АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный сундучок»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 5 - 12 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Гирявая Анастасия Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2024
Содержание
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание программы
Формы аттестации и оценочные материалы
Условия реализации программы
Список литературы и источников
Приложение 1. Календарно-тематический график
Приложение 2. Календарный учебный график
Приложения 3. Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Приложение 4. Итоговая таблица показателей диагностики образовательного
уровня обучающихся
Приложение 5. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ
жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»
Приложение 6. Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
3
7
8
9
11
15
16
21
22
23
25
28
Пояснительная записка
1. Общие положения
Программа разрабатывается на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
на занятиях и спецификой работы учреждения.
Направленность: художественная
Вид программы: модифицированная (адаптированная), разработана на основе программы
Бондарчук Анастасии Георгиевны «Мир увлечений». Программа адаптирована
для
дистанционного обучения.
Уровень программы: стартовый
Актуальность
Технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении
искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют
и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета,
который можно подарить. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были
интересны детям от 5 до 12 лет.
Цель: Развитие творческих способностей ребенка, через
обучение специальным
навыкам работы с инструментами и приспособлениями.
Задачи:
Образовательные
Формировать систему знаний, умений и навыков, предусмотренных данной
дополнительной образовательной программой
Обучать основам изобразительной грамотности, формировать практические
навыки работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
Способствовать овладению основами рисунка и живописи
Приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.
Формировать художественно-творческую активность.
Развивающие
Развивать образное, пространственное мышление и умение выражать мысли
на плоскости, в объеме с помощью наброска, чертежа, рисунка и готового изделия.
Формировать умения самостоятельно решать вопросы художественного
конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления (выбор
материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять
самоконтроль).
Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к
поисковой творческой деятельности.
Воспитательные
Воспитывать у ученика творческую самостоятельность, фантазию, умение
использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.
Воспитание бережного отношения к материалам, художественного вкуса,
ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу нескольких
ремесел: рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Занятия
по программе направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого
развития детей. Развитие восприятия детей, творческого мышления и умения создавать
поделки из различных материалов.
Педагогическая целесообразность
Занятия помогут научить ребенка создавать поделки и игрушки из разных материалов,
поможет овладеть разными техниками рисования, развить творческое мышление и любовь
к рукоделию.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных
умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа
позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом
обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Отличительные особенности
Данная программа рассчитана на детей 5-12 лет, но в тоже время, учитывает их опыт и
возрастные особенности. Программа предоставляет возможность каждому ребенку
реализовать себя в той или иной творческой деятельности. Ученики имеют возможность
проявить свои творческие способности, провести собственный мастер класс во время
занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, (по 45 минут), перемена
между занятиями составляет 15 минут. Один академический час равен – 45 минутам.
Количество детей в группе: 14 человек.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально - групповая.
Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия,
рассказ, беседа, игра.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- основные виды работ с бумагой, тканью, нитками, природными и декоративными
материалами;
- основные приемы работы с декоративными материалами;
- требования техники безопасности и правила личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
- уметь работать с инструментами и материалами, знать их назначение;
- создавать простые изделия по готовому образцу (с помощью педагога);
- уметь правильно подбирать цветовые сочетания;
У обучающихся будут сформированы следующие навыки:
- обрабатывать различные виды материалов.
-навык работы с тканью, бумагой, природными материалами, и другими различными
изобразительными материалами.
- овладеть техникой рисования гуашевыми и акварельными красками.
Возрастные особенности
В возрасте 5-12 лет очень важным является создание среды, которая стимулирует
творческую активность ребенка. Творческая деятельность в этом возрасте активно
развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышлении и внимание ребенка.
Обучение по данной программе способствует саморазвитию в данном возрасте. Дети учатся
самостоятельности, развивают творческое мышление, мелкую моторику.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах (дошкольный, младший и
средний школьный возраст) и учитывается дифференцированный подход, зависящий от
степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учебный план
1 год обучения (144 уч. часа)
N п/п Название раздела, темы Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практика
аттестации/контро
ля
1.
Вводное
занятие, 2
2
-
2
6
правила ТБ. Знакомство с
планом работы кружка,
обзор основных тем.
2.
Поделки из природных 8
материалов
Самооценка
обучающихся своих
знаний и умений
3.
Лепка из соленого теста
6
2
4
Самооценка
обучающихся своих
знаний и умений
4.
Лепка из пластилина.
22
2
20
Выставка изделий
5.
Аппликации из цветной 10
2
8
Выставка изделий
2
42
Выставка изделий
2
6
Выставка изделий
2
2
Выставка изделий
2
36
-
2
18
126
бумаги.
7.
Рисование гуашью
8.
Техника
44
папье-маше. 8
Создание поделки.
9.
Сувениры к праздникам. 4
Топиарий.
10.
Рисование акварелью.
10.
Подведение
38
итогов. 2
Выставка изделий.
ИТОГО:
144
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие (2 час.)
Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы. Знакомство с
оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.
2. Поделки из природных материалов ( 8 час.)
Теоретические занятия. Экскурсия на природу, заготовка гербария.
Практические занятия. Изготовление поделок с использованием природных материалов
(листья, ветки, шишки)
3. Лепка из соленого теста ( 6 час.)
Теоретические занятия. Знакомство с техникой. Правила приготовления теста для лепки.
Практические занятия. Приготовление теста, создание поделок. Раскрашивание поделок
гуашью.
4. Лепка из пластилина (22 час.)
Теоретическое занятие. Демонстрация наглядного пособия, изучение техники лепки и
пластилинографии.
Практическое занятие. Создание поделки из пластилина.
5. Аппликации из цветной бумаги. (10 час.)
Теоретические занятия. Основы технологического процесса. Подбор материала для
работы.
Практические занятия. Применение полученных знаний на практике. Создание
аппликации из бумаги.
7. Рисование гуашью (44 час.)
Теоретические занятия. Демонстрация наглядного пособия. Обсуждение этапов работы.
Подготовка рабочих мест.
Практические занятия. Рисование эскиза. Рисунок в карандаше. Рисунок в цвете.
8. Техника папье-маше. (8 час.)
Теоретические занятия. Особенности и этапы
создания поделки в данной технике.
Подготовка к работе.
Практические занятия. Создание эскиза. Создание поделки в технике батик. Оформление
готового изделия.
9. Сувениры к праздникам. Топиарий. (4 час.)
Теоретические занятия. Знакомство с техникой. Демонстрация наглядного пособия,
планирование этапов работы.
Практические занятия. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе.
Создание топиария. Оформление готового изделия.
10. Рисование акварелью. (38 час.)
Теоретическое занятие. Знакомство с техникой рисования акварелью, ичузение палитры
цветов, изучение основ цветоведения.
Практическое занятие. Выбор темы, рисование карандашом наброска. Рисование
акварелью.
11. Подведение итогов. Выставка изделий. (2 час.)
Теоретические занятия. Обсуждение полученных знаний в течение учебного года.
Практические занятия. Подготовка выставки. Демонстрация работ.
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы».
При поступлении в объединение в течение года новых обучающихся с ними
проводится начальная диагностика в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три
раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация, май –
итоговая аттестация (выставка работ)).
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся см.
Приложение 3.
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
см. Приложение 4.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в
повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за
конкретный промежуток времени.
Показатели сформированности умений:
1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется. 3.
Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия
могут выполняться на уровне подсознания.
4. Быстрота - скорость выполнения работы.
5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания.
Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы
педагога и детей.
При отборе детских работ на выставку учитываются:
- Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.
- Самостоятельность выполнения работы.
- Высокая степень воображения.
- Аккуратность выполнения работы.
- Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.
Формы подведения итогов:
- участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных
выставках и конкурсах.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками
дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный сундучок» применяются
следующие виды контроля:
- текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
- тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных
программ;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль
качества
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Основными формами учета достижений являются:
- проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных и
творческих игр.
- выставки работ детей;
открытые занятия для родителей.
- участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах.
Текущий, промежуточный контроль и итоговый - (защита проектов, творческая работа,
самоконтроль, выставка изделий).
Участие в творческих конкурсах (городских, онлайн конкурсах)
Выставки творческих работ;
Формы и способы проверки результата: опрос, беседа, наблюдение педагога, участие
обучающихся в выставках и конкурса.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
наличие светлого, просторного кабинета;
водоснабжение (раковина и слив);
наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
(парты, стулья, стеллажи для хранения работ).
необходимо наличие следующих материалов: мольберты, разные виды бумаги,
карандаши, краски акварельные, гуашь, кисти, фломастеры, клей, пластилин.
В работе используются наглядные пособия: работы обучающихся предыдущих лет,
репродукции картин, работы художников в различных техниках исполнения.
Занятия обогащаются показом репродукций, картин, предметов декоративно –
прикладного творчества.
Методическое обеспечение
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические
занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки
натюрмортов,
пленэры),
где стимулируется
самостоятельное
творчество.
К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются
занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет
живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая
наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём
обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Основной
формой
организации
образовательного
процесса
является
совместная
деятельность педагога с ребенком.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса применяются:
- коллективные и групповые игры;
- открытые занятия для родителей;
- праздники.
В системе используемых образовательных технологий ведущими являются: - игровая
технология, предполагающая применение дидактических (сюжетные, ролевые игры и игрыдраматизации), познавательных, развивающих и творческих игр;
-технология развивающего обучения,
-технология проблемного обучения,
- информационные технологии применяются в целях повышения эффективности
использования наглядности, развития наглядно-образных представлений и эстетической
воспитанности воспитанников.
Формы ознакомления с дополнительной общеобразовательной программой:
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания
- использование ресурсов официального сайта dop10.ru.
Процедура реализации дополнительной общеобразовательной программы включает:
подача личного заявления родителей (законных представителей).
Применяются такие методы:
Репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного
материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Информационное обеспечение
№
Наличие
печатных
и
электронных Наличие печатных и электронных
образовательных и информационных ресурсов
образовательных
и
информационных
ресурсов
(да/нет,
наименование
реквизиты
и
документа,
подтверждающего их наличие),
количество
одного
экземпляров
обучающегося
основной
на
по
образовательной
программе (шт.)
1
Библиотеки,
в
том
числе
цифровые да
(электронные) библиотеки, обеспечивающие
доступ к профессиональным базам данных,
информационным справочным и поисковым
системам, а также иным информационным
ресурсам
2
Печатные
и
(или)
электронные
учебные -
Программа
дополнительного
издания (включая учебники и учебные пособия) образования «Цветные ладошки»
-
Программа
художественного
воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет. Автор И. А. Лыкова
- Воспитание и обучение детей
шестого года жизни. / Под ред.
Ушаковой
О.С.,
Парамоновой
Л.А. — М.: Просвещение, 2001. —
160с. (1 шт.) - Григорьева Г.Г.
Изобразительная
деятельность
дошкольников. — СПб: ДетствоПресс, 1997. — 224с. (1 шт.) Казакова
Т.Г.
Развивайте
у
дошкольников творчество. — М.:
Просвещение, 2005. — 146с. (1
шт.) -Сакулина Н.П., Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность в детском саду. —
М.: Просвещение, 2003. — 208с.
(1 шт.)
Список литературы для руководителя кружка
1)
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 1999г.
2)
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир
книги», 2011г.
3)
Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград:
Изд. «Учитель», 2010г.
4)
Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Изд. «Учитель»,
5)
Дайн Г. Л. Русская игрушка. - М., 1987.
6)
Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г.
7)
Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины
2008г.
и природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2009г.
8)
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд.
«Учитель» 2011г.
9)
Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. –
Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
10)
Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007.
11)
Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г.
12)
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации: Практическое пособие. - М., 2004.
13)
Столяров Ю.С. Уроки Творчества.- М.: Педагогика, 1981г.
14)
Федеральный
компонент
государственного
стандарта
общего
образования. Начальная школа. - 2004. — №10
Список литературы для детей
1)
Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-224с.
2)
Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.
3)
Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.
4)
Локвуд Д. Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .
5)
Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. М. : Айрис-пресс, 2008. -
6)
Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. :Юнисофт, 2009.-126с.
208с.
Приложение 1
Календарно-тематический график
на 20 - 20 учебный год
Гирявая А.Д
«Волшебный сундучок»
№
Дата
п\п
прове
Тема занятия
Форма
Форма
Кол-
занятия
контроля
во
дения
часов
Сентябрь
1
Вводное занятие, правила ТБ. беседа
опрос
2
опрос
2
выставка
4
Знакомство с планом работы
кружка, обзор основных тем.
2
Знакомство с различными худ. беседа
материалами.
3
Создание декоративной подвески Мастер-класс
из картона.
4
Создание венка из веток.
Мастер-класс
выставка
2
5
Декорирование поделки.
Мастер-класс
выставка
2
6
Поделка из картона.
Мастер-класс
выставка
2
7
Осенний пейзаж акварелью.
Мастер-класс
выставка
2
8
Рисунок «сказочный домик»
Мастер-класс
выставка
2
За месяц по программе:
18
Октябрь
1
Международный день
Мастер-класс
выставка
2
пожилых людей
2
Пластилинография.
Мастер-класс
выставка
2
3
День учителя.
Мастер-класс
выставка
2
4
Декоративная живопись
Мастер-класс
выставка
2
5
Декоративная ваза из природных Мастер-класс
выставка
4
материалов.
6
Декорирование вазы.
Мастер-класс
выставка
2
7
Открытка в технике аппликации.
Мастер-класс
выставка
2
8
Пластилинография.
Мастер-класс
выставка
2
За месяц по программе:
18
Ноябрь
1
Подводное царство
(рисование,
Мастер-класс
выставка
2
вырезание,
аппликация)
2
Пуантилизм.
Мастер-класс
выставка
2
3
Рисование портрета.
Мастер-класс
выставка
2
4
День народного единства
Мастер-класс
выставка
2
5
Всемирный день ребенка
Мастер-класс
выставка
2
6
День матери.Портрет.
Мастер-класс
выставка
2
7
Домик из картона.
Мастер-класс
выставка
2
8
Лепка мебели для картонного Мастер-класс
выставка
2
домика.
За месяц по программе:
16
Декабрь
1
Новогодняя гирлянда на окно из Мастер-класс
выставка
2
Мастер-класс
выставка
4
Мастер-класс
выставка
2
Новогодняя открытка из цветной Мастер-класс
выставка
2
цветной бумаги.
2
Новогодний топиарий из
картона.
3
Пейзаж зимний (техника
набрызга)
4
бумаги и картона.
5
Зимний пейзаж.
Мастер-класс
выставка
2
6
Поделка из цветной бумаги и Мастер-класс
выставка
2
пластилина «снежная поляна»
7
Рисование оленя гуашью.
Мастер-класс
выставка
2
8
Рисунок в технике акварель с Мастер-класс
выставка
2
солью.
За месяц по программе:
Январь
18
1
Игрушка «Ангел» из лоскутов Мастер-класс
выставка
2
ткани. Создание фигуры куклы.
2
Рисование гуашью «Кот»
Мастер-класс
выставка
2
3
Рисование медведя гуашью.
Мастер-класс
выставка
2
4
Пуантилизм.
Мастер-класс
выставка
2
5
Изучение карельских росписей.
Мастер-класс
выставка
2
6
Рисование черепахи (акварель с Мастер-класс
выставка
2
солью)
За месяц по программе:
12
Февраль
1
Рисование заката гуашью.
Мастер-класс
выставка
2
2
Рисование натюрморта с
Мастер-класс
выставка
2
Мастер-класс
выставка
2
Мастер-класс
выставка
2
фруктами.
3
Рисование натюрморта с
цветами.
4
Открытка к празднику 23
февраля. Рисунок цветными
карандашами.
5
Рисование портрета гуашью.
Мастер-класс
выставка
2
6
Лепка из пластилина животных.
Мастер-класс
выставка
2
7
Матрешка. Рисование гуашью.
Мастер-класс
выставка
2
8
Русский
костюм. Мастер-класс
выставка
2
народный
Создание аппликации женского
народного костюма.
За месяц по программе:
16
Март
1
Рисование открытки на 8 марта.
Мастер-
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
класс
2
Рисование корзины с цветами.
Мастеркласс
3
Аппликация из цветной бумаги Мастер«Цветы».
4
Изучение
Городецкая.
класс
народных
росписей. Мастеркласс
5
Рисование весеннего города.
Мастер-
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
класс
6
Лепка
дымковской
игрушки
соленого теста.
7
из Мастеркласс
Раскрашивание гуашью дымковской Мастеригрушки
из
соленого
теста. класс
Изучение народных росписей.
Хохлома.
8
Пластилинография.
Мастеркласс
За месяц по программе:
16
Апрель
1
2
Создание
тарелки
в
технике Мастер-
папье-маше.
класс
Декорирование тарелки.
Мастер-
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
выставка
2
класс
3
4
Создание птицы в технике папье- Мастермаше.
класс
День космонавтики.
Мастеркласс
5
6
Рисунок акварельными красками Мастер«подводный мир».
класс
Рисование парусника гуашью.
Мастеркласс
7
Лепка из пластилина.
Мастеркласс
8
Аппликация из цветной бумаги
Мастеркласс
9
Пасхальный рисунок «Курочка»
Мастеркласс
За месяц по программе:
18
Май
1
Рисунок к 9 Мая. Открытка.
Мастер-класс
выставка
2
2
Рисование весеннего пейзажа.
Мастер-класс
выставка
2
3
День Победы в Великой
Мастер-класс
выставка
2
отечественной войне
1941-1945.Рисунки на конкурс.
4
Лепка из пластилина.
Мастер-класс
выставка
2
5
Рисование домашнего животного. Мастер-класс
выставка
2
6
Подведение
выставка
2
итогов.
Выставка Мастер-класс
изделий
За месяц по программе:
12
144
Приложение 2
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
9 сентября
Окончание учебного года
До окончания программы
Продолжительность учебного года, всего 36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Продолжительность каникул
2 недели
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (сентябрь, май)
Выходные и праздничные дни
Пятница, среда, воскресенье
4 ноября – день народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8
января
–
Новогодние
каникулы,
7 января-Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,
12 июня – День России
Приложение 3
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
Начальный уровень
2
Уровень освоения
3
Уровень
совершенствования
1
Знакомство с
образовательной
областью
4
1. Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)»
Владение основами
Овладение
Допрофессиональная
знаний
специальными
подготовка
знаниями, умениями,
навыками
2. Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.
Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая мотивация.
Ведущие мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.
Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.
3. Показатель «Творческая активность»
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.
Социализация в
коллективе.
Инициативу проявляет
редко. Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.
Есть положительный
эмоциональный отклик
на успехи свои и
коллектива. Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать интересные
идеи, но часто не
может оценить их и
выполнить.
Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью
мышления,
способностью к
рождению новых
идей.
4. Показатель «Достижения»
Пассивное участие в
делах объединения
Активное участие в
делах объединения.
Значительные
результаты на уровне
Центра, города.
Значительные
результаты на
уровне города,
Республики, России.
Приложение 4
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за
учебный год
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:
ЗУН
п/п
№
№
группы
(кол-во
детей в
каждой
группе)
№ уровня
1
2
3
4
1
Мотивация к
знаниям
Творческая
активность
№ уровня
№ уровня
2
3
4
1
2
3
Достижения
№ уровня
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
Итого: групп/ чел.
чел. чел.
%
чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел.
%
%
%
%
%
ИТОГ: анализ диагностики
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
Приложение 5
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
26
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
4 Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
5 Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
6 Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
9
Профилактические беседы
10 Участие обучающихся в тематических
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
27
Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь
В течение года
Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист
В течение года
Педагог
объединения
В течение года
Педагог
объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
Педагог
объединения
В течение года
В течение года
Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
28
Педагог
объединения
Приложение 6
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Волшебный сундучок»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности для детей в возрасте5-12 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО
29
30