АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.
рабочая программа
«Учимся общаться»
к
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Уровень сложности: базовый
Автор-составитель:
Перфильева Вера Ивановна
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023
1
Содержание
I
II
III
IV
V
VI
VII
Пояснительная записка
3
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации программы
Формы аттестации и контроля
Список литературы
Приложения:
11
15
17
18
20
Приложение 1. Календарно-тематический график
21
Приложение 2. Календарный учебный график
28
Приложение 3. Алгоритм учебного занятия
29
Приложение 4. Календарный план воспитательной работы.
Приложение 5. Критерии показателей уровневого дополнительного
образования обучающихся
30
31
Приложение 6. Итоговая таблица показателей диагностики
образовательного уровня обучающихся
Приложение 7.Тест на определение уровня общительности
Приложение 8. Проверка самооценки школьников и подростков
Приложение 9. Шкала личной тревожности
32
33
35
36
8.Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной программе. 40
2
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Учимся общаться» разработана на основе следующих
документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г. № 1343
«О
государственной
информационной
системе
«Навигатор
дополнительного
образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022 №230
«Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении
государственной
программы
Российской
Федерации
«Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
3
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной работы»,
лицензия.
Программа
разработана
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся на занятиях и спецификой работы учреждения.
Вид программы: модифицированная, на основе программы «Жизненные навыки»,
разработанной творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под
руководством С.В. Кривцовой. Внесены изменения в раздел «Учебный план» и
«Содержание учебного плана», а также, в раздел «Формы и методы аттестации и контроля».
Направленность: социально-гуманитарная.
Уровень сложности: стартовый.
Актуальность программы определяется тем, что в настоящее время в связи с
развитием производства гаджетов, ребёнок испытывает дефицит общения. Ребенок в школе
не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает
себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни у ребенка могут
возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения,
страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться).
Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые
психологические занятия по развивающей программе «Учимся общаться».
Новизна образовательной программы «Учимся общаться» заключается в том, что
- она предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих ребёнку получить теоретические знания в области общения и применение их
на практике;
- основой работы является не только систематическое следование логике эмоций в
содержании занятий, но и использование этой логики как основы для выбора действий.
4
- содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства,
потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой
души;
- в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей
ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый
мир.
Цели и задачи программы:
Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта через формирование
умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и
родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие
задачи:
Предметные:
- развитие творческой активности;
- овладение знаниями и навыками общения;
- развитие эмоционального интеллекта детей;
- знакомство школьников с миром человеческих эмоций;
- развитие эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- формирование понимания ценности отношений в жизни человека;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Метапредметные:
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам в соответствии с ситуацией;
- формирование навыков общения с различными людьми;
- формирование и развитие психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование умения работать в коллективе;
Личностные:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- формирование навыков самоанализа, адекватной самооценки;
5
- развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми;
Возраст детей: программа адресована детям от 8 до 12 лет.
Состав группы: постоянный свободный, не менее 14 человек, при соблюдении
санитарно-гигиенических норм и материально-технического обеспечения программы.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Младший школьный возраст (8-10 лет)
Ребёнок 8-10 лет не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится
учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления
ребёнка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе – положение человека,
который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в
отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребёнок впервые встречается
с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. В то же время младшие
школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью
в проявлении своих чувств и отношений. Интересы младших школьников неустойчивы,
ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла
(рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста
индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться
коллективистическая направленность.
Особенности общения со сверстниками и взрослыми
Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот
период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков
социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются
одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки
представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу младшего школьного
возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных
отношений, так и их осознания.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои
особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать
свои
права
и
обязанности
и
ожидает
6
доверия
старших
к
своим
новым
умениям. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших
школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать
внешкольная
и
внеклассная
работа. Потребность
ребёнка во
внимании,
уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый
ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Задача взрослых – помочь ребёнку
реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для
других детей.
Таким
образом, ведущей
деятельность. В
рамках
в
младшем
учебной
школьном
деятельности
возрасте
становится
складываются
учебная
психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших
школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем
возрастном этапе.
Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности
рефлексия, анализ, внутренний план действий
развитие нового познавательного отношения к действительности
ориентация на группу сверстников
11-12 лет – младший подростковый возраст.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и
интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте
появляются
новые мотивы
учения,
связанные
с
идеалом,
профессиональными
намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от
общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач.
Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Подросток приобретает
взрослую логику мышления.
Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а
механическое запоминание.
Подросток в силу взрослых особенностей способен
варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для
подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка,
его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в
индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.
7
Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно
связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его
сохранения.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью
организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания
обусловлены
индивидуально-психологическими
возбудимостью
или
утомляемостью,
снижением
особенностями
внимания
(повышенной
после
перенесенных
соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к
учебной деятельности.
Содержанием
психического
развития
подростка
становится
развитие
его
самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является
появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом
поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших
школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми,
то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и
сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего
эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития
характера,
отсутствие
коммуникативных
навыков,
эмоциональная
незрелость,
неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические
поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого
подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования
личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность
индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным
новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств
взрослости, развитие самосознания.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он
зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости,
формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в
этом возрасте.
8
Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие.
Количество обучающихся в группе: 14 человек.
Объём и срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Объем
программы: 72 часа. Теории – 9 часов. Практики – 63 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 1
учебному часу по 45 минут. Итого: 2 учебных часа в неделю; после 45 минут занятий
перерыв не менее 15 минут.
Форма обучения: очная, с возможностью использования дистанционных технологий.
Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом
этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы организации детей на занятии:
Основной формой проведения занятий является психологический тренинг. На выбор
этой формы влияют следующие причины:
1. Тренинговые формы позволяют включить в работу больше детей.
2. Тренинговые формы предполагают большую активность взрослого, который как бы
задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Через
систематическое обучение жизненным навыкам педагог как бы транслирует и
гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.
3. При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:
у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть
важным и для остальных членов группы;
развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело,
учатся поддерживать и понимать друг друга;
обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и
внимания.
Кроме тренинговой, используются и другие формы организации - групповая, фронтальная
(подгрупповая), по необходимости – индивидуальная.
9
Формы проведения занятий:
упражнение, практические задания
беседа с игровыми элементами
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
игра-имитация
конкурсы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Предметные:
реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
слушать и слышать собеседника;
понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
отстаивать собственные права, свою точку зрения;
преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим
и принимать помощь самому;
брать на себя ответственность;
навыки сотрудничества;
навыки саморегуляции;
навыки ведения дискуссии.
Личностными результатами изучения программы курса «Учимся общаться» является
формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы курса «Учимся общаться»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
10
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
различные источники информации.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
11
Учебный план.
№
1
Кол-во часов
всего практика теория
Наименование темы, раздела
«Я – особенный»
Формы,
аттестации/
контроля
8
7
1
Беседа,
наблюдение
7
6
1
Беседа, наблюдение
11
10
1
Беседа, наблюдение
10
9
1
Беседа, наблюдение
7
6
1
Практические
задания, опрос
Инструкция по ТБ.
Знакомство.
Мои любимые игры.
Что такое чувства?
Делимся чувствами
Где живут чувства?
Я такой разный
Я - особенный
2
«Нравится – не нравится»
Что мне нравится
Сколько «нравится» в моей неделе
Время – пространство для встреч
Ценности
Что мне не нравится
Нравится – не нравится
3
«Дружба»
О дружбе и друзьях
Такие разные друзья
Знакомство с другом
Что мешает дружбе
Ссора
Просим прощения
Помогаем сами и принимаем помощь
Я – член команды.
Игры для друзей.
Командные игры.
4
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Я и Другой, непохожий на меня.
Другой – не значит плохой.
Мы похожи!
Мы – миротворцы.
Мы разные, – и это здорово!
Разные игры для разных ребят.
Игротека.
Итоговое занятие.
Представление «Добрых дел».
5
«Ответственность»
«Могу» и «делаю».
Зачем нужна ответственность?
Ответственность: шаг за шагом.
12
Ответственность в школе.
Я в ответе за свой выбор.
Делаем выбор
6
«Гнев – это нормально»
7
6
1
Беседа, опрос, тест,
практические
задания
10
9
1
Беседа,
наблюдение,
практические
задания, тест, опрос
12
11
1
Беседа,
опрос,
наблюдение
72 часа
64
8
Гнев – одно из наших чувств.
Мой гнев
Сколько у меня гнева?
Когда дразнят.
Почему люди дразнятся?
Мы – укротители гнева.
7
«Страшно – не страшно»
Безопасное место.
Путешествие в страшную сказку.
Будем бояться вместе.
Для чего нужен страх?
Страшно – смешно – не страшно.
Фантазии и реальность
Школьные страхи.
Готовимся к настоящему испытанию.
Игры для смельчаков»
8
«Что такое толерантность»
Страны и границы.
Наша Россия
Вражда и толерантность.
Мы – часть чего-то.
Наши национальные изюминки.
Игры разных народов.
Кухня народов мира.
Толерантность – это…
Представление «Добрых дел»
Представление «Добрых дел»
Итоговое занятие
Всего:
13
Содержание учебного плана
1.«Я – особенный» (8 час).
Теория: Инструктажи по технике безопасности. Инструктаж по правилам дорожного
движения и поведения в Центре внешкольной работы». Определение и принятие правил
группы.
Поддерживающая, подбадривающая программа. Цель – не потерять себя, помнить о
хорошем в себе.
Практика:
Игры на знакомство и коммуникативность: «Скучно так сидеть», «Компот», «Рисунок
моего Я», «Незаконченное предложение», «Неожиданные вопросы».
Формы контроля: наблюдение, опрос.
2.«Нравится – не нравится" каждый день» (7 час)
Теория: Программа о радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Kак
находить «нравится» в том, что делать нужно.
Практика: практические задания и игры: «В чём мне повезло», «Горячий стул»,
«Продолжи историю», «Общий счёт», «Молекулы», «Интервью», «Клубок».
Формы контроля: наблюдение, опрос.
3.«Дружба» (11 час)
Теория: О навыках общения и нормального общежития.
Практика: Притчи: «О гвоздях», «Мудрец», «Легенда о друзьях». Практические задания
и игры: «Мой друг… Кто он?», «Карабас», «Монолог о дружбе», «Карусель о дружбе»,
«Секреты улыбки».
Формы контроля: наблюдение, опрос.
4. Я и другой». «Мир начинается с меня» (10 час)
Теория: Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могутбыть не
похожими на меня.
Практика: Притчи: «О бабочке», «Советы мудреца»
Тест «Приятно ли с тобой общаться», «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
Практические задания и игры: «Вопросы на бумажках», «Скульптор», «Я никогда не…»,
«Моя вселенная».
Формы контроля: наблюдение, опрос, тесты.
14
5.«Ответственность» (7 час)
Теория – 1.Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать
нужно, ведь жизнь не сводится к удовольствиям. Три вида ответственности: я, другие,
школа (работа).
Практика – 6.
Притча «Вера и чудеса».
Тест «Моя ответственность».
Практические задания и игры: «Доброе дерево», «Чаша доброты», «Включаем телевизор».
Формы контроля: наблюдение, опрос, тесты.
6.«Гнев – это нормально» (7 час).
Теория: Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться.
Практика: Правила и приёмы изменения поведения для несдержанных и вспыльчивых
людей. Притчи: «Бабочка», «О гвоздях». Практические задания и игры: «Ванькавстанька», «Интересный собеседник», «Аплодисменты», «Включаем телевизор», «Как мы
говорим».
Формы контроля: наблюдение, опрос.
7.«Страшно – не страшно» (10 час)
Теория: Изучаем свои страхи и пытаемся их приручить. Тренируем смелость. Беседа о
страхах», «Способы преодоления страхов».
Практика: Практические задания и игры: «Уверенность и неуверенность в себе»,
«Секреты общения».
Формы контроля: наблюдение, опрос.
8.«Толерантность» (12 час)
Теория: Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и
пугающее в мире людей. Тест «Есть ли у вас чувство юмора?».
Практика: Практические задания и игры: «Соседи», «Шпион», «Измерим друг друга»,
«Выставка», «Вербальное и невербальное поведение», «Не ошибись, пожалуйста».
Формы контроля: наблюдение, опрос, тесты.
15
Условия реализации программы
o
Материально-техническое обеспечение:
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
o
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок;
o
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
o
компьютер, принтер, ксерокс;
o
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
o
стол учительский;
o
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, личных вещей
детей;
o
подставки для книг;
o
вешалки для верхней одежды.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
Методическое обеспечение
-периодическая литература и книги по темам;
-тесты по темам;
-методическая литература: журналы, учебные пособия для детей;
Информационное обеспечение
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Презентации, соответствующие тематике программы.
16
Формы реализации:
Очная. Программа может быть реализована в дистанционном формате с использованием
сети Интернет (использование образовательной платформы Сферум, официальной группы
МБОУ ДО КГО «ЦВР» https://vk.com/centrvneshkolnik). Данная программа реализуется на
базе МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы»
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы». При поступлении в объединение в течение года новых
обучающихся с ними
проводится начальная диагностика в
форме беседы, в
индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности
детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в
сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится
три раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная
аттестация, май – итоговая аттестация).
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года или курса обучения.
Цель: определение изменения уровня развития детей, определение результатов обучения;
ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение;
получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов
обучения. Для проведения диагностики используются «Критерии показателей уровневого
дополнительного образования обучающихся» (См. Приложение 5) и «Итоговая таблица
показателей диагностики образовательного уровня обучающихся» (См. Приложение 6.)
Формы контроля:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по теме,
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
- Определение уровня личной тревожности по «Шкале личностной тревожности для
учащихся 10-16 лет» (А.М.Прихожан) См. Приложение 9.
17
- Тестирование на проверку самооценки у школьников. См. Приложение 8.
- Тест на определение уровня общительности. См. Приложение 7.
Способы определения результативности:
Положительный результат обучения обеспечивается применением различных форм,
методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Проводя
практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся.
Методы определения результата: педагогическое наблюдение; оценка продуктов
творческой деятельности детей; беседы, опросы, анкетирование, тестирование.
Формы определения результата: выполнение зачётных заданий по пройденным темам;
выполнение творческих работ.
18
Список литературы.
«Жизненные навыки». Уроки психологии под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
«Жизненные навыки». Уроки психологии. Рабочая тетрадь школьника под ред.
С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
2. Интернет-ресурсы
• газета «1 сентября»: www.festival.1september.ru
• единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
• презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info
• образовательный портал «Учёба»: http://uroki.ru
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
http://www.peace-edu.un-museum.ru,
museum.ru/vestnik ,
http://www.un-museum.ru,
http://www.un-
http://www.un-museum.ru/young/model/description.doc
19
Приложение 1.
Календарно-тематический график
на ________ учебный год
Перфильева Вера Ивановна,
ДООП социально-гуманитарной направленности
«Учимся общаться»
1 год обучения
№
Дата
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Кол-во
часов
Беседа
Беседа,
наблюден
ие
1
Сентябрь
1.
Инструкция по ТБ.
«Я – особенный»
Поддерживающая, подбадривающая программа.
Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в
себе.
Инструктаж по правилам дорожного движения и
поведения в Центре внешкольной работы».
Определение и принятие правил группы.
Игры на знакомство и коммуникативность:
«Скучно так сидеть»
2.
Наблюден 1
ие, игры
«Я – особенный»
Знакомство.
Игры на знакомство и коммуникативность:
«Скучно так сидеть», «Компот», «Рисунок моего
Я»
3.
«Я – особенный»
Мои любимые игры. Практика «Неожиданные
вопросы».
4.
«Я – особенный»
Что такое чувства? Практическое задание
«Незаконченное предложение»
5.
«Я – особенный»
Делимся чувствами
20
Практиче
ские
задания,
игры
1
Беседа,
1
практичес
кие
задания,
игры
Беседа,
1
практичес
кие
6.
задания,
игры
Беседа,
1
практичес
кие
задания,
игры
Практиче 1
ские
задания,
игры
«Я – особенный»
Где живут чувства? Игра на знакомство
«Компот»
7.
«Я – особенный»
Я такой разный… Практическое задание
«Незаконченное предложение»
8.
«Я – особенный»
Я – особенный, беседа, Игра «Неожиданные
вопросы».
9.
2. «Нравится – не нравится
«Нравится – не нравится" каждый день».
Беседа
Практиче
ские
задания,
игры
1
Беседа,
наблюден
ие
1
Программа о радостном и о том, что вызывает
раздражение и злость. Kак находить «нравится»
в том, что делать нужно.
Практические задания и игры: «В чём мне
повезло»,
Октябрь
10.
«Нравится – не нравится
Что мне нравится, игра «Горячий стул», беседа
11.
«Нравится – не нравится
Сколько «нравится» в моей неделе, игра «Общий
счёт»
12.
«Нравится – не нравится
Время – пространство для встреч. Практическое
задание «Интервью»
13.
«Нравится – не нравится
Ценности – беседа.
Игра «Молекулы»
14.
«Нравится – не нравится
Что мне не нравится
Практическое задание «Продолжи историю»
21
Беседа,
1
практичес
кие
задания,
игры, тест
Практиче 1
ские
задания,
игры
Практиче 1
ские
задания,
игры, тест
Практиче
ские
задания,
тест
1
Практиче
ские
задания,
игры
1
15.
«Нравится – не нравится
Нравится – не нравится
Практика «Клубок».
16.
3.«Дружба» О навыках общения и нормального
Беседа,
презентация
общежития.
Практиче
ские
задания,
игры
1
Беседа,
наблюден
ие
1
Притча: «Мудрец»,
Практические задания и игры: «Карабас»,
«Монолог о дружбе»
17.
«Дружба»
О дружбе и друзьях. Игра «Монолог о дружбе»
18.
«Дружба»
Такие разные друзья. Игровое задание «Мой
друг… Кто он?»
19.
«Дружба»
Знакомство с другом, подвижные игры
20
«Дружба»
Что мешает дружбе
Практиче 1
ские
задания,
игры, тест
Практиче 1
ские
задания,
игры
Практиче
ские
задания,
игры
Практиче
ские
задания,
игры,
опрос
1
Тест,
практичес
кие
задания
Практиче
ские
задания,
ролевые
игры
Беседа,
тест,
практичес
кие
задания,
ролевые
игры
Беседа,
практичес
кие
задания
1
1
Ноябрь
21.
«Дружба»
Ссора
11.
«Дружба»
Притча «Легенда о друзьях». Игра «Просим
прощения»
23.
«Дружба»
Помогаем сами и принимаем помощь
24.
«Дружба»
Притча «О гвоздях», Я – член команды.
22
1
1
1
25.
«Дружба»
Игры
1
Игры
1
Беседа,
наблюден
ие
1
Практиче
ские
задания,
ролевые
игры
1
Практиче
ские
задания,
ролевые
игры
Практиче
ские
задания,
1
Практиче
ские
задания,
Практиче
ские
задания,
1
Практиче
ские
задания,
игры
Игры
1
Игры для друзей. Игра «Карусель о дружбе»
26.
«Дружба»
Командные игры. Игра «Секреты улыбки».
27.
4.«Я и Другие. Мир начинается с меня»
«Мир начинается с меня». Первые шаги к
Беседа,
тест
пониманию толерантности. Другие люди могут
быть не похожими на меня.
Притча: «О бабочке»
Тест «Приятно ли с тобой общаться»
Практические задания и игры: «Скульптор», «Я
никогда не…»
28.
Декабрь
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Я и Другой, непохожий на меня. Притча «Советы
мудреца», практическое задание «Вопросы на
бумажках»
29.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Другой – не значит плохой. Тест «Как я
ориентируюсь в разных ситуациях».
30.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Мы похожи! Практическое задание «Моя
1
вселенная».
31.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Мы – миротворцы.
32.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Мы разные, – и это здорово! Практические
задания и игры: «Скульптор»
33.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Разные игры для разных ребят.
34.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Игротека.
Январь
23
1
35.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Итоговое занятие.
36.
«Я и Другие. Мир начинается с меня»
Представление «Добрых дел».
37.
5.«Ответственность»
Мы вновь разбираемся в том, что и почему
Беседа,
презентация
делать
Опрос,
беседа,
наблюден
ие
Практиче
ские
задания,
опрос
Практиче
ские
задания,
опрос
1
1
1
нужно, ведь жизнь не сводится к удовольствиям.
Три вида ответственности: я, другие, школа
(работа).
Практические задания и игры: «Доброе дерево»,
«Включаем телевизор».
38.
«Ответственность»
1
«Могу» и «делаю». Тест «Моя ответственность».
39.
Тест,
1
практичес
кие
задания
«Ответственность»
Зачем нужна ответственность? Притча «Вера и
чудеса».
40.
Февраль
«Ответственность»: шаг за шагом. Практика
«Включаем телевизор».
41.
«Ответственность»
Ответственность в школе.
42.
43.
«Ответственность» Я в ответе за свой выбор.
«Ответственность» Делаем выбор. Игра «Чаша
доброты»
44.
6.«Гнев – это нормально»
Учимся контролировать и укрощать гнев,
снимать стресс и успокаиваться.
Притчи: «Бабочка»
Практические задания, игра «Интересный
собеседник»
24
Беседа, тест
Практиче
ские
задания
Беседа,
практичес
кие
задания,
опрос
Практиче
ские
задания
Практиче
ские
задания
Беседа,
тест,
практичес
кие
задания
1
1
1
1
1
45.
Беседа,
1
практичес
кие
задания
«Гнев – это нормально»
Гнев – одно из наших чувств.
Притча «О гвоздях»
46.
«Гнев – это нормально»
Мой гнев.
Беседа,
опрос
1
Тест,
опрос
1
Беседа,
опрос,
наблюдение
Беседа,
опрос,
наблюдение
Беседа,
опрос
1
Беседа,
наблюдение
1
Практика и игра «Ванька-встанька»
47.
«Гнев – это нормально»
Правила и приёмы изменения поведения для
несдержанных и вспыльчивых людей.
Сколько у меня гнева?
Практическое задание «Как мы говорим»
Март
48.
«Гнев – это нормально»
Когда дразнят.
49.
«Гнев – это нормально»
Почему люди дразнятся?
50.
«Гнев – это нормально»
Мы – укротители гнева.
1
1
«Аплодисменты» игровое задание
51.
7.«Страшно – не страшно»
Изучаем свои страхи и пытаемся их приручить.
Беседа,
тест
«Беседа о страхах»
Практические задания и игры: «Уверенность и
неуверенность в себе», «Секреты общения».
52.
«Страшно – не страшно»
Безопасное место. Практическое задание
Беседа, тест, 1
опрос
«Способы преодоления страхов».
53.
«Страшно – не страшно»
Путешествие в страшную сказку.
54.
«Страшно – не страшно»
Тренируем смелость. Тема: «Будем бояться
вместе».
55.
Беседа,
1
практически
е
задания,
опрос
Беседа,
1
наблюдение,
практически
е задания
Беседа,
наблюдение,
«Страшно – не страшно»
Для чего нужен страх?
25
1
Практические задания и игры: «Уверенность и
практически
е задания
неуверенность в себе», «Секреты общения».
56.
«Страшно – не страшно»
Страшно – смешно – не страшно.
57.
«Страшно – не страшно»
Фантазии и реальность
Беседа,
наблюдение,
практически
е задания
Беседа,
наблюдение,
практически
е задания
1
Беседа,
наблюден
ие,
практичес
кие
задания,
тест
Беседа,
наблюден
ие,
практичес
кие
задания,
тест
Игры,
практичес
кие
задания
Беседа,
опрос,
наблюден
ие
1
Беседа,
опрос
1
Беседа,
опрос
1
1
Апрель
58.
«Страшно – не страшно»
Школьные страхи.
59.
«Страшно – не страшно»
Готовимся к настоящему испытанию.
60.
«Страшно – не страшно»
Игры для смельчаков
61.
8.«Что такое толерантность»
Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся
принимать непонятное и пугающее в мире
БеседаЮ тест
1
1
1
людей. Тест «Есть ли у вас чувство юмора?».
Практические задания и игры: «Соседи»,
«Измерим друг друга», «Выставка», «Вербальное
и невербальное поведение», «Не ошибись,
пожалуйста».
62.
«Что такое толерантность»
Страны и границы.
63.
«Что такое толерантность»
Наша Россия. Практические задания и игры:
«Соседи»
26
64.
«Что такое толерантность»
Вражда и толерантность. Игра «Шпион»
Беседа,
опрос
1
Беседа,
1
опрос,
практичес
кие
задания
65.
«Что такое толерантность»
Мы – часть чего-то.
Май
66.
«Что такое толерантность»
Наши национальные изюминки.
67.
«Что такое толерантность»
Игры разных народов.
68.
«Что такое толерантность»
Кухня народов мира.
69.
«Что такое толерантность»
Толерантность – это…
70.
«Что такое толерантность»
Представление «Добрых дел»
71.
«Что такое толерантность»
Представление «Добрых дел»
72.
«Что такое толерантность»
Итоговое занятие
27
Практиче
ские
задания
Игры,
практичес
кие
задания
Практиче
ские
задания
Тест,
беседа
1
Практиче
ские
задания,
опрос
Практиче
ские
задания,
опрос
Опрос,
наблюден
ие, игры
1
1
1
1
1
1
Приложение 2
Календарный учебный график
Начало учебного года по
программе
1 сентября
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного
года:
36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (февраль, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.
28
Приложение 3
Алгоритм учебного занятия:
1. Ритуал начала занятия с приветствия и коммуникативной игры.
2. Групповая работа:
Представление основной темы занятия
Практические задания, тесты
Игры
Подведение итогов
3. Ритуал прощания «Раз, два, три, до свиданья, мы!».
29
Приложение 4
Календарный план воспитательной работы
№
Название
мероприятия, Форма
Сроки
Ответственный
п\п
событие
проведения
проведения
1
Мы вместе
Квест-игра
сентябрь
Перфильева В.И.
3
День Матери
Праздничная
ноябрь
Перфильева В.И.
Декабрь
Перфильева В.И.
февраль
Перфильева В.И.
март
Перфильева В.И.
апрель
Перфильева В.И.
программа
4
С Новым годом!
Праздничная
программа
5
День защитника Отечества
Праздничная
программа
6
Женский день 8 Марта
Праздничная
программа
7.
Спортивный праздник.
Спортивная
программа
8.
Итоговая встреча
Праздничная
программа «До май
свидания,
Лесенка!
Здравствуй,
школа!».
30
Перфильева В.И.
Приложение 5
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
1
Начальный уровень
Уровень освоения
2
3
Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Знакомство с
Владение основами
Овладение
образовательной
знаний
специальными
областью
знаниями,
умениями,
навыками
Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный
Интерес иногда
Интерес на уровне
интерес, навязанный
поддерживается
увлечения.
извне или на уровне
самостоятельно.
Поддерживается
любознательности.
Мотивация
самостоятельно.
Мотив случайный,
неустойчивая,
Устойчивая
кратковременный.
связанная с
мотивация.
результативной
Ведущие мотивы:
стороной процесса.
познавательный,
общения, добиться
высоких
результатов.
Показатель «Творческая активность»
Интерес к
Социализация в
Есть
творчеству не
коллективе.
положительный
проявляет.
Инициативу
эмоциональный
Инициативу не
проявляет редко.
отклик на успехи
проявляет. Не
Испытывает
свои и коллектива.
испытывает радости
потребность в
Проявляет
от открытия.
получении новых
инициативу, но не
Отказывается от
знаний, в открытии
всегда. Может
поручений, заданий.
для себя новых
придумать
Проводит операции
способов
интересные идеи,
по заранее данному
деятельности.
но часто не может
плану. Нет навыков
Добросовестно
оценить их и
самостоятельного
выполняет
выполнить.
решения проблемы. поручения, задания.
Проблемы решить
способен, но при
помощи педагога.
Показатель «Достижения»
Пассивное участие в Активное участие в
Значительные
делах объединения делах объединения.
результаты на
уровне Центра,
города.
31
Уровень
совершенствования
4
Допрофессиональная
подготовка
Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую
профессию.
Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью
мышления,
способностью к
рождению новых
идей.
Значительные
результаты на
уровне города,
Республики, России.
Приложение 6
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога: Перфильева Вера Ивановна
Наименование творческого объединения: «Учимся общаться»
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:
ЗУН
№ уровня
п/п №
Творческая активность
№ уровня
Достижения
№ уровня
№ группы
(кол-во детей в
каждой группе)
1
1
Мотивация к знаниям
№ уровня
2
3
4
1
2
3
№1 (14 чел)
2
32
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Приложение 7.
Тест на определение уровня общительности
Психология, как наука, развита в наше время настолько, что определить степень общительности
у тинейджера можно, даже не обращаясь к специалисту, в домашних условиях! Характеристика,
конечно, будет неполной, но примерную картину обеспокоенным мамам и папам точно даст.
Популярный тест В.Ф. Ряховского поможет определить уровень общительности у подростка,
он приведен ниже, и адаптирован конкретно для подрастающего поколения.
Далее следует ответить на вопросы, и за каждый ответ «нет» начислить себе 0 баллов, за ответ
«иногда» 1 балл, за ответ «да» 2 балла. Вот сами вопросы:
1. Вас сильно беспокоит ожидание какой-либо встречи (с друзьями, к примеру)?
2. Вы тянете с посещением врача «до последнего»?
3. Если вам поручат публичное выступление, выбьет ли это вас из колеи?
4. Если вам нужно отправиться в другой город (к примеру, на концерт, олимпиаду), вызывает ли
это у вас обеспокоенность?
5. Любите ли вы рассказывать другим о своих чувствах?
6. Вас раздражает, когда незнакомец на улице спрашивает «который час?», или просит показать
дорогу?
7. Вы верите, что родителям и детям трудно понимать друг друга, из-за конфликта поколений?
8. Стесняетесь ли вы напоминать другу о том, что он должен вам денег?
9. Если вы застряли в лифте с незнакомцем, то не вступите ли вы с ним в беседу первым?
10. Длительные ожидания вас утомляют и раздражают?
11. Вы боитесь вмешиваться в конфликтные ситуации?
12. Вы имеете свое, четко сформированное мнение о книгах, музыке, картинах, и все чужие мнения
вы считаете ошибочными?
13. Если вы услышите чье-либо ошибочное высказывание, то лучше промолчите, нежели спорить
и доказывать правду?
14. Просьбы знакомых разобраться в чем-то (например, в задаче по алгебре в школе) вас
раздражают?
15. Вам проще описать письменно свою точку зрения, чем говорить о ней вслух?
Ваша степень общительности
Теперь сложите вместе все ваши баллы, и определите шкалу вашей общительности:
Если у вас 30-32 балла, то ваш уровень общительности – почти на 0. Возможно, вы уже и сами
от этого страдаете, так как строить взаимоотношения очень непросто. Скорее всего, у вас нет
друзей, вы любите одиночество. Попробуйте хоть немного изменить ситуацию, больше общаясь
с родными людьми.
33
От 25 до 29 баллов – вы человек достаточно замкнутый, любите одиночества. Необходимость
общаться надолго выбивает вас из колеи. Но ситуация не безнадежна, «встряхнитесь» и
работайте над своей коммуникабельностью. Вот увидите, с ее развитием ваша жизнь станет и
ярче, и проще.
19-24 балла – общительность на среднем уровне. Вы не испытываете сложностей с
коммуникабельностью. Однако с новыми людьми вы сходитесь не совсем гладко, спорить и
выступать на публике не любите. Предпочитаете молчать в стороне.
14-18 баллов – это адекватная общительность. Вы наверняка любите общаться и внимательно
слушаете собеседников, способны отстаивать свое мнение. При этом не являетесь
экстравагантной личностью, нормально переносите одиночество.
9-13 баллов – это повышенная общительность. Вы разговорчивы, любопытны, иногда даже
навязчивы. Обожаете быть в центре внимания, но имеете дефицит терпения и усидчивости.
Одиночество переносите с трудом.
4-8 баллов – коммуникабельность у вас на максимуме, буквально бьет ключом. Вы используете
любую возможность, чтобы поговорить, поспорить, «толкнуть речь». Задумайтесь, не
раздражаете ли вы людей излишней навязчивостью?
Менее 3 баллов – вашу общительность можно назвать невротической, вы слишком шумны и
многословны, вспыльчивы, часто вмешиваетесь в чужие разговоры и дела. Поработайте над
собой, и научитесь быть более тактичным, спокойным, сдержанным и уважительным.
34
Приложение 8.
Проверка самооценки у школьников.
Описание: Предлагаю Вашему вниманию четыре теста для выяснения уровня самооценки
учащихся с ключами для обработки. Ключ для обработки учитель выдаёт ученикам после того,
как они отметят в тесте ответы на вопросы и подсчитают количество баллов. Обработку
результатов теста можно записать на доске или на слайде презентации, если она предусмотрена
к
уроку.
Назначение: Тесты предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут
интересны классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.
Актуальность: Актуальность проведения данных тестов связана с тем, что большинство
учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям
личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки
поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои
позиции в социуме. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с
окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность
человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях
человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают
эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение
самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея
завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других). В наше время
повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью
выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные
характеристики ученика.Несомненно самооценка в наибольшей степени влияет на успешность
обучения
в
любом
школьном
возрасте.
Цель: выявить динамику самооценки в процессе обучения и формирования личности
подростка.
Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников;интерпретировать
полученные данные, провести анализ;сформулировать выводы по полученным результатам
тестов.
Подготовка и материал: учитель готовит тест для проверки самооценки школьников,
продумывает обработку результатов и каким образом он будет предоставлять детям ключ для
результата
теста.
"В известном смысле каждый есть то, что он о себе думает", - Франсис Герберт Брэдли
Методика для определения самооценки подростков.
Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед
трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество «да» (+).
6-7 (+) – завышенная самооценка; 3-5 (+) – адекватная (правильная);
2-1 (+) – заниженная.
35
Приложение 9.
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу
«Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа
в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных
ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они
позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей
степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от
развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной
тревожности:
1.
2.
3.
4.
тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
с ситуациями общения (межличностную),
с отношением к себе (самооценочную).
шкала мистических, магических страхов (магическую).
Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в
жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу,
беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи
кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта
ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или
страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного
тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и
тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень
неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень
сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить,
насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну
из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
Нет Немного Достаточно
ЗначиОчень
тельно
1. Отвечать у доски
0
1
2
3
4
2. Оказаться среди незнакомых ребят
0
1
2
3
4
36
3.
Участвовать
олимпиадах
в
соревнованиях,
конкурсах.
0
1
2
3
4
4. Слышать заклятия
0
1
2
3
4
5. Разговаривать с директором школы
0
1
2
3
4
6. Сравнивать себя с другими
0
1
2
3
4
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит
0
1
2
3
4
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
0
1
2
3
4
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
9. (наблюдают за тобой во время работы, решения 0
задачи)
1
2
3
4
10. Видеть плохие сны
0
1
2
3
4
11.
Писать контрольную работу, выполнять тест по
0
какому-нибудь предмету
1
2
3
4
12.
После контрольной, теста — учитель называет
0
отметки
1
2
3
4
0
1
2
3
4
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 0
1
2
3
4
15. На тебя не обращают внимания
0
1
2
3
4
16. Ждешь родителей с родительского собрания
0
1
2
3
4
17. Тебе грозит неуспех, провал
0
1
2
3
4
18. Слышать смех за своей
0
1
2
3
4
19. Не понимать объяснений учителя
0
I
2
3
4
13. У тебя что-то не получается
37
20.
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в
0
будущем
1
2
3
4
21.
Слышать
предсказания
катастрофах
0
1
2
3
4
0
1
2
3
4
Слышать, что какой-то человек «напускает
0
порчу» на других
1
2
3
4
о
космических
22. Выступать перед зрителями
23.
24. С тобой не хотят играть
0
1
2
3
4
25. Проверяются твои способности
0
1
2
3
4
26. На тебя смотрят как на маленького
0
1
2
3
4
27. На экзамене тебе достался 13-й билет
0
1
2
3
4
28. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0
1
2
3
4
29. Оценивается твоя работа
0
1
2
3
4
30. Не можешь справиться с домашним заданием
0
1
2
3
4
31. Засыпать в темной комнате
0
1
2
3
4
32. Не соглашаешься с родителями
0
1
2
3
4
33. Берешься за новое дело
0
1
2
3
4
34. Разговаривать со школьным психологом
0
1
2
3
4
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»
0
1
2
3
4
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
0
1
2
3
4
38
37. Слушать страшные истории
0
1
2
3
4
38. Спорить со своим другом (подругой)
0
1
2
3
4
39. Думать о своей внешности
0
1
2
3
4
0
1
2
3
4
40.
Думать о призраках, других
«потусторонних» существах
страшных,
Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Субшкала
Школьная тревожность
Самооценочная тревожность
Межличностная тревожность
Магическая тревожность
Пункты шкалы
1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
4 10 14 21 23 27 31 35 37 40
Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.
Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10
баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:
1.
2.
3.
4.
5.
«чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла,
соответствующего норме – 3 -6 баллов,
несколько завышенного – 7-8 баллов,
очень высокого – 9 баллов,
явно завышенного -10 баллов.
Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для
эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).
Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического
неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности
наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности
мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым
страхам. В характере таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем
и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка
постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. Постоянное
ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их
сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной
реакции на происходящее.
39
Принята на заседании
педагогического совета
от «17»мая 2023 г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С.Тырина
«17»мая 2023г.
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе социально-гуманитарной направленности «Учимся общаться» для детей в возрасте
8 -12 лет. Срок реализации: 1 год (72 часа).
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Пояснительная записка», связанные с обновлением федеральных
нормативных документов;
2. Изменения в раздел «Пояснительная записка», в пункте «Объём и срок реализации
программы»: программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы: 72 часа.
3. Изменения в раздел «Учебный план» в связи с уменьшением объема учебных часов:
теории – 9 часов, практики – 63 часа.
4. Изменения в раздел «Приложения» в части «Календарно-тематический график» в
связи с изменениями, внесенными в учебный план.
5. Изменения в раздел Приложения: добавлено Приложение 4 «Календарный план
воспитательной работы».
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете и
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
/
ФИО
40