АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юный барабанщик»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Дробышевская Маргарита Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2024
Оглавление
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный-учебный график
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложение 1. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ
жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»
Приложение 2. Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
3
8
10
14
15
20
22
24
I. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный барабанщик» разработана с учетом:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
Устава МБОУ ДО КГО «ЦВР» и лицензии.
Вид программы – модифицированная дополнительная общеразвивающая
программа на основе:
Рабочей программы по курсу дополнительного образования «Ансамбль юных
барабанщиков «Ударники» (г. Иркутск);
ДООП «Ансамбль барабанщиков» (г. Краснодар);
ДООП «Барабанщицы» (г. Излучинск);
ДООП «Юный барабанщик» (г. Павлово).
Направленность: художественная.
Актуальность программы заключается в том, что занятия по данной программе
решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса учащихся:
подросток, посещая объединение «Юный барабанщик» в свободное время, знает, что он
нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему
учреждению дополнительного образования. В основе программы лежат принципы
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Программа способствует формированию
умений у обучающихся понимать музыку и эмоционально передавать исполняемые
марши, развивает музыкальные и физические способности, способствует профилактике
заболеваний позвоночника. Ансамбль барабанщиков – это не только игра на
инструментах, но и обязательно танцевальные перестроения – дефиле, так как программа
является интегрированной, то сочетает в себе разные виды деятельности – игру на
инструментах и движения с элементами хореографии.
Предметом изучения программы является обучение детей ансамблевой игре на
малых и большом барабанах.
Новизна: программа ансамбля барабанщиков включает в себя элементы
гражданско-патриотического воспитания – систематической и целенаправленной
деятельности по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства
верности Отечеству. Это направление пронизывает учебный процесс объединения в
течение всего года, но особое значение эта работа приобретает в период подготовки к
знаменательным датам, таким как День Защитника Отечества, День Победы, а также к
мероприятиям патриотического воспитания – «Посвящение в кадеты», «День вывода
советских войск из Афганистана» и другим. Совместное исполнительство в ансамбле
барабанщиков призвано развивать в воспитанниках чувство коллективизма, сплоченности,
ответственности за своих товарищей и порученных перед коллективом задач. Барабанный
ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому
барабан можно назвать инструментом-организатором, который задает один общий темп
движения, подбадривает.
Педагогическая целесообразность программы состоит в привлечении
школьников к творчеству, раскрытии их музыкальных способностей и развитии
самостоятельного мышления. В процессе обучения игре на музыкальных ударных
инструментах у детей:
развивается слух, улучшается память;
развивается координация и моторика рук;
с помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности
нервной системы;
с помощью ритмических заданий активизируется и пробуждается интерес детей к
музыкальной деятельности в общем;
тренируются различные виды внимания, точная и быстрая реакции, умение
слушать;
выступления на концертах, как форма обобщения выученного, помогает
раскрепоститься ребенку, раскрыть свои способности и таланты;
обучение в коллективе развивает социальные навыки и осознанное отношение к
себе и другим людям;
с помощью музыкальных игр снимается психоэмоциональное напряжение в
группе, воспитываются навыки адекватного группового поведения
Уровень сложности – базовый.
Цель: развить музыкальные и творческие способности детей, обучить
воспитанников игре на ударных инструментах, сформировать у обучающихся комплекс
исполнительских знаний, умений и навыков, привить основы коллективного творчества.
Задачи:
Предметные:
овладеть навыками игры на ударных инструментах в ансамбле;
развить музыкальные способности каждого воспитанника – чувство ритма,
музыкальный слух, музыкальную память;
научить базовым танцевальным движениям, перестроениям, ориентации на сцене;
создать условия для приобретения опыта сценического выступления.
Метапредметные:
воспитать музыкальный и эстетический вкус;
развить чувство ритма и координацию движений;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
научить коллективному творчеству;
обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля;
привить навыки выполнять поставленные задачи, делать простые выводы и
обобщения, анализировать, искать и выделять необходимую информацию,
обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;
способствовать приобретению детьми системы опорных знаний и умений для
последующего самостоятельного знакомства с музыкой.
Личностные:
привить
коммуникативные
навыки,
чувство
ответственности
и
дисциплинированности;
развить инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных
композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировок;
сформировать у детей чувство гордости за свою Родину, мотивировать к
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
сформировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов.
Отличительной особенностью программы «Юный барабанщик» от других
аналогичных программ является то, что она ориентирована на подготовку барабанщиков к
различным мероприятиям, в том числе патриотической направленности. Это и дефиле
(танцевальные перестроения), и сюжетные своеобразные миниспектакли под музыку, и
характерные, народные, современные танцевальные номера с барабанами в ярких
костюмах на праздниках школы и города. Такие номера барабанщиков придают любому
мероприятиям красочность, необычность и зрелищность. Поэтому в программу включены
занятия, где воспитанники учат танцевальные движения и получают базовые навыки
хореографии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы – 11-17 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
11 – 14 лет
Физические:
В этом возрасте начинают появляться признаки полового созревания, рост детей не
только быстрый, но и неравномерный. Поэтому ребенок часто чувствует себя усталым,
неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко. Иногда
ребенок может казаться ленивым, что часто является некой защитой от переутомления.
Любовь, понимание и терпение – это то, в чем нуждается подросток в этом возрасте.
Воспитательные беседы на занятиях проводятся отдельно с мальчиками и отдельно с
девочками.
Интеллектуальные:
Подросток больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, подвергает
все критике, не принимает соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Обычно
находит всему только крайние объяснения. У него возрастает способность к логическому
мышлению. В этом возрасте подросток способен к проявлению творческого воображения
и творческой деятельности. Очень важно его инициативу поощрять.
Эмоциональные:
Резкая смена настроения. Вспыльчив, но способен проявить сдержанность, если
находит это нужным. Постепенно обретает уверенность в себе. Обладает энтузиазмом,
чувством юмора. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но
не потакать капризам. Нужно следить, чтобы чувство юмора ребенка не переросло в
издевательские и обидные насмешки.
Социальные:
Желает поскорее стать взрослым. Его увлекает соревновательская деятельность.
Начинает обретать навыки общения через желание дружить со сверстниками, добиваясь
одобрения их. Необходимо учить строить отношения в атмосфере доброжелательности и
доверия, развивать умение уступать, не завидовать.
Советы для взаимодействия:
организовывать коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
отдавать предпочтение спортивным играм;
стремиться к соревновательности;
использовать общий энтузиазм.
15 – 17 лет
Физические:
Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями.
Очень энергичны. Ожидаемы частые проявления гормонального всплеска.
Интеллектуальные:
Крайности в поведении и оценках: «я знаю все». Поиск себя, определение в выборе
профессии.
Эмоциональные:
В этом возрасте подростки все чаще проявляют уверенность в себе, обладают
самоконтролем. Активнее проявляют себя в разнополой группе
Социальные:
Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди
сверстников и на собственное мнение о себе. Они становятся социально активны.
Руководство поведением подростков этого возраста происходит без излишнего
вмешательства и давления.
Советы для взаимодействия:
важно принятие детьми ребенка того же возраста;
руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления
взрослых;
необходимы условия для индивидуального отдыха;
необходимо понимание взаимоотношений полов.
Никогда нельзя запрещать то, что не в силах запретить. Следует учитывать, что
ребенок не может сразу переключиться с одного занятия на другое, особенно если оно не
очень желательно. Поэтому необходимо тщательно планировать смену видов
деятельности.
Объем и сроки реализации: 1 год.
Количество учебных часов: 144 часа.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая и по подгруппам.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, репетиция,
концертное выступление.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий при
необходимости.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 2
учебных часа по 40 минут.
Состав группы: до 14 человек.
Планируемые (ожидаемые) результаты.
Предметные результаты:
Воспитанник ансамбля должен:
владеть исполнительскими приемами игры на музыкальных инструментах (барабанах):
имитировать рудименты, ритмические фразы; свободно отрабатывать дроби любой рукой;
исполнять ритмические дроби под «пульсацию» большого барабана, метронома или
фонограммы в любом заданном темпе; свободно владеть палочками, жонглировать ими;
научиться слушать в игре на барабане себя и других, в помещении и на улице;
владеть теоретическими знаниями, способствующими овладению игрой на барабанах;
различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, уметь это исполнять;
различать громкое и тихое звучание;
уметь двигаться в такт музыке, слаженно выполнять танцевальные движения по сюжету
номера-танца; ориентироваться в пространстве сцены, выполняя построения;
передвигаться, играя на инструменте и держа осанку; уметь распределять пространство,
работая в паре, группой, всем коллективом; владеть техникой танцевального шага.
научиться маршировать и исполнять дроби в маленьком пространстве в помещении и на
улице в колоннах. владеть приемами самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля;
иметь опыт сценического выступления;
уметь работать и играть в коллективе, уметь слушать других, подстраиваться под общее
звучание ансамбля.
приобрести опорные знания и умения музыкальной деятельности для последующего
самостоятельного знакомства с музыкой.
Метапредметные результаты.
Воспитанник ансамбля должен:
уметь выполнять поставленные задачи, делать простые выводы и обобщения,
анализировать, искать и выделять необходимую информацию, обобщать и сравнивать,
выявлять причинно-следственные связи;
иметь развитое чувство ритма и координацию движений;
иметь артистическую смелость и самостоятельность;
владеть навыками коллективного творчества;
серьезно относится к своему труду.
Личностные результаты.
Участник ансамбля должен:
владеть
коммуникативными
навыками,
чувством
ответственности
и
дисциплинированности;
быть инициативным, более самостоятельным при составлении танцевальных композиций,
вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировок;
иметь чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
мотивировать к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
иметь позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом
потенциале, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
Способы определения результативности программы:
Развитость умений взаимодействовать друг с другом – через систематическое
наблюдение за работой детей при выполнении коллективных или групповых
заданий в процессе обучения, коллективного анализа выполнения этих заданий;
Отношения в коллективе отслеживаются путём наблюдения за поведением детей в
разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей
при выполнении заданий;
Состояние контингента и посещаемость – через ведение журнала установленного
образца и анализ систематичности посещаемости;
Заинтересованность в продолжении занятий – через анализ посещаемости и
желание участвовать в концертных мероприятиях.
Уровень освоения программы - через демонстрацию результатов творческой
деятельности детей внутри своей группы и на концертных площадках.
Формы и методы определения результата:
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих:
внешней и внутренней деятельности коллектива. Внутренняя деятельность – это
музыкальное и личностное развитие каждого учащегося. На итоговом занятии каждый
участник ансамбля сольно исполняет репертуарные номера. Участие в концертах для
родителей, показательных выступлениях на концертных площадках школы и города
можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как
своеобразный критерий оценки их деятельности. Все дети принимают участие в
концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность
проявить себя. Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно
используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного
развития.
II. Учебный план (144 часов)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации
(контроля)
I
1
Введение.
Организационное занятие.
4
2
2
1
2
1
2
Определение
музыкальноисполнительских
способностей обучающихся.
Основы музыкальной
грамоты.
Основные составляющие
ансамбля барабанщиков.
Пульс
и
ритм.
Строение
музыкальной мысли.
Музыкальные ансамбли.
2
1
1
22
6
16
4
2
2
4
1
3
2
1
1
4
8
32
1
1
5
3
7
27
10
1
9
Прослушивание
8
1
7
10
Динамика и темп.
«Партии» в ансамбле.
Исполнительские и слуховые
навыки.
Формирование исполнительского
аппарата. Координация
движений.
Развитие чувства ритма и
слухового внимания.
Трюки барабанными палочками.
8
1
7
11
Синкопа.
2
1
1
12
4
1
3
12
3
9
13
Фонограмма. Марш. Большой
барабан.
Дефиле. Музыкальная
ритмика с элементами
хореографии.
Строевая подготовка.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
4
1
3
14
Музыкальная ритмика.
4
1
3
15
Элементы хореографии.
4
1
3
V
16
Работа над репертуаром.
Работа над концертными
номерами.
Основы сценического
мастерства. Репетиции.
Значение и роль ансамбля в
патриотической и
44
44
1
1
43
43
22
4
18
4
1
3
II
3
4
5
6
7
III
8
9
IV
VI
17
Беседа,
репетиция.
Музыкальная
диагностика
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос.
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Зачет
Участие в таких
мероприятиях
18
19
20
VII
эмоциональной составляющей
кадетских мероприятий школы.
Особенности
выступлений,
организованных на открытом
воздухе.
Имидж исполнителя.
Единство музыкального звучания
и синхронности танцевальных
движений.
Концертные выступления.
Концертные выступления.
Итого:
10
1
9
Участие в таких
мероприятиях
2
6
1
1
1
5
Беседа
Педагогическое
наблюдение
8
8
144
1
1
36
7
7
108
Концерт
III. Содержание учебно-тематического плана
Раздел I. Введение
Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж. Знакомство с инструментами
ансамбля. Роль маршевых барабанщиков в истории. (2 часа)
Теория: Основные понятия, назначение, цели и задачи предстоящего курса
обучения. Правила пожарной безопасности. Правила и порядок действий при
возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы.
Правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов. Правила
поведения в учебном помещении. Правила поведения и при игре на барабане. Роль
маршевых барабанщиков в истории.
Практика: Знакомство. Коммуникативные игры. Ознакомление с помещениями,
где проходят занятия, где находятся инструменты. «Репетиция» выноса и заноса
инструментов, подгона ремней под свой рост. Организационные правила. Рассказ и
демонстрация видео о маршевых барабанщиках.
Формы контроля: Беседа.
Оборудование: Малые и большой барабаны, проектор, экран, компьютер.
Тема 2. Определение музыкальноисполнительских способностей обучающихся. (2
часа)
Теория: Объяснение творческих заданий.
Практика: Выполнение заданий по диагностике музыкальных способностей
учащихся.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Метроном.
Раздел II. Основы музыкальной грамоты
Тема 3. Основные составляющие ансамбля барабанщиков. (4 часа)
Теория: Дирижёр, тамбурмажор. Тамбуршток. Строение барабана. Дирижерские
жесты История создания барабана. Виды барабанов. Материалы, используемые для
изготовления различных видов барабана. Разъяснение назначения аксессуаров дирижера.
Практика: Рассказ. Показ. Объяснение терминологии. Игра «дирижер-оркестр».
Отработка навыка правильно реагировать и понимать дирижерские жесты.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма.
Тема 4. Пульс и ритм. Строение музыкальной мысли. (4 часа)
Теория: Пульс и ритм. Ритмический рисунок. Сильные и слабые доли. Пауза.
Фраза, предложение, период. Музыкальный квадрат.
Практика: Объяснение терминологии. Показ. Счет на музыкальных примерах в
прослушивании фонограмм и собственного исполнения педагога. Счет при маршировке.
Определение музыкальных построений на слух.
Формы контроля: Опрос. Творческие задания.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма. Оборудование для
прослушивания фонограммы.
Тема 5. Музыкальные ансамбли. (2 часа)
Теория: Соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, оркестр. Тутти.
Практика: Объяснение терминологии. Выполнение заданий в форме игры парно,
группами и т.д. Отработка дробей и дефиле сольно, парно, группами.
Формы контроля: Опрос. Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма и оборудование.
Тема 6. Динамика и темп. (4 часа)
Теория: Динамика, форте, пиано. Поступательная динамика: крещендо,
диминуэндо. Субито. Темп.
Практика: Способы звукоизвлечения: амплитуда и расположение удара на
мембране в соответствии с динамикой. Упражнения на ускорение темпа. Отработка
простейших дробей с различной динамикой. Показ. Выполнение заданий.
Формы контроля: Опрос. Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 7. «Партии» в ансамбле. (8 часов)
Теория: Понятие «партии». Примеры камерных ансамблей и ансамблей ударных
инструментов.
Практика: Просмотр видеоряда Игра небольших музыкальных построений по
партиям и одновременно. Выработка навыка соединения двух и более партий.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Оборудование для просмотра
видеоряда.
Раздел III. Исполнительские и слуховые навыки
Тема 8. Формирование исполнительского аппарата. (10 часов)
Теория: Постановка рук, тела. Отработка навыков игры на инструменте. Развитие
координации рук и техники игры.
Практика: Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка рук.
Правила свободного, естественного положения корпуса при игре стоя, сидя и в движении.
Одиночные удары разными руками с изменением темпа. Упражнения на раскрепощение
мышц. Упражнения на развитие мышц рук и четкости ударов. Упражнения для рук, ног,
тела, головы на развитие координации.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 9. Развитие чувства ритма и слухового внимания (8 часов)
Теория: Рудименты – дробь, отскоки. Понятие рудиментальная техника –
«единички, двоечки, триоли». Тремоло. Декламация ритмических дробей.
Практика: Базовые рудиментальные упражнения. Упражнения и использованием
декламации. Упражнения на развитие музыкального восприятия. Объяснение творческих
заданий. Выполнение заданий.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 10. Трюки барабанными палочками. (8 часов)
Теория: Трюки палочками, переброс, вращение, подбрасывание. Удары по разным
частям барабана, по соседнему барабану.
Практика: Просмотр примеров на видео. Техника трюков с палками: переброс,
вращение, подбрасывание. Объяснение творческих заданий. Удары другими концами
палочек и колотушек. Удары по ободу барабана. Удары по барабану «соседа». Показ.
Выполнение заданий.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые барабаны. Оборудование для просмотра видео.
Тема 11. Синкопа. (2 часа)
Теория: Что значит синкопа. Техника ее исполнения. Декламирование.
Практика: Объяснение терминологии. Упражнения на «глухом барабане».
Объяснение творческих заданий. Показ. Отработка синкопы в простых ритмах под
пульсацию большого барабана и фонограммы. Игра синкопированного ритма в
маршировке. Творческие задания.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма.
Тема 12. Фонограмма. Большой барабан. Марш. (4 часа)
Теория: Виды сопровождения барабанных музыкальных номеров. Жанр
музыкального сопровождения основного дефиле барабанщиков.
Практика: Просмотр примеров на видео. Исполнение дробей под разные виды
сопровождения.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Оборудование для просмотра видео.
Раздел IV. Дефиле. Музыкальная ритмика с элементами хореографии
Тема 13. Строевая подготовка. (4 часа)
Теория: Координация движений. Виды построения: диагональ,
«шеренга»,
«колонна», повороты. Особенности построений на сцене.
Практика: Повороты. Походка. Выполнение координационно-корректирующих
гимнастических упражнений на ориентацию в пространстве, движения по заданному
направлению. Упражнения на раскрепощение мышц тела при выполнении различных
движений, на координацию движений различных частей тела относительно друг друга, на
синхронное выполнение движений рук и ног. Выполнение упражнений на отработку
строевой стойки, движения строевым шагом, повороты «напра-во», «нале-во», «кру-гом»,
на месте и в движении, строевой шаг на месте и в движении, строевой шаг на месте и в
движении с отмашкой.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена.
Тема 14. Музыкальная ритмика. (4 часа)
Теория: Понятие «ритмика». Синтез музыки и движения, основные элементы
занятий ритмикой.
Практика: Подготовка тела к восприятию музыки – физические упражнения для
освоения азбуки движений, соотнесение этих движений адекватно звучанию музыки.
Ритмические упражнения.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан.
Тема 15. Элементы хореографии (4 часа)
Теория: Походка. Осанка. Типы походок. Походка и настроение. Рекомендации к
выработке правильной походки.
Практика: Демонстрация походок. Осанка. Показ. Выполнение заданий.
Отработка основных позиций в статике: положение ног в 3-й позиции для девочек, ноги
на ширине плеч – мальчики. Хореографические разминки по классическим позициям с
элементами классического экзерсиса, направленные на умения управлять инерциями тела,
смену направления движений, перемену опорной и двигающейся ноги, различных
меняющихся положений рук, корпуса и головы, поз, поворотов и остановок, поклонов.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан и малые барабаны.
Раздел V. Работа над репертуаром
Тема 16. Работа над концертными номерами. (44 часа)
Теория: Цели и задачи при выборе того или иного музыкального номера к
различным видам тематических мероприятий.
Практика: Декламация барабанных дробей. Отработка ритмических дробей с
декламацией в проходке под фонограмму, под большой барабан. Отработка барабанных
дробей двумя руками, с движением головы, поворотами корпуса и т.д. Повороты и
движения на месте с игрой и без игры. Сборка. Игра отдельных партий. Постановочная
работа. Сценические движения. Отработка перестроений в номере. Работа по частям
номера. Танцевальные движения в «программных» номерах. Сборка номера в свободном
пространстве. Работа перед зеркалом. Отработка номера в пределах сцены. Движение в
образе. Синхронность. Шоу-трюки палочками в номере. Отработка частей номера с
преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения
целиком с целью выработки стабильности.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан и малые барабаны.
Раздел VI. Основы сценического мастерства. Репетиции.
Тема 17. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной
составляющей кадетских мероприятий школы. (4 часа)
Теория: Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной
составляющей мероприятий.
Практика: Сопровождение открытий (закрытий) торжественных кадетских
мероприятий школы. Подготовка к ним: проходки, тремоло, простой ритм.
Формы контроля: Участие в таких мероприятиях.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 18. Особенности выступлений, организованных на открытом воздухе. (10
часов)
Теория: Значение и роль ансамбля в участии на парадах, демонстрациях. Правила
поведения во время выступлений.
Практика: Репетиции на открытом воздухе на различных площадках города.
Движение в составе колонны. Отработка навыка реагирования на тамбуршток дирижера.
Формы контроля: Участие в таких мероприятиях
Оборудование: Малые и большие барабаны. Аксессуары тамбурмажора.
Тема 19. Имидж исполнителя. (2 часа)
Теория: Зрительный контакт с аудиторией. Значение выражения лица, улыбки,
четкости движений тела артиста. Быстрое и правильное реагирование на внештатные
ситуации во время выступлений. Психологическая подготовка исполнителей к
публичному выступлению, методы преодоления сценического волнения. Быстрое и
правильное реагирование на внештатные ситуации во время выступлений.
Практика: Отработка внештатных ситуаций – падение палочки и т.д.
Перестановка в номере в случае отсутствия участника и репетиции с другой расстановкой.
Репетиции перед зеркалом.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Помещение с зеркалом.
Тема 20. Единство музыкального звучания и синхронности танцевальных
движений. (6 часов)
Теория: Единство музыкального звучания и синхронности танцевальных
движений.
Практика: Отработка движений на сцене и барабанных дробей парно, по трое,.. с
целью выработки слухового и зрительного внимания одновременно.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Раздел VII. Концертная деятельность
Тема 21. Концертные выступления. (8 часов)
Теория: Организация и особенности выступлений на различных концертных
площадках. Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за
кулисами. Отношение к другим участникам концертов. Правила входа и ухода с
концертной площадки. Акустические особенности концертных площадок. Организация
работы при подготовке к концерту.
Практика: Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных
инструментов, костюмов.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
IV. Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность каникул
Сроки проведения мониторинга
Выходные и праздничные дни
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1 сентября 2020
31 мая 2021
36 недель
16 недель
20 недель
2 недели
2 раза в год (декабрь, май)
суббота, воскресение;
4 ноября – День народного единства
31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
– новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский
день;
1 мая – Праздник весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России.
V. Методическое обеспечение
Основными педагогическими принципами построения образовательного
процесса по образовательной программе являются системность, постепенность: «от
простого к сложному», последовательность и повторность.
Для последовательности реализации данной программы используются следующие
методы обучения:
объяснительный, информационный,
сообщающий, иллюстративный,
исполнительский, поисковый, проблемный,
убеждения, упражнения, личный пример.
Методика, положенная в основу программы, представляет собой систему
оригинальных игр и творческих заданий, развивающих детскую личность в спектре
инструментально-исполнительской, актерской, хореографической, практически-трудовой,
деятельности.
Методические рекомендации:
При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти
рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без
излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в
какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти
к туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук верхняя
плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в
локтевом сгибе образовывали при игре прямой угол. Разминка рук имеет очень большое
значение. Она помогает избегать переутомления мышц. К разминке следует приступать за
5-10 минут до начала игры: кисть руки поворачивать то вправо, то влево. Кисти руки то
опускать, то поднимать.
Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного
процесса. Она содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае будет
происходить творческое освоение закономерностей музыки. В игре ребенок быстрее
развивает активное мышление – внимание, память, интеллект, фантазию. Игра
способствует мотивации и успешному обучению. Ребенок с удовольствием учится
воплощать свои детские фантазии в звуках и музыкальных образах – в импровизациях,
сочинениях, музицировании.
Движение. Пластические и танцевальные импровизации. Исполнение любого
движения медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя. Двигательное
метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие
жесты, а также любые другие движения тела. Сильная доля и слабые исполняются
неодинаково. Например, удар одной палочкой, поворот головы, удар другой палочкой,
притоп.
Декламация. Используя инструменты, ребятам создаются условия для творческого
проявления: предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием
своего инструмента. На начальном этапе, таким образом, дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство
«слышу – говорю – играю». Декламация всех текстов в различных темпах от очень
медленного, до очень быстрого.
Упражнения обеспечивают прочность обучения. Суть упражнения в
преднамеренном повторении одного и того же сложного действия. Упражнения на
развитие чувства ритма. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям
необходимо «пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и
занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле,
используя звучащие жесты (хлопки, притопы ногами, щелчки пальцами, и др.).
Упражнения на развитие динамического слуха. В речевых упражнениях: крик, шепот,
громкая ритмизованная – тихая речь. Показ руками в воздухе объемов, имитирующих
степень громкости и переходы динамики. Упражнение игры на малом барабане: чтобы
произвести удар, надо поднять палочку в правой руке вверх, Из этого положения палочка
падает вниз и ударяет по барабану. В то время, как правая палочка устремляется вниз,
левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, Этому упражнению
следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и
отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное
овладение упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.
Координационно-подвижные игры и упражнения. Ритмизованная речь с
движениями. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к
спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с
помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей
вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В
исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна
согласованность метроритма текста с движениями.
Методы контроля:
систематическое наблюдение педагога за развитием обучающегося;
отслеживание результатов выступлений;
методы самоконтроля и самооценки;
метод педагогического наблюдения, опросы, беседы,
метод анализа результатов концертной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
Упражнения в движении.
Повторение и закрепление пройденного.
Работа над новым музыкальным материалом.
Работа над концертным номером.
Подведение итогов занятия.
Продолжительность времени на каждый вид деятельности может меняться с
учетом физиологических (возрастных) возможностей воспитанников каждой группы, т.к.
имеющиеся малые барабаны достаточно тяжелые.
Основные формы проведения занятий: очная, дистанционная (в случае
временного перехода школ на онлайн-образование). Вид: комплексное учебное задание,
репетиция, занятие с отработкой танцевальных движений и перестроений в дефиле,
генеральная репетиция, концертное выступление. Вне аудитории может проводиться
видео-консультация по просьбе учащегося.
Типы занятий:
•
Изучение нового материала;
•
Закрепление знаний;
•
Повторение, обобщение;
•
Интегрированное занятие;
•
Самостоятельное творчество.
Занятия включают в себя следующие виды деятельности:
•
упражнения на развитие техники игры на барабанах;
•
разучивание музыкального номера;
•
познавательная тема для расширения кругозора;
•
работа над техническими моментами уже исполняемых произведений;
•
музыкально-дидактические игры;
•
декламация;
•
работа под фонограмму;
•
танцевальные движения, маршировка, построения;
•
координационно-подвижные игры и упражнения;
•
воспитательная беседа.
Формы воспитательной работы: Посещение и активное участие в мероприятиях
школы, города, посещение концертов, встречи с другими коллективами, праздники,
городские демонстрации.
Формы подведения итогов реализации программы: Итогами реализации
дополнительной образовательной программы «Юный барабанщик» можно считать
успешно проводимые выступления творческого коллектива на концертах, праздниках,
фестивалях. Промежуточная аттестация учащихся проходит в середине и в конце
учебного года и на итоговом занятии в форме зачёта.
Критерии оценки уровня подготовки воспитанника ансамбля:
Высокий уровень:
Обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период; хорошо знает и употребляет на практике музыкальные
термины; свободно владеет техническими приемами; хорошо умеет самостоятельно
преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального
материала; умеет исполнять соло в ансамбле на достаточном художественном уровне;
проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению
наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует
идеи.
Средний уровень:
У воспитанника объём технических навыков и приемов в освоении игры на
ударных инструментах составляет 50-70%; недостаточно хорошо знает и на практике
путает музыкальные термины; текущий процесс практической подготовки и тренировок
осуществляется с помощью и под постоянным контролем преподавателя; проявляет
индивидуальное творчество, однако допускает небольшие технические неточности.
Низкий уровень:
Обучающийся слабо овладел умениями и навыками; не проявляет инициативу;
испытывает серьёзные затруднения при изучении ритмических рисунков; способен
выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
2. Материально-техническое обеспечение
Светлое помещение, оборудованное зеркалами для занятий, с достаточным
набором мебели для инструментов;
Достаточное количество музыкально-ударных инструментов и аксессуары;
Компьютер с программами-редакторами для изменения музыкальных
треков;
Оборудование для просмотра видеофайлов и проигрывания фонограмм;
Наличие связи с Интернет-ресурсами;
Сценическая площадка для репетиций;
Концертная форма.
3. Информационное обеспечение
1. Видео школа барабанщиков: сайт. – 2021. – URL: https://drumnet.ru/ (дата
обращения: 20.01.2021). – Текст: электронный.
2. Санкт-Петербургское сообщество преподавателей ударных инструментов: сайт.
– 2021. – URL: https://spbdrumpercussion.ru/ (дата обращения: 14.01.2021). –
Текст: электронный.
3. Конкурс-фестиваль ударных инструментов: группа в социальной сети
«ВКонтакте». – 2021. – URL: https://m.vk.com/drum_wave (дата обращения:
20.01.2021). – Текст: электронный.
4. Союз профессиональных барабанщиков-педагогов: группа в социальной сети
«ВКонтакте». – 2021. – URL: https://m.vk.com/club167957424 (дата обращения:
20.01.2021). – Текст: электронный.
5. Творческая Образовательная Студия: канал видео-хостинга «YouTube» – 2021.
– URL: https://www.youtube.com/channel/UCRTQKUfTjfrwH0Doab9BEzQ (дата
обращения: 14.01.2021).
6. Беляева В. Воспитание голоса в народной манере пения. / В. Беляева. – М: PDF,
1980. – URL: http://aperock.ucoz.ru/load/24 (дата обращения: 20.01.2021). – Текст:
электронный.
VI. Список литературы
1. Список литературы для обучающихся
1. Андреев Е. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. / –
Киев, 1990.
2. Бугаев Т. Веселые уроки музыки в школе и дома. / – Донецк: ООО «Издательство
АСТ», 2002.
3. Куин Д. Играем палочками. Школа игры на маршевом барабане. – 2017.
4. Зиневич В., Борин В. Школа игры на ударных инструментах. / – Киев, 1986.
5. Коро Л. Юный барабанщик. Методическое пособие для начинающих.
6. Ловгунова В.А. Хрестоматия для малого барабана.
2. Список литературы для педагога
1. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки
до реализации. / – М: Айрис-пресс, 2003.
2. Егорова Т., Штейман В. Хрестоматии педагогического репертуара для ксилофона и
малого барабана. Ритмические упражнения. / – М, 1970.
3. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах.
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. / – Ярославль: Академия
развития, 1997.
5. Оудфиод А., Бин Дж. Семьдесят восемь развивающих музыкальных игр. / – М:
Теревинф, 2000.
Приложение 1
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь
В течение года
Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист
4
5
6
Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
9
Профилактические беседы
В течение года
Педагог
объединения
В течение года
Педагог
объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
Педагог
объединения
10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
Педагог
объединения
Приложение 2
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Юный барабанщик»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности для детей в возрасте 11-17 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа
жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом
совете, утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО