АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«В музыку с радостью»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 6- 12 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Усов Дмитрий Владимирович,
педагог дополнительного образования
Волкова Наталья Сергеевна
методист
г. Костомукша, 2024
Оглавление
I.
Пояснительная записка
3
II.
Учебный план
8
III.
Содержание учебного плана
9
IV.
Материально-техническое обеспечение
10
V.
Информационное обеспечение
10
VI.
Формы аттестации и контроля. Критерии оценивания.
11
VII.
Методическое обеспечение
13
VIII. Список литературы
14
Приложения
15
IX.
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и 27
«Пропаганда трезвого образа жизни»
Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной 29
программе
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В
музыку с радостью» разработана с учетом следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Направленность: художественная
Вид программы: авторская
Уровень сложности: стартовый
Актуальность:
Актуальность обучения по данной программе подчёркивается и существованием проблемы
“вхождения в музыку” детей дошкольного и младшего школьного возраста, связанной с
изучением нотной грамоты. Как известно в возрасте “первого детства”, недостаточно
развито логическое мышление, которое необходимо для понимания теоретических базовых
основ теории музыки. Для решения этой проблемы, в интересной песенной и игровой
форме, дети, занимаясь разучиванием песенок о нотных знаках, получают эмоциональноэстетическое удовольствие. Это само по себе снижает барьер от “непонятности теории” в
дальнейшем, а песни, взятые в репертуар данной программы, адаптированы для раннего
возраста начинающих музыкантов. Разучивание песен под столь популярный инструмент,
как гитара, делает занятие с детьми более увлекательным. Это способствует лучшему
установлению эмоционального контакта с детьми, создаёт атмосферу лёгкого праздника,
повышает эмоциональный фон детей.
Педагогическая целесообразность:
Детские психологи уверены, что занятия музыкой очень полезны для общего развития
детей. Играя на музыкальных инструментах, ребенок развивает координацию и мелкую
моторику рук. Пение способствует развитию правильного дыхания. Разучивание песен
развивает память, мышление. Участие в хоре или ансамбле способствуют умению находить
общий язык со сверстниками, а также развивает чувство ответственности. Полезность
занятий музыкой для детей на этом не заканчивается. Помимо физического развития,
ребенок получает еще и эстетическое, развивает чувство ритма, слух и так далее.
Цель: формирование средствами музыкального искусства гармоничной, социально
адаптированной личности, развивающейся в условиях свободного выбора,
владеющей способами для творческого самовыражения и развития.
Задачи:
Образовательные задачи:
-научить запоминать простейшие ритмы;
-выучить названия простейших музыкальных терминов (и научиться понимать их);
-выучить названия основных музыкальных инструментов, их отличительные особенности;
-попробовать играть на фортепиано и гитаре.
Развивающие задачи:
-развитие и улучшение речи;
-развитие и улучшение певческих навыков;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие памяти;
-развитие логики;
-развитие актёрских способностей.
Воспитательные задачи:
-воспитание любви к творчеству
-создание атмосферы доброжелательности.
Отличительные особенности:
Программа предоставляет возможность обучающимся заниматься по индивидуальным
образовательным маршрутам.
Программа
не
предоставляет
возможность
обучающимся
с
ограниченными
возможностями здоровья, а именно, детям с нарушением опорно-двигательного аппарата,
отставанием в развитии, нарушением функционирования органов слуха и зрения
заниматься по данной программе.
Возраст детей: от 6 до 12 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Дети 6-7 лет
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов.
У детей продолжает
развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько
различных признаков. ( Величина, форма предметов, положение в пространстве)
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Мышление
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к нагляднообразному и в конце периода — к словесному мышлению.
гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские
вопросы — показатели развития любознательности.
Память
В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать
достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой
задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
Речь
Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Дети 7-8лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чемлибо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками
самих детей.
Интеллектуальные особенности
Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени,
пространства и чисел. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено
понимание абстрактных слов и понятий. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения,
стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем
мысли. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Эмоциональные особенности
Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность
оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет
оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую
реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить
Социальные особенности
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой
деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками
вместе с девочками. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Дети 9-10лет
Физические
Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения,
игры. Может пренебрегать своим внешним видом.
Интеллектуальные
Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и
последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени,
пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
Эмоциональные
Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. Свободно выражает
свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Начинает развиваться чувство
юмора. Желает рассказывать смешные истории. Скрытые страхи. Ему хотелось бы
выглядеть бесстрашным.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне
семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола.
Духовные
Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает,
восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться
выбранным им авторитетам. Нравятся захватывающие рассказы.
Дети 11-12лет
В 11—12 лет в жизни детей намечаются заметные изменения. Переход из начальной
школы в среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности,
но и важные сдвиги в развитии личности ребенка и всей его психической жизни. В глазах
младшего подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения,
отношений с товарищами, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать
в глазах товарищей авторитет, занять в коллективе достойное место. У младшего подростка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти
усиливаются в данный период в связи с началом интенсивного процесса физического и
физиологического созревания.
У ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая
система отношений к окружающим их людям и к самим себе, возникает интерес к
собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Это
связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с
тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки
и поэтому склонны переоценивать свои возможности, а порой остро переживать чувство
неуверенности в себе. У младшего подростка развитие моральных чувств все еще
опережает становление соответствующих нравственных понятий. Часто он не видит
прямой связи между качествами личности, которыми искренне желает овладеть, и своим
повседневным поведением. Педагогу надо постараться увлечь подростков высокими
нравственными идеалами, воплощенными в образе замечательного человека, который
может стать для них как бы критерием поведения и помочь детям практически следовать
своему идеалу.
Объем и сроки реализации: 144 ч, 1 год обучения
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная или
индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, урок,
беседа.
Состав группы: постоянный свободный, не менее 14 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
2 раза в неделю по 2 академических часа, сводные занятия 2 раза в неделю по 1
академическому часу, по истечение 45 минут занятия - перерыв 15мин.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
- ребенок с удовольствием слушает музыкальные произведения до конца, узнает знакомые
песни;
- ребёнок любит петь песни под аккомпанемент гитары;
- ребенку нравится писать и различать некоторые нотные символы и знаки.
Ребёнок должен знать:
-названия нот
-тексты исполняемых песен
-названия основных конструкционных частей гитары
-различительные особенности в игре на гитаре и фортепиано
-названия элементарных музыкальных терминов.
Ребёнок должен уметь:
-правильно нажимать пальцем клавишу фортепиано
-петь, не отставая и не опережая других
- замечать динамические изменения (громко - тихо)
- различать звуки по высоте (октава)
Способы определения результативности:
Наблюдение в процессе обучения, опросы, прослушивание.
Учебный план (144часа)
№
Название раздела, темы
п/
Количество часов
Всего
Теория
п
1.
Вводное занятие
2
Формы
Практи
аттестации
ка
/контроля
наблюдени
2
е
2
Музыкальные звуки в природе
6
3
3
наблюдени
е
3
Слушание музыки и беседы о ней.
10
4
Разучивание песен из мультфильмов
50
8
2
опрос
50
наблюдени
е
5
Разучивание
песен
о
нотных
знаках 36
36
(теория)
наблюдени
е
6
Знакомство с гитарой
12
12
опрос
7
Знакомство с фортепиано
12
12
опрос
8
Знакомство
4
опрос
с
другими
музыкальными 6
2
Фонетические гимнастики
2
2
инструментами
9
наблюдени
е
10
Артикуляционные гимнастики
6
наблюдени
6
е
11
Итоговое занятие
2
2
наблюдени
е
Итого:
144
23
121
Содержание учебного плана
Тема 1. “Вводное занятие” (2час.)
Теория: Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с компьютерной техникой,
гитарой, фортепиано. Знакомство с программой, планом работы. Материально-техническое
обеспечение программы.
Практика:
Результат темы: Настрой на занятия по программе
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 2. “Музыкальные звуки в природе” (6 час.)
Теория: Беседы о различных звуках, встречаемых в природе.
Практика: Разучивание стишков и песенок на данную тему, подражание некоторым звукам,
издаваемых животными. Игры на данную тему.
Результат темы: Дети учатся различать и узнавать разные звуки
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 3. “Слушание музыки и беседы о ней” (10 час.)
Теория: Игра педагога на гитаре и ознакомление воспитанников с различными приёмами
игры, их названиями. Знакомство с разными песенными и инструментальными жанрами,
слушание записей, видео просмотры подходящих роликов, мультфильмов. Некоторые
исторические факты.
Практика: игровое вовлечение детей
Результат темы: Знакомство с музыкой
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 4. “Разучивание песен из добрых мультиков” (50 час.)
Теория: Разъяснения детям смысла слов песен.
Практика: заучивание слов песен наизусть, запоминание правильного ритма в
исполняемых песнях, заучивание правильной формы исполняемых песен.
Результат темы: Развитие начальных певческих навыков
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 5. “Разучивание песенок о нотных знаках” (36 час.)
Теория: Разъяснения теоретических базовых понятий, смысла текстового содержимого
песен.
Практика: заучивание слов песен наизусть, запоминание правильного ритма в
исполняемых песнях, заучивание правильной формы исполняемых песен.
Результат темы: Развитие интереса к теоретическим темам.
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 6. Знакомство с гитарой.” (12 час.)
Теория: Разучивание устройства инструмента, разучивание в игровой форме строя гитары,
обучение различать мажор, минор на слух, звуки разной высоты. Слушание игры педагога.
Практика: разучивание правильной посадки с инструментом. Разучивание простейших
приёмов игры в игровой форме.
Результат темы: Ребёнок пробует извлекать звуки на инструменте.
Оборудование: компьютер, гитара
Тема 7. Знакомство с фортепиано (12 час.)
Теория: Знакомство с устройством инструмента, Различие по слуху разных звуков по
высоте.
Практика: Пробуем играть простейшие песенки на нескольких нотках с помощью педагога.
Результат темы: Ребёнок пробует игру на фортепиано
Оборудование: компьютер, фортепиано
Тема 8. “Знакомство с другими музыкальными инструментами” (6 часов)
Теория: Педагог показывает картинки и рассказывает о музыкальных инструментах.
Включает запись или видеозапись на экране компьютера, проектора.
Практика:
Результат темы: Ребёнок знакомится с разными инструментами, их тембрами, учится
различать их по слуху.
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 9. “Артикуляционная гимнастика” (6 часов)
Теория: беседа о работе органов речи для произнесения того или иного звука. Органы,
участвующие в речи, подразделяют на активные и пассивные. Активные — это связки,
язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя часть зева и нижняя челюсть. Пассивные — зубы,
альвеолярные отростки и твердое небо.
Практика: Выполнение упражнений логопедических различных методик. Проговаривание
скороговорок с прохлопыванием ритма педагогом.
Результат темы: У детей улучшается проговаривание слов.
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Тема 10. “Фонетические гимнастики” (2 час.)
Теория: знакомство со звуками речи.
Практика: Выполнение упражнений логопедических различных методик. Упражнения
«Мишка», «Петрушка», «Собачка», «Котик». Упражнения на гласные и согласные звуки.
Результат темы: У детей улучшается проговаривание слов.
Тема 11. “Итоговое занятие” (2 часа)
Теория: Закрепление пройденных тем
Практика: исполнение песен.
Результат темы: выявление ЗУН у детей педагогом путём наблюдения.
Оборудование: компьютер, гитара, фортепиано
Материально-техническое обеспечение
- кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении СанПин
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
-настроенное фортепиано;
-гитара;
-струны для гитары;
-магнитная доска для записи нот;
-мел, магниты;
-звуковоспроизводящая аппаратура (муз.центр.);
-компьютер, проектор, принтер;
- доступ к интернету.
Информационное обеспечение
Видео-материал передачи «Поющая фасоль»
https://russia.tv/video/show/brand_id/20605/episode_id/176831/video_id/176831/viewtype/pictu
re/ссылку
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
Формы реализации:
Очная.
Программа может быть реализована в дистанционном формате с использованием сети
Интернет (использование образовательной платформы Сферум, официальной группы
МБОУ ДО КГО «ЦВР» https://vk.com/centrvneshkolnik.
Данная программа реализуется на базе МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению об
итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО «Центр
внешкольной работы».
При поступлении в объединение в течение года новых обучающихся с ними проводится
начальная диагностика в форме беседы, в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности
детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в
сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три
раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация,
май – итоговая аттестация). Критерии показателей уровневого дополнительного
образования обучающихся см. Приложение 6.
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся см.
Приложение 7.
Форма предварительного контроля:
- устный опрос.
Формы текущего контроля:
-
наблюдение;
-
устный опрос;
-
самоконтроль;
-
взаимоконтроль;
Формы промежуточного контроля:
- просмотр
- прослушивание умений и навыков исполнения песен и пьес.
Итоговые формы контроля:
- выполнение индивидуальных творческих заданий;
- участие в выездных мероприятиях;
- итоговые и открытые занятия;
- участие
обучающихся в мероприятиях и концертах.
Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом каждое занятие
в процессе наблюдения за деятельностью учащихся. Также в процессе каждого
занятия учащимися осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Критерии оценивания.
ПЕНИЕ
Оценка знаний, умений и навыков
Баллы
Педагог
предлагает
ребенку
спеть
знакомую
песенку
3
1.Выявить
умение ребенка
петь
естественным
голосом,
напевно
2. Выявить
умение ребенка
петь
выразительно,
передавая
характер песни,
ее темповые и
динамические
особенности
III. Ребенок поет
без напряжения,
естественным
голосом
II.
Педагог
обращает
внимание на то,
что петь нужно
напевно,
не
напрягаясь,
не
кричать и просит
спеть еще раз
I. Не справился с
заданием.
Педагог
III. Ребенок
предлагает исполняет песню
ребенку
выразительно,
исполнить передавая
знакомую характер песни,
песню
ее темповые и
динамические
особенности
Иллюстрации
к песне
2
1
3
2
Иллюстрации
к песне
3.
Выявить
умение ребенка
чисто
интонировать с
музыкальным
сопровождением
и без него
4.
Выявить
умение ребенка
дать
оценку
качества пения
других детей
Педагог
предлагает
ребенку
исполнить
знакомую
песню
Педагог
предлагает
детям
спеть
знакомую
песню, а
ребенку
предлагает
оценить
пение
других
детей
II. Педагог
обращает
внимание на
средства
музыкальной
выразительности,
характер песни и
просит спеть
выразительно.
Ребенок
исполняет песню
недостаточно
выразительно
I. Не справился с
заданием (не
поет вообще).
III.
Ребенок
исполняет песню,
чисто интонируя
мелодию.
II.
Педагог
предлагая
ребенку обратить
внимание.
Ребенок частично
справился
с
заданием.
I. Не справился с
заданием.
III.
Ребенок
правильно
оценивает пение
детей,
самостоятельно
дает
характеристику
исполнения
песни
(темп,
динамика,
эмоциональная
выразительность,
четкость
пропевания
текста)
II.
Ребенок
частично может
оценить
пение
других
детей,
дает
однозначный
ответ.
1
3
2
1
3
2
1
Иллюстрации
к песне
I. Не справился с
заданием.
Методическое обеспечение
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Основная форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий:
Основная форма проведения занятий – учебное занятие. Учебное занятие является главной
частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время,
которое педагог проводит с учащимися, организуя вариативную учебную, социальнопедагогическую, досуговую и другие виды деятельности;
Иные формы проведения занятий:
- беседа,
-репетиция,
- мероприятие.
Методы обучения:
по источнику знаний:
словесный (рассказ, беседа, анализ проделанной работы);
наглядный
(показ
приемов
игры
на гитаре, фортепиано,
наблюдение);
практический (освоение новых приемов игры, творческие задания).
по деятельности педагога:
объяснительно-показательный – дети воспринимают и усваивают
готовую
информацию.
репродуктивный – учащиеся закрепляют
полученные знания и освоенные способы
практической деятельности на гитаре и фортепиано.
1) методы диагностики результата:
-диагностическая беседа;
- контрольный опрос;
- педагогическое наблюдение;
- смотр знаний, умений, навыков;
2) используемые педагогические технологии
по преобладающему методу:
- объяснительно-показательные;
- развивающие;
- творческие;
по подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.
Список литературы
1. Сборник песен. Маленькая страна. Мелодии из популярных мультфильмов и
телефильмов. Издательство “Композитор”. Санкт-Петербург.
2. Римко О. “Музыкальное путешествие Василия и его друзей.” изд. “Белый город”.
3. Ларионова Г.П. “Я учу нотную грамоту” Издательский дом “Нева”. СанктПетербург. 2002г.
4. Королькова И. “Крохе музыканту. Нотная азбука для самых маленьких.”
“Феникс”. Ростов на Дону. 2006г.
5. Иванова О., Кузнецова И. “Новый музыкальный букварь для самых маленьких”
“Феникс”. Ростов на Дону. 2006г.
6. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним
пояснения и вокализы-сольфеджио. Москва. 1997г.
Приложение 1
Календарно-тематический график
на ________ учебный год
Усов Дмитрий Владимирович,
ДООП художественной направленности
«В музыку с радостью»
1 год обучения, группа №1
№ п\п
1.
2.
3.
4.
Дата
проведен
ия
Тема занятия
сентябрь
Вводное занятие.
Вводный инструктаж. Техника
безопасности при работе с
компьютерной техникой,
гитарой, фортепиано.
Знакомство с программой,
планом работы. Материальнотехническое обеспечение
программы.
Музыкальные звуки в
природе
(знакомство детей со звуками
природы, развитие
музыкального воображения,
наглядно-образного мышления.
Музыкальные образы в
природе. Беседы, начало
разучивания стиха о звуках в
природе), Фонограмма «Лесные
звуки»
Музыкальные звуки в
природе
(создание условий для развития
музыкально-творческих
способностей, продолжение
разучивания стихотворений о
природе и звуках). Образы
времен года в музыке.
Музыкальные звуки в
природе
(повторение стихотворения о
природе, чтение наизусть с
выражением, по строкам, по
ролям). Образы животных в
музыке.
Форма
занятия
Форма
контроля
Количество
часов
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
беседа
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Слушание музыки и беседы о
ней.
Воспитание слушательской
культуры детей, развитие
умений понимать и
интерпретировать
выразительные средства
музыки. Беседа об основных
музыкальных понятиях: темп,
ритм, характер музыки (бодрая,
веселая и тд).
Разучивание песен из
мультфильма
(разучивание песни «Я на
солнышке лежу»)
Разучивание песен из
мультфильма
(продолжение разучивания
песни «Я на солнышке лежу»)
Разучивание песен из
мультфильма
(начало разучивания песни
«Медленно минуты уплывают
вдаль…»)
За месяц по программе:
октябрь
Разучивание песен из
мультфильма
(Окончание разучивания песни
«Медленно минуты уплывают
вдаль»)
Разучивание песен из
мультфильма
(начало разучивания песни «В
траве сидел кузнечик»)
Слушание музыки и беседы о
ней
(знакомство с классической
музыкой) Характеристика
музыкальных звуков: темп, лад,
динамика (повторение). Детская
музыка в творчестве
композиторов: Чайковского,
Гречанинова.
Слушание музыки и беседы о
ней
(знакомство с современной
музыкой, жанрами, беседа о
них, прослушивание отрывков
музыкальных произведений,
сравнение).
учебное
занятие
беседа
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
16
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие беседа
наблюден
ие
2
учебное
занятие беседа
наблюден
ие
2
13.
Знакомство с музыкальными
инструментами
14.
Знакомство с гитарой
История гитары. Строение
инструмента. Отличия гитары
от других струнных
инструментов. Прослушивание
отрывков музыкальных
композиций: педагог исполняет
на гитаре.
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«В траве сидел кузнечик»)
Разучивания песен о нотных
знаках
(разучивание песни
«Клавиатура»)
Артикуляционные
упражнения.
Роль артикуляции в исполнении
песни. Общее развитие
артикуляционного аппарата.
Упражнения «Улыбка»,
«Хоботок». Артикуляционная
игра «Жарко-холодно».
15.
16.
17.
учебное
занятие беседа
учебное
занятие беседа
опрос
2
опрос
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
занятиетренинг
наблюден
ие
2
i.
За месяц по программе:
ноябрь
18.
Разучивания песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни
«Колыбельная медведицы»)
19.
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Колыбельная медведицы»)
20.
Разучивание песен о нотных
знаках
(разучивание песни «Нотный
стан»)
21.
Разучивания песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни
«Голубой вагон»)
22.
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Голубой вагон»)
23.
Разучивание песен о нотных
знаках
18
учебное
занятие
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
(разучивание песни «Звуки
низкие, средние, высокие»)
Артикуляционные
упражнения
Понятие мимики. Игра
«Эмоции», работа перед
зеркалом. Упражнение
«Повтори за мной».
Разучивания песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни «Я
весь день сижу…»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(разучивание песни «Ключи
скрипичный и басовый»)
За месяц по программе:
декабрь
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Я весь день сижу…»
Разучивание песен о нотных
знаках
(разучивание песни «Ключи
скрипичный и басовый»)
Знакомство с музыкальными
инструментами
Разучивания песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни
«Дождик босиком…»)
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Дождик босиком…»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Четвертная и восьмая
длительности»)
Разучивания песен из
мультфильмов
(разучивание песни «начало
разучивания песни «Антошка»)
Разучивания песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Антошка»)
За месяц по программе:
январь
занятиетреннинг
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
учебное
занятие
наблюден
ие
2
18
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
2
16
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Четвертная и восьмая
длительности»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Сильная доля»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Тактовая черта»)
Знакомство с музыкальными
инструментами
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Метр и ритм»)
Знакомство с фортепиано
(знакомство с историей и
строением фортепиано,
Звучание фортепиано,
особенности. Известные
музыкальные композиции на
фортепиано).
Фонетические гимнастики
За месяц по программе:
февраль
Знакомство с гитарой
(история возникновения
струнных инструментов)
Знакомство с фортепиано
(история возникновения
клавишных инструментов)
Знакомство с гитарой
(знакомство с основными
приёмами игры)
Знакомство с гитарой
(посадка, постановка рук,
упражнения для правой руки)
Знакомство с фортепиано
(упражнение «человечек»)
Знакомство с фортепиано
(упражнение «мышка бежит»)
Слушание музыки и беседы о
ней
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Реприза»)
За месяц по программе:
март
Разучивание песен из
мультфильмов
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
наблюден
ие
2
урок
опрос
2
Занятиетреннинг
наблюден
ие
2
урок
2
14
Урокбеседа
опрос
2
Урокбеседа
опрос
2
Урокбеседа
опрос
2
Урокбеседа
опрос
2
Урокбеседа
Урокбеседа
Урокбеседа
урок
опрос
2
опрос
2
опрос
2
опрос
2
16
урок
наблюден
ие
2
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
(начало разучивания песни «От
улыбки»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Цезура»)
Разучивание песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«От улыбки»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Размер»)
Разучивание песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни
«Чунга-чанга»
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Пауза»)
Разучивание песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Чунга-чанга»
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Звукоряд»)
За месяц по программе:
апрель
Разучивание песен из
мультфильмов
(начало разучивания песни
«Бременские музыканты»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Мажор. Минор.Тоника.»
Разучивание песен из
мультфильмов
(окончание разучивания песни
«Бременские музыканты»)
Разучивание песен о нотных
знаках
(Гамма.Ступени.)
Разучивание песен из
мультфильмов
(Работа с выразительностью
исполнения песен «Антошка»,
«Колыбельная медведицы»,
«Чунга-чанга»)
Разучивание песен из
мультфильмов
(работа с выразительностью
исполнения песен «Медленно
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
16
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
урок
наблюден
ие
2
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
минуты уплывают вдаль»,
«Голубой вагон», «Я весь день
сижу…», «От улыбки»
урок
Разучивание песен из
мультфильмов
(работа с выразительностью
исполнения песен «Я на
солнышке лежу», «Про
кузнечика»)
урок
Разучивание песен о нотных
знаках
(«Устойчивые ступени»)
За месяц по программе:
май
УрокЗнакомство с гитарой
(упражнения с прижатием
беседа
струн 1)
УрокЗнакомство с фортепиано
(Гамма до-мажор)
беседа
УрокЗнакомство с гитарой
(упражнения с прижатием
беседа
струн 2)
УрокЗнакомство с фортепиано
(мелодия «Как пошли наши
беседа
подружки»)
ЗанятиеАртикуляционные
треннинг
упражнения
УрокСлушание музыки и беседы о
беседа
ней
УрокИтоговое занятие
беседа
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
18
наблюден
ие
2
наблюден
ие
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
наблюден
ие
Опрос,
наблюден
ие
За месяц по программе:
Итого за год:
2
2
2
2
14
144
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь
В течение года
Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист
4
5
6
Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
9
Профилактические беседы
В течение года
Педагог
объединения
В течение года
Педагог
объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
Педагог
объединения
10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
Педагог
объединения
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «В музыку с радостью»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности для детей в возрасте 6-12 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО