катания на лыжах, устанавливается в начале октября и тает в
середине мая), исходя из социальных (большинство детей живет в благоустроенных квартирах
в непосредственной близости от школы), природных (заснеженный лес начинается буквально за
порогом подъезда) и других особенностей города разработано и с незначительными
изменениями
успешно
реализуется
общеобразовательная общеразвивающая
программа
туристско-краеведческой направленности.
Программа
направлена
на удовлетворение естественной
потребности
детей
к
двигательной активности, перемене места пребывая, приключению и путешествиям. Реализация
программы осуществляется проведением походов выходного дня для групп переменного
состава. Туристские группы переменного состава, как правило, формируются из учащихся
одного класса (по договору со школой). Походы выходного проводятся с привлечением
родителей учащихся, классных руководителей, шефов. Постепенно с общей массы участников
таких походов стали «высеваться» дети, проявляющие заинтересованность к походам и
путешествиям. Таких проявивших интерес к туристской деятельности детей педагоги
приглашают заниматься в туристско-краеведческие объединения Центра, при необходимости
для этих детей подбираются индивидуальные образовательные маршруты.
Таким образом, одновременно решается несколько практических задач: детям
школьного возраста предлагается два разных туризма: один в ранге обязательного для всех
учащихся (школьный, классный туризм) – минимальный по объему, другой для любителей
путешествовать, в виде занятий по интересам в кружках и секциях. Оба этих туризма
различаются между собой по многим параметрам: объем перемещений, регулярности,
сложности, формам мероприятий и по контингенту детей. Перечисленные особенности
программы учитываются при планировании и проведении массовых туристско-краеведческих
мероприятий со школьниками города.
Доминирующим
направлением,
обеспечивающим
конкурентоспособность
и
востребованность образовательных услуг, предполагается проведение инновационной с
открытой для всех детей и подростков системы, ориентированной на получение учащимися
качественно нового образования.
Основные направления деятельности:
- разработка учебно-методических проектов для изучения краеведения, экскурсионнотуристских возможностей края.
- организация совместной исследовательской и проектной деятельности педагогов и
учащихся.
- развитие сетевого взаимодействия и участие в сетевых интернет – проектах.
Необходимо отметить, что применяемые технологии позволяют на практике реализовать
потенциальные возможности инновационных технологий и методов в частности:
- прививать навыки исследовательской работы;
6
- развивать умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать
ее;
- формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко
формулировать свою точку зрения, слушать и уважать другую точку зрения;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
Формы занятий:
1.
Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.
2.
Беседы.
3.
Экскурсии.
4.
Творческая мастерская
5.
Игровые программы.
6.
Праздник народного календаря.
7.
Занятие исследование.
8.
Викторины.
9.
Путешествия.
10.
Краеведческие лагеря
11.
Походы.
Основная форма – комплексное учебное занятие, включающие в себя вопросы теории и
практики.
Методы используемые на занятиях педагогами:
1.
Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой.
2.
Наглядные методы: использование интерьера «Карельской избы», музея природы,
использование экспонатов, подлинных вещей. Просмотр фотографий, видиофильмов, плакатов,
рисунков, макетов.
3.
Практические методы: ролевые игры; погружение в эпоху крестьянского быта,
изготовление предметов утвари, одежды сходных с теми, какими пользовались предки, занятие
– исследование.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая
работа
является
составным
элементов
деятельности
педагогов
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности и методиста Центра. С
целью совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров проводятся
методические объединения. Используются разнообразные формы методической работы.
Методическая работа учит анализировать и оценивать, планировать и организовывать
педагогическую деятельность, размышлять о совершенствовании педагогической деятельности,
включаться в педагогический поиск, творчество и опытно-экспериментальную работу.
7
Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания образования,
на
совершенствование
методической
деятельности
педагога,
его
профессионального
мастерства.
Месяц
сентябрьоктябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Методические дни:
Тематика
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
творческих объединениях
Проектная деятельность
Воспитание физически активной, здоровой, творческой личности, которая
включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего
развития и проявления своих способностей.
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды
методической продукции.
Фестиваль педагогического мастерства.
Повышение квалификации
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.)
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения.
6. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по необходимости)
П/
№
1
2
П/
№
1
Тема
Сроки
проведения
Ответственный
Установочный
Тема: «Утверждение плана учебно-воспитательной и октябрь.
методической работы на учебный год»
-Согласование плана учебно-воспитательной работы.
-Согласование плана методической работы.
-Согласование годового календарного учебного
графика, учебных планов, рабочих программ
педагогов-организаторов
и
педагогов
дополнительного образования.
-согласование графика посещений администрацией
творческих объединений.
Директор,
Завуч,
Методист
Проблемный
май
Тема:
«Работа
с
одаренными
детьми
в
дополнительном образовании и воспитании детей».
Анализ методической работы.
-Мониторинг качества образования.
-Проблемы, пути их решения.
-Цель и задачи на учебный год.
Директор,
Завуч,
Методист
7. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ
Тема
Сроки
проведения
Семинар – практикум:
ноябрь
семинар-практикум для вновь прибывших
педагогов и совместителей по теме:
«Диагностика
образовательного
и
воспитательного уровня обучающихся»
Ответственны
й
Методист
8
2
Обучающий педагогический семинар
апрель
(Тема по согласованию с методическими
объединениями)
Методист
8. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№
Темы
1
«Утверждение плана работы МО»
-Организованное начало учебного года.
-План работы МО.
-Перспективный план курсовой переподготовки,
аттестации и темы по самообразованию.
«Работа с одаренными детьми»
январь
-Корректирование учебных планов.
-Разработка мероприятий к памятным и
торжественным календарным датам
«Отчеты по темам самообразования».
май
-Итоги работы МО.
2
3
Сроки
проведения
октябрь
Ответственные
(руководители МО)
Методист
Руководитель МО
Методист
Руководитель МО
Методист
Руководитель МО
9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами качества образования следует считать:
- наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских,
городских соревнований, фестивалей;
- широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных,
малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу по
предупреждению
правонарушений,
безнадзорности
и
беспризорности
среди
несовершеннолетних);
- социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
лагерях отдыха;
- проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает
большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный процесс;
- организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне;
-
сотрудничество
с
образовательными
учреждениями
города,
заповедником
«Костомукшский»;
Вся деятельность направлена на то, чтобы идти в ногу со временем, строить свою
деятельность на основе социального заказа, быть востребованными у современных детей,
подростков и молодежи.
10. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Апробированные способы:
- организация и участие воспитанников в различных конкурсах, соревнованиях,
фестивалях, детских походах;
- анкетирование детей и родителей;
9
- беседы с детьми и их родителями;
- коллективные творческие дела, проведение праздников;
- текстовые задания, викторины;
- участие детей в исследовательской работе;
- знания, умения и навыки (по программе);
- мотивация;
-творческая активность;
- достижения.
10
Приложение 1
1
.
2
.
Володин
«Туристёнок» Дмитрий
Леонидович
1
1
Начальн
ое
общее
Основно
е общее
Начальн
ое
общее
Основно
е общее
1
144
мб
0
4
мб
0
0
мб
0
0
0
0
пф
мб
0
14
14
1
0
1
144
0
4
2
2
0
216
12
0
12
Итого детей
пф
8
2
2
пф
Кол-во час.
в неделю
итого часов
0
пф
Кол-во
групп
итого часов
всего
мб
Кол-во час.
в год на группу
группы
по годам
обучения
1
пф
Кол-во
часовв
неделю
Всего детей,
обучающихс
я по
программам
всего
1
Кол-во
групп
Кол-во час.
в год
«Туристыпроводники»
«Общефизиче
Коптяев
ская и
Вадим
специальная
Алексеевич
подготовка
юных
туристов»
Сводные группы
Основные группы
(1г.о)
итого
ФИО
педагога
Уровень
Наименован
ие
творческого
объединения
№
/
Название
образователь
ной
программы
Срок реализации
программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДООП
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на 2023 – 2024 учебный год
28
0
0
0
0
0
0
0
14
14
0
0
0
0
0
0
28
0
28
28
11
Итого
4
4
2
2
504
12
8
20
0
0
0
0
0
0
28
28
56
56
12
13
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)