АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в историю России»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Масанин Александр Михайлович,
педагог дополнительного образования
Волкова Наталья Сергеевна
методист
г. Костомукша, 2024
2
Оглавление:
1. Пояснительная записка
3
2. Формы аттестации и оценочные материалы
9
3. Учебный план
11
4. Содержание учебного плана
13
5. Календарный учебный график
20
6. Условия реализации программы
21
7. Список литературы
25
8. Приложения
27
9. Приложение 7. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый
57
образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»
3
1.
1.1.
Настоящая
дополнительная
Пояснительная записка
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Путешествие в историю России» разработана на основе:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г.
№ 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного
образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022
№230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
4
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях и спецификой работы учреждения.
Направленность: социально-гуманитарная.
Вид программы: модифицированная. Программа «Путешествие в историю России» составлена
и разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности "Введение в
историю" (автор Саржина О.К.). Также были использованы: программа по внеурочной
деятельности «Страницы истории» (составитель Морунова П.А.) и Рабочая программа по
организации внеурочной деятельности «Растим патриотов» (Составитель Сафиуллина Ф.Р.). С
изменениями в части учебного и календарно-тематического планов.
Уровень сложности: стартовый.
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей
ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Понятие «патриотизм» включает:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
-защиту Отечества;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и
традициям.
5
Актуальность
данной
программы обусловлена
тем,
что позволяет
обучающимся
ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые готовят их к изучению
курса истории школьной программы и которые способствуют расширению и углублению знаний
о данной науке. В рамках патриотического воспитания основное внимание уделяется
рассмотрению культурных, научных и социальных достижений своей страны, её боевому
прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости
нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Новизна программы. В отличие от других подобных программ, данная программа
рассчитана на детей младшего школьного возраста, что отражается на содержании занятий и
применяемых формах и методах работы. На протяжении всего курса воспитанники будут
познавать историю России путём путешествия по интерактивной карте. В работе активно
используются информационные компьютерные технологи, сервисы и приложения, такие как
сервис «Google Планета Земля», поисково-информационная картографическая система «Яндекс.
Карты», которые помогут оказаться в любой точке мира и посмотреть панораму изучаемых
событий. В учебный план Программы включен раздел «Великие люди России», в котором
рассматриваются самые выдающиеся личности, внесшие вклад в историю нашей страны. Педагог
использует в работе соответствующие возрасту детей формы и методы, такие как:
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- подвижные игры;
- настольные игры;
- викторины;
- мультимедийные;
- экскурсии;
- встречи;
Таким
образом,
Программа
предполагает
другой
стиль
общения
педагога
и
воспитанников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению
основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной
деятельности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в развитии у детей интереса к
изучению истории, раскрытии уважения и любви к Родине, гордости за ее достижения.
6
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким
общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость,
стремление помогать друг другу в беде, патриотическому воспитанию.
Кроме того, целесообразность программы обусловлена ее практической значимостью:
дети могут применять полученные знания при освоении школьной программы по истории
России, истории родного края. В процессе групповой работы у детей происходит развитие
коммуникативных
качеств.
Развитие
творческих
способностей
ребенка
достигается
применением в процессе изучения Программы различных форм и методов работы, направленных
на активизацию творческого мышления. Программа «Путешествие в историю России»
активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию
образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.
Отличительные особенности.
Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в ширь
пространства. Программа не дублирует школьный курс истории, а создает условия для более
глубокого и вдумчивого изучения истории, готовит к восприятию и пониманию
многообразия исторических явлений.
В курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект
учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на
запоминание учеником информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее
приобретения.
Большую роль в Программе играет творческий подход. В практическую часть каждого
занятия обязательно включены творческие и игровые задания, которые помогут детям лучше
усвоить новый для них материал, проявить свою креативность.
Цель программы - создание условий для поддержания и развития интереса ребёнка к
истории России, через изучение героического прошлого и настоящего своей страны, воспитание
патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить детей с наиболее значимыми событиями из истории России с древнейших
времен до наших дней;
дать знания о выдающихся людях русской истории;
познакомить с культурой, традициями и обычаями России на протяжении времён;
7
способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
научить детей работать в коллективе, уважать мнение других.
Развивающие:
развивать мышление, память, воображение;
развивать творческие способности;
расширять кругозор воспитанников;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
воспитывать чувство гордости за достижения своей страны;
формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических
ценностей и роли России в судьбах мира;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с
другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная
ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению историей;
воспитывать уважение к исторической памяти поколений;
Возраст детей: 8-10 лет.
Краткая характеристика обучающихся, их возрастные особенности. Возраст от 8 до 10
лет – это младший школьный возраст. Его особенностью является то, что таким обучающимся
уже недостаточно игры для познания мира, хотя она не исключается полностью из перечня
активностей, которыми педагог может заинтересовать детей в процессе обучения. Основной
деятельностью для них становится учение, формируются и развиваются интеллектуальные и
познавательные способности. У детей этого возраста активно продолжает развиваться память,
внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь. И поэтому педагогу следует обратить
внимание на следующие важные моменты:
выбирать правильную тактику работы и индивидуальную мотивацию для каждого
ребенка;
ставить перед собой и воспитанником правильные цели, напоминать о них;
избегать однотипных и длительных заданий и игр.
8
Известно, что возраст детей 8-10 лет является благоприятным для усвоения знаний, так как у
маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил – надолго
запоминается.
Сроки и объем программы: 1 год обучения - 144 часа (теория - 72, практика - 72)
Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом
этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Индивидуальный образовательный маршрут: реализуется для детей, отличающихся
высокими интересом и способностью к изучению истории России.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: В соответствии с нормами СанПин
2.4.4.3172-14 занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью по 45
минут (4 учебных часа в неделю), перерыв между учебными часами – 15 мин.
Форма обучения: очная, с возможностью применения дистанционных технологий. По
особенностям
коммуникативного
взаимодействия
-
теоретические,
практические,
комбинированные занятия, игры, конкурсы, самостоятельная работа.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
После окончания курса обучающиеся смогут:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
рассказывать об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
раскрывать смысл, значение базовых исторических понятий;
уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
сформировать первичные представления об истории России, месте нашей страны в мире
на протяжении времён, её культуры и быта;
Метапредметные:
После окончания курса обучающиеся:
будут способны решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности.
научатся слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
будут готовы к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
9
получат базовые умения работать с учебной информацией (анализировать и обобщать
факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Личностные:
В конце обучения у ребенка будут сформированы и воспитаны:
осмысленное отношение к социально-нравственному опыту предшествующих поколений;
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
понимание и уважение к истории России;
уважение к памяти предков, павших за наше Отечество;
освоение элементарных правил культуры поведения и общения.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, которая
проводится 2 раза в год: промежуточная (декабрь) и в конце года обучения (май) в виде
естественно-педагогического наблюдения
в процессе занятий и заполнения таблицы
(Приложения № 4 и №5).
Методы определения результата: педагогическое наблюдение; оценка продуктов
творческой деятельности детей; беседы, опросы, тестирование.
Формы определения результата: контроль проводится в игровой форме (викторины,
беседы), посредством выполнения творческих заданий (Приложение №2), устного опроса,
целенаправленного наблюдения (фиксация проявляемых воспитанниками действий и качеств по
заданным параметрам); мониторинга достижений воспитанников.
Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки
результативности
учебных занятий, проводимых по
дополнительной
общеобразовательной программе «Путешествие в историю России» применяется:
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по
следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций
и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности
(репродуктивный,
частично
продуктивный,
продуктивный).
Формы
проверки:
самостоятельная работа, парная работа, коллективная работа.
Промежуточный контроль – проводится в середине и конце учебного года.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при
проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
10
журнал посещаемости,
отзывы родителей о работе
выполнение детьми творческих и тестовых заданий (Приложение №2)
Методы отслеживания образовательных результатов: для отслеживания и фиксации
образовательных результатов по программе используются разнообразные формы: журнал
посещаемости, материал тестирования, методическая разработка.
В середине и конце учебного года заполняется мониторинг вовлечённости обучающегося в
образовательный процесс (см. Приложение №3), который позволяет определить активность
каждого ребёнка.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
предъявления демонстрации образовательных результатов по программе используется:
• аналитическая справка по результатам мониторинга обучающихся;
• открытое занятие;
• тестирование.
Состав группы: 14 человек.
11
для
Учебный план (144 часа)
2.
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
Формы
аттестации/контроля
всего
теория
практика
2
1
1
Опрос
Организационное занятие.
Инструктажи по
1
пожарной безопасности и
правилам поведения.
Знакомство с программой
занятий.
I часть «Общая история»
2
Лента времени. Основные
понятия.
6
3
3
Наблюдение, опрос
3
Что изучает история
4
2
2
Наблюдение, опрос
4
История на карте.
4
2
2
Наблюдение, опрос
5
Название моего города.
6
3
3
Наблюдение, опрос
6
3
6
Наблюдение, опрос
8
4
4
Наблюдение, опрос
8
4
4
Наблюдение, опрос
6
3
3
Наблюдение, опрос
6
3
3
6
7
8
9
10
История в архитектурных
памятниках.
История вещей.
История костюма. Одежда
в разные времена.
История в символах и
знаках.
История письменности.
12
Наблюдение, тест
(Приложение №2)
II часть «Наша страна - Россия»
11
12
13
Введение во вторую часть
программы
Восточные славяне.
Древняя Русь 9-10 века
Расцвет и упадок Древней
Руси (Х-ХП века)
4
2
2
Наблюдение, опрос
12
6
6
Наблюдение, опрос
10
5
5
Наблюдение, опрос
10
5
5
Наблюдение, опрос
8
4
4
Наблюдение, опрос
14
7
7
Наблюдение, опрос
Раздробленность Руси и
14
борьба с иноземными
завоевателями (XIII - XIV
века)
15
16
Московская Русь
Российская империя 18 –
19 веков
Российская империя.
17
СССР. Первая половина
Наблюдение, опрос,
14
7
7
20-го века
18
тест (Приложение
№2)
Великие люди России
16
8
8
Итого:
144
72
72
13
Наблюдение, опрос
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Организационное занятие. Инструктажи по пожарной безопасности и правилам
поведения. Знакомство с программой занятий. Знакомство с интерактивной картой. (2 ч.)
ЧАСТЬ I «Общая история».
Тема 2. Основные понятия. Лента времени. (6ч.)
Теория: Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год,
век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра» и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.
Практика: Беседы по теме. Обсуждения. Игра «Вчера, сегодня, завтра». Рисунок
«Представление «Ленты времени»». Игра «Механизмы времени».
Форма контроля: опрос.
Результат темы: знать понятие «лента времени». Знать, как определили время в
древности. Знать понятие «наша эра» и «до нашей эры».
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
Тема 3. «Что изучает история?» (4 ч)
Теория: Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и
виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам
восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует
изучать историю. Памятники истории вокруг нас.
Практика: беседы, видео. Игра «Древний мир». Рисунок «Археолог». Сюжетно-ролевая игра
«Юный Археолог».
14
Форма контроля: наблюдение.
Результат темы: знать смысл понятия «история». Знать смысл понятия «Археология и
археологи». Иметь представление, как по вещам восстанавливали прошлое.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
Тема 4. История на карте. (4ч.)
Теория: Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки
исторической карты. Чтение карты, определение местоположения исторических действий.
Практика: беседы, презентация. Игра «Юный путешественник». Рисунок «Карта своего мира».
Форма контроля: опрос.
Результат темы: иметь представление, что такое историческая и географическая карты.
Иметь представление о чтении карты и определение местоположения исторических
действий.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
Тема 5. Название моего города. (6ч.)
Теория: В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что
означают географические названия. Географические имена- свидетели прошлого. Что означает
название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения
национальных традиций.
Практика: видео «История Костомукши». Викторина «Как я знаю свой город». Рисунок «Моя
Костомукша». Игра «История моего города» (устный рассказ детей об истории приезда семьи в
Костомукшу).
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Результат темы: знать в каком городе, районе, стране ты живешь. Иметь представление о
том, что означают географические названия. Знать понятия города, страны, столица.
Учащийся должен знать, что бережное отношение к историческим названиям - залог
сохранения национальных традиций.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
15
Тема 6. История в архитектурных памятниках. (6ч.)
Теория: История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник
архитектуры. Материал для строительства. История жилищ на Руси. Военные укрепления на
Руси».
Практика: беседы, презентация «История жилища». Игра «Строим дом». Рисунок
«Современный город». Подвижная игра «Мы - архитекторы».
Форма контроля: опрос.
Результат темы: представление о том, что означают географические названия. Знать
понятия города, страны, столица. Учащийся должен знать, что бережное отношение к
историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
Тема 7. История вещей (8ч.)
Теория: Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с
потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. Вещи, которые сопровождают
человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы. Предметы быта в древней Руси.
Практика: беседа «Из чего ели наши предки». Видео «Истрия быта древней Руси». Игра
«Древние вещи». Поделки «Древности». Игра «Коллекционер»
Форма контроля: опрос.
Результат темы: иметь представление о предметах быта в древней Руси и о связи вещей с
потребностями эпохи.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, наборы карандашей, листы А4.
Тема 8. История костюма. Одежда в разные времена (8ч.)
Теория: Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить
эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы
истории одежды. Народная традиционная одежда. История одежды в России. История военной
формы в России. Что такое музей.
Практика: беседы, видео «Одежда народов мира». Видео «Истрия одежды в России». Видео
«Истрия военной формы в России». Игра «Во что он одет?». Коллаж-аппликация «Одежда
народов России». Сюжетно-ролевая игра «Солдатики». Экскурсия в «Комнату боевой славы» на
территории МБОУ ДО КГО ЦВР.
16
Форма контроля: опрос.
Тема 9. История в символах и знаках. (6ч.)
Теория: Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных,
монеты, бумажные деньги. Рубль, копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают
гербы. Рыцарский герб.
Практика: беседа «Символы и знаки». Видео «Какие деньги были в России». Видео «Гербы в
России», Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Рисунок «Мой герб». Настольная игра «Рыцари».
Форма контроля: опрос.
Тема 10. История письменности (6ч.)
Теория: Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы.
Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус,
пергамент. История создания книги.
Практика: беседы, видео «Кириллица». Видео История создания книги. Поделка из бумаги
«Моя книга». Творческое задание по различным техникам письма: пишем чернилами и пером;
пишем узелками; придумываем свой иероглиф; сообщаем информацию картинками.
Творческое задание «Простейшие знаки на различных материалах» (писать на доске, камне,
бумаге, картоне, ткани и т.д.)
Форма контроля: наблюдение.
ЧАСТЬ II «Наша страна - Россия».
Тема 11. Введение во вторую часть программы (4ч.)
Теория: Что такое история, и зачем её надо изучать. Родина-мать. Муза истории Клио. «Отец
истории» Геродот. Исторические источники (вещественные, письменные, прочие). Археология.
Работа археологов. Скифские курганы.
Практика: беседа, рисование по теме «Инструменты археолога», подвижная игра.
Форма контроля: опрос.
Тема 12. Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 века (12ч.)
Теория: Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Природа, быт, занятия
славян. Воинственные соседи славян: варяги и кочевники. Происхождение слов Русь, Россия,
русский.
Былины - источник знаний о Киевской Руси. Что такое былина. Русские богатыри: Илья
Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович. Князь и дружина. Владимир Красное Солнышко.
Что рассказывают былины о занятиях русских людей. Крестьяне и купцы. Путь «из варяг в
греки». Выгоды и опасности торговли.
17
Практика: просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», поделка из картона
«Богатырский щит», подвижная игра,
Форма контроля: опрос.
Тема 13. Расцвет и упадок Древней Руси (Х-ХП века) (10ч.)
Теория: Крещение Руси. Русь и Византия. Первые русские христиане. Принятие христианства
на Руси.
Развитие письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. На чем и
как писали в Древней Руси. Берестяные грамоты. Рукописные книги.
Летописцы и летописи. Монастыри - центры грамотности и культуры.
Как управлялась Русь. Княжеские междоусобицы. Набеги половцев.
Упадок Киева. Распад единого государства.
Практика: беседа, просмотр отрывка видео «История государства Российского» (Цикл «История
государства Российского», создан по фундаментальному одноименному труду выдающегося
литератора и историка российской культуры 19 века Николая Михайловича Карамзина),
обсуждение; рисование на бересте, поделки из пластилина.
Форма контроля: опрос.
Тема 14. Раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями (XIII - XIV века)
(10ч.)
Теория: Северо-Восточная Русь. Угро-финские племена-северные соседи восточных славян.
Основание Москвы. Юрий Долгорукий.
Нашествие полчищ Батыя на Русь. Монголы.
Монгольское войско. Завоевания монголов. Разгром Рязани. Покорение Руси.
Борьба Новгорода со шведскими и немецкими рыцарями. Битва на Неве. Ледовое побоище.
Александр Невский. Монгольское иго.
Князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий
Радонежский. Объединение русских сил для отпора монголам. Куликовская битва. Её значение.
Практика: беседа, просмотр отрывка видео «История государства Российского» (Цикл «История
государства Российского»); создание тактической карты битвы на Чудском озере, аппликация
«Оружие русских витязей», рисование по теме.
Форма контроля: опрос.
Тема 15. Московская Русь 15 – 17 веков (8 ч.)
Теория: Образование единого Русского государства. Кто такой царь. Царь и бояре.
Жизнь и быт крестьян, ремесленников, купцов в ХУ - ХУП веках.
События ХVI века. Иван Грозный.
18
Смутное время. Подвиг Минина и Пожарского. Нижегородское ополчение. Изгнание польских
захватчиков. Избрание царем Михаила Федоровича Романова.
Основные события ХУП века. Восстание Степана Разина. Воссоединение Украины с Россией.
Практика: беседа, просмотр отрывка видео «История государства Российского» (Цикл «История
государства Российского»); создание общей творческой работы «Крестьянская изба изнутри»;
поделка «Царская корона»; чтение вслух рассказа «Гражданин Минин и князь Пожарский»; игра
«Иван Сусанин».
Форма контроля: опрос.
Тема 16. Российская империя 18 – 19 веков (14ч.)
Теория: Детство Петра Первого. Военные забавы Петра в юности. Основание русских армии и
флота.
Северная война. Полтавская битва.
Российская империя. Петровские преобразования. Петр Великий. Строительство СанктПетербурга. Петербург - столица империи. Екатерина Вторая. Развитие России. Восстание под
руководством Емельяна Пугачева.
Отечественная война 1812 года. Что такое Отечественная война. М.И. Кутузов. Александр
Первый. Бородинская битва. Французы в Москве. Партизаны. Отступление и гибель «великой
армии». Победа России в войне - подвиг армии и народа.
Практика: беседы, мастер-класс по изготовлению корабликов; создание общего панно
«Русский флот»; настольная игра-ходилка «Великие сражения», подвижная игра «Казакиразбойники», игра в солдатики; раскраска «Гусары», чтение вслух стихотворения М. Ю.
Лермонтова «Бородино», просмотр отрывка фильма «Гусарская баллада».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 17. Российская империя. СССР. Первая половина 20-го века (14ч.)
Теория: Революция 1905-1907 годов в России. Первая мировая война. Гражданская война.
Образование СССР.
Вторая мировая война. Начало Великой Отечественной войны.
Животные – участники ВОВ. Дети – герои войны. Дети-партизаны.
Основные сражения ВОВ. Блокада Ленинграда. Труженики тыла.
Награды ВОВ.
Военная техника и оружие времен ВОВ.
«Ласточки Победы».
19
Карельский фронт.
Победа СССР в ВОВ. Окончание Второй мировой войны. Парад Победы в 1945.
Практика: беседы, посещение Комнаты боевой славы, участие в Акции «Марафон стихов и
песен о Победе», участие в массовом мероприятии «Дорогами Великой Победы», участие в
конкурсе рисунков ко Дню Победы, рисование мелом на асфальте, участие в Акции «Окна
Победы», встреча с ветераном (Плотников П.П.), рисование по теме, устный рассказ детей по
теме «Герои моей семьи»; игровое мероприятие «Карельский фронт», просмотр видео-роликов
по теме.
Форма контроля: наблюдение, опрос, выполнение творческих заданий.
Тема 18. Великие люди России. (16 ч)
Теория: Нестор – русский летописец, А.С. Пушкин - великий поэт, А.В.Суворов – великий
полководец, М.В. Ломоносов- великий ученый, Пётр Ильич Чайковский - великий русский
композитор, Иван Федоров – русский первопечатник, Карамзин Николай Михайлович –
великий русский историк.
Маршалы Победы: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Конев И.С., Чуйков В.И., Баграмян И.Х.,
адмирал Кузнецов, Мерецков К.А.
Практика: «Отгадай сказку по отрывку», Игра «Отгадай сказку по предмету», Игра «Собери
картинку» (телескоп). Проведение опыта «Вода-растворитель», творческое задание «Я –
летописец», мастер-класс «Рукописный свиток», прослушивание отрывков музыкальных
произведений, просмотр отрывка видео «История государства Российского» (Цикл «История
государства Российского», подвижная игра «Полоса препятствий», презентация «Маршалы
Победы».
20
4. Календарный-учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
Окончание учебного года
До окончания программы
Продолжительность учебного года:
36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (декабрь, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение;
2. 4 ноября – День народного единства;
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
– новогодние каникулы;
4. 7 января – Рождество Христово;
5. 23 февраля – День защитника Отечества
6. 8 марта – Международный женский
день;
7. 1 мая – Праздник весны и труда;
8. 9 мая – День Победы;
9. 12 июня – День России.
21
5.
Условия реализации программы
I. Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении СанПин
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Оборудование: комплект столов и стульев для теоретических и практических занятий,
компьютер, проектор, учебная и интерактивная доска, принтер, колонки.
Инструменты и материалы: линейка, ручка, мел, фломастеры, простые и цветные
карандаши, цветная бумага и картон, клей, ножницы, бумага для печати, ватман.
II. Информационное обеспечение
1. Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]. - URL: www.youtube.com/
2. Альманах «День за днем» Наука. Культура. Образование. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=376
3. Аллея Славы [Электронный ресурс]. - URL: https://glory.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=27
4. Инфоурок [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/
5. Сервис Google Планета Земля [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.google.ru/intl/ru/earth/
6. Цикл лекций-мультфильмов «Краткая история всего»
7. Детский портал «Пустунчик» [Электронный ресурс]. - URL: https://pustunchik.ua/
III. Кадровое обеспечение:
22
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
IV. Формы реализации
Программа «Путешествие в историю России» реализуется в рамках учреждения МБОУ
ДО КГО Центр внешкольной работы.
Очная, с возможностью использования дистанционных технологий, без использования
сетевой формы.
Возможно обучение по программе в дистанционном формате с использованием сети
Интернет (официальной группы объединения https://vk.com/centrvneshkolnik).
V. Методические обеспечение программы
1. Методы обучения:
словесный метод – источником знания становится устное и печатное слово;
наглядный метод – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия;
практический метод – обучающиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия;
пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей;
активный метод — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не
пассивные слушатели, а активные участники урока;
интерактивный метод — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога с кем-либо.
2. Методы воспитания:
метод убеждения – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие
педагога на разумную сферу сознания учеников.
23
метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности,
обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного
поведения, самостоятельности решения задач.
метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и
средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.
воспитательный метод поощрения – это механизм стимулирования, побуждения к
позитивной, инициативной творческой деятельности.
метод принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных
обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.
3. Педагогические технологии:
информационно-коммуникационные технологии:
Применение ИКТ
способствует
достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития
личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
здоровьесберегающие технологии:
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в
школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
игровые технологии:
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
групповые технологии:
Такая форма предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети
получают специальные упражнения для решения учебных задач. Цель данной
технологии – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности,
умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в
группах.
традиционные технологии (классно-урочная система):
учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют
группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период
обучения;
24
группа работает по единому годовому плану и программе согласно
расписанию;
основной единицей занятий является урок;
урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы
работают над одним и тем же материалом;
работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы
по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, возможна работа по
подгруппам и индивидуально. Группы формируются по возрастному признаку.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, практическое
занятие, игра, беседа, презентация, обсуждение, мастер-класс,
и т.д.
Алгоритм учебного занятия:
• подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка
необходимого инвентаря);
• организационный момент (приветствие детей, настраивание обучающихся на совместную
работу, объявление темы занятия);
• теоретическая часть;
• физкультминутка;
• практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение упражнений и заданий
по теме, игры);
• окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия, закрепление материала).
Дидактические материалы:
большая карта с проектора на доску;
обучающие видеоролики по темам;
обучающие презентации по темам;
настольные игры
Демонстрационный материал
25
VI.
Список литературы
Список литературы для детей и родителей
1.
Артемов, В.В. Русские полководцы. – М.: РосмЭн-Пресс, 2004. – 351 . – (Великие
русские).
2.
Артемов, В.В. Русские ученые и изобретатели. – М.: Росмэн – Пресс, 2004.- 336 с. –
(Великие русские).
3.
Быт и нравы русского народа в 16 и 17 столетиях / Н. И. Костомаров.
4.
Домашний быт русских цариц в 16 и 17 столетиях. – Смоленск : «Русич», 2002. – 560
с.
5.
Исмаилова Светлана Т. "Энциклопедия для детей. Том 5, часть 3. История России.
XX век" Год выпуска: 1995
6.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: , 2010. – 1649 с.
7.
Н.М. Карамзин. История государства Российского для детей. – М.: АСТ, АСТ
Москва, 2009. – 240 с.
8.
Левин, В.И. Русские ученые 20 века. – М.: Росмэн – Издат, 2004, 272 с. – (Великие
русские).
9.
Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России. – М.: Вече, 2004. – 480 с. –
(Самые знаменитые).
10.
Отечественная история (1917-2001): Учебник / И.М. Узнародов. – М.: Гардарики,
2002. – 557 с.
11.
Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в 16 и 17 столетиях / И.Е.
Забелин.
12.
Русский рубль. Два века истории. 19-20 вв. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 336 с.
26
13.
Самые знаменитые артисты России / С.В. Истомин. – М.: Вече, 2004. – 464 с. –
(Самые знаменитые).
14.
Шинкарчук, С.А. Великие русские картины . – СПб.: Литера, 2008. – 96 с.- (Моя
Родина – Россия).
Список литературы для педагога.
1.
Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. - М.1992.
2.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3.
Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. М., 19981999.
4.
Зимин А.А. Россия на рубеже ХV-ХVI столетий. Очерки социально-политической
истории. М., 1982.
5.
История России с древнейших времен до начала ХХ1 века.В 2-х тт. /Под ред.: членкор. РАН А.Н. Сахарова. М., 2003.
6.
История России ХХ века: Пособие для учителя// А.О.Чубарьян, Е.И.Пивовар,
А.В.Пыжиков и др.; Под ред. А.О. Чубарьяна. М.Просвещение , 2003.
7.
Отечественная история России новейшего времени. 1985-2010 гг. (Учебник) Отв. ред.
Безбородов А.Б. – М.: РГГУ, 2011.
8.
Павленко Н.И. Петр Великий. - М.,1990.
9.
История России ХIХ – начало ХХ вв. / Под ред. В. А. Федорова. - М.1998
10.
Как была крещена Русь. - М., 1990.
11.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. М., 1988.
12.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.
13.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1993.
14.
Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. – М., 1997.
15.
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
27
IX. Приложения
Приложение №1
Календарно-тематический график
на 20__-20__ учебный год
Масанин Александр Михайлович
ДООП социально-гуманитарной направленности «Путешествие в историю России»
1 год обучения, группа №1
(год обучения, № группы)
№
Дата
Количество часов
провед
Тема
ение
всего
теория
Форма
Формы
занятия
аттестации/
контроля
прак
тика
Сентябрь
1
Организационное
2
1
1
Основные понятия.
Опрос
комплексное
занятие.
2
Групповое,
2
1
1
Лента времени Лента
Групповое,
Опрос
комплексное
времени. Историческое
время.
3
Основные понятия.
2
1
Лента времени Сутки,
1
Групповое,
комплексное
28
Опрос
неделя, год, век,
тысячелетие.
Основные понятия.
4
2
1
1
Лента времени. Наша
Групповое,
Опрос
комплексное
эра.
«Что изучает история?»
5
2
1
1
Происхождение и смысл
Групповое,
Беседа, видео
комплексное
понятия «история». Как
люди узнали о прошлом.
«Что изучает история?»
6
2
1
1
Археология и археологи.
Групповое,
Беседа,
комплексное
презентация
Групповое,
Опрос
Раскопки. Как по вещам
восстанавливали
прошлое.
История на карте.
7
2
1
1
Историческая и
комплексное
географическая карты.
История на карте.
8
2
1
1
Особенности и условные
Групповое,
Опрос
комплексное
знаки исторической
карты. Чтение карты,
определение
местоположения
исторических действий.
Название моего города.
9
2
1
Название моего города.
1
Групповое,
комплексное
В каком городе, районе,
стране ты живешь?
Понятие города, страны.
Мой город Костомукша.
Итого:
Октябрь
29
Опрос
10
Название моего города.
2
1
1
Столица. История
Групповое,
Опрос
комплексное
Москвы и ее названиях.
Московский Кремль.
11
Название моего города.
2
1
1
Бережное отношение к
Групповое,
Опрос
комплексное
историческим названиям
- залог сохранения
национальных традиций.
Что означают
географические
названия.
Географические именасвидетели прошлого. Что
означает название моего
города.
12
История в
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
архитектурных
памятниках.
История жилища.
Жилой дом,
общественное здание,
храм. Здание как
памятник архитектуры.
Презентация «История
жилища». Игра «Строим
дом».
13
История в
2
1
1
Групповое,
комплексное
архитектурных
памятниках. Мой дом моя крепость. Материал
для строительства.
История жилищ на Руси.
Военные укрепления на
30
Опрос
Руси». Подвижная игра
«Мы - архитекторы».
История в
14
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
архитектурных
памятниках.
Современный город.
(Экскурсия). Рисунок
«Современный город».
История вещей.
15
2
1
1
Как вещи в доме могут
Групповое,
Опрос
комплексное
«рассказывать» о своих
хозяевах.
Видео «Истрия быта
древней Руси». Поделки
«Древности». Игра
«Коллекционер»
История вещей. Связь
16
2
1
1
вещей с потребностями
Групповое,
Опрос
комплексное
эпохи.
Родословная кувшина,
сундука, вилки. Вещи,
которые сопровождают
человека с глубокой
древности. Новые вещи
и предметы.
Беседа «Из чего ели
наши предки».
История вещей.
17
2
1
Родословная вещей.
1
Групповое,
комплексное
Предметы быта в
древней Руси.
Игра «Древние вещи».
Итого:
31
Опрос
Ноябрь
18
История вещей. Истрия
2
1
1
быта древней Руси
19
История костюма.
Групповое,
Опрос
комплексное
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Одежда в разные
времена.
Роль одежды в жизни
человека. История
одежды.
Беседы, видео «Одежда
народов мира». Игра «Во
что он одет»
20
История костюма.
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Одежда в разные
времена.
Истрия одежды в России.
Как можно по одежде
определить эпоху, в
которой жил человек, его
занятия и положение в
обществе.
Занимательные
страницы истории
одежды. Народная
традиционная одежда.
Коллаж-аппликация
«Одежда народов
России».
21
История костюма.
2
1
1
Групповое,
комплексное
Одежда в разные
времена.
История военной формы
в России.
32
Опрос
Видео «Истрия одежды в
России». Видео
«История военной
формы в России».
Сюжетно-ролевая игра
«Солдатики».
22
История костюма.
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Одежда в разные
времена. Что такое
музей, что в нем
хранится?
Экскурсия в «Комнату
боевой славы» на
территории МБОУ ДО
КГО ЦВР.
23
История в символах и
2
1
1
знаках. Как и почему
Групповое,
Опрос
комплексное
возникают деньги?
Какие деньги были в
России.
Как и почему возникли
деньги. История
развития: ракушки,
каури, шкурки
животных, монеты,
бумажные деньги. Рубль,
копейка- происхождение
слов.
Видео «Какие деньги
были в России».
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин».
24
История в символах и
2
1
знаках. Герб. Видео
1
Групповое,
комплексное
33
Опрос
«Гербы в России», Гербы
на монетах. Как читают
гербы. Рыцарский герб.
Рисунок «Мой герб».
Настольная игра
«Рыцари».
История в символах и
25
2
1
1
знаках. беседа
Групповое,
Опрос
комплексное
«Символы и знаки».
Флаг и его значение.
История российского
флага. Церемония
поднятия флага, ее
значение.
Прослушивание гимна
РФ.
Итого:
Декабрь
26
История письменности.
2
1
Как люди писали в
1
Групповое,
комплексное
древности. Предметное
письмо, письма
рисунками, иероглифы.
Камень, глина, папирус,
пергамент.
Творческое задание по
различным техникам
письма: пишем
чернилами и пером;
пишем узелками;
придумываем свой
иероглиф; сообщаем
34
Опрос
информацию
картинками.
27
История письменности.
2
1
1
Создание алфавита.
Групповое,
Опрос
комплексное
Школа древней Руси.
Видео «Кириллица».
Творческое задание
«Простейшие знаки на
различных материалах»
(писать на доске, камне,
бумаге, картоне, ткани и
т.д.)
28
Великие люди России.
Нестор – русский
летописец,
творческое задание «Я –
летописец».
29
История письменности.
2
1
1
История создания книги.
Групповое,
Опрос
комплексное
Видео История создания
книги. Поделка из
бумаги «Моя книга».
30
Введение во вторую
2
1
часть программы. Как
Что такое история, и
зачем её надо изучать.
истории
Клио.
истории»
Групповое,
комплексное
люди изучают прошлое?
Родина-мать.
1
Муза
«Отец
Геродот.
Исторические источники
(вещественные,
письменные, прочие).
35
Опрос
31
Введение во вторую
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
часть программы.
Археология и археологи.
Скифские курганы.
Рисование по теме
«Инструменты
археолога», подвижная
игра.
32
Восточные славяне
Восточные
славяне
предки
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
-
русских,
украинцев,
белорусов.
Природа, быт, занятия
славян. Происхождение
слов
Русь,
Россия,
из
картона
«Богатырский
щит»,
русский.
Поделка
подвижная игра
33
Восточные славяне
2
1
1
В каких богов верили
Групповое,
Опрос
комплексное
славяне.
34
Восточные славяне
2
1
1
Славяне и их соседи.
Групповое,
Опрос
комплексное
Воинственные соседи
славян: варяги и
кочевники.
35
Восточные славяне
2
1
Былины-источник
1
Групповое,
комплексное
знаний о Древней Руси.
Что такое былина.
Русские богатыри: Илья
Муромец, Добрыня
36
Опрос
Никитич. Алеша
Попович. Князь и
дружина. Владимир
Красное Солнышко.
просмотр мультфильма
«Илья Муромец и
Соловей Разбойник»
Итого:
Январь
36
Восточные славяне
2
1
1
Что рассказали былины о
Групповое,
Опрос
комплексное
занятиях русских людей.
Крестьяне и купцы. Путь
«из
варяг
Выгоды
и
в
греки».
опасности
торговли.
37
Восточные славяне
2
1
1
Обобщающее занятие по
Групповое,
Опрос
комплексное
теме «Восточные
славяне. Древняя Русь 910 в.в.»
38
Расцвет и упадок
2
1
1
Групповое,
комплексное
Древней Руси 10-12 в.в
Крещение Руси. Русь и
Византия. Первые
русские христиане.
Принятие христианства
на Руси.
Как управлялась Русь.
Княжеские
междоусобицы. Набеги
половцев. Сравнение
русского и половецкого
37
Опрос
воина (костюм, оружие,
быт, пища). Раскраска
«Русский воин».
Расцвет и упадок
39
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Древней Руси 10-12 в.в
Развитие письменности.
Кирилл и Мефодий создатели
славянской
письменности. На чем и
как писали в Древней
Руси.
Берестяные
грамоты.
Рукописные
книги.
Рисование
на
бересте.
Расцвет и упадок
40
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Древней Руси 10-12 в.в
Летописи и летописцы.
Монастыри - центры
грамотности и культуры.
Поделки из пластилина.
Расцвет и упадок
41
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
Древней Руси 10-12 в.в
Упадок Др.Руси. Беседа
по теме. Просмотр
отрывка видео «История
государства
Российского»,
обсуждение.
Расцвет и упадок
42
2
1
1
Групповое,
комплексное
Древней Руси 10-12 в.в
Обобщающее занятие по
теме «Расцвет и упадок
Древней Руси 10-12 в.в.»
Итого:
38
Опрос
февраль
43
Раздробленность Руси и
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
борьба с иноземными
завоевателями
Северо-Восточная Русь.
Угро-финские племенасеверные
соседи
восточных
славян.
Основание
Москвы.
Юрий Долгорукий.
Беседа,
просмотр
отрывка видео «История
государства
Российского»
44
Раздробленность Руси и
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
борьба с иноземными
завоевателями
Нашествие полчищ
Батыя на Русь. Монголы.
Монгольское войско.
Завоевания монголов.
45
Раздробленность Руси и
2
1
1
Групповое,
комплексное
борьба с иноземными
завоевателями
Борьба Новгорода со
шведскими и немецкими
захватчиками. Битва на
Неве. Ледовое побоище.
Александр Невский.
Создание тактической
карты битвы на Чудском
озере.
39
Опрос
46
Раздробленность Руси и
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
борьба с иноземными
завоевателями
Монгольское иго и
борьба Руси против него.
Аппликация «Оружие
русских витязей»
47
Раздробленность Руси и
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
борьба с иноземными
завоевателями
Куликовская битва.
Дмитрий Иванович
Донской и Сергий
Радонежский.Рисование
по теме.
48
Московская Русь
2
1
1
Кто такой царь. Царь и
Групповое,
Опрос
комплексное
бояре.
События ХVI века. Иван
Грозный.
Беседа,
просмотр
отрывка видео «История
государства
Российского»
поделка
«Царская корона».
49
Московская Русь
2
1
Жизнь и быт крестьян,
ХУ - ХУП веках.
общей
творческой
работы
«Крестьянская
Групповое,
комплексное
ремесленников, купцов в
создание
1
изба
изнутри»;
40
Опрос
Итого:
Март
50
Московская Русь
2
1
1
Смутное время. Подвиг
Групповое,
Опрос
комплексное
Минина и Пожарского.
Нижегородское
ополчение. Изгнание
польских захватчиков.
Чтение вслух рассказа
«Гражданин
Минин
и
князь Пожарский»; игра
«Иван Сусанин».
51
Московская Русь
2
1
1
Избрание царем Михаила
Групповое,
Опрос
комплексное
Федоровича Романова.
Основные события ХУП
века. Восстание Степана
Разина.
Воссоединение
Украины с Россией.
52
Великие люди России
Иван Федоров – русский
первопечатник,
творческое задание «Я –
летописец», мастеркласс «Рукописный
свиток», практическое
занятие «Делаем оттиски
из подручных
материалов».
53
Российская империя 18-
2
1
1
Групповое,
комплексное
19 веков
Детство Петра Первого.
Военные забавы Петра в
41
Опрос
юности. Беседа, мастеркласс по изготовлению
корабликов.
54
Российская империя 18-
2
1
Петровские
преобразования
Основание
русских
армии и флота.
Северная
война.
Полтавская битва.
Великий.
Строительство
Санкт-
Петербурга. Петербург столица империи.
Создание общей
инсталляции «Русский
флот».
55
Групповое,
комплексное
19 веков
Петр
1
Великие люди России
https://ru.wikipedia.org/wi
ki/%D0%9A%D0%B0%D
1%80%D0%B0%D0%BC
%D0%B7%D0%B8%D0
%BD,_%D0%9D%D0%B
8%D0%BA%D0%BE%D
0%BB%D0%B0%D0%B9
_%D0%9C%D0%B8%D1
%85%D0%B0%D0%B9%
D0%BB%D0%BE%D0%
B2%D0%B8%D1%87Кар
амзин Николай
Михайлович – великий
русский историк.
42
Опрос
Просмотр отрывка видео
«История
государства
Российского» (Цикл
«История государства
Российского».
56
Российская империя 18-
2
1
Екатерина II и ее время
Развитие России.
Восстание под
руководством Емельяна
Пугачева.
Подвижная игра
«Казаки-разбойники»
Великие люди России
А.С. Пушкин - великий
поэт, «Отгадай сказку
по отрывку», Игра
«Отгадай сказку по
предмету».
58
Великие люди России
А.В.Суворов – великий
полководец, подвижная
Игра «Полоса
препятствий», чтение
вслух рассказа о
Суворове из книги
С.Алексеева.
59
Групповое,
комплексное
19 веков
57
1
М.В. Ломоносоввеликий ученый. Игра
«Собери картинку»
(телескоп). Проведение
43
Опрос
опыта «Водарастворитель».
Итого:
Апрель
60
Российская империя 18-
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
19 веков
Отечественная война
1812 года. Что такое
Отечественная война.
М.И. Кутузов.
Александр Первый.
Бородинская битва.
Чтение вслух
стихотворения М. Ю.
Лермонтова «Бородино»,
61
Российская империя 18-
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
19 веков
Просмотр отрывка
фильма «Гусарская
баллада». Раскраска
«Гусары».
62
Российская империя 18-
2
1
в
Москве.
Партизаны. Отступление
и
гибель
Групповое,
комплексное
19 веков
Французы
1
«великой
армии». Победа России в
войне - подвиг армии и
народа.
Настольная игра-ходилка
«Великие сражения»
44
Опрос
63
Российская империя 18-
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
19 веков
Игра в солдатики (с
использованием
картонных солдатиков в
форме французской и
российской форме).
64
СССР, первая
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
половина 20 века.
Революция 1905-1907
годов в России. Первая
мировая война.
Гражданская война.
Образование СССР.
Просмотр видео-роликов
по теме.
65
Великие люди России
Пётр Ильич Чайковский
- Великий русский
композитор,
прослушивание
отрывков музыкальных
произведений.
66
СССР, первая
2
1
1
Групповое,
комплексное
половина 20 века.
Вторая мировая война.
Начало Великой
Отечественной войны.
Основные сражения
ВОВ.
просмотр видео-роликов
по теме.
Задание на дом:
подготовить устный
45
Опрос
рассказ о родственниках,
воевавших в ВОВ.
СССР, первая
67
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
половина 20 века.
Блокада Ленинграда.
Труженики тыла.
«Ласточки Победы».
Устный рассказ детей по
теме «Герои моей семьи»
Участие в конкурсе
рисунков ко Дню
Победы.
СССР, первая
68
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
половина 20 века.
Беседа «Карельский
фронт».
Презентация «Животные
– участники ВОВ».
игровое мероприятие
«Карельский фронт»,
встреча с ветераном
(Плотников П.П.)
Итого:
Май
69
СССР, первая
2
1
1
Групповое,
Опрос
комплексное
половина 20 века.
Дети – герои войны.
Дети-партизаны.
Участие в Акции «Окна
Победы», рисование
мелом на асфальте.
70
СССР, первая
2
1
1
Групповое,
комплексное
половина 20 века.
46
Опрос
Награды ВОВ.
Военная техника и
оружие времен ВОВ
Посещение Комнаты
боевой славы. Участие в
Акции «Марафон стихов
и песен о Победе»
СССР, первая
71
2
1
1
комплексное
половина 20 века.
Победа СССР в ВОВ.
Окончание Второй
мировой войны. Парад
Победы в 1945.
Участие в массовом
мероприятии «Дорогами
Великой Победы»
Великие люди России
72
Маршалы Победы:
Жуков, Рокоссовский,
Конев, Чуйков,
Баграмян, адмирал
Кузнецов, Мерецков.
Презентация «Маршалы
Победы».
Итого:
Итого
Групповое,
144
за год:
47
72
72
Опрос
Приложение №2
Примеры учебных материалов
Примеры оценочных материалов
Текущий контроль
Игра «Во что он одет?»
Цель: выявить знания обучающихся за полугодие.
Дети садятся на стульчики полукругом, или на ковер, перед ними карточки с
изображением одежды разных народностей. Выбирается ведущий. Сначала в качестве ведущего
может выступать педагог, затем – ребенок. Ведущий выбирает картинку и спрашивает,
«Славянская ли это одежда или других народностей?». Тот, кто правильно ответил, становиться
ведущим.
Критерии оценивания: зачет получает каждый играющий, правильно ответивший на вопрос.
Игра «Веселый мяч»
Цель: выявить знания обучающихся по программе «Путешествие в историю России»
На экране появляются изображения великих деятелей России и дети, по очереди должны
назвать их.
Критерии оценивания: зачет получает каждый играющий, правильно ответивший на вопрос.
Тест «Историк»
Цель: выявить знания обучающихся за полугодие.
1. Сколько лет в веке?
48
10 лет
50 лет
100 лет
2. Наука, изучающая карты мира.
Картология
Картография
Криптография
3. Столица Карелии.
Петрозаводск
Москва
Костомукша
4. Как называли жилой дом на Руси?
Изба
Коттедж
Баня
5. В чём в древней Руси готовили еду?
Кастрюля
Горшок
Чайник
6. Что такое кафтан?
Верхняя одежда
Штаны
Головной убор
7. Как назывались деньги на Руси?
Доллар
Юань
Рубль
8. Кто создал Кириллицу?
Николай и Василий
Кирилл и Мефодий
Михаил и Александр
9. Наука, которая изучает жизнь людей в древности.
Астрология
Археология
Астрономия
49
Критерии оценивания: зачет получает каждый играющий, правильно ответивший на вопрос.
Тест «Итоговый»
Цель: выявить знания обучающихся по программе «Путешествие в историю России»
1. Укажите дату начала Великой Отечественной войны.
22 июня 1940 года
20 июня 1941 года
22 июня 1941 года
2. Укажите Столицу России.
Санкт-Петербург
Москва
Екатеринбург
3. Укажите имя русской царицы, которую называли Великой.
Елизавета
Екатерина
Ольга
4. Укажите имя русского царя, которого называли Великим.
Александр
Иван
Пётр
5. Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
Три года
Два года
Пять лет
6. Укажите страну, которая напала на СССР в Великую Отечественную войну.
Франция
Италия
Германия
7. Укажите город, который 900 дней был в осаде во время Великой Отечественной войне.
Город Москва
Город Ленинград
50
Город Сталинград
8. Укажите имя великого полководца Суворова.
Николай
Михаил
Александр
6. Что такое кафтан?
Верхняя одежда
Штаны
Головной убор
8. Кто создал Кириллицу?
Николай и Василий
Кирилл и Мефодий
Михаил и Александр
Критерии оценивания: зачет получает правильно ответивший на 5 вопросов.
51
Приложение №3
Мониторинг вовлечённости обучающихся
в образовательный процесс
Проводится 2 раза в учебном году
Характеристика работы
Соответствует в
Соответствует
Верно обратное
обучающегося на
Большей степени
в меньшей степени
1
0
-1
1
0
-1
1
0
-1
1
0
-1
1
0
-1
занятиях
1. Работает при
прохождении каждой
темы
2. Задает много вопросов,
свидетельствующих об
интересе
3. Охотно выполняет
дополнительные задания.
4. Часто отвечает на
поставленные педагогом
вопросы
5. Всегда при деле, редко
отвлекается на
посторонние занятия
Расшифровка результатов:
• от 5 до 3 – хорошая работа на занятии
• от 2 до -2 – удовлетворительная работа на занятии
• -2 до -5 – плохая работа на занятии
52
Приложение №4
Критерии
показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
Начальный
уровень
уровень
Уровень освоения
Уровень
совершенствования
1
4
3
2
1. Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Знакомство с
Владение основами
Овладение
Допрофессиональная
образовательной
знаний
специальными
подготовка
областью
знаниями,
умениями,
навыками
2. Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный
Интерес иногда
Интерес на уровне
Четкое выражение
интерес,
поддерживается
увлечения.
потребности.
навязанный извне
самостоятельно.
Поддерживается
или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.
Мотивация
неустойчивая,
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация.
Ведущие мотивы:
познавательный,
53
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.
связанная с
общения, добиться
результативной
высоких
стороной процесса.
результатов.
3. Показатель «Творческая активность»
Интерес к
Социализация в
Есть
Вносит предложения
творчеству не
коллективе.
положительный
по развитию
проявляет.
Инициативу
эмоциональный
деятельности
проявляет редко.
отклик на успехи
объединения. Легко
Испытывает
свои и коллектива.
быстро увлекается
потребность в
Проявляет
творческим делом.
получении новых
инициативу, но не
Обладает
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает
радости от
открытия.
Отказывается от
поручений,
заданий. Проводит
операции по
заранее данному
плану. Нет
навыков
самостоятельного
решения
проблемы.
знаний, в открытии всегда. Может
оригинальностью
для себя новых
придумать
мышления, богатым
способов
интересные идеи,
воображением,
деятельности.
но часто не может
развитой интуицией,
Добросовестно
оценить их и
гибкостью
выполняет
выполнить.
мышления,
поручения,
способностью к
задания. Проблемы
рождению новых
решить способен,
идей.
но при помощи
педагога.
4. Показатель «Достижения»
Пассивное участие
Активное участие в Значительные
Значительные
в делах
делах объединения.
результаты на
результаты на
объединения
54
уровне Центра,
уровне города,
города.
Республики, России.
Приложение №5
Таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
п/
№
п
группы
№
(кол-во
детей в
каждой
1
ЗУН
Мотивация к
Творческая
Достижения
№ уровня
знаниям
активность
№ уровня
№ уровня
№ уровня
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
группе)
1
Пример:
3
№1 (14 чел)
2
3
4
5
Итого:
3че 9че
.
л.
л.
%
%
чел. чел. чел. че чел чел. чел чел. чел чел чел. чел. чел. чел.
%
%
% л.
.
% .
% .
.
%
%
%
%
55
%
%
%
%
%
Приложение №6
Календарный план воспитательной работы
№
Название мероприятия,
Форма
Сроки
Ответственный
п\п
событие
проведения
проведения
1
Посвящение в кружковцы
концерт
сентябрь
Пчелова В.Н.
2
Посещение комнаты боевой
беседа
февраль
Масанин А.М.
беседа
ежемесячно
Масанин А.М.
славы (в рамка Дня памяти
воиновинтернационалистов)
3
Минутки безопасности
56
Приложение 7
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья, его
укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность, стремящуюся
сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него положительные нравственноволевые черты, навыки культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия человека.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье представляет
интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда здорового
образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого отдельного человека
для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм
по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего режима работы
организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;
комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья
обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие педагога в
семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и пед.советах по ЗОЖ,
проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной
безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа жизни и
преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
Сроки
В течение года
57
Ответственный
Педагог-организатор
Масанин А.М.
2
3
4
5
6
при проведении занятий»
Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
Сентябрьоктябрь
Педагог-организатор
Масанин А.М.
Педагог объединения
В течение года
Методист
В течение года
Педагог объединения
В течение года
Педагог объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
В течение года
Педагог объединения
9 Профилактические беседы
10 Участие обучающихся в тематических
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
58
Педагог дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагог-организатор
Масанин А.М.
Педагог объединения
Педагог объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
Педагог объединения
Приложение №8
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Путешествие в историю России»
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
социальногуманитарной направленности для детей в возрасте 8-10 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа)
на 2024-2025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной работы по
теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО
59