Вокальная студия Сюрприз

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
)
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Вокальная студия «Сюрприз»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 6 - 17 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый

Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Логвиненко Анжела Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Костомукша, 2024
2

Оглавление

I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.

Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
Календарный-учебный график
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Список литературы
Приложения
Приложение 3 Программа воспитательной работы по теме «Здоровый
образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»

3

3
9
11
16
17
22
23
24
26
30

I. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Вокальной студии «Сюрприз» разработана с учетом:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;

Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки
Российской Федерации;

Устава МКОУ ДО КГО «ЦВР» и лицензии.
Направленность: художественная.
Вид программы – модифицированная. Программа вокальной студии «Сюрприз»
составлена на основе следующих ДООП: программы А.Г. Серко «Эстрадная вокальная
студия», заслуженного деятеля Республики Карелия, дополнительная образовательная
программы Н.В. Титовой руководителя хора «Телерво» г. Петрозаводска.
Уровень сложности – базовый.
Актуальность: «Голос – это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу,
средство человеческого общения», – говорил Иван Карпович Назаренко, известный
оперный певец и педагог вокала. Нельзя с ним не согласиться. Пение – это искусство.
Искусство – это душа человечества. Во все времена говорится об исключительном
воздействии музыки на чувства и душевное состояние человека. Поэтому от качественного
музыкального обучения детей зависит активность участия в дальнейшей музыкальной
жизни – будет ли это профессиональное учебное заведение, студенческая самодеятельность
или домашнее творчество человека. Общество нуждается в активных творческих людях.
Вокальная и хоровая традиция является носителем духовных ценностей и творческого
потенциала народа.
Новизна: Пение – один из способов общения и самовыражения человека,
естественный и простой, доступный почти каждому. Новизна программы в том, что
репертуар в большей степени определяется интересами детей. Нет жесткой количественной
градации произведений по жанрам и стилям. Есть возможность исполнения сольных
партий, удовольствие от совместного исполнения произведений является наилучшей
оценкой для ребенка!
Педагогическая целесообразность: Программа направлена на формирование
атмосферы творчества и на реализацию индивидуальных способностей ребенка. Основная
задача – социальное воспитание детей и подростков посредством приобщения к творчеству.
Необходимо воспитывать новое поколение, которое будет заинтересованно в культурных
ценностях. Не все станут продолжателями традиций, но важно пробудить интерес детей к
своей личности.
Цель: Приобщение детей к миру музыкального искусства; формирование у
учащихся интереса к эстрадному вокалу, средствами овладения теоретическими знаниями
и практическими вокально-исполнительскими навыками.
4

Задачи:
1. Предметные:

Сформировать вокально-хоровые навыки у обучающихся (основы
физиологии голосового аппарата, музыкальная и вокальная грамотность, правильное
и естественное звукообразование, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая
дикция, чистая интонация).

Сформировать у обучающихся чувство музыкального стиля, ориентировать
на дальнейшее музыкальное образование.

Способствовать естественному развитию детского голоса.

Создать условия для приобретения опыта сценического выступления.

Развивать музыкальные способности учащихся: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувства ритма и др.

Сформировать знания о строении голосового аппарата и охране певческого
голоса.

Сохранять и укреплять психического здоровье детей.

Приобщить к концертной деятельности (участие в концертах, конкурсах и
фестивалях детского творчества и т. д.).

Обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля.
2. Метапредметные:
 Максимально раскрыть вокальный и творческой потенциал личности
обучающегося.
 Расширить кругозор (знакомство детей с образцами мировой вокальной
музыки);

Развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
3. Личностные:
 Воспитывать активного участника коллектива с позитивным отношением к
своей деятельности и окружающим студийцам.
 Предоставить возможность общения в коллективе, создать условия для
проявления собственного «Я» ребенка.
 Создать условия для посильного участия каждого в творческих делах студии,
развивать чувство ответственности за общее дело, осознания себя в коллективе.
 Создать условия в выстраивании межличностных отношений и развитии
коммуникативных навыков.
 Создавать комфортный психологический климат, благоприятной ситуации
успеха.
 Способствовать
формированию
воли,
дисциплинированности,
взаимодействию с партнёрами;
 Воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
Отличительные особенности:
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению.
Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных,
психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности
учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Отличительной особенностью программы является синтез современных
образовательных технологий Н.Е. Щурковой «Программа воспитания школьника»
(культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); С.А.
Казачкова «От урока к концерту» (новые идеи и мысли по музыкальному обучению); В.В.
Крюковой «Музыкальная педагогика» (актуальные методические вопросы музыкального
5

воспитания); Г.И. Шатковского «Развитие музыкального слуха» (методическая разработка
по развитию музыкального слуха и творческих способностей детей); Н.А. Адулова
«Руководство по постановке певческого и разговорного голоса» (теоретические основы,
рекомендации); В.В. Емельянова «Фонопедические упражнения» (подготовка голосового
аппарата к работе в певческом режиме, решение координационных и тренажных задач
работы над голосом); М.Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми,
так и с ребятами, имеющими начальный уровень способностей.
Программа
предоставляет
возможность
обучающимся
заниматься
по
индивидуальным образовательным маршрутам.
Используемые в программе методики позволяют выявить в детях слабовыраженные
музыкальные данные, – развить их и научить детей использовать свой потенциал.
Различная активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт
поведения на сцене, научиться дарить радость людям и получать удовольствие от своей
деятельности.
Возраст детей: от 6 до 17 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Дошкольный и младший школьный возраст (6–10 лет).
В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани,
и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все чище и устойчивей
становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с
аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведется работа по постановке
голоса, многие дети начинают петь звонко, легко.
Более ярко проявляется свойственный ребенку характер звучания певческого голоса;
улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и
достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития позволяют
выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют
себя в музыкальном движении, отзываются на музыку разного характера выразительными
естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития
музыкального образа; в вокальных этюдах использует язык жестов и мимики.
При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте
преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти
все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Задача педагога – добиваться
более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, потому что
память младших школьников в этот период имеет преимущественно наглядно-образный
характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью». Внимание
младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен
воспитанию культуры внимания. На занятиях подача материала сопровождается видео-,
аудиоматериалами, потому что в этом возрасте безошибочно запоминается материал
интересный, конкретный, яркий.
Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что
проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в
движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.
Средний школьный возраст (11–14 лет).
При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются
основам вокального звукоизвлечения и ведения звука учитывается необходимость
предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется
домутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у
мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки,
6

более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса
мальчиков определенно делятся на дисканты и альты.
У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембрах
сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный
регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются
одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не
совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше.
Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше.
Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух
октав. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в
более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов
исчезает полет, подвижность. Альты звучат массивнее.
13–14 лет переходный период совпадает с периодом полового созревания детей.
Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается
хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос
срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть
различна, от нескольких месяцев до нескольких лет.
У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без
резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых
ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую
партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще
прослушивать голоса детей, которые переживают домутационный период, и своевременно
реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15–17 лет).
Вокальные группы этой возрастной категории состоят обычно из трех партий:
сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию.
В юношеском выполнении важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать
форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять
диапазон. Форсированное пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим
связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями
детей и особенностями детской психики.
У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор.
Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного эстрадного
исполнителя. Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра и умело его
использовать в концертных выступлениях.
Таким образом, в зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего
школьника работа начинается с того голосового регистра, который он использует при
спонтанном пении наиболее часто. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но
большего успеха можно добиться, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его
голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами
индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком регистре его голос будет
звучать наилучшим образом.
Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших
школьников зависят от условий занятий: при индивидуальном так и при ансамблевом
обучении. В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога
направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового
режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе
формируется привычка сознательного использования регистров в соответствующем им
диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, из одного
регистра в другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного
регистра к грудному через микст или постепенное тембровое его обогащении. На четвертом
7

этапе закрепляется и совершенствуется способность ученика произвольно пользоваться
голосовыми регистрами при пении.
Сроки реализации: один год обучения – 144 часа. Теории – 36 часа, практики – 108
часов. Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на
любом этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, индивидуальная
(соло).
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, концерт,
репетиция, мастер-класс, бенефис.
Форма обучения: очная, с возможностью применения дистанционных технологий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 2
учебных часа по 45 минут – 4 часа в неделю, для учащихся в возрасте от 9 до 10 лет, 144
часа в год. После 45 минут занятий перерыв не менее 10 минут. Программа
предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом этапе
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Состав группы: до 14 человек.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
После окончания курса учащиеся должны:
 уметь осознанно применять навыки академического звукообразования для
музыкального образа в зависимости от его эмоционального содержания;
 иметь навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых
могут быть народные песни, сочинения композиторов-классиков,
произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с
аккомпанементом и без;
 иметь навык пения по нотам;
 знать специфику певческого искусства;
 знать основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
 уметь исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную
запись.
Метапредметные:
 иметь мотивацию к учебной деятельности и формированию личностного
смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью,
воздействия музыки на человека;
 иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью
(концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
 уметь применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при
моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
 уметь рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать
результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
 уметь адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных
интерпретаций одного произведения;
 уметь планировать, контролировать и оценивать собственные действия по
разучиванию и исполнению хоровых произведений;
 уметь формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных
способов достижения результата в процессе совместной исполнительской
деятельности.
8

Личностные:
 уметь слушать собеседника и вести диалог;
 участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения
на одну и ту же проблему;
 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Способы определения результативности: аттестация и диагностика обучающихся,
систематичность посещения вокальной студии, участие в концертной деятельности.
Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет
учащихся. Большая часть занятий отводится практической работе, по окончании которой
проходит обсуждение и анализ.
Формы и методы определения результата:
 зачётные занятия по знанию вокально-хоровых навыков;
 тестирование по основам охраны голосового аппарата;
 прослушивание;
 показательные выступления;
 концерты на уровне округа и города.

9

II. Учебно-тематический план (144 часа)
№
п/п

Название раздела, темы

I

Введение в музыку
Организационное занятие.
Инструктаж по правилам
поведения обучающихся и
правилам пожарной
безопасности. Что такое музыка?
Выразительные средства музыки.

14
2

5
1

9
1

4

1

3

Настроение и характер музыки.
Музыкальный образ.
Единство музыкального
звучания.
Основы музыкальной грамоты
Музыкальные термины.
Музыкальный звук, его
параметры. Высота и длина
звука.
Ноты.
Игровая ритмизация. Ритм.
Размер. Темп.
Мажорный и минорный лад,
ступени лада.
Интервал.
Чистая интонация.

4
2
2

1
1
1

3
1
1

22
2
4

8
1
1

14
1
3

4
4

1
1

1
3

Опрос
Беседа

2

1

1

Опрос

2
2

1
1

1
1

Звукоряд, гамма и тональность.
Вокально-хоровые навыки
Голосовой аппарат.
Певческая установка. Певческое
дыхание.
Осознание мышечных ощущений
во время пения.
Механизмы и типы дыхания.

2
30
4
4

1
6
1
1

1
22
3
3

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Опрос

4

1

3

4

1

5

4
2
4
4
30

1
1
1
2
7

3
1
5
6
25

22
23

Основы формирования звука.
Унисон, лад, тональность.
Дикция и артикуляция.
Вокально-хоровые упражнения.
Основы
сценического
мастерства
Выразительное исполнение.
Песня и танец.

4
4

1
1

3
1

24

Аккомпанемент и фонограмма.

4

1

3

1

2
3
4
5
II
6
7

8
9
10
11
12
13
III
14
15
16
17
18
19
20
21
IV

Количество часов
Всего
Теория
Практика

10

Формы
аттестации
(контроля)

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос
Прослушивание
Опрос
Музыкальная
диагностика.

Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Опрос
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание

25

Ансамбль. Строй.

6

1

3

26

Имидж исполнителя.

4

1

3

27

Культура слушателя.

2

1

1

28
V
29
30

Импровизация во время пения.
Музыкальное исполнительство
Репетиционная работа.
Концертная деятельность.
Итого:

6
48
40
8
144

1
8
6
2
36

3
40
34
6
108

11

Педагогическое
наблюдение
Творческое
задание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Звукозаписи
Концерт

III. Содержание учебно-тематического плана
Раздел I. Введение в музыку
Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж по правилам поведения обучающихся
и правилам пожарной безопасности. Что такое музыка? (2 часа)
Теория: Инструктаж по правилам поведения обучающихся и правила пожарной
безопасности. Беседа о жанрах и видах музыкальных произведений.
Практика: Прослушивание музыкальных фрагментов, определение их жанра и
содержания.
Результат темы: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 2. Выразительные средства музыки. (4 часа)
Теория: Разбор средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп,
метр, ритм, динамика и другое), способствующих раскрытию художественного образа
песни.
Практика: Прослушивание музыкальных фрагментов: обучающиеся определяют, как
работают выразительные средства музыки. Тренировка вокально-технических навыков,
необходимых для передачи музыкального содержания песни.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, усилительная аппаратура, микрофоны,
нотный и видео материалы.
Тема 3. Настроение и характер музыки. (4 часа)
Теория: Понятия «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в
музыкальных фразах. Подбор репертуара.
Практика: Пение разнохарактерных упражнений.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 4. Музыкальный образ. (2 часа)
Теория: Понятие музыкального образа, как совокупности музыкально-выразительных
средств, стиля, характера музыки, построения произведения. Классификация и особенности
построения.
Практика: Прослушивание и обсуждение фрагментов различных приведений
классической и современной музыки.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, ноутбук, колонки, нотный материал.
Тема 5. Единство музыкального произведения. (2 часа)
Теория: Понятия единства музыкального звучания: мелодия, ритм, тембр.
Практика: Прослушивание и обсуждение жанровых произведений.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, аудиосистема, нотный материал.
Раздел II. Основы музыкальной грамоты
Тема 6. Музыкальные термины. (2 часа)
Теория: Основные музыкальные термины (диапазон, диссонанс, интонирование, регистр,
жанры многоголосной вокальной музыки и другое).
Практика: Ведение вокального словаря.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, наглядные и учебные
пособия.
Тема 7. Музыкальный звук, его параметры. Высота и длина звука. (4 часа)
Теория: Музыкальный звук и его свойства. Звуковедение.
Практика: Вокальные упражнения.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
12

Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 8. Ноты. (4 часа)
Теория: Написание музыкальных звуков (ноты). Расположение нот на клавиатуре
фортепиано, нотоносец, ключи, длительности нот.
Практика: Вокальные упражнения. Написание ритмического рисунка, исполнение
хлопками. Пение вокализа с названием нот.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 9. Игровая ритмизация. Ритм. Размер. Темп. (4 часа)
Теория: Понятия «темп», «ритм», «динамика».
Практика: Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. Пение вокальных
упражнений в разных темпах. Разучивание репертуарных произведений.
Формы контроля: Беседа.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 10. Мажорный и минорный лад, ступени лада. (2 часа)
Теория: Определение понятий «унисон», «лад», «тональность».
Практика: Работа над чистотой звучания, ровностью звука.
Формы контроля: Педагогические наблюдения.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 11. Интервал. (2 часа)
Теория: Понятие «интервал».
Практика: Работа над чистотой интонирования по интервалам. Работа над чистотой и
устойчивостью интонации.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 12. Чистая интонация. (2 часа)
Теория: Подбор вокальных упражнений для каждого ребёнка с учётом индивидуальных
способностей.
Практика: Пение интонационных упражнений, Интонирование тонов и полутонов,
интервалов, аккордов минорного и мажорного звукорядов.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 13. Звукоряд, гамма и тональность. (2 часа)
Теория: Определение понятий звукоряд, гамма, тональность. Количество тональностей.
Порядок диезов и бемолей.
Практика: Прослушивание и анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Раздел III. Вокально-хоровые навыки
Тема 14. Голосовой аппарат. (4 часа)
Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Владение
своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Подбор
репертуара.
Практика: Материал (видео, схемы) для понимания понятия «голосовой аппарат».
Формы контроля: Опрос, тестирпование.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, усилительная аппаратура, микрофоны,
видеоматериал.
Тема 15. Певческая установка. Певческое дыхание. (4 часа)
Теория: Разбор понятий «певческая установка», «певческое дыхание».
Практика: Упражнения по начальной подготовке к пению, упражнения на отработку
певческого дыхания, певческой установки.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
13

Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 16. Осознание мышечных ощущений во время пения. (4 часа)
Теория: Правильное положение корпуса, шеи, головы при пении.
Практика: Работа над правильной посадкой певца, положением корпуса, головы.
Отработка навыков пения сидя и стоя.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 17. Механизмы и типы дыхания. (4 часа)
Теория: Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагматическое.
Механизм дыхания.
Практика: Дыхательные упражнения. Вокальные упражнения. Тренировка вокальнотехнических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания песни.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия.
Тема 18. Основы формирования звука. (4 часа)
Теория: Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование
гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата.
Практика: Вокальные упражнения. Правильное формирование звуков. Изменение силы
звука.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные и наглядные
пособия.
Тема 19. Унисон, лад, тональность. (2 часа)
Теория: Разбор определений и терминов: мелодия, лад, устойчивые и неустойчивые звуки,
тональность, метр, размер, унисон.
Практика: Разучивание терминологии. Умение сформулировать точное описание
вокальных терминов. Упражнения на плавное голосоведение всех голосов. Пение в унисон.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные и наглядные
пособия.
Тема 20. Дикция и артикуляция. (4 часа)
Теория: Понятия «артикуляция», «дикция».
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения
при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания
неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. Разучивание
репертуарных произведений.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 21. Вокально-хоровые упражнения. (4 часа)
Теория: Описание основных вокально-хоровых техник.
Практика: Вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками
певческой артикуляции и дикции. Попевки, распевки для расширения диапазона голоса.
Упражнения для работы над интонацией. Упражнения, формирующие правильное
звукообразование, звуковедение. Хоровые приемы.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные и наглядные
пособия.
Раздел IV. Основы сценического мастерства
Тема 22. Выразительное исполнение. (4 часа)
Теория: Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.
Практика: Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического
образа.
14

Формы контроля: Педагогические наблюдения.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные и наглядные
пособия.
Тема 23. Песня и танец. (4 часа)
Теория: Взаимосвязь между песней и сценическими движениями, элементы танцевальных
стилей
Практика: Отработка сценических движений. Выработка навыков ориентации в
пространстве сцены.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 24. Аккомпанемент и фонограмма. (4 часа)
Теория: Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Практика: Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера с
аккомпанементом. Пение по фразам.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 25. Ансамбль. Строй. (6 часов)
Теория: Понятия: «ансамбль», «пение a capella», «многоголосие». Понятие единства
музыкального звучания.
Практика: Работа над развитием навыков пения в ансамбле. Пение двух- и трехголосных
произведений. Выработка навыков интонационной слаженности звучания многоголосия,
унисона. Формирование единой манеры звукообразования. Работа над ритмическим,
темповым, динамическим ансамблем. Пение произведений a capella, работа над чистотой и
устойчивостью интонации.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал.
Тема 26. Имидж исполнителя. (4 часа)
Теория: Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на
сцене. Работа с микрофоном.
Практика: Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа).
Усовершенствование навыков работы с микрофоном. Воспитание самовыражения через
движение и пение.
Формы контроля: Творческое задание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные и наглядные
пособия.
Тема 27. Культура слушателя. (2 часа)
Теория: Что такое слушательская культура. Знакомство с творчеством русских, советских,
зарубежных, современных композиторов.
Практика: Выработка умения правильного слушания музыки. Разучивание репертуарных
произведений.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия, ноутбук,
колонки.
Тема 28. Импровизация во время пения. (6 часов)
Теория: Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения.
Практика: Закрепление навыка использования импровизации при разучивании
репертуарных произведений.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, учебные пособия, ноутбук,
колонки.

15

Раздел IV. Музыкальное исполнительство
Тема 29. Репетиционная работа. (40 часов)
Теория: Усовершенствование навыков работы с микрофоном. Развитие умения
перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. Взаимосвязь
между песней и сценическими движениями. Теория звукозаписи.
Практика: Исполнение песен с использованием микрофона в сопровождении
фонограммы. Соединение хореографических движений с пением. Разучивание
репертуарных произведений. Исполнение и запись произведений на электронный носитель.
Формы контроля: Звукозаписи.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, усилительная и
звукозаписывающая аппаратура, микрофоны, ноутбук, колонки.
Тема 30. Концертная деятельность. (8 часов)
Теория: Повторение основ сценического мастерства, культуры поведения на сцене.
Практика: Разработка собственного сценического имиджа, представление на сцене
собственных музыкальных номеров.
Формы контроля: Концерт.
Оборудование: Фортепиано или синтезатор, нотный материал, усилительная аппаратура,
микрофоны, ноутбук, колонки.

16

IV. Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность каникул
Сроки проведения мониторинга
Выходные и праздничные дни

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

17

1 сентября 2020
31 мая 2021
36 недель
16 недель
20 недель
2 недели
2 раза в год (декабрь, май)
Суббота, воскресение;
4 ноября – День народного единства
31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
– новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский
день;
1 мая – Праздник весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России.

V. Методическое обеспечение
Педагогические технологии:
В программе применяются как традиционные, так и современные образовательные
технологии:
 Здоровьесберегающие технологии
 Личностно-ориентированный подход
 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
 Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии:
Здоровье всегда было и остается неизменным и наиболее важным приоритетом.
Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением здоровья уже с раннего
возраста, тем самым приучая его к здоровому образу жизни. Насколько занятия пением в
хоре способствуют этому? Ответ на этот вопрос дают неоднократные исследования в
области физиологии и музыкально-акустической терапии. В пении принимает участие не
только голосовой аппарат, но и весь организм поющего. При правильном пении благодаря
активной работой мышц, корпуса улучшается кровообращение и обменные процессы в
организме. Вибрации разной частоты, звуковые волны во время пения пронизывают весь
организм поющего, способствуют очищению клеток в первую очередь головного мозга.
Регулярные вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний, т.к. это
отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных
явлений. Увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас
прочности, предотвращает заболевания дыхательного аппарата. Вокал – уникальное
средство самомассажа внутренних органов, способствующее их функционированию и
оздоровлению. Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению
нервной системы. Пение – отличный способ психической саморегуляции, снятия стрессов,
эмоциональной стабильности. Занятия пением совершенствуют речевую функцию
человека, делая голосовой аппарат более сильным, тренированным, выносливым.
Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе. Создание эмоционального
настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой. Прежде чем начинать
занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить
психологическую и физическую раскованность. Есть специальные разминки для снятия
напряжения с внутренних и внешних мышц, подготовки дыхательной системы, а также
упражнения для ощущения интонации и скороговорки.
Личностно-ориентированные технологии:
В центре внимания образовательной системы находится личность ребенка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации
ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – это приоритетный
субъект, она является целью образовательной системы, а не средством достижения какойлибо отвлеченной цели. Основным принципом разработки личностно-ориентированной
системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых
условий для его развития. Стиль педагогического общения, при котором взаимоотношения
с учащимися строятся на уровне личность – личность, т.е. по принципу равноправного
отношения к ребенку, обеспечит введение любых прогрессивных методик для быстрого
развития коллектива. Личностно - ориентированный подход является преобладающим
методом вокально-хорового обучения, учёт индивидуальных особенностей каждого
ребенка, позволяет сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру
звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.
Игровые технологии:
Направлены для активизации и интенсификации деятельности обучающихся,
выступают как метод обучения и воспитания. Участие обучающихся в играх способствует
их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным
18

мотивационным качествам, развивают двигательные способности, воображение и
творчество. Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма и такта,
памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Они
способствуют быстрому запоминанию изученного материала, делают занятие более
интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом
контингент. Коллективно – творческая деятельность с использованием музыкальных
образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют
сформированные музыкой образы, что важно, как средство и способ познания. Очевидно,
что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших
школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и
внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Игровая
форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности. В своих занятиях часто использую игровую деятельность в синтезе с
здоровьесберегающими технологиями, которые направлены на решение самой главной
задачи – сохранить здоровье обучающихся, создать условия для психического развития,
сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Информационно-коммуникационные технологии:
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения
обучающихся. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное
использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить
традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания
учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету
«Вокальный ансамбль». Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются ИКТ,
отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип
привлекательности. Благодаря использованию ИКТ обучающиеся проявляют более
высокую активность на уроках (высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают).
При проведении занятий в комплексе используется ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов,
концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и
документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и
исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной
классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки,
фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений
изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура,
архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов
и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;
3. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен, которые дают
возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым
образовательным ресурсом;
4. Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты,
раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и
художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений,
созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной теме,
эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения);
фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей,
слушателей;
5. Творческие (интерактивные) задания для обучающихся: вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного
19

материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной
культуры в целом.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация,
формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников
остается устойчивым на протяжении всего урока.
Методы контроля:
 систематическое наблюдение педагога за развитием обучающегося;
 отслеживание результатов выступлений;
 помощь педагога в составлении портфолио каждого ученика;
 методы самоконтроля и самооценки;
 метод педагогического наблюдения, опросы, беседы,
 метод анализа результатов концертной деятельности.
Определение результативности:
Для определения результативности проводится диагностика вокально-хоровых навыков
обучающихся 2 раза в год. Таблица диагностики обучающихся представлена в приложении
№1. Критерии и показатели результативности представлены в виде таблицы в приложении
№2.
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих:
внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль являются формой диагностики музыкальных
способностей и развития личности ребенка. Участие в данных мероприятиях можно
отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный
критерий оценки их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях,
поэтому каждый найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого
учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с
учетом цели программы – создать условия для выявления, развития и реализации
музыкально-творческих способностей детей.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно
используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного
развития.
Методические рекомендации:
1. Раздел «Певческое дыхание»:
В начале обучения необходимо обращать внимание детей на свободное и естественное
дыхание во время пения. В качестве разогревающей гимнастики на занятиях используются
упражнения из методик А.Н. Стрельниковой «Учитесь правильно дышать»; В.В.
Емельянова «Фонопедический метод развития»; Д.Е. Огороднова «Методика комплексного
воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»; О.В.
Кацера «Игровая методики обучения детей пению.
По методике А.Н. Стрельниковой вдох делается одновременно с движениями, в
темпоритме строевого шага, шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши), носом.
Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно ртом),
абсолютно пассивный. Шумного выдоха не должно быть («ладошки», «погончики»,
«насос», «кошка», «обними плечи»). Одним из существенных недостатков дыхания
является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя
ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной
жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки
не следует! Помогут плавание и дыхательная гимнастика.
20

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха,
нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание.
2. Раздел «Дикция и артикуляция»:
Гласные звуки составляют мелодическую основу речи. Каждый звук характеризуется
своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные
формируются в зеве. Согласные звуки формируются в позиции гласных.
Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от
напряжения.
3. Раздел «Вокально-хоровые навыки»:
В процессе поиска правильного певческого звука будем пользоваться различными
приспособлениями, позволяющими пустить в ход естественные психические и
физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем
в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при
правильном пении. Неправильное использование голоса является основой его
функциональных нарушений.
Для закрепления приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации и других
техник, создание творческой развивающей среды используются музыкальные игры.
Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации
и других техник, создание творческой развивающей среды.
4. Раздел «Музыкальное исполнительство»:
Музыкальное исполнительство – это прежде всего, работа над песнями, и она
включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением, мелодией, ритмическим
рисунком, композиционным построением, а также построчное разучивание песен. Во время
работы над песнями происходит закрепление приобретенных умений и навыков. Это одна
из наиболее объемных тем, так как на ней базируется собственно обучение вокальному
искусству, его практическое применение.
5. Раздел «Основы сценического мастерства»:
Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих
исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения,
умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и
ритмическому рисунку).
Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на
которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на
сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые
могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.
Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях,
праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Язык жестов и пантомима – во время
работы над песней каждое слово должно быть не только пропето, но и выражено с помощью
жестов. Усложненный вариант – пантомима, когда дети не поют песню, а только
изображают ее жестами. За счет таких занятий достигается эмоционально-окрашенное
исполнение песен, глубокое понимание содержания, внимательное изучение сюжета и
построения песен.
6. Раздел «Вокальный ансамбль»
Изучая с ансамблем произведение, в первую очередь следует обратить внимание на
работу над строем. Правильное, точное интонирование своей партии каждым певцом будет
служить реальной основой создания хорошего строя. Прежде всего, необходима
тщательная работа над интонированием основной мелодии и отдельных партий. При этом
необходимо ясно представить роль каждого звука в аккорде, то есть учитывать ладовое
тяготение каждого звука.
Для сохранения строя существенное значение имеет единое звукообразование,
одинаковое произношение различных гласных всеми певцами, четкое и одновременное
исполнение согласных звуков.
21

Существенным вопросом является достижение определенного ансамбля между
голосами. Желательно, чтобы обучающиеся певцы с самого начала работы над
ансамблевым произведением привыкали к ощущению звучания, то есть, чтобы они
стремились к достижению общего ансамбля, а не превалированию звучания своего голоса.

22

VI. Материально-техническое обеспечение
Класс (студия) для занятий;
Достаточное количество посадочных мест;
Фортепиано (цифровое пианино) или синтезатор;
Компьютер с мультимедийны проектором, экран;
Микрофоны, соответствующие количеству участников в группе;
Усилительная аппаратура, позволяющая работать с микрофоном;
Сценическая площадка для репетиций;
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового
материала);
9. Нотный материал, подборка репертуара;
10. Наличие связи с интернет-ресурсами;
11. Видео-записи выступлений воспитанников;
12. Наличие профессиональных фонограмм;
13. Демонстрационные студийные записи песен;
14. Концертные костюмы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

23

VII. Информационное обеспечение
1. Академия занимательных наук. Музыка: плейлист канала видеохостинга «YouTube».
–
2021.
–
URL:
https://youtube.com/playlist?list=PLqFrqBd1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq (дата обращения: 20.01.2021).
2. Шишкина школа. Музыка: плейлист канала видеохостинга «YouTube». – 2021. –
URL: https://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola (дата обращения: 20.01.2021).
3. Распевки для голоса.
4. Уроки Вокала от Саши: видеоролик на видеохостинге «YouTube». – 2021. – URL:
https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw (дата обращения: 22.01.2021).
5. Вокальные упражнения: видеоролик в социальной сети «ВКонтакте». – 2021. – URL:
https://vk.com/video-194066192_456239415 (дата обращения: 20.01.2021).
6. Творческая Образовательная Студия: плейлист канала видеохостинга «YouTube». –
2021. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCRTQKUfTjfrwH0Doab9BEzQ (дата
обращения: 20.01.2021).
7. Детская комната Arzamas: сайт. – 2021. – URL: https://arzamas.academy/special/kids
(дата обращения: 20.01.2021). Текст: электронный.
8. Сервер MuzLand.ru: сайт (аккорды и ноты). – 2021. – URL: http://muzland.ru (дата
обращения: 20.01.2021).
9. Нотный архив Бориса Тараканова: электронный каталог. – 2021. – URL:
http://notes.tarakanov.net (дата обращения: 20.01.2021).
10. Нотная библиотека классической музыки: электронный каталог. – 2021. – URL:
http://nlib.org.ua (дата обращения: 20.01.2021).
11. Большая джазовая энциклопедия: электронная энциклопедия. – 2021. – URL:
http://bigjazzbook.ru (дата обращения: 23.01.2021).
12. Аккорды, табулатуры и тексты песен: сайт. – 2021. – URL: http://akkords.ru (дата
обращения: 23.01.2021).
13. Сайт для музыкантов: сайт. – 2021. – URL: http://aperock.ucoz.ru/load/24 (дата
обращения: 20.01.2021).

24

VIII. Список литературы
1. Литература для педагога
1. Миловский С. Распевание в детском хоре. – Москва: Музыка, 1998.
2. Струве Г. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детского хора по развитию
музыкальной грамотности. – Москва: Композитор, 2003.
3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебно-методическое пособие
для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. – Санкт-Петербург, 1997.
4. Диагностика развития музыкальности на основе оценки интегративных качеств
личности школьника/ авт.-сост. И.П. Равчеева. Волгоград: Учитель, 2013.
5. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования
детей / авт.-сост.: Кочнева С.В. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова. – М.:
ВЛАДОС, 1994.
7. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие
музыки. – М., 1980.
8. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
9. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения – Москва, 1995.
10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б. Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О.
Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
12. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2004.
13. Иванова Н. Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. – М.:
Феникс, 2005.
14. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.
15. Мосягина А. А. Хороведение и методика работы с хором. – Тверь, 2002.
16. Попков Н. Н. Постановка голоса. – Москва, 2002.
17. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. – Москва, 1986.
18. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. – Москва, 1996.
19. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – Москва, 1986.

25

2. Литература для обучающихся
1. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
2. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло. – СПб.: Питер, 2007.
3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – Москва, 2000.

26

Приложение №1
ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «СЮРПРИЗ»
Дата диагностирования:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------№

ФИО
ребенка

Сила
звука

Певческиий
диапазон
голоса

Особенности
тембра
голоса

Развитие дыхания,
певческая установка
(характеристика)

Продолжительность
дыхания
(на звуке
«м»)

Точность
интонирования,

Музыкально
-слуховые
представления

Задержка
дыхания
на вдохе

------------------------------------------- высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
-------------------------------------------- средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками
-------------------------------------------- низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
Низкий уровень – 1 балл (14-22 балла)
Средний уровень – 2 балла (23-44 балла)
Высокий уровень – 3 балла (33-44 балла)

27

Звуковысотный
слух

Выразитель-ность

Умен
ие
петь в
ансам
бле

У
Р
О
В
Е
Н
ь

Приложение №2

28

Певческая установка:




низкий уровень – поза расслабленная плечи опущены.
средний уровень – способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время.
высокий уровень – способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого.

Умение петь в ансамбле:




низкий уровень – неумение петь, слушая участников ансамбля.
средний уровень – стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь).
высокий уровень – умение начинать и заканчивать вместе.

Выразительность:




низкий – пение неэмоциональное, невыразительное.
средний – старается петь выразительно, но на лице мало эмоций.
высокий – поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой.

Дикция:




низкий – внятное произношение, значительные речевые нарушения.
средний – достаточно чёткое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при
пении.
высокий – умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении.

29

Приложение 3
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
30

Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь

В течение года

Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист

4

5

6

Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.

7

Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады

8

Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)

9

Профилактические беседы

В течение года

Педагог
объединения

В течение года

Педагог
объединения

Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года

Педагог
объединения

10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)

31

Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.

Педагогорганизатор
Масанин А.М.

Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.

Педагог
объединения

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Вокальная студия «Сюрприз»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности для детей в возрасте 6-17 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист

Волкова Н.С./
ФИО

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».