АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Игрушки из фетра»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Масель Анжелика Павловна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2024
Оглавление
I.
Пояснительная записка
3
II.
Учебный план
7
III.
Содержание учебного плана
8
IV.
Календарный учебный график
11
V.
Методическое обеспечение
12
VI.
Условия реализации программы
15
VII.
Формы аттестации и оценочные материалы
16
VIII.
Список литературы
17
IX.
Приложения
18
Приложение 7. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ
54
жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»
Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной
программе
56
I. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игрушка из фетра» разработана с учетом следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г.
№ 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного
образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022
№230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
4
Устав
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Вид
программы:
модифицированная,
построенная
на
основе
ДООП
«Фетротворчество» (автор-составитель Булаева Полина Анатольевна), ДООП «Мягкая
игрушка из фетра» (автор-составитель Елисеева Юлия Александровна). С изменениями в
части учебного и календарно-тематического планов.
Направленность: художественная.
Уровень сложности: базовый.
Программа рассчитана на школьников от 8 до 12 лет и предполагает кружковой
уровень освоения знаний и практических навыков в области шитья. Занятия строятся с
учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному;
с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, с
применением наглядности и на основе знаний, полученных ранее в школе.
Актуальность программы заключается в потребности детей изготавливать
игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей
возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая
возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного
дешевле, чем игрушка, приобретённая в магазине. Кроме того, вид игрушек фабричного
изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился
самостоятельно. Кроме того, оригинальная игрушка является ещё одним способом
самовыражения детей. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное
произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился,
вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Приобщение
обучающихся к полезному виду рукоделия (шитье и вышивание) является не только
приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных
эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает
творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль вжизни человека.
Новизна программы заключается в разработке педагогом собственных выкроекшаблонов и технологических карт на каждое изделие, созданное в рамках программы.
Также опыт показывает, что изготовление игрушек и украшений увлекает не только
девочек, но и мальчиков. По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции,
чувства ребенка и даже изменить его поведение. Во время изготовления игрушек дети
разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются. Таким образом
работа
над игрушкой имеет терапевтический характер. Этот эффект учитывается в
5
программе и при подготовке к театральному представлению, когда дети не только сами
изготавливают реквизит, но и становятся актёрами. Таким образом, кроме преподавания
практических навыков в
программе решаются
комплексные задачи
социально-
гуманитарного направления: воспитание, развитие умения хорошо и красиво говорить,
развитие умения владеть своим телом, обучение навыкам коммуникации и командной
работы.
Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса
детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических
навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие,
усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую
игрушку, ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не
приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая
красивая. Такая работа стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство
прекрасного, облагораживает личность.
Работа по программе направлена на развитие творческого мышления, мелкой
моторики для активизации плодотворной работы мозга детей; выработку усидчивости при
кропотливой работе, а также на получении ими дополнительных практических навыков в
области
декоративно-прикладного
искусства,
что
в
дальнейшем
способствует
профессиональному становлению обучающихся, увеличению их кругозора.
Цель: развитие творческого потенциала и воображения, через освоение технологий
и приемов работы с фетром и тканью.
Задачи:
Предметные
Ребёнок научится:
● выполнять простейшие ручные швы;
● использовать готовые выкройки, а также выполнять их по эскизам на основе
имеющихся;
● практическим навыкам работы с тканью;
● основным приёмам работы с фетром (на примере изготовления мягкой игрушки);
● правилам пользования инструментами и приспособлениями;
● правилам безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.
Метапредметные:
● развивать умение творчески использовать знания и практические навыки;
● приобщать к народным традициям;
6
● формировать и закреплять устойчивый интерес к рукоделию;
● обучить навыкам сотворчества;
● обеспечить ребёнку комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» – и
развивающее общение.
Личностные:
● воспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение
друг к другу, стремление к разумной организации своего свободного времени;
● развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
В процессе реализации программы у обучающихся формируются следующие
компетенции:
●
ценностно-смысловые компетенции: развитие мировоззрения, способность видеть и
понимать, окружающий мир ориентироваться в нем;
●
общекультурные компетенции: уважение к ценностям семьи, любви к природе,
оптимизм в восприятии мира; владение культурой делового и дружеского общения со
сверстниками и взрослыми;
●
учебно-познавательные компетенции: поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; умение давать определение понятиям; анализировать,
сравнивать,
строить
логическое
рассуждение,
обобщать
факты,
владение
измерительными навыками;
●
информационные
компетенции:
умение
работать
с различными
источниками
информации, в том числе с интернет-ресурсами (чтение и составление схем,
орнаментов, узоров);
●
коммуникативные компетенции: умение отыскивать, преобразовывать и передавать
информацию;
●
социально-трудовые
компетенции:
уровень
самостоятельности,
степень
сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы,
качество изготовленных изделий;
●
компетенции личностного самосовершенствования: способность активно побуждать
себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно
контролировать свои поступки, достигать намеченного.
Отличительные особенности: данной программы является построение тематического плана.
Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой
добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в
7
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в
изготовлении.
Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей
8-12 лет, потому что это
доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень
знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку,
обведение и вырезание деталей. В данной программе учтены и продолжаются традиции
народного искусства, дополняемые смелыми авторскими решениями.
Возраст детей: от 8 до 12 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Возраст 8-10 лет – это младший школьный возраст. Его особенностью является то,
что интересы младших школьников неустойчивые, ситуативные. Более выражен интерес
этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей
направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием
воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое
значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в
малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от
результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу,
но и за работу всей группы. Основной деятельностью для них становится учение,
формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Активно
продолжает развиваться память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь. Но
немаловажным фактором остается игра и игрушки.
Возраст 11-12 лет – это средний школьный возраст, «ранние подростки». У
подростка продолжает развиваться теоретическое мышление, появляется способность
достаточно легко абстрагироваться от конкретного наглядного материала и свободно
рассуждать.
Важной
особенностью
этого
возраста
является
формирование
самостоятельного, творческого мышления. Фантазия как высшая степень воображения –
одна из основных характеристик, указывающих на наличие творческой деятельности.
Существенно новое в развитии фантазии у подростка заключается в том, что воображение
подростка вступает в тесную связь с мышлением в понятиях, оно включается в систему
интеллектуальной деятельности и новую функцию в структуре личности подростка.
Отличительная черта подросткового возраста – внутреннее тяготение к творческому
воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности. Это, прежде всего, проявляется в
том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Именно в кружках ребята
могут удовлетворить свои потребности общения со сверстниками и найти друзей по
интересам.
8
Объем и сроки программы: Программа включает в себя 144 учебных часа, из них
теории – 28 часа, практики – 116 часов, и рассчитана на 1 год.
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становится личным хобби, и они продолжают
практику и дома. Карта ребенка с «ООПТ» (Особыми Образовательными Потребностями и
Талантами) и Методическое описание категории одаренных детей в соответствии с
программой МБОУ ДО КГО «ЦВР» «Одаренные дети» размещены в Приложениях №5 и
№6.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 2
учебных часа по 45 минут – 4 часа в неделю; после 45 минут занятий перерыв не менее 10
минут.
Форма обучения: очная, с возможным применением дистанционных технологий.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
К окончанию программы обучающийся будет уметь:
● устанавливать правильную последовательность работы над изделием;
● самостоятельно изготавливать выкройку изделия;
● самостоятельно осуществлять раскрой ткани (фетра);
● использовать разные виды ручных швов;
● декорировать изделие различной фурнитурой.
Метапредметные:
К окончанию программы обучающийся приобретёт:
● трудовые и практические навыки;
● умение принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;
● умение самостоятельно давать оценку своей работе.
Личностные:
Освоение программы обучающимся способствует:
● развитию творческой активности и фантазии;
● развитию художественного вкуса;
● развитию терпения, трудолюбия, усидчивости, самостоятельности, аккуратности и
бережливости;
● приобретению навыков самоконтроля;
● приобретению навыков самоорганизация и умения распределять обязанности в
процессе коллективной деятельности.
9
Способы, методы и формы определения результативности: Во время занятий
применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала
выявляется в беседах, опросах, выполнении творческих индивидуальных заданий,
применении полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки –
организованный просмотр выполненных образцов изделий (выставка). Он позволяет
справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие
выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода
обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого
обучаемого. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует,
направляет учащихся. Большая часть занятий отводится практической работе, по
окончании которой проходит обсуждение и анализ.
Состав группы: до 14 человек.
10
Учебный план (144 часа)
Количество часов
№п/п
Название раздела, темы
Всег
Теория
Практика
о
1.
Вводное занятие
2
1
1
2
Основные ручные швы
8
2
6
Формы
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
Беседа,
Изготовление плоских и
3
объемных игрушек из фетра
78
14
64
выставка,
педагогическое
наблюдение,
творческая
работа
3.1
«Осенние поделки»
Беседа,
14
2
12
педагогическое
наблюдение,
выставка
творческая работа
3.2
«Наши питомцы»
Беседа,
10
2
8
педагогическое
наблюдение,
выставка,
творческая работа
3.3
«Животные леса»
Беседа,
12
2
10
педагогическое
наблюдение,
выставка,
творческая работа
3.4
«Новогодние игрушки»
Беседа,
12
2
10
педагогическое
наблюдение,
выставка,
творческая работа
3.5
«Игрушки и зверушки»
Беседа,
16
2
14
педагогическое
наблюдение,
выставка,
творческая работа
3.6
«Птицы - наши друзья»
Беседа,
14
2
12
педагогическое
наблюдение,
выставка,
творческая работа
4
Изготовление открыток и
Педагогическое
28
2
26
поделок
театрализованного
Педагогическое
16
6
10
представления
6
Коллективная работа
творческая
работа
Изготовление игрушек для
5
наблюдение,
наблюдение,
выставка,
театрализованное
представление
Педагогическое
12
3
9
наблюдение,
творческая работа
11
выставка,
6.1
«Игра «Сезонное дерево»
Педагогическое
4
1
3
наблюдение,
выставка,
творческая работа
6.2
«Панно «Веселая ферма»
4
1
3
6.3
«Панно «Летний луг»
4
1
3
Итого:
144
28
116
12
Пед. наблюдение, выставка,
творческая работа
Творческая
выставка
работа,
II. Содержание учебного плана
Тема 1. «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами. Знакомство с программой, планом работы. Рассказ о том, что такое фетр.
Особенности изготовления фетра. Игрушка: история возникновения мягкой игрушки.
История и изготовление фетра. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка»,
«лекало», «вытачка», «эскиз».
Практика: основные приемы безопасной работы с инструментами, изготовление
простейших игольниц.
Формы контроля: опрос на знание правил безопасности при работе с материалами;
педагогическое наблюдение – уверенное пользование ножниц, иглой с ниткой, умение
закреплять узелок.
Тема 2. «Основные ручные швы» (8 часов).
Теория: Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с материалами.
Технология выполнения швов. Свойства и виды ручных швов. Ознакомление с
технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка»,
«через край», «петельного» и «потайного».
Практика: обучение практическим навыкам ручных швов, закрепление умений
использовать основные ручные швы и закреплять узелок.
Формы контроля: опрос на знание видов швов; педагогическое наблюдение за
техникой выполнения ручных швов, творческая работа.
Тема 3. «Изготовление плоских и объемных игрушек из фетра» (78 часов).
Тема 3.1 «Осенние поделки» (14 часов).
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или
уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила
хранения выкроек. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Осень. Урожай. Корзинка «Овощи, фрукты, ягоды». Осенние поделки.
Практика: изготовление простейших плоских / объемных игрушек из фетра
(морковь, яблоко, свёкла, перец, репа и т.д.), изготовление осенних поделок из фетра.
Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 3.2. «Наши питомцы» (10 часов).
13
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз.
Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа.
Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Домашние животные. Как мы
ухаживаем за теми, кого приручили. Любимые питомцы.
Практика: изготовление игрушек в виде домашних животных (кошки, собаки,
рыбки, хомячки и др.)
Формы контроля: беседа,
педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 3.3. «Животные леса» (12 часов).
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз.
Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа.
Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Животные, обитающие в нашем
лесу. Особенности их жизни.
Практика: изготовление игрушек для театра в виде животных леса (зайцы, волки,
лисы, медведи и др.)
Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 3.4. «Новогодние игрушки» (12 часов).
Теория: Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с материалами.
Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или
уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила
хранения выкроек. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
История новогодней игрушки. Праздник «Новый год». Новогодние игрушки сувениры.
Практика: Изготовление новогодних игрушек – сувениров (елочки, снеговики,
рукавички, домики, другие)
Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 3.5 «Игрушки и зверушки» (16 часов).
Теория: Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с материалами.
Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или
уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила
14
хранения выкроек. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Технология
изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы
изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения
игрушки набивочным материалом. Игрушка, ее назначение. Краткая информация о видах
игрушек. Повторение и закрепление знаний и навыков в изготовлении мягких игрушек из
фетра.
Практика: пошив разнообразных плоских и объемных игрушек из фетра
Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 3.6 «Птицы – наши друзья» (14 часов).
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз.
Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа.
Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Птицы. Жизнь птиц в зимний
период. Как помочь птицам.
Практика: Изготовление игрушек – птиц
Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение за выполнением и
результатом работы, творческая работа, выставка.
Тема 4. «Изготовление открыток и поделок» (28 часов).
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Праздники (День Защитника Отечества, Международный женский день, Праздник
Весны и Труда, День Победы). Общие сведения и государственных праздниках, их
особенностях. Изготовление поделок на различную тематику (чехлы для телефонов,
брелоки – матрешки и другое)
Практика: изготовление открыток и поделок к государственным праздникам и на
другую тематику.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за выполнением и результатом
работы, творческая работа.
Тема 5. Изготовление игрушек для театрализованного представления (16
часов).
Теория: Вводный инструктаж, техника безопасности при работе с материалами.
Представление сценария театрализованной сказки «Девочка и Лиса».
Практика: изготовление костюмов, декораций и игрушек (героев сказки) для
постановки, распределение по ролям, репетиции, сюжетно-ролевая игра с персонажами
15
сказки (девочка, волк, медведь, лиса, подружки, дед, баба). Представление.
Оборудование: фетр цветной, пуговицы, липучки для фетра, глазки, ножницы,
иголки, линейка, нитки мулине; натуральные материалы (дерево, ягоды, грибы, орехи).
Формы
контроля:
педагогическое наблюдение,
выставка,
театрализованное
представление.
Тема 6. Коллективная работа (12 часов).
Тема 6.1 Коллективная игра «Сезонное дерево» (4 часа).
Теория: В зависимости от времени года выполняется коллективная работа по
оформлению сезонного дерева (осенью осенние листья, зимой – снежинки, весной –
листики. летом – цветочки).
Практика: изготовление осенних и весенних листьев, снежинок, цветочков.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, творческая работа.
Тема 6.2 Коллективная работа: панно «Веселая ферма» (4 часа).
Теория: Домашние животные: кто живет на ферме? Беседа.
Практика: Изготовление панно «Веселая ферма»
Формы контроля: педагогическое наблюдение, выставка, творческая работа.
Тема 6.3 Итоговое коллективное панно «Летний луг» (4 часа).
Теория: Лето. Цветы. Насекомые.
Практика: изготовление коллективного панно из фетра «Летний луг» (пошив
плоских и объемных игрушек из фетра – цветы, насекомые)
Формы контроля: коллективная творческая работа, педагогическое наблюдение,
выставка.
16
III. Календарный учебный график
Начало учебного года
1 сентября
попрограмме
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность
36 недель
учебногогода:
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Продолжительность каникул
2 недели
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (декабрь, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
–новогодние каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.
17
IV.
Методическое обеспечение
Методы обучения:
18
● наглядный метод – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия;
● практический метод – обучающиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия;
● репродуктивный метод – многократное повторение способа деятельности по
заданию педагога;
● игровой метод – освоение нового материала, его закрепление и отработка
происходит во время игр;
● метод
контроля
–
определение
результативности
учебно-познавательной
деятельности обучающихся.
Методы воспитания:
● Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком
разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил
поведения.
● Поощрение – метод воспитания, стимулирующий деятельность учащегося.
Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению
чувства уверенности ребенка в своих силах.
● Упражнение – метод воспитания, который предполагает такую организацию
повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся
накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом,
убеждение с поведением.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие:
Применение
здоровьесберегающих
технологий
необходимо на любых уроках и занятиях, подразумевающих выполнение заданий в сидячем
положении. На объединении по шитью мягких игрушек из фетра систематически будут
применяться такие технологии. На уроках швейного дела обучающиеся овладевают
элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами.
Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического
труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется
согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность
в выполнении действий. От правильной организации занятия, уровня его гигиенической
рациональности
во
многом
зависит
функциональное
состояние
обучающихся,
преждевременное наступление утомления. Физкультминутка необходима на каждом уроке
для снятия усталости, напряжения. Продолжительность физкультминуток – не менее 1,5-2
минуты каждая (примеры см. в Приложении № 2). В состав упражнений для
физкультминуток входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения,
19
укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные
упражнения для мимики лица, дыхательная гимнастика. Так же будут использоваться
музыкальные физкультминутки для снятия общего напряжения.
Групповые технологии: Групповые технологии предполагают организацию
совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,
взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная
группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы
может меняться в зависимости от цели деятельности. Работа в парах сменного состава
позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность. Во время
групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на
вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Можно выделить следующие уровни коллективной деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой; работа в парах; работа в малых группах – до 6
человек.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
● постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
● планирование работы в группах;
● индивидуальное выполнение задания;
● обсуждение результатов;
● сообщение о результатах;
● подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Генрих
Альтшуллер). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную
деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать
творческие и социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к
решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой
деятельности. Принципы технологии ТРИЗ:
● снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
● гуманистический характер обучения;
● формирование нестандартного образа мышления;
● практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать
открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из
того, что творческими способностями наделен каждый: изобретать могут все. Процесс
20
изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. По
оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности,
как:
● умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
● умение обобщать, делать выводы;
● умение оригинально и гибко мыслить;
● умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая
игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Оценка идей производится педагогом,
который сначала отбирает самые оригинальные предложения, а затем – наиболее
оптимальные.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология
обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения
являются приоритетными (Владимир Шадриков, Инге Унт). Индивидуальный подход как
принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому
ее
считают
проникающей
технологией.
В
школе
индивидуализация
обучения
осуществляется со стороны учителя, а в организации дополнительного образования детей
– со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление,
которое ему интересно. В соответствии с обозначенными положениями в данной
программе дополнительного образования детей применяется несколько вариантов учета
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:
1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа
обучения на основе собеседования.
2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне
при невозможности сформировать полную группу по направлению.
3) Создание персонифицированного учебного маршрута для одарённых детей.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет
адаптировать
содержание,
методы,
формы,
темп
обучения
к
индивидуальным
особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить
необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои
затраты, что гарантирует успех в обучении.
21
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная и
индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, выставка,
театрализованное представление, практическое занятие и т.д.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовка
к
проведению
занятия
(проветривание
кабинета,
подготовка
необходимых материалов и инвентаря).
2. Организационный момент (приветствие детей, настраивание обучающихся на
совместную работу, объявление темы занятия).
3. Вводная часть занятия (план работы, техника безопасности, ознакомление с
технологическими картами, эскизами, изготовление выкроек).
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть занятия (работа над изделием).
6. Окончание занятия (рефлексия, подведение итогов занятия).
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание
занятий, дополнять практические задания.
Дидактические материалы:
● Раздаточные материалы: шаблоны выкроек.
● Инструкции: технологические карты к изделиям.
● Демонстрационный материал: готовые изделия.
22
V. Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
2. Ученические столы с комплектом стульев
3. Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования
и пр.
4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
5. Фетр декоративный однотонный и разноцветный (толщина от 1 до 2 мм, размер А4)
6. Иголки (1 шт. с игольницей)-не менее 14 штук
7. Ножницы с закругленными концами- не менее 14 штук
8. Карандаши простые, цветные
9. Линейки
10. Липучки для фетрa
11. Нитки мулине
12. Пуговицы, бусины, бисер и др.
13. Наполнитель (синтепон, холлофайбер или другой)
14. Контейнер для хранения материалов
2. Информационное обеспечение
1. Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. - Методическая
разработка «Изделия из фетра». URL:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/04/11/metodicheskaya-r
azrabotka-izdeliya-iz-fetra
2. Международный образовательный портал MAAM.RU [Электронный ресурс]. –
Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками.
URL: https://www.maam.ru/obrazovanie/igrushki-iz-fetra/page3.html
3. Крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ Videouroki.net [Электронный
ресурс]. – Презентация «Изделия из фетра и флиса». URL:
https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-tekhnologii-na-temu-izdeliya-iz-fetra-iflisa.html
4. Образовательный портал PRODLENKA [Электронный ресурс]. – Конспект
открытого занятия «Работа с фетром. Выполнение новогодней игрушки». URL:
23
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388280-rabota-s-fetromvypolnenienovogodnej-igrushki
5. Сайт «Постила» [Электронный ресурс]. – Игрушки из фетра.
URL: https://postila.ru/post/search/q/%D1%84%D0%B5%D1%82%D1%80
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
24
VI. Формы аттестации и оценочные материалы
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих
индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение
задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие
только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. В
течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим
развитием каждого обучаемого.
Методы отслеживания образовательных результатов: результаты успеваемости
обучающихся
отслеживаются
педагогом
с
помощью
оценочных
критериев,
представленных в Таблице 1.
Направление
Критерии
Балл
Критерий
Балл
Критерии
Балл
Шов
Ровный по
3
Сначала ровный,
2
Не ровный,
1
всему
затем ткань
ткань
периметру
собирается, есть
собирается,
изделия,
торчащие нитки.
нитки
нитки не
торчат.
торчат.
Выкройка
Выкройки
3
В некоторых
2
Выкройки
ровно
местах выкройки
неровно
прилегают
заходят друг на
прилегают,
друг к другу.
друга.
заходят друг
1
на друга.
Декор
Элементы
3
Элементы декора
2
Элементы
декора
пришиты
декора
пришиты
(приклеены) чуть
пришиты
(приклеены)
неровно, некрепко,
(приклеены)
ровно,
виден край клея,
неровно,
крепко, капли
торчат нитки.
держатся
клея не
очень слабо,
видны.
видны
капли клея.
Максимальное
9б
количество
баллов
25
1
6б
Средний балл
Минимальное
3б
количество
баллов
Таблица 1
Критерии оценки изделия из фетра
Кроме того, применяются и другие способы определения результативности:
- текущая оценка достигнутого результата самим ребенком (рефлексия);
- участие в выставках и конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского
уровня.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: для
предъявления и демонстрации образовательных результатов по программе используется:
•
аналитическая справка по количеству набранных баллов обучающимися;
•
театрализованное представление;
•
выставка.
26
Список литературы
Литература для педагога
1. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Народное творчество, 2005. – 184 с.
2. Екатерина Владимирова «Игрушки из фетра», Изд-во Феникс, 2015. – 64 с.
3.Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Малая энциклопедия
рукоделия. 2001. – 112 с.
4. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – Эксмо-пресс; Валери СПД, 2003. –
240 с.
5. Антоначчо Мара. Шьем игрушки для детей. «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.
6. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы».
–Просвещение, 1978. – 175 с.
7. Зайцева А.А. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. – ЭКСМО,
2011. – 208 с.
8. Максимук А.М. Мягкая игрушка: Творческое развитие ребѐнка. – Феникс, 2008. – 235 с.
9. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – Айрис-пресс, 2003. –
248 с.
10. Кононович Т. П, Неботова З. Л. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – Эксмо, 2006. –
160 с.
11. Ивановская Т. В. Игрушки и аксессуары из фетра. – Рипол Классик, 2012. – 256 с.
Литература для детей
1. Бегун Т.А. Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет: Программа кружка рукоделия. –
КАРО, 2008. – 80 с.
2. Верхола А. Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе с мамой. – Питер, 2014. – 64 с.
3.Нечунаева С. А. «Укрась свой мир» – Москва, 2015. – 68 с.
27
VII.
Приложения
Приложение № 1
28
Сценарий театрализованной сказки «Девочка и лиса»
Действующие лица: сказочница, дед, баба, Алена, подружки (5 девочек), медведь,
волк, лиса.
Декорации: избушка деда, бабы и Алены, лес (несколько деревьев).
Выходит сказочница.
Сказочница:
Я сказочница добрая, я знаю много сказок,
Про злых волков, про зайцев косоглазых.
Про глупых королей, разбойников веселых.
Есть в сказках страны дальние, и города, и села,
Дремучие леса и ветер ледяной.
Сегодня моя сказка про девочку с лисой.
***
Жили-были дед и баба (выходят из избушки дед и баба).
И была у них…нет, не курочка Ряба,
Не козочка рогатая, не корова бодатая,
Не ласковый теленок, а внучка – Алена (выходит Алена).
Как-то раз пришли подружки и с собою стали звать.
Выходят подружки.
1- я подружка: Алена, в лес идем гулять.
2- я подружка: Грибы-ягоды собирать.
Алена:
Отпустите баба с дедом, я вернусь домой к обеду.
Погуляю лишь в лесу, грибов-ягод принесу.
Дед:
Ладно внученька, ступай.
Баба:
Только, чур, не отставай ты от девочек-подруг,
Чтоб не заблудиться вдруг.
Сказочница:
Вот пришли подружки в лес, в том лесу полно чудес.
Ягоды, грибы, орехи – ни минуты без потехи.
(Алена с подружками водит хоровод, потом они «змейкой» идут между деревьев,
Алена идет последней и остается за деревом).
29
Сказочница:
Алена бегала, резвилась, да отстала, заблудилась.
Алена (выглядывает из-за дерева):
Страшно мне и одиноко, спрячусь я на дереве высоком.
Сказочница:
Скоро солнце скроется, и взойдет луна,
А бедная Аленушка в лесу совсем одна.
Выходит медведь, в лапах большая палка.
Медведь:
Я большой, лохматый, бурый, не волнуюсь за фигуру.
Мясо, ягоды и мед есть готов я круглый год.
А еще люблю спать много и храпеть на всю берлогу.
Не указ никто мне, ведь,
Всех в лесу главней медведь (стучит палкой в пол).
Кто на дереве сидит, кто там плачет и кричит.
Алена:
Я и плачу, и кричу, я домой попасть хочу.
Страшно мне одной в лесу.
Медведь:
Вмиг тебя я донесу.
Алена:
Ты и страшный и большой, я боюсь идти с тобой.
Медведь уходит.
Выходит волк, из рогатки целится в верхушки деревьев, высматривая там птиц.
Волк:
Я большой и страшный, братцы, все должны меня бояться,
Ну, а если не хотят - в этом я не виноват.
Пастью – хвать, зубами – щелк, вот такой я серый волк.
Кто там, на толстом дереве, один сидит в лесу?
Садись скорее, девочка, тебя я отнесу.
Алена:
Серый волк, иди домой, не хочу идти с тобой.
Волк уходит.
Выходит лиса, танцует, останавливается перед деревом.
Лиса:
Рыжий цвет и пышный мех, хвост самой длиннее –
30
Я в лесу прекрасней всех, да и всех умнее.
И никто еще в лесу обхитрить не смог лису.
Ах, что ты плачешь, девочка, садись-ка на меня,
И к бабушке, и к дедушке я отвезу тебя.
Алена:
Тебя, лисичка, я ждала, ты силы не жалей,
И к бабушке, и к дедушке вези меня скорей.
Алена встает за спину лисе, держит ее за плечи, и они идут по кругу к дому.
Сказочница:
Баба с дедом выбегали, Алену и лису встречали.
Баба:
Ты цела и невредима наша внученька любимая.
Дед:
А тебе, лиса, спасибо,
Угощайся мясом, рыбой (протягивает поднос с угощением).
Будем мы с тобой дружить,
Оставайся у нас жить.
Сказочница:
А у нас-то, вот дела, к концу сказка подошла.
Но для тех, кто сказки любит, скоро и другая будет.
Все выходят на общий поклон.
31
Приложение № 2
Общая технологическая карта к выполнению изделия.
1. Делаем выкройки (детали изделия).
2. Сшиваем .
3. Оформляем, декорируем.
32
Приложение № 3
Пример физкульминутки
«Тишина»
Мы устали все чуть-чуть.
Ночь. Темно на улице.
Предлагаю отдохнуть.
Надо нам зажмуриться.
Отдыхайте наши уши
Раз, два, три, четыре, пять
Тишину мы будем слушать.
Можно глазки открывать.
И глаза мы закрываем,
Снова до пяти считаем,
И они пусть отдыхают.
Снова глазки закрываем.
В тишине представить море,
Раз, два, три, четыре, пять
Свежий ветер на просторе.
Открываем их опять.
За волной плывет волна,
А теперь всем вместе нужно
А в округе тишина.
Поморгать глазами дружно.
Наши глазки так устали,
Вправо - влево посмотрите,
Мы все шили и писали
Вниз и вверх все поглядите.
Встанем дружно по порядку,
Отдохнули? Хорошо.
Сделаем для глаз зарядку.
Повторяем все еще.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Физминутки в игровой форме
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
А теперь представим, детки, Будто руки
Повторить ты не ленись.
наши – ветки.
Укрепляем мышцы глаза.
Покачаем ими дружно,
Видеть лучше будем сразу.
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок
продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Раз – подняться, подтянуться, Два –
согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три
хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками
33
помахать,
Шесть – за парты сесть опять
34
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа.
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Капля первая упала – кап! (поднимают рукивверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем. (кисти рук встряхнули)От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту)
35
Приложение №4
Календарно-тематический график
на 20
учебный год
- 20
Педагог дополнительного образования: Масель Анжелика Павловна
«Игрушка из фетра»
1 год обучения, 144 часа
№
Дата
Тема занятия
Форма
Форма
Кол.
занятия
контроля
час
Сентябрь
1
Тема 1. Инструктаж по технике
Комплексное
Опрос,
2
педагогическое
безопасности при работе с
наблюдение
материалами. Знакомство с
программой, планом работы.
Раскрой ткани, изготовление
выкроек.
2
Тема 2. Завязывание узелка. Швы
Комплексное
Тема 2. Швы «назад иголку» и
2
наблюдение
«вперед иголку» и «сборочный».
3
Педагогическое
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
«строчка». Упражнения в сшивании
ткани. Закрепление.
4
Тема 2. Швы «петельный»
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
(«обметочный»), «через край».
Упражнение.
5
Тема 2. Технология
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
конструирования симметричных
творческая
выкроек. Правила уменьшения и
работа
увеличения выкроек. Правила
заполнения игрушки набивочным
материалом. Игольница.
6
Тема 3.1 Осенние листья из фетра.
Тема 6.1 Игра «Сезонное дерево».
Украшение дерева.
36
Комплексное
Педагогическое
наблюдение
2
7
Тема 3.1 Дары осени. Заготовка
Комплексное
педагогическое
свекла, перец, огурец и другие).
Тема 3.1 Осенний урожай.
2
работа, беседа,
выкроек и пошив овощей (морковь,
8
Творческая
наблюдение
Комплексное
Творческая
2
работа,
Пошив фруктов (яблоко, банан,
педагогическое
груша, апельсин и другие).
наблюдение
Итого:
16
Октябрь
9
Тема 3.1 Пошив ягод (клубника,
Комплексное
Творческая
2
работа, выставка
виноград, вишня и др.)
Корзинка «Овощи, фрукты, ягоды».
10
Тема 3.1 Осенняя аппликация из
Комплексное
Творческая
2
работа
фетра «Ежик» (несёт на спине
яблоки, листья, грибы).
11
Тема 3.1 Осенняя поделка
Комплексное
13
2
работа
«Кленовый лист» (с бисером).
12
Творческая
Тема 3.1 Поделка «Осенний венок».
Комплексное
Творческая работа
2
Тема 3.1 Перелетные птицы.
Комплексное
Творческая
2
Журавль из фетра.
работа,
Тема 3.6 Перелетные птицы.
выставка
Уточка из фетра.
14
Тема 3.2 Наши питомцы. Рассказ о
Комплексное
Беседа,
2
педагогическое
своем домашнем питомце. Беседа.
наблюдение
Заготовка выкроек. Пошив
игрушек.
15
Тема 3.2 Пошив игрушек –
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
питомцев (кошки, собаки, рыбки,
хомячки и др.)
16
Тема 3.2 Пошив игрушек
Комплексное
(домашних питомцев). Завершение.
Творческая
работа,
выставка
Итого:
16
Ноябрь
37
2
17
Тема 3.2 Пошив игрушек.
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
Животные на ферме.
Тема 6.2 Изготовление панно
«Веселая ферма».
18
Тема 3.2 Игрушки «Животные
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
фермы».
Тема 6.2 Изготовление панно из
фетра «Веселая ферма».
19
Тема 3.2 Игрушки - животные
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
фермы.
Тема 6.2 Изготовление панно из
фетра «Веселая ферма».
20
Тема 3.2 Игрушки - животные
Комплексное
Творческая
2
работа, выставка
фермы.
Тема 6.2 Завершение панно из
фетра «Веселая ферма». Выставка.
21
Тема 3.3 Животные, обитающие в
Комплексное
Творческая
2
работа, беседа
нашем лесу, особенности их жизни.
Пошив игрушки из фетра
«Лисенок».
22
Тема 3.3 Пошив мягкой объемной
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
игрушки «Медвежонок».
творческая
работа
23
Тема 3.3 Пошив мягкой объемной
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
игрушки «Зайчик».
творческая
работа
24
Тема 3.3 Пошив мягкой объемной
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
игрушки «Енот».
творческая
работа
Итого:
16
Декабрь
25
Тема 3.3 Животные леса. Пошив
Комплексное
2
работа
мягкой игрушки «Белочка».
26
Творческая
Тема 3.3 Животные леса
Комплексное
38
Творческая
2
работа, выставка
39
Пошив мягкой объемной игрушки
из фетра «Волчок». Выставка.
27
Тема 3.4 Новогодние игрушки
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
«Дед Мороз» и «Снегурочка»
творческая
работа
28
Тема 3.4 Новогодние игрушки
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
«Рукавичка» или «Елочка»
творческая
работа
29
Тема 3.4 Новогодняя игрушка
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
«Пряничный домик»»
творческая
работа
30
Тема 3.4 Новогодняя игрушка
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
«Рождественское печенье»
творческая
работа
31
Тема 3.4 Поделка «Рождественский
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
сапожок»
творческая
работа
32
Тема 3.4 «Елочная игрушка»
Комплексное
Творческая
2
работа, выставка
Самостоятельная творческая работа
Итого:
16
Январь
33
Тема 4. Изготовление снежинок из
Комплексное
Творческая
2
работа,
фетра.
педагогическое
Тема 6.1 Игра «Сезонное дерево»
наблюдение
Пошив снежинок для сезонного
дерева.
34
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
2
работа,
«Бегемотик».
педагогическое
наблюдение
35
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
работа,
«Жираф».
педагогическое
наблюдение
40
2
36
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
2
работа,
«Пингвин» или «Кит» (на выбор).
педагогическое
наблюдение
37
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
2
работа,
Самостоятельная работа
педагогическое
«Мой любимый зверь»
наблюдение
(с изготовлением выкроек).
38
Творческая
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
2
работа,
«Звездочки».
педагогическое
наблюдение
39
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
2
работа,
«Ангелочки».
педагогическое
наблюдение
40
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
работа,
«Капкейк».
педагогическое
наблюдение
41
2
Итого:
16
42
Февраль
41
Тема 3.5 Игрушки и зверушки
Комплексное
Творческая
2
работа,
«Игрушка для того, кого люблю»
педагогическое
Самостоятельное изготовление
наблюдение,
игрушки (например, для младшего
выставка
брата или сестры).
42
Тема 4. Игрушка-брелок «Фетровая
Комплексное
Творческая
2
работа,
матрешка».
педагогическое
наблюдение
43
Тема 4. Поделка-сувенир «Сердце».
Комплексное
Творческая
2
работа,
педагогическое
наблюдение
44
Тема 4. Поделка к празднику 23
Комплексное
2
работа,
февраля «Войлочные тапки для
педагогическое
папы».
45
Творческая
наблюдение
Тема 4. Открытка к празднику «23
Комплексное
Творческая
2
работа,
февраля». Самостоятельная работа.
педагогическое
наблюдение
46
Тема 5. Сказка «Девочка и лиса».
Комплексное
педагогическое
фетра для театрализованного
наблюдение
представления.
Тема 5. Сказка «Девочка и лиса».
Комплексное
Творческая
2
работа,
Продолжение пошива игрушек и
педагогическое
декораций.
48
2
работа,
Пошив игрушек и декораций из
47
Творческая
наблюдение
Тема 5. Сказка «Девочка и лиса»
Комплексное
Творческая
2
работа, выставка
Завершение пошива игрушек и
декораций.
Итого:
16
Март
49
Тема 4. Поделка «Чехол для
Комплексное
Творческая
работа,
телефона».
педагогическое
наблюдение
43
2
50
Тема 4. Изготовление зеленых
Комплексное
2
работа,
весенних листьев из фетра.
педагогическое
Тема 6.1 Игра «Сезонное дерево»
наблюдение
Весна.
51
Творческая
Тема 4. Открытка к празднику «8
Комплексное
Творческая
2
работа, пед.
марта».
наблюдение
52
Тема 4. Аппликация из фетра
Комплексное
2
наблюдение
«Цветы».
53
Педагогическое
Тема 5. Распределение по ролям
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
театрализованного
представления-сказки «Девочка и
лиса». Чтение.
54
Тема 5. Репетиция
Комплексное
театрализованного представления
«Девочка и Лиса».
44
Педагогическое
наблюдение
2
55
Тема 5. Репетиция и постановка
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
театрализованного представления
«Девочка и Лиса».
56
Тема 5. Постановка
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение
театрализованного представления
«Девочка и Лиса». Выставка
игрушек.
Итого:
16
Апрель
57
Тема 5. Выступление перед
Комплексное
Представление,
2
выставка
аудиторией с постановкой сказки
«Девочка и лиса». Выставка
игрушек.
58
Тема 3.6 Апрель - месяц птиц.
Комплексное
Беседа
2
Комплексное
Педагогическое
2
Фетровые птицы.
59
Тема 3.6 «Фетровая сова».
наблюдение,
творческая
работа
60
Тема 3.6 Аппликация «Гнездышко».
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
творческая
работа
61
Тема 3.6 «Птица-сувенир на
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
палочке».
творческая
работа
62
Тема 3.6 «Фетровый домик для
Комплексное
Тема 3.6 «Фетровый домик для
Комплексное
Творческая
2
работа, выставка
птиц».
64
2
наблюдение
птиц»
63
Педагогическое
Тема 4. Поделка «Пасхальные
Комплексное
Творческая
работа
зайчики».
Итого:
16
Май
45
2
65
Тема 4. Поделка «Жилетка для
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
кружки».
творческая
работа
66
Тема 4. Поделка «День Победы».
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
творческая
работа
67
Тема 4. Открытка «9 мая».
Комплексное
Педагогическое
2
наблюдение,
Самостоятельная работа.
творческая
работа
68
Тема 3.6 Птицы-подвески для
Комплексное
Творческая
2
работа
сезонного дерева.
Тема 6.1 Сезонное дерево «Лето».
69
Тема 4. Аппликация «Одуванчики».
Комплексное
Творческая
2
работа
70
Тема 6.3 Панно «Летний луг».
Комплексное
Педагогическое
наблюдение
46
2
71
Тема 6.3 Панно «Летний луг».
Комплексное
Коллективная
2
творческая
работа, выставка
72
Тема 4. «Моя игрушка».
Комплексное
Творческая
работа, выставка
Подведение итогов.
Итого: 144
47
2
Приложение № 5
Карта ребенка с «ООПТ»
(Особыми Образовательными Потребностями и Талантами)
Педагогическая карта одаренного ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Начало обучения:
Год выпуска:
Название и форма детского объединения: «Пластилиновая живопись»
Осваиваемая образовательная программа МБОУ ДО КГО «ЦВР»: «Пластилиновая
живопись».
Дата начала заполнения карты (число, месяц, год):
Педагогическая карта одаренного ребенка заполняется со следующей периодичностью:
декабрь, май.
1. Категория одаренных детей, к которой относится воспитанник
№
Категория одаренных детей
Особенности проявления
п/п
1
Ребенок с необыкновенно
высокими общими интеллектуальными
способностями.
2
Ребенок с признаками специальной
умственной одаренности в определенной
области наук и конкретными академическими
способностями.
3
Ребенок с высокими творческими
(художественными) способностями.
4
Ребенок с высокими лидерскими
(руководящими) способностями.
5
Ребенок, не достигающий по каким-либо
причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью,
48
оригинальностью мышления
6
Ребенок, достигающий высокого уровня
развития двигательных (психомоторных)
способностей
2. Форма образовательной работы с одаренными детьми
В соответствии с программой МБОУ ДО КГО «ЦВР» «Одаренные дети»
№
Форма образовательной работы,
Конкретное содержание работы,
п/п
предусмотренные Программой «Одаренные
в соответствии с
дети»
направленностью детского
объединения
1
Обучение по образовательной программе с
- шитье игрушек из фетра;
организацией вариативной индивидуальной
-создание тематических панно из
работы или работы в малых группах
фетра;
- создание различных поделок и
открыток из фетра.
49
2
Работа в исследовательских и творческих
проектах в режиме наставничества (в качестве
наставника могут выступать: ученый, деятель
науки или культуры, педагоги).
6
Мастер-классы, творческие лаборатории,
мастерские, выставки; конкурсная,
исследовательская, выставочная деятельность.
7
Система конкурсов, фестивалей, олимпиад;
концерты, выставки.
8
Детские научно-практические конференции и
семинары.
3. Достижения воспитанника
№
п/
п
Год
Название
Уровень
Форма участия
Результат
мероприятия
(учреждение;
(выступление,
(отражение
районный,
презентация,
индивидуального
городской,
соревнование)
достижения
Всероссийский
воспитанника)
и т.п.)
4. Дополнительная информация: наличие у воспитанника публикаций, тезисов,
авторских презентаций и т.д. Примеры работ обучающегося.
5. Создание особых (дополнительных) образовательных условий для реализации
потребности мотивированного ребенка предоставление дополнительной информации,
обеспечение предпрофильной и профильной подготовки, организация экскурсий.
6. Педагогический анализ эффективности сопровождения одаренного ребенка за год:
составляется по итогам каждого года обучения.
50
Приложение № 6
Методическое описание категории одаренных детей в
соответствии с программой МБОУ ДО КГО «ЦВР»
«Одаренные дети»
1.
Ребенок
с
необыкновенно
высокими
общими
интеллектуальными
способностями (Интеллектуальная сфера).
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной
памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой
уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать
свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает
многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к
решению задач.
2. Ребенок с признаками специальной умственной одаренности в определенной
области наук и конкретными академическими способностями (Сфера академических
достижений).
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый
словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда
ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен
долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к
написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям,
взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста
понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и
запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет
простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы,
календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе
занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой
интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять
внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о
происхождении
или
функциях
предметов;
проявляет
большой
интерес
к
естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст
понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
3. Ребенок, не достигающий по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающий яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада (творчество (креативность)).
51
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в
интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень
(высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все посвоему; (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в
играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений
по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к
использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или
находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в
художественно-прикладных занятиях и играх.
4. Ребенок с высокими лидерскими (руководящими) способностями (общение и
лидерство).
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают
выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей
сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других
детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и
решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя
ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
5. Ребенок с высокими творческими (художественными) способностями.
(Сфера художественной деятельности).
Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к
визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много
времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным
занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой
возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности;
экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит
композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его
работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и
отмечены печатью
индивидуальности.
Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические
куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет
какая из двух нот ниже или выше.
6.
Ребенок,
достигающий
высокого
уровня
развития
двигательных
(психомоторных) способностей (Двигательная сфера).
Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной
52
моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег,
прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения(от медленного к быстрому, от
плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных
упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании
(стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста
обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития
основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить
предметы).
Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами
почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и
социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и
лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный
запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они
сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к
соревнованиям и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более
цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки
к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и остреереагируют
на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только
достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития,
и результаты их деятельности имеют уникальный характер.
53
Приложение 7
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья, его
укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность, стремящуюся
сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него положительные нравственноволевые черты, навыки культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия человека.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье представляет
интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого отдельного
человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм
по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего режима работы
организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;
комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья
обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие педагога
в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и пед.советах по
ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной
безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа жизни и
преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
4 Поддержание в кабинете надлежащих
Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь
В течение года
В течение года
54
Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист
Педагог
объединения
5
6
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
9
Профилактические беседы
В течение года
Педагог
объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
Педагог
объединения
10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
55
Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
Педагог
объединения
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Игрушки из фетра» дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности для
детей в возрасте 8-12 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 2024-2025 учебный год (далее
Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной работы по
теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО
56