АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2024 г.
Протокол № _1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «05» сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Кукольный театр «Петрушка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
художественной направленности
(шрифт Times New Roman, 16)
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации (объем): 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:/
Разработчик(ки):
Пчелова Валентина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2024
Содержание
I Пояснительная записка
II Учебный план
3
7
III Содержание учебного плана
8
IV Условия реализации программы
16
V Формы аттестации и контроля
18
VI Список литературы
20
VII Приложения:
Приложение 1. Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
18
Приложение 2. Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня
обучающихся
23
Приложение 3 Календарно-тематический график.
24
Приложение 4. Календарный учебный график
31
Приложение 5. Календарный план воспитательной работы
32
Приложение 6. Промежуточный тест (вариант)
33
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
36
Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной программе
38
Пояснительная записка. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной и общеразвивающей программы
Главной деятельностью ребёнка является игра. Именно игра формирует у ребенка
жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием
могут разделить взрослые и дети? Конечно, театр! Театр играет большую роль в формировании
личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью,
динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей,
культурой, нравами, обычаями народов мира. Театр заложит в ребенке любовь к чтению,
наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолеть робость, неуверенность
в себе, застенчивость. Как же хочется ребенку быть похожим на его любимых героев, говорить
их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью. Но как перенести детскую
игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На театрализованных
занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Кукольный театр «Петрушка»», разработана для детей в возрасте 8 – 10 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г.
№ 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного
образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022
№230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях и спецификой работы учреждения.
Программа
модифицированная,
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный театр «Теремок» Е.К.
Шаповаловой. В данной программе внесены следующие изменения:
- изменен возраст детей: с 8 до 10 лет
- внесены изменения в содержание учебного плана и календарно-тематический план.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на
художественно-эстетическое развитие младших школьников. Программа является комплексной,
вариативной, на занятиях обучающиеся раскрывают свой духовный и творческий потенциал и
получают реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. А также актуальность.
Новизна программы заключается в том, что, вместе с обучением мастерству актеракукольника, предполагаются занятия по развитию речи, артикуляционные и фонетические
гимнастики, значительная часть практических занятий - активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса.
Отличительные особенности программы.
- даёт возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах
художественного творчества;
-способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени
свободы;
- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные
способности;
- корректирует коммуникативные отклонения;
- помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в
результате выявления скрытых талантов и потенциала;
- Большая роль на занятиях отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от
рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.
Творческий подход к работе с детьми даёт возможность развивать одновременно всех детей,
независимо от уровня их подготовленности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется направленностью на
воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него
самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной
деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественноэстетической, познавательной. Учащийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые
знания теории помогут ему в дальнейшем найти решение этой задачи. Универсальность
театрального искусства позволяет показать свои вокальные, музыкальные, литературные,
физические и актерские данные, что ведет к воспитанию конкурентоспособной личности.
Адресат программы: обучающиеся от 8 до 10 лет.
Возрастные особенности. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8-10
лет. Обучающие данной возрастной категории, играя или выступая перед публикой, в отличие от
обучающихся более старшего возраста, почти никогда не думают о том, как они выглядят со
стороны, и что о них подумают окружающие. В младшем возрасте не сложились определенные
стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте.
Ребята быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Действия в спектакле ребят среднего возраста становятся для них примером. Театральные
занятия помогут детям преодолеть негативные реакции по отношению к себе и другим людям в
будущем. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие,
внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование
основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определенное
отношение к окружающему.
Срок освоения программы: 144 часа, теории 32 часа, практики 112 часов.
Режим, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2
академических часа. Занятия по программе предполагают работу в индивидуальной форме,
групповой форме.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в процессе
овладения средствами театрального искусства.
Задачи:
обучающие: обучитьиспользованию речи как выразительного средствапри создании
театрального образа, методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстам, а
также навыкам работы с различными видами театральных кукол:
развивающие: развить эмоциональную сферу, внимание, воображение, фантазию,
пространственное, аналитическое мышление, навык самоконтроля, умение выражать в речи свои
впечатления, высказывать суждения.
воспитательные: формировать мотивацию к самостоятельному обучению, работу на
конечный результат;
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся узнают историю кукольного театра, их разновидность, виды кукол, их
конструкцию, технику вождения, профессии кукольного театра;
- приобретут теоретические знания и навыки в правильной речи и дикции;
- ознакомятся с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями
различных жанров;
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие УУД.
Личностные результаты:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться
к
мнению
одноклассников
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личностного развития.
Метапредметные результаты:
-
использование
в
работе
сформированных
в
процессе
обучения
навыков
пространственного и аналитического мышления, демонстрация в выполненных заданиях
творческого воображения и фантазии.
Количество обучающихся группе: не менее 14 человек
Принцип набора учащихся в объединение – свободный.
Форма обучения: очная
Учебный план
Количество часов
№ Тема
всего
теория практика
Формы
аттестации/
контроля
Знакомство с миром искусства
1.
Вводное занятие
2
1
1
Опрос
Рефлексия
2.
Азбука театра
8
4
4
Опрос
Беседа
Театральные профессии
2
1
1
Устройство сцены, ширмы. Кукольные 2
1
1
2
1
1
Особенности театрального искусства. 2
1
1
4
4
герои разных стран
Театральные термины
Культура поведения в театре.
3.
Виды театральных кукол, способы 8
Опрос
кукловедения и озвучивания кукол
Виды театральных кукол
2
1
1
Анализ кукольного спектакля
2
1
1
возможности 2
1
1
Диалог – общение с партнером через 2
1
1
10
30
Выразительные
театральных укол
куклу
4.
Речевой тренинг
40
Опрос
Беседа
5.
Артикуляция
8
2
6
Речевое дыхание
8
2
6
Посыл звука
8
2
6
Дикция
8
2
6
Выразительность речи
8
2
6
Работа с куклой
42
6
36
Понятие игра
14
2
12
Работа с куклой на задание
14
2
12
Голос и движение куклы
14
2
12
Наблюдение
6.
7.
Постановка спектакля
42
6
36
Работа над текстом (запись текстов)
21
2
19
Репетиция
21
4
17
Итоговое занятие
2
1
1
Наблюдение
Наблюдение
выставка
ИТОГО
144
32
112
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 часа)
Теория: техника безопасности. Комплексная безопасность. Организация рабочего
пространства. Начальная диагностика.
Практика: инструктаж по технике безопасности при работе на сцене. Игра-импровизация
«Чему я хочу научиться».
Форма аттестации и контроля: беседа, опрос
Результат темы: усвоение знаний по технике безопасности и правилам поведения в ЦВР;
знакомство с учебной программой.
Оборудование: Тема 2. Азбука театра (8 час)
Теория: Знакомство с профессиями - актер, режиссер, художник, звукооператор,
светооператор, реквизитор, костюмер и т.д. Как устроена сцена. Что такое одежда сцены,
изучение кукольных героев разных стран мира. Знакомство с театральной терминологией.
Первые навыки работы с куклой. Особенности театрального искусства. Культура поведения
в театре. Знакомство с театральной терминологией, первые навыки работы с куклой.
Особенности театрального искусства.
Практика: активизация познавательного интереса к театру-кукол, просмотр презентации
«Кукольные театры России», беседа «Как устроена сцена», «Что такое одежда сцены»,
«Разновидности ширм кукольного театра и их устройство». Изучение кукольных героев
разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы), Куклы России –
Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелло, Франция – Полишинель, Германия –
Гансттвурст. Просмотр презентации «Театральные куклы мира». Игра-импровизация «Я –
кукла», «Я – актер».
Результат темы: дети знакомятся с театральной терминологией, получают первые навыки
работы с куклой.
Формы аттестации и контроля: наблюдение
Оборудование: ноутбук, проектор, куклы
Тема 3. Виды театральных кукол и способы кукловождения.
Теория: активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол, театр
марионеток, театр теней, тростевые и другие куклы. Основное положение перчаточной
куклы. Беседа «Выразительные возможности определенного вида кукол».
Практика: Просмотр презентации «Виды театральных кукол», разминка пальчиковая игра,
работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. Просмотр кукольного спектакля
«Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер
героев, как соединяются слова и действия и т.д). Игра-драматизация с куклой (на выбор).
Этюды и упражнения с куклами. «Придумай голос героя», «А я так могу, а ты как?».
Танцевальные импровизации с куклой: Шостакович, Вальс «Шутка», Чайковский «Танец
маленьких игрушек», Глинка вальс «Фантазия». Беседа-диалог, общение с партнёром через
куклу (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной
куклой. Этюды «Лиса и заяц», «Заяц-хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.
Результат темы: дети закрепляют умение работать с перчаточной куклой.
Формы аттестации и контроля: наблюдение
Оборудование: ноутбук, проектор, куклы.
Тема 4. Речевой тренинг (48 часов)
Теория: понятия «артикуляционная гимнастика», «активизация подвижности губ и языка».
Беседа «Дикция и ее значение в создании образа».
Практика:
разминка
«Хвастливые
верблюды»,
«Веселый
пятачок»,
«Хоботок»
(Т.Буденная). Дикционные упражнения «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по
Н.Пикулевой). Артикуляционная гимнастика, активизация подвижности губ и языка:
«Птичий двор», «Иголка», «Расческа», «Улыбка» и др. Упражнения для мышц лица,
гласные, согласные и парные звуки. Сложные звукосочетания (-рство-, -пктрча-). Развитие
речевого дыхания, тренировка выдоха, произнесение скороговорок. Игры «Насос»,
«Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка». Скороговорки «Эхо», «Баня»,
«Капризуля» и др. Скороговорки из упражнений Е.Ласкавой. Игры с мячом. Упражнения
на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово, ударное, сильное, среднее,
слабое). Упражнение на развитие диапазона голоса «Колокола», «Чудо-песенка», «Этажи»,
«Маляр» (из Е.Ласкавой). Беседа «Дикция и ее значение в создании образа». Упражнение
на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки
и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы
и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со
стихотворными произведениями (А. Барто, С Михалков)
Упражнения на развитие дикции. Упражнения со звуками («Треугольник») с предельно
точной артикуляцией каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке:
а-о-у-э-ы-и.
Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше. «Я» (из упражнений
Е.Ласкавой): участники становятся полукругом и каждый выходя к залу, прикладывает
руку к груди, а затем, выбрасывает ее вперед с разворотом ладони к верху, произносит: «Я».
Задача: послать звук вместе с рукой как можно дальше.
Упражнения на развитие дикции. «Скакалка».
Произносится текст
ритмичного
стихотворения,
дети прыгают со скакалкой, четко отслеживая дыхание.
Катер, катер, белый катер.
Белый, белый катерок.
Катит, катит, словно гладит
Скатерть белый утюжок.
Упражнения с мячом. Стукая мяч об пол читать стихи.
Барабанил в барабан
Барабанщик Андриан.
Барабанил, барабанил,
Бросил барабан.
Упражнения на развитие дикции» Соединение гласной и согласной». В этом упражнение
важно четко и одновременно быстро произносить однотипные слоги. Сначала с одной
гласной присоединяются все гласные. Цепочка букв над голосом в движении сочетаний:
ба-ба-ба-бо-бо-бо,бу,бэ,бы.
Работа над интонационной выразительностью речи «Чистоговорка в образе». Упражнения
«1,2,3,4,5- будем дружно мы играть».
Упражнения на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму»,
«Придумай другой финал сказки».
Развитие масочного звука «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них
очень болит зуб, и они начинают постанывать на звук «м». Губы слегка сомкнуты, все
мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник
должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.
Развитие диапазона голоса. «Этажи». Педагог выбирает мальчика, который задает самый
низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук
на ступеньку вверх, произнося слова «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в другой
тональности. Третий – еще вверх, и так до 5 этажа. Затем дети спускаются при помощи
голоса в «подвал». Это упражнение можно довести до 15 этажей, но постепенно по мере
того, как у ребенка будет расширяться диапазон голоса.
Развитие диапазона «Маляр». Ребята красят забор и вместе с рукой перемещается их голос:
вверх- вниз, вверх и вниз…».
«Колокола» по принципу этажей дети опускают и поднимают звук на слоги, бом, бим, дили,
дон и т. д. Когда максимальный звук достигнут, педагог предлагает новое задание. Дети по
группам распределяются. За каждым закрепляется звук, один из слогов, который
произносится в определенном ритме. Когда каждая группа усвоила свою партию, они
объединяются в совместное звучание и получается «колокольный звон».
Результат темы: у детей развивается артикуляционный аппарат, улучшаются навыки устной
речи, владение голосом, интонирование.
Формы аттестации и контроля: наблюдение
Оборудование: ноутбук, проектор, куклы.
Тема 5. Работа с куклой (22 часа)
Теория: Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном
спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь?», «Радиограмма»,
упражнения с предметами, «Руки- ноги», «Повтори позу», «Фотограф».
Практика: Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты»,
«Живой телефон», «Печатная машинка».
Игры на развитие согласованности действий. Этюды с перчаточными куклами «В театре
Карабаса Барабаса».
Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение.
Последовательность действий своих и партнера (ты –мне, я – тебе, «петелька – крючочек»)
Игры по – домашнему заданию. «История моей игрушки»- слушаем, запоминаем,
пересказываем друг другу в управлении куклами. показ как правильно говорит кукла, как
появляется и как удаляется.
Детальное обучение работы с ширмой. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ
как правильно «говорит» кукла, как появляется и как удаляется. Пальчиковая гимнастика.
Тренировка вождения куклы и её озвучивание.
Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой
на развитие выразительности жеста: «кукла поёт», «кукла дразнится», «кукла поёт»,
«прячется», «дружно делаем зарядку.
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: медведь- ленивый, заяц – трусливый,
волк – злой, белочка – веселая и т. д.
Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», Лису испугали, у лисы отняли…»,
«Дружные звери»
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, вытирают пыль,
передают друг другу предмет и др.) Пальчиковая гимнастика.
Голос и движение куклы
Беседа – диалог. Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и
внешний облик куклы, и их связь, и отношения. Просмотр кукольного спектакля «3
поросёнка». (Анализ движений, речи, определение характера персонажа по интонации
голоса). Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим.
(куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга, слова и поведение).Передача
характера через голос и движение.
Беседа. Предлагаемые обстоятельства - что это?» Беседа – рассуждение» Что такое роль и
образ в кукольном спектакле». Творческое задание на наделение куклы характером и
движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если
бы…» Сочинение сказок» Истории с теми героями, которые «ожили».
Беседа «Жест и его значение в роли актера – кукольника». Упражнения на обработку
выразительности жестов в работе куклой «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов»,
«Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».
Особенности речи в характере персонажа. Беседа – диалог «Выразительные возможности
определенного вида кукол». Театральные игры на определение характера персонажа».
Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол».
Театральные игры на определение характера персонажа «Узнай меня», «Поймай
интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных
возможностей. Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с
воображаемыми предметами. Этюды» Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Обучение
техники взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном
фрагменте. Использование диалогов.
Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении. Закрепление
материала по теме: «Интонация и персонажи кукольного спектакля» Показ этюдов на
выбранную тему.
Результат темы: дети закрепляют умение работать с разными видами кукол.
Формы аттестации и контроля: наблюдение
Оборудование: ноутбук, проектор, куклы.
Тема 6. Постановка спектакля (54 часа).
Теория: Работа над текстом. Чтение сценария педагогом. Беседа о прочитанном.
Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле Чтение сказки по ролям.
Репетиции за столом.
Практика: отработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно
передавать настроение и характер персонажа). Совершенствовать умение находить
ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Обучение детей коллективной
работе. Формировать четкую и грамотную речь.
Репетиции.
Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия
роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.
Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.
Репетиция за столом спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со
словами своей роли.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения
и этюды с куклами по сюжету сказки).
Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен.
Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности
кукол, используемых в спектакле.
Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками, которые будут звучать в
спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинности поведения в сценических условиях.
Репетиции пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита.
Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декораций
– деталей, подача бутафории и помощь в работе друг другу с куклами.
Беседа «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное на темном», «светлое» на
«светлом».
Репетиция по эпизодам.
Музыка и движение куклы» Репетиция по эпизодам- отработка пластики рук кукловода.
Общение персонажа со зрителем.
Работа роли над характером. Репетиции.
Репетиционный период Изготовление декораций, реквизита, бутафории.
Отработка кукол с предметами. Групповые и индивидуальные репетиции.
Совершенствование
выразительности
движений,
интонационной
выразительности.
Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.
Репетиции всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с
собственными действиями.
Осмотр кукол, декораций, используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка
недостающего реквизита и кукол.
Генеральная репетиция. Сводная репетиция.
Результат темы: дети закрепляют умение работать с разными видами кукол, получают опыт
участия в спектаклях, прорабатывают на практике правила поведения на сцене. Дети умеют
работать над ширмой, за ширмой, читать свои роли, понимают действия роли. Умеют
соединять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей.
Формы аттестации и контроля: наблюдение, выступления, спектакли, открытые уроки.
Оборудование: ноутбук, проектор, куклы, ширма.
Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).
Творческий отчет- показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение
лучших обучающихся.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
o
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
o
ноутбук;
o
проектор, экран;
o
ватман, кисти, краски, карандаши, фанера – для изготовления декораций, картон,
акварельные краски, гуашь;
o
магнитофон;
o
ширма;
o
куклы (перчаточные и пальчиковые);
o
аудиоаппаратура.
o
CD- DWD-диски с вспомогательными материалами. Фотоархив объединения,
фильмы, аудиозаписи, творческие работы детей, презентации о театрах России, об
известных актерах России.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
Методическое обеспечение
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое
воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к
подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и
развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт
характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные
особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год
обучения может изменяться.
В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего возраста;
- адаптированные к условиям детского кукольного театра готовые пьесы;
- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным
сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это
своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы
вождения куклы. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание,
воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать
её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
1)
этюды (упражнения) на развитие внимания;
2)
этюды на развитие памяти;
3)
этюды на развитие воображения;
4)
этюды на развитие мышления;
5)
этюды на выражении эмоций;
6)
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные
комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию
междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
7)
этюды на выразительность жеста;
8)
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
9)
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль
отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки,
от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с
детьми даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их
подготовленности.
Также большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим
разработкам. Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать
следующие психолого-педагогические и методические принципы:
учет возрастных особенностей
направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей
ребенка
принцип эмоционально положительного настроя на занятии
принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление
познавательных интересов ребенка
принцип
актуальности
и
непрерывной
поддержки
самостоятельных
инициатив ребенка
принцип методической вариативности в деятельности педагога, наличие у
педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов:
репродуктивных
частично-поисковых
проблемных
эвристических
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и
достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые
имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства
театра кукол.
В поведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстрированного
материала, презентаций, видеоматериалов и подкрепляется практическим освоением темы.
Дидактическое обеспечение:
1. Работы из методического фонда (творческие работы педагога, созданные куклы).
2. Библиотечный фонд (литература по основам кукольного театра).
3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека
практических заданий, набор исходных изображений).
4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий.
5. Технологические карты-схемы к различным темам занятий.
6. Рабочие папки:
театральные игры на внимание; развитие памяти, образного и логического
мышления;
карточки с заданиями: перевертыши, ребусы, змейка;
кроссворды, грамматическая арифметика;
словарь крылатых выражений;
электронные презентации;
упражнения на развитие речи («Лыжи», «Воздушный шар», «Море», «Самолет» и
т.д.).
7. Картотека загадок, пословиц, небылиц, чистоговорок, скороговорок, стихов,
физкультминуток, этюдов.
Формы аттестации и контроля
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет по работе проходит в
форме выступлений перед воспитанниками Центра внешкольной работы, детских садов и
школ.
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению об
итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО «Центр
внешкольной работы». При поступлении в объединение в течение года новых обучающихся
с ними проводится начальная диагностика в форме беседы, в индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности
детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в
сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится
три раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная
аттестация, май – итоговая аттестация). См. «Критерии показателей уровневого
дополнительного образования обучающихся» - Приложение 1; «Итоговая таблица показателей
диагностики образовательного уровня обучающихся» - Приложение 2.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе
занятий;
Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в учреждении, проверочный тест
(см. Приложение 6).
Итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля развития каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Открытые занятия по актёрскому мастерству и сценической речи являются одной из форм
итогового контроля.
Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей
каждого ребёнка, является спектакль или театральное представление.
Список использованной литературы
1. Алянский, Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
2. Артемьева, Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,1991 г
3. Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов /
Сост. Н.Ф.Филиппова.- Горно-Алтайск, 2015. – 64 с.
4. Караманенко, Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М.,
Просвещение, 1982 г
5. Кидин, С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты
занятий, сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар.просвещения, заслуж.работник культуры. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
6. Кукольный театр:программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/
авт-сост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
7. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы /
С.В.Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.
8. Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные
игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва
«РОСМЕН», 1998.- 65 с.
9. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М.,
Советская Россия, 1991 г
10. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г
11. Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.
12. Театрализованные игры для младших школьников / сост.Р.В. Димитренко. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 91 с.
13. Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. – сост. Е.А.
Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
14. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с
илл.- (Внимание: дети!).
15. Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО,
Москва 1953 г.-180 с.
16. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.:
Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.- (Театр и дети).
Список литературы для педагога и родителей
17.
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
18.
Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1991 г
19.
Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные
игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва
«РОСМЕН», 1998. - 65 с.
20.
Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М.,
Советская Россия, 1991 г
21.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с.,
с илл.- (Внимание: дети!).
22.
Федотов.А.
Техника
театра
кукол.
Государственное
издательство
ИСКУССТВО, Москва 1953 г.-180 с.
23. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989
Список литературы для обучающихся
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – г.Казань, 1999.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С – П., Союз, 1997.
3. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани» учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений; М. Просвещение 1999.
4. Трошина А.С. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского. М.
Просвещение, 1999год.
5. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз – 1999 г.
6. БубноваЕ.В.Праздники проказники. «Издательство «Тригон», 2011.
7. Иванова Г.В. Праздники нашего двора. «Издательство «Тригон», 2010.
8. Календарь 2002. Рукоделие.
Интернет-ресурсы:
https://www.babyblog.ru/user/Mamoschka/3003403
http://urok.1sept.ru/статьи/615272/
https://www.liveinternet.ru/users/sveta0204/post298203200/
https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogoteatra#axzz2kbtz9hdZ
https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogoteatra#axzz2kbtz9hdZ
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Кукольный театр «Петрушка»»
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
Знакомство
образовательной
областью
Начальный уровень
Уровень освоения
Уровень
совершенствования
1. Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)»
с Владение
основами Овладение
Допрофессиональная
знаний
специальными
подготовка
знаниями, умениями,
навыками
2. Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный
Интерес
иногда Интерес на уровне
интерес, навязанный поддерживается
увлечения.
извне или на уровне самостоятельно.
Поддерживается
любознательности.
самостоятельно.
Мотивация
Устойчивая мотивация.
Мотив случайный, неустойчивая,
Ведущие
мотивы:
кратковременный.
познавательный,
связанная
с
общения,
добиться
результативной
высоких
результатов.
стороной процесса.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу
не
проявляет.
Не
испытывает радости
от
открытия.
Отказывается
от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.
Пассивное участие в
делах объединения
3. Показатель «Творческая активность»
Социализация
в Есть
положительный
коллективе.
эмоциональный отклик
Инициативу проявляет на успехи свои и
редко.
Испытывает коллектива. Проявляет
потребность
в инициативу,
но не
получении
новых всегда.
Может
знаний, в открытии для придумать интересные
себя новых способов идеи, но часто не может
деятельности.
оценить
их
и
Добросовестно
выполнить.
выполняет поручения,
задания.
Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.
Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую
профессию.
Вносит предложения
по
развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью
мышления,
способностью
к
рождению
новых
идей.
4. Показатель «Достижения»
Активное участие в Значительные
Значительные
делах объединения.
результаты на уровне результаты на уровне
Центра, города.
города, Республики,
России.
Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Кукольный театр «Петрушка»
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за
учебный год
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во
ЗУН
Мотивация к знаниям
Творческая активность
Достижения
№ группы
детей всего:
№ уровня
№ уровня
№ уровня
№ уровня
п/п №
(кол-во детей в
каждой
группе)
1
2
3
4
1
чел. чел.
чел.
чел.
чел.
%
%
%
2
3
4
1
2
чел.
чел.
чел.
%
%
3
4
1
2
3
4
чел.
чел.
чел.
чел.
%
%
%
1
2
3
4
5
Итого: групп/ чел.
ИТОГ: анализ диагностики
%
%
чел. чел.
%
%
%
чел. чел.
%
%
%
Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Кукольный театр «Петрушка»
Календарно-тематический график
на
учебный год
Пчеловой Валентины Николаевны
1 год обучения, группа №1
(год обучения, № группы)
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Дата
проведения
Тема занятия
Сентябрь
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Комплексная
безопасность.
Организация
рабочего
пространства.
Начальная диагностика
Азбука театра. Знакомство с
профессиями - актер, режиссер,
художник,
звукооператор,
светооператор,
реквизитор,
костюмер и т.д.
Азбука театра. Как устроена
сцена. Что такое одежда сцены,
изучение кукольных героев
разных стран мира
Азбука театра. Знакомство с
театральной
терминологией.
Первые навыки работы с куклой
Азбука театра. Особенности
театрального
искусства.
Культура поведения в театре
Виды театральных кукол и
способы кукловождения.
Презентация на тему «Виды
театральных
кукол».
Пальчиковая
игра.
Работа
каждого ребенка с куклой
Виды театральных кукол и
способы кукловождения.
Этюды и упражнения с куклами
Виды театральных кукол и
способы кукловождения.
Танцевальные импровизации с
куклой
За месяц по программе:
Октябрь
Виды театральных кукол и
способы кукловождения.
Форма
занятия
Форма
контроля
Количество
часов
беседа,
презентац
ия
опрос
2
Учебное
занятие
беседа
2
презентац наблюден
ия
ие
2
Учебное
занятие
наблюден
ие
2
Учебное
занятие
наблюден
ие
2
Учебное
занятие
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
Учебное
занятие
опрос
2
опрос
2
16
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Закрепление умения работать с
куклой. Показ этюдов на
выбранную тему.
Мастер- наблюден
Речевой тренинг.
Понятие
«Артикуляционная
класс
ие
гимнастика»,
разминка.
Дикционные упражнения
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Артикуляционная гимнастика практику
ие
губ
и
языка.
Разминка.
м
Упражнения
Открыты наблюден
Речевой тренинг.
Артикуляционная гимнастика
й урок
ие
для мышц лица. Гласные звуки
Согласны парные звуки
Учебное Творческ
Речевой тренинг.
Артикуляционная гимнастика занятие
ое
Сложные звукосочетания
задание
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Развитие речевого дыхания, презентац
ие
тренировка выдоха посредством
ия
произношения скороговорок
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Речевое дыхание. Игра с мячом. практику
ие
м
Учебное наблюден
Речевой тренинг.
Упражнения на посыл звука в
занятие
ие
зал. Игра в скороговорки.
Упражнения на развитие
диапазона голоса
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Дикция и ее значение в создании практику
ие
образа.
Упражнения
на
м
одновременную
тренировку
звучания и движения
За месяц по программе:
Ноябрь
Учебное
тест
Речевой тренинг.
Работа
со
стихотворными занятие
произведениями
А.Барто,
С.Михалкова
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Упражнения на развитие дикции практику
ие
и артикуляции
м
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Упражнения со скакалкой на практику
ие
развитие дикции (ритмичные
м
стихотворения)
Урокнаблюден
Речевой тренинг.
Упражнения
на
развитие практику
ие
дикции. Соединение гласной и
м
согласной.
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Речевой тренинг.
Работа над интонацией и
выразительностью
речи.
Чистоговорка в образе и
упражнения
Речевой тренинг.
Упражнения
на развитие
интонационной
выразительности.
Речевой тренинг.
Развитие масочного звука.
Упражнения
на
звуки.
Например, «Болит зуб» и т.д
Речевой тренинг.
Развитие диапазона голоса. От
низкого
до
высокого.
Упражнения, распевки
Речевой тренинг.
Развитие диапозона голоса.
Упражнения «Маляр», «Этажи»,
«Колокола»
За месяц по программе:
Декабрь
Работа с куклой. Понятие
«Игра»
Игры и упражнения на развитие
внимания
Работа с куклой. Игры на
развитие
согласованности
действий.
Работа с куклой. Этюды с
куклами. Придумай сказку.
Работа с куклой. Игра с
куклами по ролям.
Работа с куклой. Придумай и
расскажи
историю
своей
игрушки.
Слушаем,
запоминаем, пересказываем.
Работа с куклой. Детальное
обучение куклы над ширмой.
Пальчиковая гимнастика
Работа с куклой. Тренировка
вождения
куклы
и
ее
озвучивание
Работа с куклой. Показ работы
куклы над ширмой.
Этюды
на
развитие
выразительности жеста
За месяц по программе:
Январь
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
опрос
2
Открыты
й урок
мастеркласс
2
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
Урокнаблюден
презентац
ие
ия
2
18
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
беседа
наблюден
ие
2
Творческ
ое
задание
опрос
2
Урокпрактику
м
Творческ
ое
задание
2
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
Открыты
й урок
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
2
16
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Работа с куклой. Этюды на
Уроквоспроизведение
отдельных практику
черт характера.
м
Работа с куклой. Этюды с
Уроккуклой на развитие внимания.
презентац
ия
Работа с куклой. Показ и
Урокобъяснение упражнений с
практику
предметами. Пальчиковая
м
гимнастика
Работа с куклой. Беседа –
Урокдиалог. Просмотр кукольного
практику
спектакля и анализ.
м
Работа с куклой. Упражнения с
Уроккуклами на умение сочетать практику
словесное
действие
с
м
физическим.
Работа с куклой. Беседа «Что
Уроктакое роль и образ в кукольном
практику
спектакле» Игра «Оживление
м
куклы»
Работа с куклой. Творческое
Урокзадание. Свой рассказ –
практику
сочинение «История с теми
м
героями, которые у вас в руках
Работа с куклой. Жест и
Урокзначение в работе актера – практику
кукольника. Упражнения
на
м
отработку жестов в работе с
куклой
За месяц по программе:
Февраль
Работа с куклой. Театральные
Урокигры на определение характера
практику
персонажа. Беседа - диалог
м
Работа с куклой. Отработка
Урокпоходки куклы, жеста, оценки,
практику
общения.
м
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
Работа с куклой. Упражнения
с воображаемыми предметами.
Этюды. Использование
диалогов
Работа с куклой. Беседа
«Принцип соотношения
декораций и куклы: «темное на
темном», «светлое» на
«светлом».
Репетиция по эпизодам.
Музыка и движение куклы»
14
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
Учебное
занятие
наблюден
ие
47.
Речевой тренинг
Упражнения для отработки
навыков разговора куклы
Урокпрактику
м
48.
Работа с куклой. Закрепление
материала и показ этюдов на
выбранную тему.
Постановка спектакля. Работа
над текстом. Чтение сценария.
Беседа о прочитанном.
Распределение ролей для
постановки
Постановка
спектакля.
Отработка каждой роли ( умение
вживаться
в
свою
роль,
интонационно
передавать
настроение
и
характер
персонажа)
Постановка спектакля.
Обучение детей коллективной
работе. Формировать четкую и
грамотную речь
Постановка
спектакля.
Обучение работе над ширмой, за
ширмой,
чтение
каждым
кукловодом
своей
роли.
Соединение
словесного
действия( текст) с физическим
действием персонажа
За месяц по программе:
Март
Постановка
спектакля.
Упражнения и этюды для
отработки навыков разговора
куклы. Диалог героев
Постановка
спектакля.
Репетиция
за
столом
Заучивание текста наизусть,
соединение действия куклы со
словами своей роли
Постановка
спектакля.
Упражнения – уметь создавать
образы с помощью жестов,
мимики с куклами по сюжету.
Определение
основных
мизансцен по сюжету спектакля.
Репетиции мизансцен.
Постановка
спектакля.
Материальная часть спектакля:
реквизит, устройство ширмы,
декорации. Особенности кукол,
используемых в спектакле
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
2
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
беседа,
творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Анализ
качества
изделия
Урокпрактику
м
Анализ
качества
изделия
2
Урокпрактику
м
Анализ
качества
изделия
2
Урокпрезентац
ия
Игра
2
2
2
18
Открыты
й урок
Творческ
ое
задание
2
Урокпрезентац
ия
беседа
2
Урокпрактику
м
Анализ
качества
изделия
2
Урокпрактику
м
Творческ
ое
задание
2
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Постановка
спектакля.
Знакомство
детей
с
музыкальными
произведениями,
отрывками,
которые будут звучать
Постановка спектакля.
Репетиция эпизодов.
Назначение ответственных за
реквизит, декорации, костюмы
кукол
Постановка спектакля.
Распределение технических
обязанностей, установка
оформления и помощь в работе
с куклами друг другу.
Постановка спектакля.
Групповые репетиции,
отработка кукол с предметами
За месяц по программе:
Апрель
Постановка
спектакля.
Индивидуальные репетиции с
куклами
Постановка
спектакля.
Групповые
репетиции с
куклами
Постановка
спектакля.
Индивидуальные репетиции с
предметами.
Отработка
эпизодов
Постановка
спектакля.
Репетиции
всех
эпизодов
спектакля с использованием
декораций,
костюмов,
музыкального сопровождения,
света
Постановка
спектакля.
Осмотр
кукол,
декораций,
реквизита, используемых в
показе.
Постановка
спектакля.
Подготовка
недостающего
реквизита и кукол.
Речевой тренинг
Чтение сказок
Речевой тренинг
Интерактивная беседа Просмотр
сказок и мультфильмов.
Постановка
спектакля.
Освоение техники движения
Открыты
й урок
Мастеркласс
2
Урокпрактику
м
Творческ
ое
задание
2
Урокпрактику
м
Анализ
качества
изделия
2
Урокпрактику
м
Анализ
качества
изделия
2
16
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
Творческ
ое
задание
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
наблюден
ие
2
Урокпрактику
м
Творческ
ое
задание
2
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
Урокпрактику
м
беседа
2
наблюден
ие
2
наблюден
ие
2
выступле
ние
2
2
70.
71.
72.
куклы (ходьба, бег, прыжки).
Упражнения с куклами.
За месяц по программе:
Май
Постановка
спектакля.
Урок Наблюде
Генеральная репетиция
практику
ние
м
Постановка
спектакля.
Урокнаблюден
Сводная репетиция
практику
ие
м
Итог. Заключительное занятие. Мероприя Показате
Показательное выступление
тие
льное
выступле
ние
За месяц по программе:
Итого за год:
18
2
2
4
144
Приложение 4
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного года:
36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (февраль, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.
Приложение 5
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
Название мероприятия,
событие
Форма
проведения
Сроки
проведения
Ответственный
1
Посвящение в кружковцы
концерт
сентябрь
Пчелова В.Н.
2
Осенний лагерь
«Экологический»
Лагерь/площадка
Октябрь-ноябрь
Масанин А.М.
3
День народного единства
Мастер-класс,
беседа
Ноябрь
Волкова Н.С.
4
Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)
беседа
январь
Масанин А.М.
5
День защитника Отечества
Концерт
Февраль
Пчелова В.Н.
6
Всероссийская акция
«Рисуем Победу»
Акция (онлайн)
Май
Волкова Н.С.
Приложение 6
Проверочный тест.
1. Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актеры –
кукловоды?
–театр драмы
- театр кукол
- театр балета.
2. Кто больше всего любит театр кукол?
-животные
-игрушки
- дети.
3. Кто является актером в кукольном театре?
-куклы
-люди
- животные.
4. Что такое ширма для кукольного театра?
- сцена
-площадка
- рамка.
5. Как называются куклы, которые надеваются на руку?
-тростевые
- перчаточные
- ручные.
6. Как управляют марионетками?
-их надевают на руку
- дергают за ниточки
- с помощью пульта управления.
7. Что является основой перчаточной куклы?
- нога
- голова
- перчатка.
8. Кто является главным героем ярмарочных представлений, удалым смельчаком и
задирой?
- Емеля
- Петрушка
- Буратино.
9. Что было у Петрушки на голове?
- шапка – невидимка
- шляпа
- колпачок с кисточкой.
10. Как называется театр для детей, где разыгрывают сказку с помощью света и
теней?
- театр балета
- театр драмы
- театр теней.
11. Как называется перерыв между действиями в спектакле?
- перемена
- отдых
- антракт.
Проверочный тест с ответами по теме «Театр»
1. Как называется профессия человека, который исполняет роль в спектакле? (Актер)
2. Как называется перерыв между действиями в спектакле? ( Антракт)
3. Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актеры –
кукловоды? ( Театр кукол)
4. Как называется театр для детей? ( Театр юного зрителя)
5. Кто помогает актеру изменить внешность для исполнения роли ? (Гример)
6. Какое вознаграждение самое дорогое для актера? ( Аплодисменты)
7. Как называется объявление о спектакле? (Афиша)
8. Как называется место, где работает актер? (Сцена)
9. Назовите театральный элемент оборудования сцены или спектакля. (Занавес).
10. Назовите один из самых известных кукольных театров России. (Государственный
Академический Центральный театр кукол им. С.В.Образцова).
Программа воспитательной работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда
трезвого образа жизни»
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного
учреждения должны стремиться к сохранению физического и психологического здоровья,
его укреплению. Кроме этого, необходимо воспитывать обучающихся как личность,
стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровье, сформировав у него
положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со
сверстниками и взрослыми.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических
дефектов, но и как состояние физического, душевного и социального благополучия
человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье
представляет интегративный критерий качества современного образования.
Цель включения мероприятий по ЗОЖ и трезвому образу жизни в календарный план
воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда
здорового образа жизни и трезвого образа жизни, социальной роли здоровья каждого
отдельного человека для общества.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ и трезвого образа жизни:
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса включает: обеспечение
соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса,
норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего
режима работы организации; обеспечение оптимального режима двигательной активности
обучающихся; комплекс мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа с детьми, их родителями и педагогами: участие
педагога в семинарах, вебинарах конференциях, лекториях, методических советах и
пед.советах по ЗОЖ, проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
- участие обучающихся в мероприятиях по теме «Мое здоровье», «Трезвый образ жизни»;
- использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
- привлечение обучающихся к участию в спортивных мероприятиях;
- проведение бесед и минуток безопасности по ЗОЖ, о вреде алкоголя.
- ЗОЖ во время проведения летних лагерей/площадок: утренняя зарядка, зарядка для глаз;
танцевальные минутки, спортивные мероприятия, прогулки, соблюдение питьевого
режима.
План ежегодно реализуемых мероприятий о принципах ведения здорового образа
жизни и преимуществах ведения трезвого образа жизни
№ Мероприятия
1 Консультация для педагогов: «Техника
безопасности
при проведении занятий»
Сроки
В течение года
Ответственный
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
2
3
4
5
6
Консультации для детей: «Безопасное
поведение в общественных местах»,
«Правила безопасности на занятии»,
«Правила поведения В Центре
внешкольной работы»
Консультации по вопросам педагогики и
психологии в области пропаганды ЗОЖ.
Поддержание в кабинете надлежащих
санитарно-гигиенических условий:
соблюдение графика проветриваний,
использование бактерицидной лампы.
Надзор за соблюдением обучающимися
правил гигиены: своевременное мытье
рук, использование санитайзеров,
антисептических салфеток.
Работа с родителями по теме «ЗОЖ»:
беседы, разъяснение правил посещения
занятий в случае болезни.
7
Спортивные
мероприятия/соревнования/спартакиады
8
Беседы с приглашенными специалистами
(КДН, МВД)
9
Профилактические беседы
Сентябрьоктябрь
В течение года
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Методист
В течение года
Педагог
объединения
В течение года
Педагог
объединения
Родительские
собрания
(вводное,
промежуточное,
итоговое)
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
Во время
проведения
осенних и
летних лагерей
и площадок
дневного
пребывания
детей
В течение года
Педагог
объединения
10 Участие обучающихся в тематических
В течение года
конкурсах (ЗОЖ, трезвый образ жизни,
против наркотиков)
11 Ведение групп в социальной сети
В течение года
ВКонтакте: публикация видеороликов по
пропаганде ЗОЖ, трезвого образа жизни,
использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции для
мероприятий разного уровня по вопросам
ЗОЖ.
12 Творческие работы по теме ЗОЖ (для
В течение года
обучающихся изостудий)
Педагог
дополнительного
образования
Перфильева В.И.
Педагогорганизатор
Масанин А.М.
Педагог
объединения
Педагог
объединения,
методист
Масанин А.М.,
Волкова Н.С.
Чижова В.С.
Педагог
объединения
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения в рабочей программе «Кукольный театр» дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности
для детей в возрасте 8-10 лет. Срок реализации: 1 год (144 часа) на 2024-2025 учебный год
(далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Приложения»: добавлена «Программа воспитательной
работы по теме «Здоровый образ жизни» и «Пропаганда трезвого образа жизни».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете,
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
Волкова Н.С./
ФИО