АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.
рабочая программа
«Твой выбор»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: базовый
Автор-составитель:
Александрова Ирина Алексеевна
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023 г.
Оглавление
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
Мониторинг образовательных результатов
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Список литературы
Приложения:
- Календарно-тематический график
Пояснительная записка
2
3
8
9
11
11
12
13
14
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной работы», лицензия
Направленность: социально - педагогическая
3
Вид программы – модифицированная/
Уровень сложности – базовый
Актуальность.
Программа разработана для 8-х классов с целью ознакомления обучающихся с
современными взглядами на проблему выбора профессии и планирования карьеры.
Успешность в профессиональной деятельности зависит не от содержания работы, а от
квалификации, личностных качеств и мотивации человека. Человек выбирает профессию и
карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Профильная ориентация
призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе
направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности
подростков к социально - профессиональному обучению.
Вопрос профессиональной ориентации старших школьников стал актуален в наше
время. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации
является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально
ребёнок,
особенно
в
подростковом
возрасте,
самостоятельно
осуществить
профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все
стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,
психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности семьи, социума.
По результатам исследований, существует ряд негативных факторов, оказывающих
влияние на профессиональный выбор учащихся выпускных классов школ.
Это:
- отсутствие информации о состоянии регионального рынка труда;
- незнание содержания и условий труда будущей деятельности;
- выбор профессии основывается на ее популярности, престижности;
- профессиональный маршрут не планируется (отсутствие конкретного плана действий и
запасного варианта выбора учебного заведения);
- низкий уровень самоанализа, представления о своих способностях и возможностях.
Целью профессиональной ориентации в рамках дополнительного образования детей
является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка
труда.
В связи с этим новизна программы состоит в том, что система профессиональной
ориентации в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового
типа а так же что она оказывает участникам помощь не только в выборе профессии, но и в
поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно4
профессионального формата, а также обучает способам использования этих ресурсов. В
современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное
самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу
требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя
в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва»
детей от семьи именно школа дополнительное образование призваны обеспечивать такие
качества и возможности для профессионального самоопределения подрастающего
поколения. В данном контексте профессиональная ориентация рассматривается как
система
взаимодействия
личности
и
общества.
Личность,
будучи
объектом
профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального
самоопределения.
Существенное
отличие
современного
понимания
профориентационной
работы
заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на
формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять
сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой
выбор, быть профессионально мобильными.
Итак,
в широком
смысле слова профориентация
система общественного и
-
педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору
профессии,
система
обоснованный
выбор
государственных
профессии.
В
мероприятий,
узком
смысле
обеспечивающая
слова
научно
профориентация
-
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и
готовности к сознательному выбору профессии
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует
социализации и профессиональному самоопределению обучающихся через формирование
системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и
способностях, представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг, а также
активизации личностной позиции обучающихся в ситуации профессионального выбора.
Программа «Твой выбор» позволит школьникам получить ответы на волнующие вопросы
и принять обоснованное решение о дальнейшей образовательной траектории и
перспективах профессионального становления.
Цель:
Создать
обучающихся
в
условия
для
соответствии
осознанного
со
профессионального
способностями,
самоопределения
склонностями,
личностными
особенностями, потребностями общества, формирование способности к социальнопрофессиональной адаптации в обществе, посредством профориентационной поддержки в
процессе активизации средств и форм обучения.
5
Задачи:
Обучающие
- Научить подростков проектированию своих жизненных и профессиональных планов,
идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в
ней.
- Научить соотносить интересы и способности с востребованностью профессий на рынке
труда.
- Расширение информационных представлений обучающихся о военных профессиях
посредством развития способности понимать обусловленность явлений и событий,
происходящих в современном мире.
Развивающие
- Развитие мотивации личности подростка к познанию и самоопределению.
- Развивать способности к самостоятельному принятию решений.
Воспитательные
- Воспитание самостоятельности, коллективизма, доброжелательного отношения к
сверстникам, эмоциональной отзывчивости.
- Воспитание любви к Родине через знакомство с профессиональной деятельностью в
разных направлениях.
Отличительные особенности программы является практико-ориентированный характер.
Программа
«Твой
выбор»
создает
систему
педагогической,
психологической,
информационной и организационной поддержки обучающихся и состоит из 4 модулей.
Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте 14- 15 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «Я», путь становления
индивидуальности. Проявление чувства взросления, рост самопознания, самооценки.
Проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков. Самый благоприятный
возраст для творческого развития: решать проблемы, участвовать в дискуссиях, отстаивать
и доказывать свою правоту. Выразить свою индивидуальность, свой особый взгляд на мир
дети могут в процессе познания своих особенностей и способностей, разрабатывая свой
образовательный маршрут, cделать осознанный выбор своей
деятельности с педагогом и другими обучающимися.
Объем и сроки реализации:
Теории: 54 часа, практики: 90 часов.
Один год обучения – 144 часа.
6
профессиональной
Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом
этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая работа, работа в парах, работа
в малых группах, лекции, беседы, демонстрация примеров работ.
Основные формы проведения занятий: тематические занятия, мастер- классы практические занятия по профессиональным направлениям и направлению горной
промышленности, профориентационные игры,
тренинги, акции, квесты, занятие по
коммуникативным навыкам, занятие по командообразованию, занятие по креативному
мышлению, занятие по социальному проектированию, дискуссионные клубы, встречи с
интересными людьми.
Экскурсии, которые проводятся на предприятия и в учебные
заведения профессионального образования города. Выбор места проведения экскурсии
осуществляется с учетом запроса обучающихся и в зависимости от договоренности с
организацией. В связи с этим возможна корректировка последовательности занятий.
Методы, используемые на занятиях:
1. Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы - краткие
описания профессий; справочная литература;
информационно-поисковые системы;
профессиональная реклама; экскурсии учащихся на предприятия и учебные заведения
города; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные
и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; учебные фильмы и
видеофильмы; использование средств массовой информации; "Ярмарки профессий"
2.
Методы
мотивации;
профессиональной
психодиагностики:
опросники
опросники профессиональных способностей;
проективные личностные тесты; методы наблюдения;
профессиональной
"личностные" опросники;
"профессиональные пробы";
использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
использование для
исследования обучающихся различных тренажеров кластера «Промышленость»
3. Методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения; тренинги общения;
профориентационные
и
профконсультационные
активизирующие
методы
(игры);
различные положительные (успешные) примеры самоопределения.
Состав группы: постоянный свободный, в количестве 14 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут,
перемена между занятиями составляет 15 минут.
Принципы, лежащие в основе программы
7
1 Системность деятельности по формированию конкурентоспособной личности.
Системный подход – это организация многостороннего влияния на формирующуюся
личность, учёт всех факторов, влияющих на становление её конкурентоспособности; уход
от практики рассмотрения целостного образовательного процесса как суммы частных
процессов, входящих в его структуру; преемственность всех уровней и этапов социально –
педагогической работы.
2
Педагогическое
сопровождение
процессов
социально
–
профессионального
самоопределения личности.
3 Использование активных форм и методов организации социально-педагогического
взаимодействия, к которым можно отнести:
-
ролевые, деловые и сюжетные развивающие игры, в рамках которых происходит
моделирование различных социально – экономических ситуаций и погружение в них
обучающихся;
- диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами;
- тренинги, акции, квесты.
4. Разнообразие образовательных ситуаций, в которые погружаются участники программы;
юмор как обязательная составляющая педагогического взаимодействия.
5. Привлечение родителей к процессу реализации программы в качестве активных
субъектов, а не пассивных наблюдателей.
6. .Принцип «видения перспективы» - подготовка молодых людей к тому социально –
экономическому состоянию региона, которое, предположительно будет иметь место через
5-10 лет.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
Предметные: в результате освоения дополнительной образовательной программы
обучающиеся должны:
узнать и оценить:
- свои профессиональные предрасположенности и способности к профессиям;
познакомиться с
- наиболее востребованными профессиями и рабочими и инженерными специальностями
кластера «Промышленность»;
- лучшими представителями профессий;
-новыми технологиями производства, современным оборудованием в изучаемых
профессиях;
получить:
- рекомендации по выбору образовательной и профессиональной траектории;
8
- представления об успешности в рабочих профессиях и инженерных специальностях, в т.
ч. на примерах «реальных историй успеха», в других выбираемых в разных направлениях
профессиональной деятельности.
Метапредметные:
знать:
- основы здорового образа жизни;
владеть:
- навыками проектной, исследовательской, деятельности; все метапредметные
- навыками работы с информацией;
- коммуникативными навыками;
- навыками работы в команде;
- навыками креативного мышления;
- навыками социального проектирования;
- навыками самопрезентации;
Личностные:
- основные составляющие личностного роста (психологические, физиологические,
социальные);
уметь:
- проектировать личную траекторию развития и профессионального роста;
- работать в команде;
- ставить задачи, достигать и презентовать результаты;
- концентрироваться на выполнении поставленных задач;
- формулировать и выражать свое мнение, принимать решения, проявлять социальную
активность.
Способы обнаружения и фиксации ожидаемых результатов:
-
Первичное профессиональное тестирование с целью выявления индивидуальных
предрасположенностей и способностей к занятию различными видами профессиональной
деятельности. –
- Итоговое тестирование: АС «Выпускник -1» Автоматизированная диагностическая
система «Выпускник-1» на базе Агентство занятости населения города Костомукша.
Представление проектов.
МОДУЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Учебно-тематический план (144 часа)
9
№
Название раздела, Количество часов
п/п темы
1.
Формы аттестации
Всего Теория Практика
Знакомство
с 2
1
1
молодежным
- лекция,
- контрольные вопросы
объединением
«Сталкер»
Первичное
профессиональное
тестирование
2
Модуль 1
34
Адаптация
17
17
и
- рефлексия,
-контрольные вопросы,
мотивация
- выполнение практических
заданий,
- лекция,
- творческое эссе,
- взаимоконтроль,
- оценка анкетирования.
3
Модуль 2
22
Изучение
10
12
образа
- оценка анкетирования,
«Я»
4
- рефлексия,
- самоконтроль.
Модуль 3
56
Освоение
20
36
мира
- рефлексия,
- практическая деятельность,
профессионального
- контрольные вопросы,
труда,
- самоконтроль,
культуры
профессионализма,
- наблюдение.
осуществление
профессиональных
проб
5
Модуль 4
Социально
26
6
20
–
- проектная деятельность,
- контрольные вопросы,
профессиональное
- наблюдение,
10
самоопределение
- выполнение практической
личности.
деятельности,
Построение
- рефлексия,
профессионального
- творческое эссе,
плана
- взаимоконтроль.
Итоговое занятие 4
4
Представление
Обратная
связь
(оценка
анкетирования)
(презентация)
выбранных
профессий
Итого:
144
54
90
Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие:
Теория: Инструктаж по охране труда. Введение в программу.
Для чего нужно знать свои особенности? Что заставляет человека выбирать ту или иную
профессию?
Практика. Знакомство. Упражнение «Артем – артистичный». Игра «Профессия на букву».
Методика «Анкета для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б Успенский).
Рефлексия.
Результат темы: усвоение знаний по технике безопасности и правилам поведения;
знакомство с программой.
Модуль 1. Адаптация и мотивация (34 часа)
1.1Адаптация.
11
Теория: Творческое освобождение и раскрепощение обучающихся,
преодоление
социально-психологических зажимов и комплексов, эмоциональный настрой на активную
успешную жизненную самореализацию.
Тренинги на командообразование: «Сталкер - какой он?», «Сталкер - атмосфера»,
«Апельсиновый тренинг», «Здравствуйте, люди!», «5 шагов к успеху», «Начало доверия»,
«Мы - группа!»
Практика: Игры и упражнения на сплочение, деловые игры, дискуссии.
1.2.Мотивация Развитие умений по принятию решения.
Теория. Этапы процесса принятия решения
Практика. Техника «Корова». Техника «Плюс, минус, интересно».
1.3. Эмоциональное отношение к выбору профессии
Практика. Техника «Проективный рисунок». Игра «Шестое чувство». Резюме встречи.
1.4. Умение учитывать свои сильные
Теория: Эмоциональное отношение к выбору профессии
Практика. Техника «Проективный рисунок». Игра «Шестое чувство». Резюме встречи.
1.5 Роль жизненных ценностей при выборе профессии
Практика. Игра «Отдел кадров». Обсуждение, основанное на примере классификации
Техника «Мои ценности». Техника «Мои цели». Обсуждение.
1.6 Умение учитывать сильные и слабые стороны
Практика. Индивидуальное письменное задание «Цели». Техника «Моя личность». Техника
самоописания. Обсуждение.
Результат темы: Тренинги на командообразование и познание себя помогают освоить
правила и своеобразный формат отношений и нормы поведения участников реализации
программы, создать гармоничные коллективистские отношения
Модуль 2 Изучение образа «Я» Диагностика и консультирование. (22 часа)
Теория: Изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных
рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный
характер.
Изучение
профдиагностика),
учащихся
составляет
в
один
целях
из
профориентации
важнейших
(предварительная
составных
компонентов
профориентации школьников.
Практика: самодиагностика, самостоятельное тестирование, деловые игры, тренинги.
Изучение
характерных особенностей
потребности,
склонности,
личности: ценностные ориентации, интересы,
способности,
12
профессиональную
направленность,
профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент,
состояние здоровья.
Результат темы: формирование у подростков осознанного выбора профессии.
Модуль 3. Освоение мира профессионального труда, культуры профессионализма,
осуществление профессиональных проб. (56 часов)
3.1.Теория.
Определение
понятий
«занятие»,
«профессия»,
«специальность»,
«квалификация», «должность». Составляющие «Формулы успеха». Мое будущее в моей
профессии.
Практика. Упражнение «Выбор». «Схема профессионального мира» (Методика Дж.
Голланда «Опросник профессиональных предпочтений»). Упражнение «Профессия –
специальность».
Игра
«Цепочка
профессий»
(Методика
«Дифференциально-
диагностический опросник» Е. А. Климова).
3.2.Профессии с большой перспективой
Теория. Уровни профессионального образования: учреждений начального, среднего и
высшего профессионального образования республики Карелия. Понятия «Рынок труда» и
его составляющие.
3.3.Новое время – новые профессии. Знакомство с «Атласом новых профессий»
Знакомство с профессиями: пограничник, специалист таможенного дела.
Практика. Составление таблицы «Уровни образования: плюсы и минусы».
Игра «Продавцы, посредники», покупатели». Разминка «Профессия в действиях».
Мозговой штурм «Востребованные профессии будущего». Игра – эрудиция «Новые
профессии сегодня». Обсуждение результатов. Рефлексия. Профориентационная игра
«Город будущего».
3.4 Тьютерская программа (знакомство с профессией выбранной направленности)
Практика. Один день из жизни специалиста. Экскурсии на предприятия и учреждения
города.
3.5.Пропуск в технические профессии. "Мой выбор - горная техника"
- Презентация профессии Машинист экскаватора, Водитель погрузчика
Практика Работа на тренажере-симуляторе
- "Я бы в сварщики пошел. Пусть меня научат!" Презентация профессии сварщик. Практика.
Работа на сварочном тренажере
- Презентация профессии "Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования" Практика. Демонстрация возможностей профессии на стендах электротехнической
лаборатории
13
Результаты темы: В рамках реализации третьего модуля осуществляется погружение в мир
профессионального труда, его особенностей и противоречий. Обучающиеся, уже имеющие
определённые представления о собственных социально – профессиональных интересах,
склонностях, способностях и возможностях, полученных в ходе освоения программы
второго модуля, начинают постигать характеристики различных профессий.
Модуль 4 Социально – профессиональное самоопределение личности. Построение
профессионального плана. (26 часов)
4.1.Теория. Планирование профессионального пути
Практика. Проективный рисунок "Я через 10 лет". Проективная техника "Мой товарищ
через 10 лет". Обсуждение.
4.2.Теория. Решение проблемы выбора профессии
Практика. Ситуация по выбору профессии. Анализ своего решения по выбору профессии.
Обсуждение.
4.3.Теория. Профессиональная зрелость
Практика. Ответы на вопросы письменно. Проективный рисунок «Дорога в жизнь».
Техника «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Подведение итогов встреч.
Презентация Защита выбранных профессий
Результат темы: По выводам, полученным в процессе освоения первых трёх , делается
«Заключение о форматах индивидуального социально – профессионального развития»,
которые всегда имеют несколько приемлемых альтернатив и обсуждаются с каждым
участником, а также (по желанию участника) с его родителями.
На основе заключения разрабатывается индивидуальный «Сценарий социально –
профессиональной самореализации конкурентоспособной личности», где прописываются
наиболее удачные схемы получения профессионального образования в профессиональных
направлениях (их должно быть несколько); прогноз возможности применения полученной
специализации в условиях региона; рекомендации по дальнейшему формированию
ценностно – мотивационной сферы личности и т.д.
Итоговое занятие
Практика. Профориентационная игра «Я лучший». Разминка «Один день из жизни».
Упражнение «Моя линия жизни».
Мониторинг образовательных результатов.
Педагогический контроль обучающихся осуществляется в несколько этапов: входной,
промежуточный и итоговый. Все виды контроля предусматривают выполнение тестовых
14
работ по тематике курса. Для отслеживания результативности образовательного процесса
используется «Анкета для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский)».
Методика проводится в начале, в середине и в конце обучения. Показателем
результативности обучения ДОП «Твой выбор» и эффективности курса является тенденция
к среднему и высокому уровням готовности обучающихся к выбору профессии при
конечном замере. Количественные показатели были переведены и проинтерпретированы в
соответствии с нормативной шкалой:
0-6
7-12
13-18
19-24
неготовность
Низкая готовность
Средняя готовность
Высокая готовность
Полученные результаты оформляются в сводной таблице показателей результативности
образовательного процесса по методике В. Б. Успенского «Опросник для выявления
готовности школьников к выбору профессии».
ФИ
Возр 1 замер Нач.
2 замер
Промеж.
3
Конечный
Результат
О
аст
(начал
уровень
Середин
Уровень
замер
уровень
готовност
о года)
готовност
а года
готовност
Коне
готовност
и
и
ц
и
и
года
1
2
3
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного года, всего 36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (сентябрь, май)
Выходные и праздничные дни
Суббота, воскресение
4 ноября – день народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8
каникулы,
15
января
–
Новогодние
7 января-Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,
12 июня – День России
Методическое обеспечение программы
Формами образовательного процесса являются: тренинги,
практическое занятие и
экскурсия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Реализация
программы
предполагает
групповые
формы
работы (консультации,
диагностика, тренинги, мастер-классы, игры, дискуссии, обсуждения).
Отдельную группу представляют методы диагностики, представленные в приложении 4
(«Анкета для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский)», методика
«Определение профессионального типа личности» Дж. Голланда, методика Климова
«Определение типа будущей профессии», методика «Якоря карьеры» Э. Шейна).
Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных
в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных
корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в
которой реализуется данная программа.
Основным формами занятий являются:
-«классные» встречи
- тренинги;
- беседы и дискуссии;
- игры (словесные, сюжетно-ролевые, профориентационные);
- экскурсии;
- мастер-классы;
- упражнения на взаимодействие;
- диагностика.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и
словесным методам обучения (беседы, просмотр видеоматериалов, работа со специальной
литературой, экскурсии).
16
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
технология группового обучения;
технология коллективного взаимообучения;
технология исследовательской деятельности;
технология игровой деятельности;
технология коллективной творческой деятельности.
Дидактическое обеспечение.
Для
обеспечения
учебного
процесса
необходимы наглядно-иллюстративные
и
дидактические материалы:
методические разработки,
методическая литература,
раздаточный материал,
пособия,
профориентационные игры,
тестовый материал,
видеоролики,
презентации.
Материально-техническое обеспечение.
Для
реализации программы на базе МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы»
используется оформленный для молодежного объединения «Сталкер»: учебный кабинет,
оснащенный всем необходимым для проведения занятий: круглый стол, как для групповой,
так и для индивидуальной работы; стулья для обучающихся и педагога, компьютер,
проектор, флипчарт. Для знакомства с профессиональными видами деятельности
используются возможности предприятий .учреждений, учебных заведений, на территории
которых проводятся экскурсии.
Информационное обеспечение:
Интернет- ресурсы. Это лучше отнести в информационное обеспечение
- Атлас новых профессий http://atlas100.ru/
- Навигатум https://navigatum.ru/metodika.html
- Профориентация школьников
https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html
- Смартия https://smartia.me/skills/
- Профилум
https://profilum.ru/
17
-За собой
https://xn--80acqkxbs.xn--p1ai/
- Профориентатор - центр тестирования и развития https://proforientator.ru/tests/
- Портал о среднем и высшем образовании в России, образовании за рубежом а также о
вопросах построения карьеры www.znanie.info
Список литературы.
1. Ансимова Н.П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и
профессиональная адаптация молодежи: Учебно- методическое пособие. - Ярославль: Издво ЯГПУ, 2010.
2. Ж.Н. Безус, М.А. Беломытцева. Родительское собрание по профориентационной
тематике. Методические материалы. Изд. 2-е, доп., Ярославль: Центр «Ресурс», 2013
3. Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова, В.В. Радченко, К.В. Совина, Ю.К.
Хододилова. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда обучающихся
старших классов школ . Ярославль: Центр «Ресурс», 2013.
4. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений.
Руководство. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2003.
5 . Л. Н. Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2.
Психология общения. М., Генезис,2004г
6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб.пособие для студентов высш.
учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Воронеж, 2006.
8. .Е.И. Рогов. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для
подростков: рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2016.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для
подростков: Учебно - методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.:
Генезис, 2010.
11..М.Ю.Савченко
«Профориентация.9-11
классы»
Москва,
«Вако»
2006
12..Е.Е.Смирнова. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
13. .В.Р. Шмидт. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.
14. Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.
15. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС - 1)/
Сост.: методический отдел Центра «Ресурс». -Ярославль: Центр «Ресурс», 2013.
16. Методика изучения потребности в достижении/ Сост.: методический отдел Центра
«Ресурс». - Ярославль: Центр «Ресурс», 2013.
18
17. Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для обучающихся старших классов.
- М., 2014.
18. Справочник для поступающих в образовательные учреждения р. Карелия.
Приложение 1
Календарно-тематический график
19
на
учебный год
Александрова Ирина Алексеевна,
ДООП социально- педагогической направленности
«Твой выбор»
1 год обучения, группа №1
№
п\п
Дата
проведени
я
1.09.
Тема занятия
Форма занятия
Колич
ество
часов
2
Формы
аттестации и
контроля
Лекция,
контрольные
вопросы
Организационное занятие. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности. Знакомство с
молодежным объединением «Сталкер»,
программой.
Модуль 1
Сплочение «Сталкер - какой он?
«Сталкер- атмосфера»
Беседа
тест
Тренинг
тренинг
2
2
4
5
«Апельсиновый тренинг»
2
2
6
7
8
16
1
«Мы - группа!».
«Разрешите представиться!»
.»Шаг к успеху!»
Тренинг
Тренинг, тест на
коммуникативность
Тренинг
Тренинг
Тренинг, мастер- класс
Рефлексия
Рефлексия,про
говаривание
отношения к
теме
Рефлексия
Рефлексия
2
2
2
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Беседа, презентация,
игры
Деловые игры, беседа
2
Контрольные
вопросы
2
Выполнение
практических
занятий
Игры, проективный
рисунок, резюме
Тест, упражнения, игры
2
Лекция
2
Творческое
эссе
Беседа, обсуждение,
игры
Беседа, обсуждение,
презентация, видеоролики
2
Взаимоконтр
оль
Беседа, обсуждение,
презентация, видеоролики
2
Контрольные
вопросы
Компьютерное
тестирование
2
тестирование
1
Сентябрь
2
3
«Здравствуйте, Люди!».
октябрь
Развитие умений по принятию решений .
2
Деловые игры по решению проблем
3
Эмоциональное отношение к выбору
профессии
«Формулы успеха». Мое будущее в моей
профессии
Ценности при выборе профессии
4
5
Профориентационный всероссийский
урок «Моя Россия- мои горизонты»
(цифры и факты, рекордные значения,
лидирующие показатели России в мире)
Виды образования. Профессии по
направлениям – информационные
технологии, наука, образование,
оборонно- спортивное
Профориентационная диагностика:
мои ориентиры, мой выбор в рамках
всероссийского проекта «Билет в
будущее»
6
7
8
16
20
2
Контрольные
вопросы
1
2
ноябрь
Консультация по профориентационной
диагностике
Результаты
консультирования
2
Беседаконсультация
Профессиональные пробы (знакомство с
профессиями- повар, сварщик,
Экскурсия в
политехнический
колледж
2
наблюдение
Тренинг, работа в
малых группах
Тренинг, тест,
практические
упражнения
Комплексное
учебное занятие,
тест
Комплексное
учебное занятие,
тест
Комплексное
учебное занятие,
тест
Комплексное
учебное занятие,
тест
4
Рефлексия
4
Рефлексия
2
Оценка
анкетирования
2
Оценка
анкетирования
2
Оценка
анкетирования
2
Оценка
анкетирования
2
4
Самоконтроль
2
Наблюдение
4
Наблюдение
10
Наблюдение
Модуль 2
3
Тренинг «Выбор за тобой!»
4
Тренинг «Соционика»
5
«Свойства нервной системы и темперамента
в профессиональной деятельности»
6
«Психотипы и профессия»
7
«Лабиринты характера»
8
декабрь
16
1
2
Характерологические проявления личности и
выбор профессиональной направленности
3
Компьютерное тестирование «Выпускник»
Индивидуальные консультации
Модуль 3
Мир профессий
4
Погружение в профессии разных кластеров
5
январь
16
1
Развитие надпрофессиональных
компетенций. Работа в команде,
лидерства, целеполагание, тайм-менеджмент,
стрессоустойчивость, креативность
Тренинг,
практические упр
Презентации,
практические упр.,
игры
Тренинг, упр,
деловые игры,
мастер-классы,
тесты
Самоконтроль
Уровни профессионального образования:
учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования республики
Карелия.
Профессии будущего оборонно спортивного направления: пограничник,
спасатель
Игра- эрудиция.
День защитников Отечества, день воиновинтернационалистов
(Посещение комнаты боевой славы).
Презентация,
практическая
работа со
справочником
Презентация,
практическая игра,
беседа
2
Наблюдение
2
Наблюдение
Контрольые
вопросы
3
Знакомство с сайтом «Моя карьера» Карелия
2
Самоконтрол
ь
4
Профориентационная игра «Город
будущего»
Комплексное
практическое
занятие
Игра, обсуждение
2
Творческая
дея-ть
2
февраль
21
5
16
1
май
Один день из жизни специалиста. Экскурсии
на предприятия и учреждения. Знакомство с
профессиями
Экскурсии, встречи
со специалистами
8
Наблюдение
Пропуск в технические профессии. "Мой
выбор - горная техника"
Презентация
профессии
Машинист
экскаватора, Водитель погрузчика
Экскурсия в
Учебноконсалтинговый
центр
»Перспектива»,
практическая
работа на
тренажересимуляторе
Экскурсия в
Учебноконсалтинговый
центр
»Перспектива»,
практическая
работа на
сварочном
тренажере
Классные встречи
2
Наблюдение
Выполнение
практической
деятельности
2
Наблюдение
Выполнение
практической
деятельности
2
Беседа,
Проектная
деятельность
контрольные
вопросы
2
"Я бы в сварщики пошел. Пусть меня
научат!" Презентация профессии сварщик.
3
Презентация профессии военноспортивного направления- сотрудник спец.
служб.
Участие в онлайн- конкурсе «Марафон
стихов и песен о победе»
4
Игра «ПрофиКвиз»
Мозгобойня
2
5
Тренинг «Инфополе и расширение
кругозора»
2
6
Тренинг «Противодействие внешним
манипуляциям при выборе профессий»
Тренинг «Мораль выбора»
Практические упр,
методы работы с
информацией
Тренинг в игровой
форме
Тренинг в игровой
форме
Лекция,
обсуждение
7
«Работа будущего –
какой она будет? 100
новых и 50
«умирающих»
профессий»
8
16
1
3
Настольная профориентационная игра
«ПРОФ-Х»
Видео- ролики о профессиях –военные
профессии
Театр профессий
5
Понятие проектной деятельности
6
Проектирование профессионального пути
7
Проблемы выбора профессии
2
апрель
2
Рефлексия
2
Рефлексия
2
Творческая
работа
Игра в малых
группах
Викторина
4
Самоконтроль
2
Контрольные
вопросы
Творческая
лаборатория
2
Творческая
деятельность
Игра-проект
2
Проективные
техники
Разбор ситуаций
2
Лекции,
контрольные
вопросы
Контрольные
вопросы
Модуль 4
22
2
Контрольные
вопросы
8
Профессиональная зрелость
Проективные
техники
2
лекция
16
1
Искусство самопрезентации
Практические
задания
Тренинг,
методический
материал
2
презентации
2
Наблюдение
Выполнение
практической
деятельности
Контрольные
вопросы
2
май
Тренинг «Шаг к успеху»
4
Карьера (Схема Н.Пряжникова на ценностнонравственное самоопределение)
Будь готов
5
Взгляд в будущее
6
Итоговая игра «Перспектива»
7
Социально- психологический портрет
современного профессионала
8
Здоровье и выбор профессии
3
16
1
2
Личный профессиональный план
Итоговое занятие Творческая работа.
Защита выбранных профессий
144
23
Работа со схемой
2
Тренинг,
активизирующая
профметодика
Н Пряжникова
Написание себе
писем в будущее
Игры, практические
здания
Обсуждение,
практикум,
творческие работы
2
Рефлексия
2
Творческое
эссе
2
Взаимоконтр
оль
2
Творческая
работа
Практикум
2
Контрольные
вопросы
2
Творческая
работа
4
Анкеты
обратной
связи
Разбор примеров,
творческая работа
Конкурс
представлений
выбранных
профессий
24