ДООП Декоративное вязание

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1_

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
_________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Декоративное вязание»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 8- 12 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Абрамова Марина Владиславовна,
педагог дополнительного образования
Волкова Наталья Сергеевна
методист

г. Костомукша, 2024

Содержание
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание программы
Условия реализации программы
Формы, методы и приемы обучения
Формы аттестации и контроля
Список литературы
Приложения:
Приложение 1. Календарно – тематический график
Приложение 2. Техника безопасности при вязании крючком и спицами
Приложение 3. Упражнение для снятия напряжения с глаз и рук
Приложение 4. Календарный учебный график
Приложение 5. Критерии показателей уровневого дополнительного
образования обучающихся
14. Приложение6. Итоговая таблица показателей диагностики образовательного
уровня обучающихся
15. Календарный план по воспитательной работе на 2024-2025 учебный год,
посвященный 80-летию Победы в ВОВ
16. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и
«Пропаганда трезвого образа жизни»

3
11
13
22
23
25
28

17. Лист дополнений и изменений

51

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

29
38
39
40
41
42
46
47

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративное
вязание»

художественной

направленности

составлена

на

основании

следующих

документов:
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «ОБ
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28
«Об утверждении САНПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021г. № 1343
«О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного образования
детей Республики Карелия»;
- Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022 № 230
«Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительный
общеобразовательных программ»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242)
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации

образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017г. № 816)
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Костомукшского округа «Центр внешкольной работы», лицензия.
Программа

разработана

с

учетом

возрастных и

индивидуальных особенностей

обучающихся на занятиях и спецификой работы учреждения
Направленность: художественная
Вид программы – модифицированная,

на основе: «Рабочая программа курса

декоративного вязания для детей 7 – 17 лет» (составитель: Хвалько Наталья Валентиновна)
внесены изменения в части учебного плана вязания спицами.
Уровень сложности: стартовый
Актуальность:
Ручное вязание - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В
процессе вязания развиваются все самые важные психические процессы: восприятие,
память, мышление, внимание, воображение, представление и речь. Вязание учит
сосредоточенности, внимательности, аккуратности. Оно дает почувствовать себя творцом,
художником, когда есть где разгуляться фантазии.
Освоение техники вязания крючком происходит у детей быстро, наблюдаются быстрые
результаты.
Для освоения требуется несложный набор инструментов – номерные крючок и спицы, а
также разного состава пряжа.
В наше время, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой
досуг. В процессе обучения по данной программе учащимся дается возможность реально,
самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания, превратить его в предметы
быта, применять полученные знания и умения для изготовления подарков и сувениров,
современной модной одежды.
Занятия помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет
снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от психологических
нагрузок.
Новизна:
Состоит в том, что дети детально обучаются основным приемам вязания, в сочетании с
такими видами рукоделия как: шитье, декор, моделирование, начальные этапы
конструирования, самостоятельное составление схем вязания, вязание изделий по
самостоятельным расчетам, включение в работу различных материалов, что способствует
детям освоить достаточно высокий уровень в овладении искусством вязания.

Также применяется различный методологический и индивидуальный подход к каждому
обучающемуся, что позволяет максимально выявить способности каждого ребёнка и
получать оптимально-желаемый результат.
В программу включены различные формы обучения, которые позволяют знакомить детей
и с различными видами декоративно-прикладного искусства: вязание крючком и на спицах,
создание сувениров из материалов разной направленности, дизайн подарков, что помогает
произвести подготовку к различным праздникам, мероприятиям и значимым датам.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность,
научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному.
Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации
духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
Педагогическая целесообразность:
Программа кружка «Декоративное вязание» носит практико-ориентированный характер.
Чтобы учащиеся максимально самореализовывались необходимы следующие технологии:


привитие трудовых умений и навыков;



развитие личностного и творческого потенциала обучающихся посредством
декоративно-прикладной деятельности;



игровые формы;



развитие личностно – ориентированной направленности на конечный результат;



работа в группах;

Цель:
обучение основам и техникам вязания крючком и спицами через приобщение детей к
декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Обучающие:
- изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени сложности;
- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей;
- овладение методами и приемами самостоятельной работы;
- освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.
- освоение экономному использованию материала при работе.
- применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
- развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков;
- развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе;

- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование интереса обучающихся к вязанию крючком и спицами;
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и
взаимопомощи;
- воспитание упорства в достижении желаемых результатов.
Отличительные особенности:
Образовательная программа «Декоративное вязание» предназначена для учащихся
среднего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 года обучения.
При разработке программы учитывались возрастные особенности указанной категории
школьников, а также интеллектуальные способности и навыки в мелкой моторике, что
необходимо при овладении и дальнейшей работе с инструментами вязания.
Дети младшего и среднего школьного возраста от 8 до 12 лет ориентированы на игровые
формы занятий. Для данного возраста характерно игровое и непосредственное восприятие
знаний и практических навыков. Учитывая данный аспект, учебный материал несёт
конкретику, наглядности и увлекательность.
Изучение культурных особенностей, где воспитывается приобщение к национальной и
мировой культуре. Региональный компонент предполагает формирование духовнонравственной ориентации, воспитание патриотов своей страны, любящих свою Родину.
Занятия строятся с учетом здоровьясберегающих технологий: на каждом занятии
проводятся физкультминутки для снятия напряжения с глаз и рук, вместе с педагогом
обучающиеся выполняют упражнения. Педагог наблюдает и при необходимости
корректирует осанку при вязании.
Возраст детей: от 8 до 12 лет
Состав группы: постоянный свободный, не менее 14 человек, при соблюдение санитарногигиенических норм и материально-технического обеспечения программы.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
В этом возрасте дети дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой
деятельности и играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Высокий уровень
активности, энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм. Ребятам этого возраста
важно высказать свое мнение, выразить свою индивидуальность и свой особый взгляд на
мир. Дети младшего и среднего возраста ориентированы на игровые формы занятий, Для

данного возраста характерно игровое и непосредственное восприятие знаний

и

практических навыков.
Объем и сроки реализации:
Теории – 26 часов, практики – 118 часов
Один год обучения – 144 часа
Программа предусматривает возможность включения обучающихся в образовательный
процесс

на

любом

этапе

реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы.
Форма обучения: очная
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становиться личным хобби, и они продолжают
практику и дома.
Формы организации обучающихся на занятии:
Занятия в объединении проходят по группам с учетом индивидуального подхода к
учащимся.
Основные формы проведения занятий:
Комбинированное занятие, беседа, экскурсии, выставка, мастер- классы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут,
перемена между занятиями составляет не менее 15 минут.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности при работе с Соблюдать

правила

колющими и режущими инструментами.

колющими

работе

с

безопасности
и

при

режущими

инструментами.
Название

и

материалов

назначение
(различные

различных Самостоятельно подобрать крючок, нитки

виды

нитей, для изделия.

синтепон, вата).
Название

и

инструментов

назначение

ручных Правильно пользоваться инструментами.

(ножницы,

крючок,

булавка, сантиметровая лента и т.д.).

Термины, употребляемые при вязании Оформить готовое изделие, выполнить
крючком, спицами (воздушная петля, окончательную
столбик
столбик,

без

накида,

лицевая

обработку

готового

соединительный изделия.

петля,

изнаночная

петля).
Простейшие

условные

обозначения, Зарисовать условные обозначения и вязать

используемые в схемах.

их.

Правила вязания прямого и круглого Освоить
полотна,

правила

прибавления

убавления петель.

технику

вязания

прямого

и

и круглого полотна, уметь прибавлять и
убавлять петли, вязать по простейшим
схемам и описаниям.

Правила безопасности труда, правила Строго соблюдать правила безопасности
планирования и организации труда.

труда. Организовать рабочее место и
поддерживать на нем порядок во время
работы.

Название изученных инструментов и Гармонично
материалов, их назначение.

сочетать

цвета

при

выполнении изделий.

Условные обозначения, используемые в Изготавливать простейшие виды изделий
схемах.

(аналогичные изделиям, предусмотренным
программой).

Правила работы по схемам и описаниям (в Пользоваться схемами и описаниями.
соответствии с программой).
Термины, употребляемые при вязании Оформить готовое изделие, выполнить
спицами

(лицевая

петля,

петля).
Разные

изнаночная окончательную

обработку

готового

изделия.
техники

вязания

спицами.

крючком, Самостоятельно изготавливать различные
виды изделий (аналогичные изделиям по
программе).

Структура программы:


знакомство с материалом и инструментом для вязания, правилами работы, историей
вязания;



знакомство с приёмами вязания крючком;



знакомство с простейшими схемами вязания и условными обозначения;



практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами
самостоятельной работы.



знакомство с приёмами вязания спицами;



построение и углубление полученных ранее знаний;



активизация самостоятельной деятельности при выполнении практических работ;



работа с более сложными схемами вязания;



изделия выполняются в натуральную величину, применяя навыки и приёмы вязания
крючком и спицами, используя готовые схемы вязания.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи
наглядных пособий (альбома образцов, журналов, схем).
Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к
сложному) при участии педагога и самостоятельно.
В организации занятий выделяются следующие этапы работы:
- организационная часть,
- вступительная часть (повторно-мотивационная),
- основная часть (теоретический и практический этапы),
- заключительная часть (подведение итогов).
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы
обучения:
1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог).
2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в
выставках).
3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий).
4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий).
5) Метод игры.
6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).
Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:
1) альбом с образцами изделий;
2) литература по вязанию;
3) схемы изготовления изделий.
Для

оценки

эффективности

образовательной

программы

разработан

оценочно-

результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы
методов диагностики:

1. Информационно-констатирующие (опросы, беседы, тесты, педагогическое наблюдение).
2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей,
учителей, зрителей).
3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора),
игры.
4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в конкурсах, праздниках,
достижения кружковцев.
Результатами вышеуказанной программы обучения могут являться положительные
психические моменты (развитие памяти, моторики рук, внимания, мышления), развитие
творческих способностей, профессиональное самоопределение обучающихся.
Формы подведения итогов:


Педагогическое наблюдение



Опрос



Диагностика знаний, умений, навыков



Тестирование



Выставки различного уровня их анализ, обсуждение работ



Итоговая аттестация обучающихся

Учебный план
№
п/п

1.
2.

3

4

5

Название темы

Количество часов
В том числе:
Формы
аттестации/контроля
теория практика

Общее
количество
часов
Крючок
2
2
6
2

Вводное занятие.
Тема 1. История
возникновения
вязания.
Инструменты и
материалы. Цепочка
из воздушных
петель.
Тема 2. Столбики
8
без накида.
Условные
обозначения. Ряд,
высота ряда.
Соединительная
петля. Обозначения
в схеме
Тема 3. Отработка
6
навыка вязания
воздушных петель,
столбиков без
накида. Цветовые
сочетания при
вязании. Закладка
для книг
Тема 4. Техника
12
изменения размера
изделия за счет
убавления и
прибавления
петель. Вязание по
кругу столбиками
без накида. Разбор
схемы.
Практическая
работа. Знакомство
со схемами вязания
круга и квадрата с
помощью
прибавления
петель. Вязание

4

Беседа. Опрос
Опрос.
Тестирование

2

6

Опрос.
Тестирование

1

5

Самостоятельная
работа.

2

10

Опрос.
Тестирование.
Промежуточный
контроль

декоративной
салфетки на кухню.
6

7

8

Тема 5: Игрушки
детей разных стран
(лекция).
Технология
создания объемных
деталей для
изготовления
игрушки, сувениров
Тема 6:
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая
работа: вязание
объемной игрушки
«Мышка».
Практическая
работа: вязание
объемной игрушки.

Опрос.

10

2

8

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение.
Выставка работ.
Промежуточный
контроль.
20

1

Тема 7: Вязание
плоских игрушек по
схемам вязания
«Совушка»,
«Зайчик» и т.д.
Изготовление
12
декоративных
украшений.
Подарок маме

19

Опрос.
Самостоятельная
работа

2

10

Спицы
1

Тема 1: Материалы
и инструменты.

Опрос.

-Набор петель при
вязании на двух
спицах.
-Технология
выполнения
изнаночных петель.
-Технология
выполнения
лицевых петель.

20

4

16

–Кромочные петли.
-Закрепление
петель последнего
ряда.
Тема 2: Способы
убавления,
прибавления и
закрывания петель.
Соединение петель.
Тема 3: Подарки
родителям.
Практическая
работа.
Вязание
сувениров.
Тема 4: Мир
аксессуаров.
Практическая
работа. Вязание
изделия.
Тема 5:
Самостоятельная
разработка
творческого
задания.
Практическая
работа. Вязание
самостоятельно
разработанного
творческого
задания.
Итоговое занятие

2

3

4

5

6

Опрос.
Тестирование.

Итого

8

-

8

14

2

12

Самостоятельная
работа. Опрос

14

2

12

Выставка работ.
Промежуточный
контроль. Опрос

10

2

8

Презентация
готовых работ.
Обсуждение, анализ
выполненной
работы.

2

2

144

26

Выставка работ.
Итоговая
аттестация.
118

Содержание программы
(144часа, теория 25 часов, практика 119)
Вводное занятие( 2 акад.часа)
Теория.


Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки.



Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса.



Правила техники безопасности на занятиях.



Демонстрация образцов изделий.

Форма аттестации и контроля: беседа, опрос
Результат темы: усвоение знаний по технике безопасности и правилам поведения в
классе; знакомство с учебной программой.
Оборудование: образцы изделия, инструменты и материалы
Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из
воздушных петель (6 акад.часа)
. Теория


Из истории вязания крючком.



Знакомство с различными видами нитей.



Инструменты и материалы, необходимые для занятий.



Правильный подбор крючка.



Как держать крючок.



Первая петля и цепочка из воздушных петель.

Практика.


Правильная постановка рук при вязании.



Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.



Изготовление панно, сувениров, узоров из цепочек.

Форма аттестации и контроля: опрос, тестирование
Результат темы: понимание, что такое пряжа; умение держать крючок в руках;
усвоение понятия «воздушная петля»; уметь создать цепочку из воздушных петель;
составление панно из воздушных петель.
Оборудование: пряжа, крючок, картон, ножницы, клей, образец пано
Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения. Ряд, высота ряда, условные
обозначения ( 8 акад.часа)
Теория.


Характеристика основных приемов вязания.



Правила вязания столбика без накида.



Условные обозначения. Обзор специальной литературы.



Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без
накида, полустолбик, схема, описание работы, петли для начала ряда.



Введение понятия: прямое вязание



Условные обозначения.



Просмотр схем и образцов.

Практика.


Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида,
полустолбика.



Ровный край вязания.



Вязание столбиков на одинаковую высоту



Ровный край вязания.



Плотность вязания.
Форма аттестации и контроля: опрос, тестирование

Результат темы: усвоение понятия « столбик без накида»; понимать условные
обозначения;
вывязывать ровное полотно.
Оборудование: пряжа, крючок, ножницы, доска, образец
Тема 3. Отработка навыка вязания столбиков без накида (6 акад.часа)
Теория.


Просмотр схем образцов вязания.



Петли подъема.



Лицевая и изнаночная сторона работы.

Практика.


Вязание полотна (закладки) столбиками без накида. Закрепление последней петли.



Наращивание закончившейся нити.



Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
Форма аттестации и контроля: самостоятельна работа

Результат темы: устранение ошибок; усвоение закрепления последней петли; уметь
наращивать нить.
Оборудование: пряжа, крючок, ножницы, схема вязания
Тема 4. Техника изменения размера изделия за счет убавления и прибавления петель.
Практическая работа. Вязание круга и квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на основе круга (12 акад.часа).
Теория.


Поэтапное рассмотрение технологии прибавления и убавления петель при вязании
круга.



Знакомство со схемами вязания крючком.



Разбор описания, схем.

Практика.


Вязание круга с помощью прибавления петель.



Вязание круга с применением техники прибавления и убавления петель.



Вязание декоративной салфетки на основе круга.



Анализ готовых работ.
Форма аттестации и контроля: опрос, тестирование, промежуточный контроль

Результат темы: усвоить технологию прибавления и убавления петель; уметь читать
схему
Оборудование: пряжа, крючок, ножницы, схема
Тема 5: Игрушки детей разных стран (лекция). Технология создания объемных
деталей для изготовления игрушки, сувениров (10 акад.часа)
Теория.


История возникновения игрушки



Обзорное знакомство с детскими игрушками из разных стран.



Виды игрушек.



Знакомство с традиционными игрушками из разных стран.



Особенности вязания игрушек, сувениров.



Порядок вязания деталей игрушки



Технология и приёмы выполнения различных объемных деталей для изготовления
игрушек, сувениров.



Материалы для набивки игрушек.

Практика.


Изготовление куклы - оберега на основе помпонов и кистей. Отработка прибавления
и убавления петель при изготовлении объемных деталей.



Расчет петель для симметричного вязания деталей.
Форма аттестации и контроля: опрос

Результат темы: усвоить правильный расчет петель, закрепление деталей, набивку
игрушки; закрепить убавление и прибавление петель; научиться делать помпоны и кисти.
Оборудование: пряжа, ножницы, картон, проектор, доска

Тема 6: Декорирование игрушки, сувениров. Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и т.д. (20 акад. часа)
Теория.


Отделочные материалы: бусины, бисер, пайетки и др.



Отделочные элементы.

Практика


Вязание цепочки с использованием бусин и бисера.



Выбор модели, ниток, крючка.



Композиционное и цветовое решение.



Работа по описанию или схемам (с помощью педагога).



Совершенствование и закрепление полученных навыков.



Вязание вышеперечисленных игрушек, состоящих из отдельных деталей под
руководством педагога.



Набивка деталей



Сшивание деталей игрушки различными способами: с помощью крючка и швейной
иглы.



Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.).



Выбор элементов украшения и их вязание.



Оформление и декор готовых изделий.



Оформление мордочки игрушки.



Окончательное оформление изделия.



Обсуждение готовых работ.
Форма аттестации и контроля: тестирование, педагогическое наблюдение,
выставка работ, промежуточный контроль.

Результат темы: работать с отделочным материалом, закрепление полученных навыков:
композиционное и цветовое решение, вывязывание отдельных деталей, набивка,
сшивание, оформление
Оборудование: пряжа, декоративный отделочный материал, крючок, ножницы,
набивочный материал.

Тема 7: Вязание плоских игрушек по схемам вязания «Совушка», «Зайчик» и т.д.
Изготовление декоративных украшений (12 акад.час).

Теория.


Знакомство, изучение и рассмотрение схем вязания плоских игрушек.



Знакомство, изучение и рассмотрение схем вязания декоративных элементов.



Виды декоративных элементов.

Практика.


Выбор модели, ниток, крючка для вязания выбранной плоской игрушки.



Разбор схемы изделия.



Работа по описанию или схемам (с помощью педагога).



Декорирование и оформление готового изделия.



Вязание декоративного цветка согласно выбранной схеме (плоский цветок /
объёмный цветок)
Форма аттестации и контроля: опрос, самостоятельная работа

Результат темы: выполнение практических заданий, анализ качества выполнения
Оборудование: пряжа, крючок, ножницы, декоративные элементы
СПИЦЫ
Тема 1: Материалы и инструменты. Набор петель при вязании на двух спицах.
Технология выполнения изнаночных петель. Технология выполнения лицевых
петель. Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда (20 акад. час)
Теория.


Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия.



Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах.



Материалы и инструменты для вязания.



Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей.



Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити.



Виды набора петель.



Правильное положение рук при наборе петель на спицы



Правильное положение рук при вязании на спицах.



Технология выполнения изнаночной петли двумя способами



Выявление технологической разницы при выполнении вязания
лицевой петель.



Понятие «Кромочная петля»



Роль и предназначение кромочной петли в процессе вязания



Технология закрепления петель последнего ряда

изнаночной и



Способы закрепления петель последнего ряда

Практика


Набор петель на спицы при помощи педагога



Самостоятельная работа по набору петель на спицы

Вязание изнаночных петель двумя способами.


Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей.



Второй способ: "бабушкина изнаночная".

Вязание лицевых петель двумя способами.


Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку
Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку



Вязание кромочных петель в прямых и обратных рядах изделия.



Закрепление петель последнего ряда способом двойной петли



Закрепление петель последнего ряда способом протяжки первой петли в
последующую.
Форма аттестации и контроля: опро

Результат темы: обучающийся должен уметь подбирать материалы и инструменты для
изделия; понимать, что такое изнаночная и лицевая петля, отличать лицевую сторону от
изнаночной; закончить изделие закрепив петли, умение читать схемы
Оборудование: пряжа, спицы, ножницы
Тема 2: Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Соединение петель (8
акад. час)
Практика.
● Убавление и прибавление петель
●

Закрывание петель

● Соединение петель по лицевой стороне
● Соединение по изнаночной стороне
Форма аттестации и контроля: опрос, тестирование
Результат темы: выполнение практической работы
Оборудование: пряжа, спицы, ножницы
Тема 3. Подарки родителям. Практическая работа. Вязание сувениров (спицы,
крючок по выбору ребёнка) (14 акад.час)
Теория.


Демонстрация изделий, иллюстраций, схем.



Ассортимент вязаных сувениров.



Выбор изделия.



Знакомство со схемами и описаниями

Практика.


Подбор нитей.



Цветовое и композиционное решение.



Вязание сувенира (по выбору).



Работа по схемам и описаниям.



Консультации.



Контроль качества.
Форма аттестации и контроля: самостоятельная работа, опрос

Результат темы: выполнение практических работ, анализ качества выполнения
Оборудование: пряжа, спицы, ножницы, журналы (схемы)
Тема 4. Мир аксессуаров. Самостоятельная разработка творческого задания (14 акад.
час)
Теория.


Аксессуары – история и современность.



Демонстрация иллюстраций, готовых изделий, схем (шапочки, сумки, косметички,
пеналы, т.д.)



Технология вязания овала. Прибавление петель на закруглении.



Самостоятельный выбор изделия (шапочка, шарфик, повязка и т.д.)



Подбор схемы или описания изделия.



Подбор нитей.



Подбор фурнитуры



Технология вязания изделия.



Цветовое решение.

Практика.


Вязание образца овальной формы.
Форма аттестации и контроля: выставка работ, промежуточный контроль, опрос

Результат темы: выполнение практических заданий, анализ качества выполнения
Оборудование: пряжа, спицы, ножницы, журналы (схемы)

Тема 5. Самостоятельная разработка творческого задания. Практическая работа.
Вязание самостоятельно разработанного творческого задания (10 акад.час)
Практика


Вязание изделия.



Самостоятельная работа по схеме и описанию.



Консультации.



Контроль качества.



Декоративная отделка изделия.
Форма аттестации и контроля: Презентация готовых работ. Обсуждение, анализ

выполненной работы.
Результат темы: выполнение практических заданий, анализ качества выполнени
Оборудование: пряжа, спицы, ножницы, журналы (схемы)
Тема 6. «Итоговое занятие» (2 акад.час)


Презентация готового творческого задания



Подведение итогов



Выставка лучших работ детей с подведением итогов за пройденный курс освоения
программы.

Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение


Кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);



Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарногигиеническим нормам;



Для размещения работ: полки, стенды, шкафы.



Для организации занятий: ученические столы и стулья, стол педагога, школьная
доска.



Материалы для занятий приобретаются родителями:

№п/п

Наименование

1.

Крючки (разных размеров), спицы (разных размеров)

2.

Нитки (разной толщины и фактуры)

3.

Ножницы

4.

Карандаш простой

5.

Линейка

6.

Сантиметровая лента

7.

Бросовый материал (бусинки, бисер, пуговицы и др.)

8.

Иголки разного размера

9.

Пряжа

10.

Картон (белый,цветной)
Кадровое обеспечение

Педагог

дополнительного

образования,

соответствующий

Профессиональному

стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 года № 652н)

Информационное и методическое обеспечение программы
1. М. Пермякова «Рукоделие для девочек.» г. Тула ЗАО «Премьера» 1994г.
2. М.Я. Оршевская «Полезные советы по вязанию», «Полюс» 1991г
3. Р.В. Раскутина «Вязание на спицах», Петрозаводск, 1989г.
4. М.В. Ляукина «Стильные штучки из бисера», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
5. С.В. Забелина «Прихватки-Зверятки за один час»,АСТ- ПРЕСС КНИГА,2015г.
6. Журналы по вязанию крючком.
7. Молли Годдард «Вязаные игрушки»,»Контэнт», 1994
8. М. Максимова и М. Кузьмина «Послушные узелки»,»ЭКСМО-Пресс»1997г.
Формы, методы и приемы обучения
1.Метод активизации познавательной деятельности и передачи знаний:


рассказ: о народных мастерах, их творчестве, их свойствах и качестве;



лекции искусствоведческого и эстетического характера

2. Метод наглядности:


показ, изучение образцов народного творчества, иллюстраций, схем, таблиц, работ
педагога;



встречи, беседы, мастер-классы с народными мастерами, работниками музея,
искусства;



обеспечение и усвоение правил: законы композиции, симметрия, сочетание цветов,
правила техники рисунка и др;



инструктаж по технике безопасности и др.

3.Метод закрепления изучаемого материала:


работа с литературой;



устный опрос;



тестирование;



практические упражнения;

4. Метод по применению знаний на практике и выработке умений и навыков


самостоятельное выполнение творческих и учебных заданий.

5. Метод по раскрытию творческих способностей детей


тематические творческие задания: от эскиза до изделия;



проблемное изложение материала;



работа с литературой;



совместная работа над общей идеей, проектом.

6. Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков


педагогическое наблюдение;



опрос;



проверка заданий;



выставки и их анализ, просмотр и обсуждение работ, контрольные задания.
Межпредметные связи

В процессе обучения осуществляется связь с предметами:


ИЗО;



швейное дело;



основы дизайна;
Дидактические и методические материалы

 методическая литература по профилю;
 альбом схем узоров по темам программы;
 альбом образцов вязания;
 альбом детских работ по темам программы;
 методические разработки по декоративно-прикладному искусству, играм и
упражнениям.
Учебные занятия делятся на три вида
1. Объяснение (лекция). На данных занятиях объясняется новый учебный материал в
зависимости от темы занятия. Дети получают полноценную информацию о предмете
изучения, расширяют свой кругозор, приобщаются к творчеству.
2. Теория. В данном разделе раскрываются задачи, тема и цели работы. Проходит
инструктаж правил техники безопасности. Производится изучениеинструкционного
описания поэтапного изготовления изделий, готовых схем или составляются новые.
3. Практика. Это основной метод обучения. Дети закрепляют полученные знания,
выполняя специальные задания, упражнения. На этих занятиях отрабатываются приемы
и навыки работы со схемами (описаниями), идет работа по правильному использованию
инструментов и материалов. Дети получают творческие задания и выполняют их,
используя полученные знания после лекций и теоретической части обучения.

Формы аттестации и контроля
Результатами работы по программе должны стать заинтересованность детей, желание
совершенствовать умения и навыки самостоятельно, творческая активность, желание
дарить радость своим друзьям и родителям.
Выполняя вязаные изделия, учащиеся не только повышают эстетический вкус,
подчеркивают свою индивидуальность, но и приносят экономию в семейный бюджет.
Конечным результатом такого творческого труда является представление работ на
выставках различного уровня декоративно-прикладного творчества.
Выпускники, освоившие программу «Декоративное вязание», проходят процедуру
итоговой аттестации: защищают свою выпускную творческую работу.
Формы воспитательной работы с детьми


беседы и игры;



практические занятия;



экскурсии;



посещение выставок;



праздничные мероприятия;



мастер-классы;
Формы результативности и выполнения образовательной программы
Формы контроля по реализации программы:



коллективные и персональные выставки творческих работ;



итоговые занятия в форме викторин, интеллектуальных игр;



участие в выставках и конкурсах детского творчества различного уровня;



Аттестация (промежуточная, итоговая) обучающихся;

Инструментарий педагогического контроля за реализацией образовательной
программы

№

Параметры отслеживания

технологии

Сроки
отслеживания

1

2

Формирование



педагогическое наблюдение;

1 раз в год;

специальных знаний,



тестирование детей;

конец учебного

умений, навыков



собеседования;

года.

воспитанников.



обобщающие занятия.

Формирование



педагогическое наблюдение.

1 раз в год.

нравственных качеств

Учебные занятия,

личности воспитанника.

воспитательные
мероприятия.

3

Сплочённость



коллектива и

методика определения развития
группы как коллектива;

формирование



педагогическое наблюдение;

коммуникативных



мониторинг сохранности

На каждом

контингента.

учебном занятии.

навыков каждого
воспитанника.
4

1 раз в год.

Удовлетворенность

2 раза в год.


анкетирование по изучению

воспитанников и их

мотивации воспитанников и их

родителей

родителей;

образовательной
деятельностью



1 раз в год

творческие отчеты и
родительские собрания.

коллектива.

Прогнозируемый результат
Таким образом, по окончании освоения данной программы, обучающиеся должны
знать:


Правила поведения, правила техники безопасности;



Понятия «контрольный образец», «плотность вязания»;



Особенности кругового объемного вязания;



Особенности расчета петель при вязании изделия;



Последовательность выполнения деталей изделия;



Знать условные обозначения элементов вязания.

должны уметь


Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;



Вязать узоры в различных техниках;



Изготавливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;



Выполнять расчет петель для вязания различных видов изделий;



Вязать по инструкционному описанию этапов вязания изделия и по расчету петель на
основе плотности вязания;



Определять плотность вязания;



Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;



Пользоваться инструкционными, технологическими схемами при вязании вещей;



Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы;



Выполнять заключительную отделку и декор готовых изделий;
Результатами обучения по данной программе могут являться положительные

тенденции развития памяти, внимания, мышления, моторики рук ребёнка, развитие
творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративноприкладного творчества, организация выставок работ, тестирование, выполнение
практических заданий
Выполнение зачетных заданий по пройденным темам, публикация работ на сайтах
(официальный сайт МБОУ ДО КГО «ЦВР», группа МБОУ КГО «ЦВР» в социальной сети
ВКонтакте),

Список литературы
1. В.П. Гирич Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
2. Е.А. Гурбина Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
3. М. В. Максимова Азбука вязания. - М.: Стройиздат, 1986
4. Т.А.Терешкович Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995.
5. А.Чимейр Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.
6. Журналы по вязанию крючком.
Электронные образовательные ресурсы
Материалы сайтов:
http://orangeknitting.ru/index.php?/topic/18-putevoditel-po-forumu/
http://amigurumi.com.ua/forum/
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library

Приложение 1
Календарно – тематический график
на _______________учебный год
Абрамова Марина Владиславовна
ДООП художественной направленности
«Декоративное вязание»

1 год обучение, группа № _____
№ п\п

1.

2.

3.

4.

5.

Дата
прове
дени
я

Тема занятия

Сентябрь
Вводная часть. Организационное занятие
Знакомство с детьми, выявление уровня
подготовки.
Ознакомительная беседа. Общая характеристика
учебного процесса.
Правила техники безопасности на занятиях.
Демонстрация образцов изделий.
История
возникновения
вязания.
Инструменты и материалы. Цепочка из
воздушных петель
Из истории вязания крючком.
Знакомство с различными видами нитей.
Инструменты и материалы, необходимые для
занятий.
Правильный подбор крючка.
История
возникновения
вязания.
Инструменты и материалы. Цепочка из
воздушных петель
Как держать крючок.
Первая петля и цепочка из воздушных петель.
Правильная постановка рук при вязании.
Вязание первой петли и цепочка из воздушных
петель.
История
возникновения
вязания.
Инструменты и материалы. Цепочка из
воздушных петель
Изготовление панно, сувениров, узоров из
цепочек.
Столбики без накида. Условные обозначения.
Ряд, высота ряда, условные обозначения
Характеристика основных приемов вязания.
Правила вязания столбика без накида.
Условные обозначения. Обзор специальной
литературы.

Форма
занятия

Форма
контроля

Количе
ство
часов

Беседа

Наблюдение
опрос

2

опрос
беседа
презентац
ия

Выполнение
практических
занятий

2

2

2

Беседа
опрос
презентац
ия

Тестирование
выполнение
практического
задания

2 (8ч)

6.

7.

8.

9.

Столбики без накида. Условные обозначения.
Ряд, высота ряда, условные обозначения
Введение понятия: воздушная петля, цепочка из
воздушных петель, столбик без накида,
полустолбик, схема, описание работы, петли для
начала ряда.
Столбики без накида. Условные обозначения.
Ряд, высота ряда, условные обозначения
Введение понятия: прямое вязание
Условные обозначения.
Просмотр схем и образцов.
Отработка навыков вязания 1-й петли,
воздушных петель, столбика без накида,
полустолбика.
Столбики без накида. Условные обозначения.
Ряд, высота ряда, условные обозначения
Ровный край вязания.
Вязание столбиков на одинаковую высоту
Ровный край вязания.
Плотность вязания.
Отработка навыка вязания столбиков без
накида
Просмотр схем образцов вязания.
Петли подъема
Лицевая и изнаночная сторона работы

2

2

2

беседа
презентац
ия

Самостоятель
ная работа

итого
10.

11.

12.

13.

14.

Октябрь
Отработка навыка вязания столбиков без
накида
Вязание полотна (закладки) столбиками без
накида.
Закрепление последней петли.
Отработка навыка вязания столбиков без
накида
Наращивание закончившейся нити.
Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние»
столбики).
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круга
Поэтапное
рассмотрение
технологии
прибавления и убавления петель при вязании
круга.
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круга
Поэтапное
рассмотрение
технологии
прибавления и убавления петель при вязании
квадрата
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круга

2

18
2

2

Опрос
беседа
Разбор
схем

Промежуточн
ый контроль
Наблюдение
Выполнение
практических
заданий

2 (14ч)

2

2

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Знакомство со схемами вязания крючком
салфеток
Разбор описания, схем.
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круг
Вязание круга с помощью прибавления и
убавления петель.
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круга
Вязание квадрата
с применением техники
прибавления и убавления петель.
Техника изменения размера изделия за счет
убавления
и
прибавления
петель.
Практическая работа. Вязание круга и
квадрата с помощью прибавления петель.
Вязание декоративной салфетки на кухню, на
основе круга
Вязание декоративной салфетки на основе круга.
Анализ готовых работ.
Игрушки детей разных стран (лекция).
Технология создания объемных деталей для
изготовления игрушки, сувениров
История возникновения игрушки
Обзорное знакомство с детскими игрушками из
разных стран.
Виды игрушек.
Ноябрь
Игрушки детей разных стран (лекция).
Технология создания объемных деталей для
изготовления игрушки, сувениров
Знакомство с традиционными игрушками из
разных стран.
Особенности вязания игрушек, сувениров.
Игрушки детей разных стран (лекция).
Технология создания объемных деталей для
изготовления игрушки, сувениров
Порядок вязания деталей игрушки
Технология и приёмы выполнения различных
объемных деталей для изготовления игрушек,
сувениров.
Материалы для набивки игрушек.
Игрушки детей разных стран (лекция).
Технология создания объемных деталей для
изготовления игрушки, сувениров
Изготовление куклы - оберега на основе
помпонов и кистей.
Игрушки детей разных стран (лекция).
Технология создания объемных деталей для
изготовления игрушки, сувениров
Отработка прибавления и убавления петель при
изготовлении объемных деталей.
Расчет петель для симметричного вязания
деталей.

2

2

2

Беседа
Опрос
Презента
ция

Выполнение
практических
заданий
Мастер- класс

2 (10ч)

Итого

18
2

2

2

2

23.

24.

25.

26.

27.

Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Отделочные материалы: бусины,бисер, пайетки
и др.
Отделочные элементы.
Вязание цепочки с использованием бусин и
бисера.
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Выбор модели, ниток, крючка.
Композиционное и цветовое решение.
Работа по описанию или схемам (с помощью
педагога).
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Совершенствование и закрепление полученных
навыков.
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Вязание
вышеперечисленных
игрушек,
состоящих из
отдельных деталей под
руководством педагога
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Набивка деталей

Беседа
Презента
ция
Мастеркласс

Тестирование
наблюдение
Выставка
работ
промежуточн
ый контроль

2

2

2

2

Итого

28.

29.

30.

31.

Декабрь
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Сшивание деталей игрушки различными
способами: с помощью крючка и швейной иглы.
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Изготовление отделочных элементов (глаз, носа
и т.д.)
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Выбор элементов украшения и их вязание.
Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Оформление и декор готовых изделий.
Оформление мордочки игрушки.

2(20ч)

18

2

2

2

2

32.

33.

34.

35.

Декорирование
игрушки,
сувениров.
Практическая работа: вязание объемной
игрушки «Мышка», «Поросёнок», «Грибок» и
т.д.
Окончательное оформление изделия.
Обсуждение готовых работ.
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Знакомство, изучение и рассмотрение схем
вязания плоских игрушек.
Знакомство, изучение и рассмотрение схем
вязания декоративных элементов.
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Виды декоративных элементов.
Выбор модели, ниток, крючка для вязания
выбранной плоской игрушки. Разбор схемы
изделия.
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Работа по описанию или схемам (с помощью
педагога).

2

Опрос
Беседа
Мастеркласс

Самостоятель
ная работа
Выполнение
Практическог
о задания

2

2

Итого
36.

37.

38.

СПИЦЫ
39.

40.

Январь
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Декорирование и оформление готового изделия.
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Вязание
декоративного цветка
согласно
выбранной схеме (плоский цветок)
Вязание плоских игрушек по схемам вязания
«Совушка», «Зайчик» и т.д. Изготовление
декоративных украшений
Вязание декоративного цветка согласно схеме
(объёмный цветок)
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Краткие сведения из истории этого старинного
рукоделия.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике
вязания на спицах.
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Материалы и инструменты для вязания.
Характеристика
шерстяных,
пуховых,
хлопчатобумажных и шёлковых нитей.
Правила подбора спиц в зависимости от качества
и толщины нити.

2(12ч)

16
2

2

2

Опрос
Беседа
Мастеркласс
Комплекс
ное
учебное
занятие

Выполнение
практических
заданий

2 (20ч)

2

41.

Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Виды набора петель.
Правильное положение рук при наборе петель на
спицы

2

итого
42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

Февраль
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Выявление технологической разницы при
выполнении вязания изнаночной и лицевой
петель.
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Понятие «Кромочная петля»
Роль и предназначение кромочной петли в
процессе вязания
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Технология закрепления петель последнего ряда
Способы закрепления петель последнего ряда
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Набор петель на спицы при помощи педагога
Самостоятельная работа по набору петель на
спиц
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Вязание изнаночных петель двумя способами.
Первый способ расположить рабочую нить перед
левой спицей.
Вязание изнаночных петель двумя способами
Второй способ: "бабушкина изнаночная".
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология
выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Вязание лицевых петель двумя способами.
Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку
Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку
Материалы и инструменты. Набор петель
при вязании на двух спицах. Технология
выполнения изнаночных петель. Технология

13
2

2

2

2

2

2

2

49.

50.

выполнения лицевых петель. Кромочные
петли. Закрепление петель последнего ряда
Вязание кромочных петель в прямых и обратных
рядах изделия.
Закрепление петель последнего ряда способом
двойной петли
Закрепление петель последнего ряда способом
протяжки первой петли в последующую
Способы
убавления,
прибавления
и
закрывания петель. Соединение петель
Убавление и прибавление петель
Способы
убавления,
прибавления
закрывания петель. Соединение петель
Закрывание петель

Беседа
Мастеркласс

Выполнение
практической
работы

и

2

Итого
51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

Март
Способы
убавления,
прибавления
и
закрывания петель. Соединение петель
Соединение петель по лицевой стороне
Способы
убавления,
прибавления
и
закрывания петель. Соединение петель
Соединение по изнаночной стороне
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Демонстрация изделий, иллюстраций, схем.
Ассортимент вязаных сувениров.
Выбор изделия
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Знакомство со схемами и описаниями
Подбор нитей.
Цветовое и композиционное решение.
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Вязание сувенира (по выбору).
Работа по схемам и описаниям.
Консультации.
Контроль качества.
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Вязание сувенира (по выбору).
Работа по схемам и описаниям.
Консультации.
Контроль качества.
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Вязание сувенира (по выбору).
Работа по схемам и описаниям.
Консультации.
Контроль качества.
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Вязание сувенира (по выбору).

2 (8ч)

18
2

2
Беседа
Опрос

Самостоятель
ная работа
Выполнение
практических
заданий

2 (14ч)

2

2

2

2

2

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Работа по схемам и описаниям.
Консультации.
Контроль качества.
Подарки родителям. Практическая работа.
Вязание сувениров (спицы, крючок по выбору
ребёнка)
Вязание сувенира (по выбору).
Работа по схемам и описаниям.
Консультации.
Контроль качества.
Апрель
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Аксессуары – история и современность.
Демонстрация иллюстраций, готовых изделий,
схем (шапочки, сумки, косметички, пеналы, т.д.)
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Технология вязания овала. Прибавление петель
на закруглении.
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Самостоятельный выбор изделия (шапочка,
шарфик, повязка и т.д.)
Подбор схемы или описания изделия. Подбор
нитей. Подбор фурнитуры Технология вязания
изделия. Цветовое решение.
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Вязание
образца
овальной
формы.
Самостоятельная
работа.
Консультация.
Контроль качества
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Вязание
образца
овальной
формы.
Самостоятельная
работа.
Консультация.
Контроль качества
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Вязание
образца
овальной
формы.
Самостоятельная
работа.
Консультация.
Контроль качества
Мир
аксессуаров.
Самостоятельная
разработка творческого задания.
Вязание
образца
овальной
формы.
Самостоятельная
работа.
Консультация.
Контроль качества
Вязание самостоятельно разработанного
творческого задания
Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию.
Консультации.
Контроль качества.
Декоративная отделка изделия.
Май
разработанного

Вязание самостоятельно
творческого задания
Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию.

2

Опрос
Беседа

Итого

18

Самостоятель
ная работа
Выставка
работ
Промежуточн
ый контроль

2 (14ч)

2

2

2

2

2

2

Беседа

Презентация
готовых работ
Анализ
выполненной
работы

2 (15ч)

Итого

16
2

69.

70.

Консультации.
Контроль качества.
Декоративная отделка изделия.
Вязание самостоятельно разработанного
творческого задания
Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию.
Консультации.
Контроль качества.
Декоративная отделка изделия.
Вязание самостоятельно разработанного
творческого задания
Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию.
Консультации.
Контроль качества.
Декоративная отделка изделия.

71.

Вязание самостоятельно разработанного
творческого задания
Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию.
Консультации.
Контроль качества.
Декоративная отделка изделия.

72.

«Итоговое занятие»
Презентация готового творческого задания
Подведение итогов.
Выставка работ детей с подведением итогов за
пройденный курс освоения программы.

2

2

2

Беседа

Презентация
готовых работ

2

Итого
Итого за год

16
144

Приложение 2
Техника безопасности при вязании крючком и спицами
Соблюдение техники безопасности при вязании является важным и обязательным
условием для правильного, комфортного и безопасного рукоделия. Очень важно, чтобы
серьезное и ответственное отношение к соблюдению этих правил прививалось с первого
урока по вязанию.
Начало работы:
Постараться организовать рабочее место так, чтобы оно было хорошо освещено.
Направление освещения - слева или спереди. Если левша, то освещение должно быть с
правой стороны и спереди. Стул должен быть удобным, подобранным для роста по
высоте. Расстояние от глаз до вязаного полотна должно быть 35 – 40 см. Работать нужно
чистыми руками, чтобы не пачкать пряжу.
Во время работы:
Все нужные инструменты должны храниться в специальной коробочке или сумочке.
Если предполагается использование иголок и булавок, то их нужно держать в игольнице.
Иголки до начала работы нужно пересчитать и после окончания работ пересчет нужно
повторить. Крючок или спицы не должны быть опасно острыми. Поверхность должна
быть гладкой без зазубрин, царапин и сколов.
Инструменты нельзя брать в рот или вкалывать в одежду. Нитку при необходимости
нужно отрезать ножницами, а не перекусывать. Клубок с нитками удобно поместить в
коробку. Ножницы хранятся в сомкнутом виде.
После работы:
Пересчитать количество булавок и иголок. Сломанные иголки завернуть в бумагу и
только тогда выбросить. Все инструменты убрать в специально отведенное место.
Незаконченное вязание желательно хранить завернутым в ткань или пакет. После работы
вымыть руки, чтобы на них не оставались волоски ниток.

Приложение 3
Упражнение для снятия напряжение с глаз «стишки – потешки»
Вот стоит большая елка – вот такой высоты (поднимаем глаза вверх)
У нее большие ветки – вот такой ширины (двигаем глазами в лево в право)
Есть на елке шишки (поднимаем взгляд и ищем «шишки»)
А внизу - берлога мишки (смотрим вниз)
Зиму спит там косолапый (зажмуриваем глаза)
И сосет в берлоге лапу
Упражнение для рук (самомассаж карандашом)
Катать карандаш ладошкой по столу к запястью и обратно.
Прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью. Для усложнения
можно взять 2-3 карандаша.
Прокатываем карандаш по кисти одной руки ладошкой другой руки и выполнить тоже
другой рукой. Каждый пальчик размяли пальчиками другой руки.

Приложение 4
Календарный учебный график

Начало учебного года по программе
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
I полугодие
II полугодие
Сроки проведения мониторинга
Выходные и праздничные дни

1 сентября
До завершения Программы
36 недель
17 недель
19 недель
3 раза в год (сентябрь, декабрь, май)
Понедельник, среда, пятница,
суббота, воскресенье
4 ноября – день
народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8 января – Новогодние
каникулы,
7 января - Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,

Приложение 5
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень

Начальный уровень

Уровень освоения

1

4
2

3

1.
Знакомство с
образовательной
областью

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
Овладение
знаний
специальными
знаниями, умениями,
навыками

2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.

Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
Интерес на уровне
поддерживается
увлечения.
самостоятельно.
Поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
Устойчивая
неустойчивая,
мотивация. Ведущие
мотивы:
связанная с
познавательный,
результативной
общения, добиться
стороной процесса.
высоких результатов.

Мотив случайный,
кратковременный.

3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

4.

Уровень
совершенствования

Показатель «Творческая активность»
Социализация в
Есть положительный
коллективе.
эмоциональный
Инициативу
отклик на успехи
проявляет редко.
свои и коллектива.
Испытывает
Проявляет
потребность в
инициативу, но не
получении новых
всегда. Может
знаний, в открытии
придумать
для себя новых
интересные идеи, но
способов
часто не может
деятельности.
оценить их и
Добросовестно
выполнить.
выполняет
поручения, задания.
Проблемы решить
способен, но при
помощи педагога.
Показатель «Достижения»

Допрофессиональная
подготовка

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.

Пассивное участие в
делах объединения

Активное участие в
делах объединения.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Приложение 6
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.

ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:

п/п №

№ группы

ЗУН

Мотивация к знаниям

Творческая активность

Достижения

№ уровня

№ уровня

№ уровня

№ уровня

(кол-во детей в
каждой группе)

1
1

2

3

4

1

2

№1 (14 чел)

2

42

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Приложение 7
Правила безопасности при работе с ножницами

1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2.Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными
ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с
которым работаешь.
42

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть
спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

46

Приложение 8

Календарный план по воспитательной работе на 2024-2025 учебный год,
посвященный 80-летию Победы в ВОВ
№
п\п
1
2

Название мероприятия,
событие
Посвящение в кружковцы
День девочек

Форма
проведения
концерт
Игровое
мероприятие
беседа

Сроки
проведения
сентябрь 2024
14.10.24

Ответственный

3

Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)

декабрь 2024

Масанин А.М.

4

Акция «Письмо защитнику
Отечества»

акция

в течение года

5

Игровой праздник к 23
февраля
«А ну-ка, мальчики»

Игровой
праздник

21.02.2025

6

Концерт «8 Марта»

Март, 2025

7

Детский городской
фестиваль «Творец»,
посвященный 80-летию
Победы
Онлайн-акция "Марафон
стихов и песен о Победе"
Минутки безопасности

Концертная
программа
Фестиваль

педагогорганизатор
Маркова А.А,
педагогорганизатор
Маркова А.А,
Масанин А.М.
Пчелова В.Н.

Апрель 2025

Пчелвоа В.Н.

акция

Апрель-май,
2025
В течение года

Волкова Н.С.
Масанин А.М.
Масанин А.М,

8
9

беседа

46

Пчелова В.Н.
Пчелова В.Н.

Приложение 9
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
46

№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
4 Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
5 Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
6 Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.

7

Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады

8

Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)

9

Профилактические беседы

10 Участие обучающихся в тематических
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
46

Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь

В течение года

Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист

В течение года

Педагог
объединения

В течение года

Педагог
объединения

Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года

Педагог
объединения

В течение года
В течение года

Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.

Педагогорганизатор
Масанин А.М.

Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.

мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)

46

Педагог
объединения

Приложение 10

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Декоративное вязание»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности для детей в возрасте 8-12 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: внесены «Правила безопасности при работе
с ножницами», «Правила безопасной работы с канцелярским ножом», «Правила
безопасной работы с клеем».
2. Изменения в раздел «Приложения»: добавлен «Календарный план по
воспитательной работе на 2024-2025 учебный год, посвященный 80-летию
Победы в ВОВ».
3. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».

Методист

Волкова Н.С./
ФИО

46

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».