ДООП Компьютерная графика 2024

1

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1___

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «_05_» сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерная графика и дизайн»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
технической направленности
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Волкова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Костомукша, 2024
2

Содержание

I
II
III
IV
V
VI
VII

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации программы
Формы аттестации и контроля
Список литературы
Приложения:

3
8
9
13
14
17

Приложение 1. Календарно-тематический график

18

Приложение 2. Алгоритм учебного занятия

26

Приложение 3. Календарный учебный график

27

Приложение 4. Промежуточный тест (вариант)

28

Приложение 5. Календарный план воспитательной работы

29

Приложение 6. Критерии показателей уровневого дополнительного
образования обучающихся
Приложение 7. Итоговая таблица показателей диагностики образовательного
уровня обучающихся
Приложение 8. Техника безопасности при работе с компьютером

30

Приложение 9. Упражнения для снятия напряжения с глаз. Комплекс
упражнений для рук.
Приложение 10. Итоговое тестирование (пример)

34

Приложение 11. Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ
жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни»
Приложение 12. Календарный план по воспитательной работе на 2024-2025
учебный год, посвященный 80-летию Победы в ВОВ
VIII Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной
программе.

3

31
32

35
38
40
4142

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности «Компьютерная графика и дизайн» разработана на основе следующих
документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;

Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся на занятиях и спецификой работы учреждения.
Направленность: техническая
Вид программы – модифицированная, построенная на основе: ДООП
«Компьютерная графика» (составитель Чудакова И.В.); ДООП «Компьютерная графика и
Web-дизайн» (составитель: Егорова Ольга Николаевна). С изменениями в части учебного
и календарно-тематического планов.
Уровень сложности – базовый
Актуальность:
Современный мир полностью строится на компьютерных технологиях. Компьютеры
проникли во все сферы деятельности человека, и современный ребенок не мыслит своей
4

жизни без него. Долгое пребывание ребенка за компьютером зачастую вызывает
негативные реакции у родителей, однако, логичным будет не лишать ребенка
возможности осваивать его, а направить деятельность ребенка в полезное русло.
Компьютерная графика - одна из наиболее распространенных современных
компьютерных технологий. Это одно из самых увлекательных занятий для школьников и
многих студентов. В процессе работы с компьютерной графикой у обучающихся
формируются базовые навыки работы в графических редакторах, рациональные приемы
получения изображений; одновременно изучаются средства, с помощью которых создаются
эти изображения, возможности компьютерной графики при создании буклетов, брошюр,
коллажей. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от
традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране
компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их,
меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе
созданных композиций готовую печатную продукцию.
Исходя из вышесказанного, появилась идея привлекать детей к изучению
компьютерных программ и графических редакторов. Это поможет детям узнавать новое и
закреплять полученные знания в ходе привычной для них деятельности – работы за
компьютером. Изучение графических редакторов требует, кроме знания технических
возможностей программы, еще и творческого подхода к созданию рисунка, а также,
глубокого изучения темы работы. Таким образом, одновременно развиваются творческие
способности ребенка и его знания в области компьютерных технологий.
Знания, полученные при изучении графических редакторов, учащиеся могут
использовать для создания графических объектов: рисунков, символики, а также, для
создания печатных материалов: листовок, плакатов, открыток и т.д. Созданное изображение
может быть использовано в учебном процессе в школе: докладе, статье, мультимедиапрезентации, размещено на WEB-странице или импортировано в другой электронный
документ.
В ходе изучения данной программы, планируется активное участие детей в
фотовыставках (с созданием и обработкой собственных фотографий), конкурсах рисунков и
плакатов на различную тематику, разработка различной печатной продукции по заданию
педагога.
Данная программа не требует начальных знаний работы с компьютером. Многие
компьютерные понятия вводятся во время выполнения практических работ, по мере
возникновения необходимости их использования.
Использование графических редакторов является новым в педагогике
дополнительного образования и открывает перед педагогом новые горизонты. Человек,
занимающийся компьютерной графикой, активно расширяет свой кругозор, приобретает
навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие,
формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения.
Новизна:
Новизна данной программы заключается в использовании таких методов и
приемов работы, как кейс-метод и метод проблемного обучения, которые широко
применяются при обучении детей возможностям графического редактора.
Применение кейс-метода в обучении предполагает интенсивное взаимодействие
преподавателя и учащегося, а также учащихся в группе, в результате которого
осуществляется моделирование процесса
разработки готового
продукта
в
профессиональной деятельности. Применение кейс-метода в обучении предполагает
интенсивное взаимодействие преподавателя и учащегося, а также учащихся в группе. При
использовании данного метода педагог ставит перед обучающимися задачу создания
готового продукта (полиграфического или web), озвучивает детям техническое задание и
предоставляет набор материалов. В процессе работы над заданием ребенок сталкивается с
5

необходимостью самостоятельно продумывать концепцию и этапы работы, выбирать
нужные инструменты редактора, использовать его функционал по своему желанию. Такой
подход не только развивает в ребенке креативное мышление, но и способствует лучшему
и более глубокому изучению программы, поскольку ему приходится решать встающие
перед ним индивидуальные задачи и проблемы. Педагог оказывает ребенку лишь
минимальную помощь при необходимости, таким образом обучая воспитанников
самостоятельности и творческому подходу.
Суть проблемного метода заключается в построении проблемной ситуации и
обучении умению находить оптимальное решение. При этом дети активно включаются в
ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и
умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент:
проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний,
побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий
развития творческого мышления.
Педагогическая целесообразность: Посещая занятия, воспитанники делают
первые шаги в изучении графического редактора, возможностей компьютерной графики и
ее функционал. Изучение горячих клавиш, терминологии, настроек поможет им в
дальнейшем работать с компьютером более профессионально. Полученные знания
пригодятся как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Цель – развитие компьютерной грамотности ребенка путем разработки и
проектирования различных творческих работ в графических редакторах при помощи
компьютера/ноутбука, обучение приемам и методам создания графических иллюстраций и
редактирования изображений.
Задачи:
Образовательные задачи:
o
Научить работать с ПК и с графическими редакторами
o
Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения,
используя инструменты графических редактором
Развивающие задачи:
o
Развить способности к выражению в творческих работах своего видения
прекрасного, гармоничного, свой особый взгляд на мир;
o
Развивать художественные способности, эстетические чувства;.
o
Развить навык использования информационных технологий;
Воспитательные задачи:
o
Способствовать осознанному отношению ребенка к миру компьютерных
технологий;
o
Расширить кругозор в сфере практической работы с компьютером.
Отличительные особенности:
 Материал программы адаптирован для детей среднего школьного возраста. В
работе педагог учитывает интересы воспитанников, их потребности в творческом
самовыражении, и, исходя из этого, планирует практические задания для детей.
 При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с
работами иллюстраторов, дизайнеров, аниматоров;
 Для комплексного закрепления материала используется метод кейсов, проблемное
обучение, самостоятельная творческая деятельность учащихся. Приоритет
практики, ориентация на создание готового продукта, использование реальных
заданий от клиентов графического дизайнера для тренировки.
 Региональный компонент включает информацию о традиционных карельских
узорах и орнаментах. На их примере ребенок учится интегрировать традиции и
современность, придавать работам национальный колорит.
6

 Программа предоставляет возможность обучающимся заниматься по индивидуальным образовательным маршрутам.
 Патриотическое воспитание реализуется через воспитательные задачи: привить
любовь к Родине, малой родине, ее культуре и традициям.
 Занятия строятся с учетом здоровьесберегающих технологий: на каждом занятии
проводятся физкультминутки для снятия напряжения с глаз, вместе с педагогом
обучающиеся выполняют упражнения для рук для профилактики туннельного
синдрома (См. Приложение 9). Педагог наблюдает и при необходимости
корректирует осанку ребенка при работе за компьютером (См. Приложение 8).
Обязательно соблюдение соответствующих возрасту временных норм при работе
за компьютером, проветривание, использование бактерицидных ламп.
Возраст детей: от 10 до 14 лет.
Состав группы: постоянный свободный, не менее 14 человек, при соблюдении
санитарно-гигиенических норм и материально-технического обеспечения программы.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития.
Развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления,
социализации ребенка в обществе. В результате изменяются взгляды на окружающую
действительность и на самого себя. В этом возрасте учащимся нравится решать
проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Ребятам этого возраста важно высказать свое мнение и суждение. Выразить свою
индивидуальность, свой особый взгляд на мир дети могут в процессе творчества, создавая
работы в компьютерном редакторе, во время обсуждений проблем с педагогом и другими
воспитанниками.
Объем и сроки реализации:
Теории – 25 часов, практики – 119 часов.
Один год обучения – 144 часа.
Программа предусматривает возможность включения обучающихся в
образовательный
процесс
на
любом
этапе
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Форма обучения: очная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (при необходимости).
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становится личным хобби, и они продолжают
практику и дома.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая работа, работа в
парах.
Основные формы проведения занятий: комбинированное занятие, беседа,
экскурсия, выставка, мастер-класс.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут,
перемена между занятиями составляет не менее 15 минут.
Примерная структура занятия: см. Приложение 2.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
В результате освоения теоретической части курса обучающиеся должны:
o
Знать основы работы с ПК и с графическими редакторами;
o
Знать особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной
графики;
7

o
Знать способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
o
Знать способы хранения изображений в файлах растрового формата;
В результате освоения практической части курса учащиеся должны
уметь: создавать и редактировать изображения в графическом редакторе, а именно:
o
Выделять фрагменты изображений с использованием различных
инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
o
Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
o
Редактировать фотографии с использованием различных средств
художественного оформления;
o
Создавать многослойные документы;
o
Применять к тексту различные эффекты;
o
Выполнять тоновую и цветовую коррекцию фотографий;
o
Создавать коллажи;
o
Создавать макеты печатной продукции: грамоты, дипломы, афиши, визитки
и т.д.
Метапредметные результаты:
o
Умение самостоятельно определять цели, ставить для себя задачи в процессе
выполнения творческой работы;
o
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
o
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
o
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
o
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
o
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

8

Учебный план (144 часа)
№
Название раздела,
п/п
темы
1. Организационное
занятие. Вводный
инструктаж по
технике
безопасности.
(Приложение 8)
2 Введение в
компьютерную
графику. Основные
понятия.
3 Графический
редактор.
Интерфейс.
Настройки. Рабочие
среды. Панели,
списки,
всплывающие окна.
4 Инструменты
выделения.

Всего
2

Количество часов
Теория
Практика
1
1

Формы
аттестации/контроля
Беседа, опрос

4

1

3

Опрос

8

2

6

Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения

28

4

24

Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения
Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения
Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения
Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения
Выполнение
практических
заданий, анализ
качества выполнения
Самостоятельное
создание готового
макета, оформление
выставки.

5

Инструменты
рисования.

28

4

24

6

Слои

26

4

22

7

Инструменты
текста.

24

4

20

8

Инструменты
ретуши.

20

4

16

9

Итоговая
аттестационная
работа. Выставка
работ учащихся.
Итого:

4

1

3

144

25

119

9

Содержание учебного плана (144 часа, теория 25, практика 119)
1.
Организационное занятие. Вводный инструктаж по технике
безопасности. (2 акад.часа)
Теория. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на
компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с программой,
планом работы.
Форма аттестации и контроля: опрос.
Результат темы: усвоение знаний по технике безопасности и правилам поведения в
компьютерном классе; знакомство с интерфейсом программы.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
2.
Введение в компьютерную графику. Основные понятия. (4 акад.часа)
Теория. Растровая, векторная, фрактальная, трехмерная графика. Понятие растра,
пиксела, разрешения изображения (dpi), физического размера изображения.
Представление цвета в компьютерной графике. Кодирование цвета. Назначение графики.
Цветовые модели.
Практика. Работа в программе Adobe Photoshop по изученным понятиям.
Просмотр видео-роликов «Что такое 3-D графика», «Фрактальная графика», сравнение
изображений в программе Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Сравнение цветовых
моделей RGB и CMYK.
Форма аттестации и контроля: Опрос.
Результат темы: усвоение понятий растра, вектора, пиксела, знакомство с
основными панелями в программе.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска, видео о видах
графики.
3.
Графический редактор. Интерфейс. Настройки. Рабочие среды. Панели,
списки, всплывающие окна. (8 акад.час)
Теория. Интерфейс программы. Панель заголовка, панель меню, панель опций,
рабочая область программы, панель инструментов, область палитр. Основные настройки
программы. Понятие «Рабочая среда». Создание макета, сохранение макета. Форматы
графических файлов. Горячие клавиши. Возможности применения программы.
Использование линейки, сетки, направляющих.
Практика. Интерфейс программы, рабочая область. Основные панели: панель
меню, панель настроек, панель инструментов. Открытие и закрытие окон, перетаскивание
окон. Применение разных рабочих сред. Настройка языка, настройка «открывать новые
документы во вкладках», вид рабочей области. Создание нового документа. Сохранение
документа в разных форматах. Открытие и закрытие изображения. Изменение размеров
изображения. Обрезка изображения. Отмена действий.
Результат: обучающийся должен уметь: настроить рабочую среду программы под
себя, изменить язык при необходимости, создать новый документ, открыть уже
существующий документ различными способами, обрезать границы документа, задать
размеры. Уметь отменить действие на один шаг назад и на несколько шагов назад. Знать
основные панели программы и их настройки. Знать основные функции программы и ее
возможности.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
4. Инструменты выделения. (28 акад. часов)
10

Теория: панель настроек для инструментов выделения. Простейшие инструменты
выделения: прямоугольная область, круглая область. Действия с выделенной областью:
перемещение, трансформация, заливка. Инструменты группы «Лассо»: лассо,
прямолинейное лассо, магнитное лассо. Настройки: добавление к выделенной области,
вычитание из выделенной области, пересечение с выделенной областью. Инструменты
«Волшебная палочка» и «Быстрое выделение» и их настройки, возможности применения.
Режим «Быстрой маски». Выделение с помощью цветового диапазона.
Практика: использование простейших инструментов выделения, создание с их
помощью простых и сложных фигур, работа с настройками выделенной области. Рамка
трансформации для выделенной области. Задания: «Снеговик», «Крепость», «Флаг»,
«Пингвин», «Олимпийские кольца». Работа с лассо: выделение сложных объектов,
отделение объекта от фона. Работа с «Волшебной палочкой» и «Быстрым выделением».
Задания: «Меняем цвет глаз, обуви, одежды, травы, листьев, неба, велосипеда, мебели»,
«Под фонарем».
Результат: обучающийся должен уметь выделять объекты разной сложности.
Знать и выбирать наиболее подходящий инструмент, в зависимости от поставленной
задачи. Уметь совершать действия с выделенной областью, использовать настройки
инструментов выделения.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
5.
Инструменты рисования. (28 акад.часов)
Теория: инструменты заливки: заливка и градиент. Выбор основного цвета и цвета
заднего плана. Палитра «Образцы». Всплывающее окно «Редактор градиентов»,
контрольные точки непрозрачности и цвета, наборы градиентов, добавление наборов,
создание авторских градиентов. Настройки градиента на панели настроек: линейный,
радиальный, конусовидный и другие виды. Инструменты рисования: карандаш, кисть.
Настройки кисти. Создание и сохранение кисти. Панель кистей и ее настройки.
Инструменты группы «Ластик»: ластик, фоновый ластик, волшебный ластик; особенности
использования. Фильтры. Галерея фильтров, возможности применения. Фильтр
«Пластика».
Практика: Использование заливки и градиента на практике для создания фона,
фигур, объема. Использование кисти для создания работ: «Логотип», «Авторская кисть»,
«Зимний пейзаж», «Мое домашнее животное», «Безопасность на льду», «Афиша»,
«Открытка». Работа с фильтрами: превращаем фотографию в картину, пазл, карандашный
рисунок. Использование фильтров искажения и размытия. Использование фильтра
«Пластика» при работе с фото.
Результат: обучающийся должен знать варианты выбора цвета, уметь загружать
дополнительные образцы и наборы, уметь пользоваться редактором градиентов, менять
настройки в зависимости от поставленной цели, уметь пользоваться кистью и ластиком,
менять их настройки по необходимости.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
6.
Слои. (26 акад.час)
Теория. Панель «Слои», создание нового слоя, удаление слоя, закрепление слоя,
перемещение слоев, видимость-невидимость слоя. Понятие «непрозрачность» для слоя.
Группировка слоев в папки. Свойства папок. Структурирование слоев. Панель «Стиль
слоя» и ее настройки. Понятие «Режимы наложения» и возможности их применения.
Понятие «Маска слоя». Корректирующие слои, их использование и настройки.
Практика. Работа с панелью «Слои», создание однослойных документов, их
плюсы и минусы. Создание многослойных документов. Изменение имени слоя.
11

Перемещение слоев, логика работы со слоями. Группировка слоев в папки, горячие
клавиши Ctrl+G. Создание коллажей. Создание работ с несколькими слоями с нуля.
Применение «Стиля слоя» для простых фигур, для сложных фигур, для рисунка, для
кисти, для текста. Создание объемной фигуры из плоской. Создание объемного текста.
Создание текстуры на объемных фигурах. Применение тени и свечения, обводки и
тиснения. Применение маски слоя, варианты: с помощью кисти, с помощью выделенной
области. Создание сложных коллажей: афиша фильма, рекламный плакат, фантастическое
изображение, макет медали, футболки, создание рисунка ко Дню народного единства,
создание открыток с использованием скрап-наборов, коллаж «Моя родина – Россия».
Результат: обучающийся должен уметь: создавать новый слой кнопкой на панели
и горячей клавишей, удалять слой, перетаскивать слой, группировать слои в папку,
переименовывать слои и папки. Открывать окно «Стиль слоя» и работать с ним,
применять эффекты тиснения, свечения, тени и настраивать их. Знать и применять маску
слоя разными способами.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
7.
Инструменты текста. (24 акад. часов).
Теория: панель «Символ», понятия гарнитура, начертание, кегль, интерлиньяж,
трекинг. Шрифты: скачивание, разархивирование, загрузка в программу. Панель «Абзац».
Понятия выравнивания и отступа. Применение шрифтов в дизайне. Работа с текстом в
окне «Стиль слоя». Перевод текста в растровый формат.
Практика: Делаем визитную карточку, открытки к праздникам (День матери, День
защитника Отечества, День пожилого человека и др.), грамоту, диплом, расписание
уроков, календарь, макет банкноты, афишу к мероприятию, листовки, плакаты.
Результат: обучающийся должен уметь пользоваться инструментом «Текст», знать
путь вызова панелей «Текст» и «Абзац», знать основные термины, уметь изменять кегль,
начертание, междустрочный интервал. Уметь применять к тексту эффекты стилей слоя.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
8.
Инструменты ретуши. (20 акад.часов).
Теория: возможности и настройки инструментов ретуши. «Восстанавливающие
кисти», «Перемещение с учетом содержимого», «Заплатка», «Штамп».
Практика: использование панели настроек для инструментов ретуши. Убрать
объекты с фотографии. Ретушь портрета. Исправление недостатков кожи. Исправление
эффекта мятой одежды. Ретушь старинного фото.
Результат: обучающийся должен знать инструменты ретуши и их возможности,
уметь менять настройки в зависимости от поставленной цели, использовать инструменты
комплексно.
Форма аттестации и контроля: выполнение практических заданий, анализ
качества выполнения.
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.
9.
Итоговая аттестационная работа. Выставка работ учащихся. (4
акад.час)
Теория. Повторение пройденного за год материала.
Практика. Игра «Вопрос-ответ», в которой попеременно задают вопросы то
педагог детям, то дети педагогу. Подготовка работ к выставке, доработка, устранение
недостатков.
12

Результат: обобщение полученных знаний.
Форма аттестации и контроля: Итоговое тестирование. (Приложение 4)
Оборудование: ноутбук с графическим редактором, проектор, доска.

13

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
o
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
o
компьютеры/ноутбуки – 6 штук;
o
принтер;
o
проектор, экран;
o
программное обеспечение: операционная система, пакет Microsoft Office;
графический редактор;
o браузер (в составе операционных систем);
o мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др);
o антивирусная программа;
o удлинители;
o сетевые фильтры для компьютеров/ноутбуков.

Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N
652н).
Информационное обеспечение:
В своей работе педагог использует самостоятельно созданные презентации на
флеш-носителях, видео-уроки по темам (сайт Фотошопмастер https://photoshop-master.ru/),
видеофильм о 3D-графике, специализированные сайты для работы с графическими
редакторами, сайты для скачивания наглядных материалов (Сайт Creative market
https://creativemarket.com/) и архивов (шрифтов, скрап-наборов, наборов градиентов и т.д.),
необходимых для работы в программе (Фотошопмастер https://photoshop-master.ru/).

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Интернет-ресурсы:
Сайт Фотошоп-мастер https://photoshop-master.ru/
Сайт Liveclasses https://liveclasses.ru/
Сайт Пинтерест https://www.pinterest.ru/
Сайт Creative market https://creativemarket.com/
Сток фотографий и изображений https://ru.freepik.com/
Сток фотографий и изображений https://stock.adobe.com/ru/free

Формы реализации:
Очная.
Программа может быть реализована в дистанционном формате с использованием
сети Интернет (использование образовательной платформы Сферум, официальной группы
МБОУ ДО КГО «ЦВР» https://vk.com/centrvneshkolnik, группы объединения
«Компьютерная графика и дизайн» https://vk.com/club194283721).
14

Данная программа реализуется на базе МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной
работы»
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы».
При поступлении в объединение в течение года новых обучающихся с ними
проводится начальная диагностика в форме беседы, в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе
проводится три раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь –
промежуточная аттестация, май – итоговая аттестация).
Начальный контроль: проводится в течение двух недель с начала изучения
образовательной программы. Цель – определение уровня развития детей, их творческих
способностей.
Формы контроля:
наблюдение;
опрос.
Текущий контроль: проводится в течение всего учебного года.
Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала;
определение готовности детей к восприятию нового материала; повышение
ответственности и заинтересованности детей в обучении, подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Формы контроля:
опрос;
самостоятельная работа;
тестирование.
Промежуточный контроль: проводится по окончании изучения темы или раздела
образовательной программы, в конце полугодия.
Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала;
определение результатов обучения.
Формы контроля:
тест (См. Приложение 4)
творческая работа;
опрос.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года или курса обучения.
Цель: определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
определение результатов обучения; ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе
самостоятельное) обучение; получение сведений для совершенствования образовательной
программы и методов обучения.
Формы контроля:
самостоятельная творческая работа;
презентация творческих работ;
выставка
15

Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся см.
Приложение 6.
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
см. Приложение 7.
Положительный результат обучения обеспечивается применением различных
форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняющих друг
друга. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует,
направляет учащихся. Учащиеся учатся анализировать свои работы. Большая часть
занятий отводится практической работе, по окончании которой проходит обсуждение и
анализ качества исполнения.
Показателями результативности освоения программы являются:
o
Знание основ работы с графическим редактором;
o
Умение применять полученные знания на практике, в повседневной жизни;
o
Умение работать самостоятельно и в группе;
o
Умение ставить цель и планировать работу;
o
Участие в творческих мероприятиях Центра внешкольной работы;
o
Активное участие в творческих конкурсах и выставках в номинации
«Графический рисунок», «Плакат» и т.д.;
o
Выход на районный, всероссийский, международный уровень.
Методы определения результативности:
Наблюдение: выполняется педагогом в процессе практической работы
обучающихся, с целью определения уровня развития детей, их творческих способностей,
уровня усвоения темы, выявления детей с особыми потребностями.
Выполнение практических заданий: наиболее часто используемая форма контроля,
заключается в репродуктивном воспроизведении обучающимися действий, показанных
педагогом. Педагог наблюдает за ходом выполнения работы, отмечает моменты не
усвоенные или плохо усвоенные детьми, проводит корректировку.
Самостоятельная работа: проходит в форме практического занятия. Тема работы
определяется педагогом. Педагог обсуждает с детьми тему и примерный ход выполнения
задания, при необходимости дети совместно вспоминают настройки инструментов,
команды и горячие клавиши, которые потребуются при выполнении задания.
Обучающиеся самостоятельно создают документ необходимого формата и выполняют
работу. При необходимости, педагог оказывает индивидуальную помощь, отвечает на
возникающие в процессе работы вопросы,
Конкурсная работа: педагог
рассказывает детям о тематике конкурса,
номинациях, требованиях к конкурсной работе, обсуждает с ними общий план работы,
примерное композиционное и цветовое решение. Обучающийся создает работу под
наблюдением педагога, обращаясь при необходимости за помощью. В данной форме
работы используются совместные обсуждения работ на различных этапах выполнения.
Тестирование: проходит в вопросно-ответной форме, дети отвечают на вопросы
педагога устно, письменно, либо совершая необходимые действия в графическом
редакторе.
Опрос: проходит в начале занятия, педагог задает вопросы по пройденной на
прошлом занятии теме, обучающиеся отвечают устно.
Анкетирование: обучающиеся письменно заполняют созданные педагогом анкеты
по пройденной теме либо разделу.
Выставка: работы для выставки создаются детьми по заданной либо свободной
теме в течение ряда занятий, с помощью педагога. Законченные работы распечатываются
на принтере и оформляются в тематическую выставку, либо сохраняются как веб16

документ и загружаются в официальную группу ВКонтакте в отдельный альбом с
указанием автора, возраста, названия работы.
Презентация творческих работ: проходит поэтапно, на первом этапе
обучающиеся самостоятельно либо с помощью педагога и товарищей создают творческую
работу по свободной или заданной теме. Второй этап: подготовка каждым учеником
краткого рассказа о теме своей работы, ходе ее выполнения, использованных в работе
приемах и методах, возникших затруднениях. На следующем этапе каждый ребенок
представляет свою работу перед педагогом и товарищами, сопровождая демонстрацию
подготовленным рассказом.
Формы определения результативности:
Выполнение зачетных заданий по пройденным темам, публикация работ на сайтах
(официальный сайт МБОУ ДО КГО «ЦВР», группа МБОУ ДО КГО «ЦВР» в социальной
сети ВКонтакте), организация выставок работ, тестирование, выполнение практических
заданий.

17

Список использованной литературы:



Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 1997.
Гурской Ю, Гурская И. Photoshop CS. Трюки и эффекты. 2 изд. (+CD). – СПб.:
Питер, 2005.

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.

Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебнометодическому пособию / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой,
И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.

Поляков, К.Ю. Уроки по Adobe Photoshop [Электронный ресурс] : электрон. учеб.
пособие — Режим доступа : http://kpolyakov.narod.ru/school/pshop.htm

Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe PhotoShop . - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.

18

Приложение 1
Календарно-тематический график
на ________ учебный год
Волкова Наталья Сергеевна,
ДООП технической направленности
«Компьютерная графика и дизайн»
(ФИО педагога, название программы),
1 год обучения, группа №1
(год обучения, № группы)
№ п\п

1

2

3

4

Дата
проведения

Тема занятия

Форма
занятия

Сентябрь
Организационное занятие.
Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Техника безопасности и санитарногигиенические нормы при работе на
компьютере. Знакомство с
программой, планом работы.
Введение в компьютерную
графику. Основные понятия.
Растровая, векторная, фрактальная,
трехмерная графика. Понятие
растра, пиксела, разрешения
изображения (dpi). Просмотр видеороликов «Что такое 3-D графика»,
«Фрактальная графика», сравнение
изображений в программе Adobe
Photoshop и Adobe Illustrator.
Практическое задание «Создаем
RGB образец»
Введение в компьютерную
графику. Основные понятия.
Представление
цвета
в
компьютерной
графике.
Кодирование цвета. Назначение
графики. Цветовые модели.
Работа в программе по изученным
понятиям. Сравнение цветовых
моделей RGB и CMYK.
Графический редактор.
Интерфейс. Возможности
применения. Панель заголовка,
панель меню, панель опций,
рабочая область программы, панель
19

Форма
контроля

Колич
ество
часов

Беседа

Наблюдение
опрос

2

Беседа,
презентаци
я

Выполнение
практически
х заданий

2

Беседа,
презентаци
я

Опрос.

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий,
анализ
качества

2

5

6

7

8

9

10

11

инструментов, область палитр.

выполнения

Графический редактор.
Интерфейс. Интерфейс программы.
Создание макета, сохранение
макета. Создание нового документа.
Сохранение документа в разных
форматах. Открытие и закрытие
изображения. Изменение размеров
изображения. Обрезка
изображения. Отмена действий.
Графический редактор.
Интерфейс. Форматы графических
файлов. Горячие клавиши.
Использование линейки, сетки,
направляющих.
Понятие «Рабочая среда».
Открытие и закрытие окон,
перетаскивание окон. Применение
разных рабочих сред.
Графический редактор.
Интерфейс. Основные настройки
программы. Настройка языка,
настройка «открывать новые
документы во вкладках», вид
рабочей области.
Инструменты выделения.
Панель настроек для инструментов
выделения. Простые инструменты:
прямоугольная область, овальная
область.
Практическое задание: «Флаг РФ и
флаг Карелии» при помощи
изученного инструмента. Беседа:
«Символика цветов на флагах»
Инструменты выделения.
Действия с выделенной областью:
перемещение, трансформация,
заливка. Практическое задание
«Медаль»

Выполнение
практически
х заданий,
анализ
качества
выполнения.

Октябрь
Инструменты выделения.
Инструменты группы «Лассо»:
лассо, прямолинейное лассо,
магнитное лассо.. Практическое
задание «Пингвин»
Инструменты выделения.
Инструменты группы «Лассо»:
Особенности применения,
настройки. Практическое задание
«Коллаж»
20

Выполнение
практически
х заданий,
анализ
качества
выполнения.

Выполнение
практически
х заданий,
анализ
качества
выполнения.

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий

2

Итого:

18
2

Беседа,
презентаци
я

Наблюдение

12

13

14

15

16

17

18

Инструменты выделения.
Добавление к выделенной области,
вычитание, пересечение.
Практическое задание «Крепость».
Инструменты выделения.
Добавление к выделенной области,
вычитание, пересечение.
Практическое задание
«Олимпийские кольца».
Инструменты выделения.
«Волшебная палочка», «Быстрое
выделение», настройки,
возможности применения.
Практическое задание «Меняем
цвет шапки, глаз»
Инструменты выделения.
Режим быстрой маски.
Практическое задание: выделение
сложных фигур (животные),
отделение от фона, трансформация,
перенос в другой документ.
Инструменты выделения.
Выделение с помощью цветового
диапазона. Особенности
применения на сложном фоне.
Практическое задание: выделение
сложных многоцветных фигур
(велосипед, одежда).
Инструменты выделения.
Отделение фона с помощью
параметров наложения в окне
«Стиль слоя». Практическое
задание: «Меняем цвет неба»
Инструменты выделения.
Отделение фона с помощью
параметров наложения в окне
«Стиль слоя». Практическое
задание: «Меняем цвет листвы,
травы», меняем осенний пейзаж на
летний.
Итого:

19

20

Ноябрь
Инструменты выделения.
Инструменты выделения.
Действия с выделенной областью:
масштабирование, поворот,
искажение выделенной области.
Практическое задание «Под
фонарем» (с использованием фото
ребенка)
Инструменты выделения.
Понятия «Международный формат
21

18

21

22

23

24

25

26

27

28

29

бумаги», А3,А4, А5. Набор
«Заказная». Инструмент «Рамка»,
обрезка изображения под нужный
размер. Практическое задание:
создание коллажа ко Дню
народного единства.
Инструменты выделения.
Выделение объекта на слое
щелчком по миниатюре слоя+Ctrl
Окно «Выделение», модификация
выделения: сжать, расширить,
растушевать, сгладить.
Инструменты рисования.
Инструмент «Заливка». Выбор
основного цвета и цвета заднего
плана. Практическое задание
«Создаем свой логотип».
Инструменты рисования.
Инструмент «Заливка». Настройки
допуска. Палитра «Образцы»
Практическое задание «Раскраска»
Инструменты рисования.
Инструмент Градиент.
Всплывающее окно «Редактор
градиентов», контрольные точки
непрозрачности и цвета.
Практическое задание «Набор
авторских градиентов»
Инструменты рисования.
Инструмент Градиент.
Добавление наборов градиентов.
Панель настроек для градиента:
линейный, радиальный и др.
Инструменты рисования.
Карандаш, настройки, возможности.
Практическое задание «Рисунок
карандашом».
Инструменты рисования.
Кисть, простые настройки кисти.
Понятия жесткость и размер, 2
способа изменения этих
параметров.
Практическое задание рисунок на
свободную тему.
Декабрь
Инструменты рисования.
Кисть, наборы кистей, загрузка,
создание и сохранение кисти.
Практическое задание «Авторская
кисть»
Инструменты рисования.
22

мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

2
комплексн
ое учебное
занятие

комплексн

Выполнение
практически
х заданий
Итого:

18

Тестировани

2

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Инструменты группы «Ластик»:
ое учебное е
ластик, фоновый ластик,
занятие
волшебный ластик. Настройки.
Практическое задание «Карельские
узоры». Беседы «Малая родина –
Карелия».
Беседа,
Выполнение
Инструменты рисования.
Использование скрап-наборов:
презентаци практически
скачивание, разархивирование,
я
х заданий
применение. Практическое задание
«Визитная карточка
(односторонняя)»
мастерВыполнение
Инструменты рисования.
Практическое задание «Открытка» с
класс
практически
использованием скрап-наборов
х заданий
комплексн Выполнение
Инструменты рисования.
Работа с фильтрами. Обзор галереи
ое учебное практически
фильтров. Возможности
занятие
х заданий
применения фильтров.
Практическое задание «Превращаем
фотографию в картину».
презентаци Выполнение
Инструменты рисования.
Фильтр «Пластика». Область
я, мастер- практически
применения.
класс
х заданий
Практическое задание «Исправляем
недостатки фигуры»
комплексн Самостоятел
Инструменты рисования.
Операции и скрипты. Практическое ое учебное ьная работа
задание: «Делаем паззл из фото»
занятие
мастерВыполнение
Инструменты рисования.
Фильтры оформления. Рендеринг.
класс
практически
Создаем эффект комикса. Работа с
х заданий
фильтрами. Превращаем фото в
карандашный рисунок.
За месяц по программе:
Январь
Слои. Основы работы со слоями.
комплексн Выполнение
Панель «Слои».
ое учебное практически
Создание нового слоя, удаление
занятие
х заданий
слоя, скрытие слоя.
Непрозрачность.
Создание однослойного документа.
Изменение имени слоя.
Слои.
Создание многослойного
изображения.
Особенности работы с
многослойным изображением.
Практическое задание «Плакат
Безопасность на льду»
Слои.
Группировка слоев в папки.
23

2

2

2

2

2

2

16
2

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

Свойства папок. Структурирование
слоев. Горячие клавиши. Макет
футболки.
Слои. Панель «Стиль слоя».
Спецэффекты на слоях: создание
тени, ореола, имитация рельефа,
обводка контура изображения.
Практическое задание «Создание
коллажа для участия в конкурсе
Моя родина – Россия».
Слои. Панель «Стиль слоя».
Применение стиля к объектам
выделения, фигурам, кисти.
Слои. Панель «Стиль слоя».
Создание объемного объекта из
плоского.
Практическое задание «Шар»
Февраль
Слои. Понятие «Маска слоя».
Способы создания маски: из
выделения. Практическое задание
«Фантастический пейзаж с
пузырями».
Слои. Понятие «Маска слоя».
Способы создания маски: кистью.
Действия с масками.
Маска для сложных объектов,
особенности наложения. День
воина-интернационалиста.
Экскурсия в Комнату боевой славы.
Практическое задание: открытка к
памятной дате.
Слои. «Маска слоя».
Создание коллажей. Практическое
задание «Драконы»
Слои. Режимы наложения.
Основные понятия. Практическое
задание: замена темного светлым и
наоборот. «Открытка папе к 23
февраля»
Слои. Совмещение режимов
наложения и маски слоя в одном
документе. Практическое задание:
«Афиша фильма о супергероях».
Слои. Корректирующие слои:
цветовой тон-насыщенность,
яркость-контрастность.
Слои. Основы работы со слоями.
Практическое задание «Грамота
другу»
Инструменты текста. Панель
24

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

Итого:

12

Мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Конкурсная
работа

2

мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

Мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

Мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий
Выставка

2

Выполнение

2

Беседа,
презентаци
я
комплексн

2

50

51

52

53

54
55

56

57

58

59

60

61
62

«Символ», основные настройки.
Практическое задание «Визитка
двухсторонняя»
Инструменты текста. Основные
понятия типографики: гарнитура,
кегль, кернинг, интерлиньяж.
Практическое задание «Макет
банкноты»
Март
Инструменты текста. Шрифт. Как
скачать и установить в программу
новые шрифты. Виды шрифтов,
возможности использования.
Практическое задание «Диплом».
Инструменты текста. Панель
«Абзац», понятия отступ и
выравнивание. Практика. Создаем
эффект вырезанного текста.
Инструменты текста. Применение
стилей слоя к тексту. Практическое
задание «Расписание уроков»
Инструменты текста. Практика.
Практическое задание «Календарь»
Инструменты текста. Применение
к тексту режимов наложения.
Практическое задание «Масленица»
Инструменты текста.
Создаем красивую рамку для фото.
Практика: Текст с блестками.
Инструменты текста. Создаем
стилизованную буквицу на примере
старинных славянских текстов.
Инструменты текста. Понятие
кернинга и трекинга. Практическое
задание «Постер Безопасность
весной», совмещение коллажа и
текстовых блоков.
Инструменты текста.
Надстрочные и подстрочные знаки
и символы, подчеркивание,
зачеркивание, курсив. Применение
на практике.
Апрель
Инструменты текста.
Особенности создания
полиграфической продукции.
Делаем макет диплома.
Инструменты ретуши.
Инструменты ретуши. Точечная
восстанавливающая кисть.
25

ое учебное
занятие

практически
х заданий

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий

2

Итого:

18

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Самостоятел
ьная работа

2

Беседа

Опрос

2

Мастеркласс
Беседа

Выполнение
практ.задан
Самостоятел
ьная работа

2

Беседа,
презентаци
я

Выполнение
практически
х заданий

2

Итого:

18

Выполнение
практически

2

комплексн
ое учебное

2

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

Восстанавливающая кисть.
Практическое задание: «Убираем
недостатки кожи»
Инструменты ретуши.
Перемещение с учетом
содержимого.
Практическое задание: «Открытка
маме»
Инструменты ретуши. Штамп.
Заплатка.
Работа с корректирующими
слоями. Кривые. Редактируем
черно-белую фотографию.
Инструменты ретуши.
Практическое задание «Убираем
ненужные объекты с фото».
Инструменты ретуши.
Особенности обработки старых
фотографий.
Практика. Обработка черно-белой
старой фотографии (портрета) для
участия в Акции «Бессмертный
полк».
Инструменты ретуши. Работа с
фотографией.
Практическое задание «Удаляем
эффект мятой ткани с одежды».
Май
Инструменты ретуши. Работа с
корректирующими слоями. Кривые.
Практическое задание «Рисуем
Победу!», участие в конкурсных
мероприятиях.
Инструменты ретуши. Работа с
фотографией. Видео о частотном
разложении.
Инструменты ретуши.
Подготовка к празднику День
России. Практика: создаем
документ для web: открытка День
России. Повторение
государственных символов: герб,
флаг, гимн.
Выставка работ учащихся.
Подготовка аттестационной
работы. Тестирование.
Выставка работ учащихся.
Конкурс на лучшую работу.

26

занятие

х заданий

комплексн
ое учебное
занятие

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Наблюдение

2

Мастеркласс

Самостоятел
ьная работа

2

Беседа

Конкурсная
работа

2

Итого:

16

Беседа,
презентаци
я

Выполнение
практически
х заданий

2

мастеркласс

Выполнение
практически
х заданий
Самостоятел
ьная работа

2

Беседа

2

2
Беседа

Выполнение
практически
х заданий
За месяц по программе:
Итого за год:

2

10
144

Приложение 2
Алгоритм учебного занятия:
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия.
3. Введение в образовательный материал. Введение начинается с вопросов,
которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу.
Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих
концентрации внимания и сохранению интереса.
4. Предлагаемый образовательный материал. Изложение нового материала или
информации предлагается обучающимся в форме рассказа и показа на электронной доске.
Педагог пошагово показывает на доске в режиме реального времени новые возможности
программы, сопровождая показ объяснением своих действий.
5. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала,
информации.
6. Творческая часть: дети приступают к самостоятельному выполнению
предложенного педагогом задания. Педагог на электронной доске еще раз повторяет ход
выполнения задания. Отвечает на возникающие вопросы детей, при необходимости
помогает.
7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке
любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.
8. Заключение: сформулировав советы и рекомендации, обучающимся
предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой
деятельности.

27

Приложение 3
Календарный учебный график
Начало учебного года по
программе

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного
года:

36 недель

I полугодие

16 недель

II полугодие

20 недель

Сроки проведения мониторинга

2 раза в год (февраль, май)

Выходные и праздничные дни

1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.

28

Приложение 4
Вариант промежуточного тестирования:

29

Приложение 5
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
1
2
3
4

5
6

Название мероприятия,
событие
Посвящение в кружковцы
Осенний лагерь
«Экологический»
День народного единства

Форма
проведения
концерт
Лагерь/площадка

Мастер-класс,
беседа
Посещение комнаты боевой беседа
славы (в рамка Дня памяти
воиновинтернационалистов)
День защитника Отечества Концерт
Всероссийская акция
Акция (онлайн)
«Рисуем Победу»

30

Сроки
Ответственный
проведения
сентябрь
Пчелова В.Н.
Октябрь-ноябрь Масанин А.М.
Ноябрь

Волкова Н.С.

январь

Масанин А.М.

Февраль
Май

Пчелова В.Н.
Волкова Н.С.

Приложение 6
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
1
1.
Знакомство с
образовательной
областью

2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.

3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции по
заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

4.
Пассивное участие в
делах объединения

Начальный уровень

Уровень освоения

2

3

Уровень
совершенствования
4

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
знаний

Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками

Допрофессиональная
подготовка

Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Показатель «Творческая активность»
Социализация в
коллективе.
Инициативу проявляет
редко. Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.

Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи свои
и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать интересные
идеи, но часто не
может оценить их и
выполнить.

Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.

Показатель «Достижения»
Активное участие в
делах объединения.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

31

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Приложение 7
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога: Волкова Наталья Сергеевна
Наименование творческого объединения: Компьютерная графика и дизайн
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:
ЗУН
№ уровня
п/п №

Творческая активность
№ уровня

Достижения
№ уровня

№ группы
(кол-во детей в
каждой группе)

1

1

Мотивация к знаниям
№ уровня

2

3

4

1

2

3

№1 (14 чел)

2

32

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Приложение 8

Техника безопасности при работе с компьютером
Пренебрежение правилами безопасности при работе с компьютером может
привести к негативным последствиям для пользователя в виде ущерба для здоровья и
имущества. Даже соблюдая технику безопасности как с работой со сложным бытовым
устройством, вы можете получить непрямой вред своему здоровью, если не будете
соблюдать рекомендации врачей, специально разработанных для пользователей ПК.
Вред здоровью при работе с компьютером и как его избежать
Продолжительная работа с компьютером приводит к накопительному
отрицательному воздействию на здоровье, т.е. ущерб долгое время может не проявляться
явно, а постепенно и незаметно копится. Самыми опасными воздействиями на здоровье
являются:

Высокая нагрузка на органы зрения, вызывающая его ухудшение и
появление синдромов «красного глаза» и «сухого глаза».

Заболевание суставов, вызванное неправильной позой при продолжительной
работе с компьютером.

Высокая нагрузка на психику и нервную систему, возникающая при долгой
концентрации внимания при большом потоке информации длительное время.
Как максимально снизить вредное воздействие на здоровье при работе с
компьютером
Соблюдение простых правил при работе с компьютером поможет максимально
убрать отрицательное влияние на ваше здоровье.

Соблюдением правильного расстояния до монитора. Правильным
расстоянием от глаз до экрана считается то расстояние, при котором пользователь может
дотянуться кончиками пальцев прямой руки до верха монитора.

Оптимальный угол экранного наклона – 30 градусов.

Клавиатура должна находиться в 20-30 см от края стола.

Стул или кресло должны обеспечить прямую осанку, при которой спина
немного упирается в спинку кресла или стула.

При работе с клавиатурой и мышью руки должны быть согнуты, а локти
располагаться на столе или подлокотниках кресла. При таком положении рук отсутствует
напряжение в кистях. При работе с компьютерной мышью, положение рук не должно
сильно меняться.

Ноги не должны быть согнуты под стул или кресло, а должны быть
выпрямлены вперед с упором в твердую поверхность (колени сгибаются под 90градусным прямым углом); позвоночник должен принимать естественное положение.

Ежечасно делать короткий перерыв в работе с компьютером и делать
небольшую разминку для снятия напряжения в суставах и мышцах. Для снятия
напряжения в глазах полезно будет сделать зарядку для органов зрения, которая включает
в себя круговые движения открытыми глазами, смена точки фокусировки глаз с близкой
до далекой.

33

Перерывы – большая услуга собственному здоровью. Причем не только в рабочее время,
но и при любом использовании компьютера (интернет, фильмы, соцсети).
Техника безопасности при работе с компьютером
Компьютер – это сложное устройство, работающее под напряжением, поэтому на него
тоже распространяются техника безопасности к электрическим устройствам. Применимо
к компьютеру соблюдайте основные правила:
 Не работайте с компьютером при наличии внешних повреждений корпуса или
изоляции силовых кабелей. В этом случае требуется замена кабелей или обращение
в сервисный центр.
 Не кладите на корпус системного блока и не храните на нем разные предметы,
особенно тяжелые, т.к. в этом случае может возникнуть вибрация, которая может
вызвать нарушения работы компьютера.
 Не рекомендуется включать компьютер в розетки без заземления. Розетки и вилки
должны быть цельными, без повреждений.
 Не включайте компьютер в помещении с высокой влажностью.
 Не оставляйте работающий ПК без присмотра длительное время.
 Провода и силовые кабеля компьютера должны быть расположены так, чтобы
исключить возможность наступить на них или поставить что-то тяжелое.
 Нельзя работать с компьютером при открытом корпусе системного блока.

34

Приложение 9
Упражнения для снятия напряжения с глаз
Упражнения выполняются сидя.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки закрытых глаз
на 2 секунды. Повторить 3-4 раза.
4. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову. Повторить 5-10 раз
5. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Упражнения 4 и 5 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми
глазами, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты.
Комплекс упражнений для рук
Разминка
С усилием сожмите кулаки и максимально раскройте ладони 5 раз.
Сожмите кулаки, повращайте ими по 5 раз в каждую сторону.
Повращайте каждым пальцем руки по несколько секунд.
Расслабьте кисти и встряхните.
Упражнения
Упражнение 1:
Соединив ладони, максимально далеко отведите назад пальцы, подержите 5 секунд.
Скрестите пальцы и сожмите на 5 секунд. Повторите 5 раз.
Упражнение 2:
Соедините пальцы в замок и максимально распрямите пальцы. Потянитесь запястьями вверх
и выгните пальцы вниз. Вернитесь в исходное положение. Повторите 10 раз.
Упражнение 3:
Плотно соедините ладони и пальцы. По очереди отводите в стороны парные пальцы, начиная
с мизинцев. Повторите по 5 раз для каждой пары пальцев.
Упражнение 4:
Сложите ладони перед грудью. С усилием нажимая на кончики пальцев, наклоняйте кисти
рук вправо и влево. Повторите по 10 раз на каждую сторону.
Упражнение 5:
Сложите ладони грудью пальцами вверх. Медленно опустите кисти ниже уровня талии и
вернитесь в исходное положение. Повторите 10 раз.

35

Приложение 10
Итоговое тестирование (пример)
Слои в Photoshop – это…
Выберите правильный вариант:
фильтры, наложенные на изображение.
изображения, наложенные друг на друга.
предыдущие версии изображения.
С помощью какого инструмента можно выделить все пиксели одного цвета?
Выберите правильный вариант:
Волшебная палочка
Палец
Точечная лечащая кисть
Как называется этот инструмент?

Выберите правильный вариант:
Пятно
Произвольная фигура
Чернила
Какую кнопку нужно нажать, чтобы создать новый слой?

А

В

С

Как вызвать рамку трансформации (для изменения размера изображения)?
Ctrl +T
Ctrl +F
Ctrl +Z

Какой вид графики используется в Adobe Photoshop?
Выберите правильный вариант:
Растровый
36

Векторный
Фрактальный
Как отменить последнее действие?
Ctrl +Q
Ctrl +L
Ctrl +Z
Как объединить несколько слоев в один?
Ctrl +V
Ctrl +E
Ctrl +T
Когда лучше использовать магнитное лассо?
Когда вздумается
Когда есть четкая разница между темным и светлым или между цветами
Когда на картинке изображен магнит
Где найти панель «Слои»?
Окно – Слои
Редактирование – трансформирование – Слои
Позвать громким голосом «Ау, слои»
Позвать учительницу, пусть она найдет
Ты хочешь изменить цвет глаз. Что ты сделаешь?
- Закрасишь кистью
- Используешь корректирующий слой «Цветовой тон/насыщенность»
- Зальешь заливкой
Ты хочешь удалить прыщики с лица на фотографии. Каким инструментом
воспользуешься? (можно выбрать несколько вариантов)
- Штамп
- Кисть
- Точечная восстанавливающая кисть
- Лечащая кисть
- Заплатка
- Ластик

37

Приложение 11
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
2 Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
3 Консультации по вопросам педагогики и
38

Сроки
В течение года
Сентябрьоктябрь

В течение года

Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист

4

5

6

психологии в области пропаганды ЗОЖ.
Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.

7

Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады

8

Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)

9

Профилактические беседы

В течение года

Педагог
объединения

В течение года

Педагог
объединения

Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года

Педагог
объединения

10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)

39

Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.

Педагогорганизатор
Масанин А.М.

Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.

Педагог
объединения

Приложение 12

Календарный план по воспитательной работе на 2024-2025 учебный год,
посвященный 80-летию Победы в ВОВ
№
п\п
1
2

Название мероприятия,
событие
Посвящение в кружковцы
День девочек

Форма
проведения
концерт
Игровое
мероприятие
беседа

Сроки
проведения
сентябрь 2024
14.10.24

Ответственный

3

Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)

декабрь 2024

Масанин А.М.

4

Акция «Письмо защитнику
Отечества»

акция

в течение года

5

Игровой праздник к 23
февраля
«А ну-ка, мальчики»

Игровой
праздник

21.02.2025

6

Концерт «8 Марта»

Март, 2025

7

Детский городской
фестиваль «Творец»,
посвященный 80-летию
Победы
Онлайн-акция "Марафон
стихов и песен о Победе"
Минутки безопасности

Концертная
программа
Фестиваль

педагогорганизатор
Маркова А.А,
педагогорганизатор
Маркова А.А,
Масанин А.М.
Пчелова В.Н.

Апрель 2025

Пчелвоа В.Н.

акция

Апрель-май,
2025
В течение года

Волкова Н.С.
Масанин А.М.
Масанин А.М,

8
9

беседа

40

Пчелова В.Н.
Пчелова В.Н.

Принята на заседании
педагогического совета
от «17»мая 2023г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
__________________ Е.С.Тырина
«17» мая 2023 г.

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения
и
изменения
к
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе технической направленности «Компьютерная графика и
дизайн» для детей в возрасте 10-14 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1.
Изменения в раздел «Пояснительная записка», связанные с обновлением
федеральных нормативных документов;
2.
Изменения в раздел «Учебный план». Добавлены разделы учебного
плана:
«Графический
редактор.
Интерфейс.
Настройки»,
«Слои»,
«Инструменты выделения», «Инструменты рисования», «Инструменты
ретуши», «Инструменты текста». В связи с внесенными изменениями учебные
часы перераспределены по следующей схеме: теории 25 часов, практики 119
часов.
3.
Внесены изменения в раздел «Содержание учебного плана» в
соответствии с добавленными темами.
4.
В раздел «Календарно-тематический план» внесены изменения в
соответствии с учебным планом.
5.
Изменения в раздел Приложения: добавлено Приложение 5
«Календарный план воспитательной работы».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете
и утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».

Методист

Волкова Н.С./
ФИО

41

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Компьютерная графика»
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы технической
направленности для детей в возрасте 10-14 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 20242025 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1.
Изменения в раздел «Приложения»: добавлен «Календарный план по
воспитательной работе на 2024-2025 учебный год, посвященный 80-летию
Победы в ВОВ».
2.
Изменения в раздел
«Приложения»:
добавлена «Программа
воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом
совете, утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист

Волкова Н.С./
ФИО

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».