Кем быть_Александрова

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.

рабочая программа
«Кем быть»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: стартовый

Автор-составитель:
Александрова Ирина Алексеевна
педагог дополнительного образования

г. Костомукша, 2023 г.
1

Оглавление

I

Пояснительная записка

3

II

Учебно план

14

III

Содержание учебного плана

15

IV

Формы аттестации и контроля

11

V

Условия реализации программы

21

VI

Материально-техническое обеспечение

21

VII

Список литературы

22

VIII Приложения:
Приложение 1. Оценивание качества образовательной деятельности

23

Приложение 2. Карта наблюдения за эффективностью усвоения программы

24

Приложение 3. Профориентационный опросник

25

Приложение 4. Календарный учебный график

27

Приложение 5. Критерии показателей уровневого дополнительного

28

образования
Приложение 6. Итоговая таблица показателей диагностики
образовательного уровня обучающихся

2

29

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом
следующих документов:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации»;


Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.

№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.

№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;


Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №

1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ включая разноуровневые программы) письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);


Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ

Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)

3



Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Направленность: социально - гуманитарная
Вид программы – модифицированная, построенная на основе «Общеразвивающей
программы организации работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста
«Кем быть?? Выбираем интересную профессию» Большаковой Ольги Николаевны.
Внесены изменения в части учебного плана.
Уровень сложности – стартовый
Актуальность.
Актуальность программы

«Кем

быть?»

обусловлена

нацеленностью

на

раннюю

профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития
ребенка в организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Для каждого человека выбор профессии является важнейшим решением в жизни. Многие
родители заранее задумываются о профессиональном будущем своего ребенка, стараясь
предопределить его судьбу. Хорошо если забота семьи о выборе профессии заключается в
развитии способностей ребенка, а не в навязывании ему своих нереализованных амбиций.
Работа дошкольного учреждения по ранней профориентации заключается в создании
образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться
представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности, а родители получать
консультативную помощь по развитию способностей и личностных качеств своих детей,
составляющих предрасположенность к тому или иному виду профессиональной
деятельности. Первые представления о профессии ребенок получает от своих родителей
или других близких людей. Но эти знания поверхностны, ребенок играет в «работу», он
имитирует трудовой процесс, манипулирует игрушками-заместителями, предназначение
которых заменить настоящие профессиональные инструменты и оборудование. Внешняя
сторона

профессиональной

деятельности

взрослых надолго

остается для

д етей

дошкольного возраста более существенной, чем ее смысл. Чтобы сориентироваться в мире
взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, недостаточно просто
понаблюдать за трудом взрослых. Необходимо дать ребенку возможность научиться
выполнять элементарные трудовые действия присущие той или иной профессии, в
результате которых он получит продукт - результат своего труда, который можно потрогать
руками, услышать, попробовать на вкус.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным
звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное
4

учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в
детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации

Е.А.

Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период
начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:


способности и склонности самого ребенка;



привычка к разным видам труда;



позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;



интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Новизна программы состоит:
-

в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников,

распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное
самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту;
-

в

разработке психологического механизма

формирования профессиональной

составляющей «образа - Я» дошкольника. Теоретическое значение работы состоит в
обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, способов и средств
формирования

представлений

о

мире

профессий

у

дошкольников,

развития

профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности
данного возраста
Педагогическая целесообразность: программа направлена на раннюю профориентацию
старших дошкольников, формированию у них первичного представления о мире профессий
через взаимодействие с семьёй и социумом. Программа «Кем быть?» построена на
принципах активного обучения. В процессе реализации программы дети старшего
дошкольного возраста узнают о том, что на свете есть множество профессий, но из этого
множества нужно выбрать свое дело, которое бы нравилось самому и приносило радость и
пользу окружающим людям. Сделать правильный выбор достаточно трудно. Чтобы не
ошибиться можно попробовать несколько разных профессий. Данная программа дает
возможность

старшим

дошкольникам

познакомиться

с

профессиями,

освоить

элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать
профессию, которая больше заинтересовала ребенка и продолжить изучать это
профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями. В
результате реализации программы у детей будут сформированы представления о
профессиях: повар, журналист, инспектор ГАИ, парикмахер, медицинская сестра, врач –
5

ветеринар, инженер, эколог. Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой
опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к
определенному роду профессиональной деятельности.
Цель: Формирование у воспитанников первоначальных представлений

о мире

профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
Обучающие:
- Дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о трудовых
действиях профессиональной направленности.
- Научить детей элементарным трудовым действиям изучаемой ими профессии.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными
профессиями.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей
детей.
Воспитательные:
- Сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и
профессиональному миру.
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям
осознать

важность,

необходимость

и

незаменимость

каждой

профессии

через взаимодействие с социальными партнерами.
Отличительные особенности программы:
 каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии;
 часть учебного плана отводится горным профессиям, что особенно актуально в связи
с тем, что градообразующим предприятием Костомукши является горнообогатительный комбинат (ГОК);
 воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»;

6

 расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством
организации нетрадиционной формы работы со специалистами се «Встречи с
интересными людьми».
Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий
темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру,
новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в
социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль
поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,
складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от
того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт В дошкольном возрасте
ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и
общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в
ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к
самостоятельности.
Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и
личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все
новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые, стараются
больше походить на взрослого, хотят

самостоятельно принимать решения, пытаются

позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным. Именно в дошкольном
детстве через сюжетную игру дети моделируют жизнь взрослых. В сюжетно-ролевых играх
дети старшей группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка,
болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными,
обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою
сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать в поведение партнеров по всему
игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок
уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель- водитель и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и
тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя
роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору
ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры
7

взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Объем и сроки реализации:
Один год обучения – 144 часа. Теории – 33 часа. Практики – 111 часов.
Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс на любом
этапе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Форма обучения: очная
Формы организации обучающихся на занятии
Основные формы проведения занятий:
Познавательные

эвристические

беседы;

чтение

художественной

изобразительная и конструктивная деятельность; музыка; игры

литературы;

сюжетно-ролевые,

драматизации) игры с использованием приемов социо-игровой педагогики; наблюдения;
трудовая деятельность; праздники и развлечения; беседы; поручения простые и сложные,
эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные); коллективный труд.
Методы, используемые на занятиях:
- Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, вопросы к детям, образный
сюжетный рассказ, дискуссии, словесная инструкция; эвристические беседы; беседы на
этические темы; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
Наглядный метод: использование наглядных пособий, зрительные модели.
Практический метод: приёмы формирования нравственных представлений, суждений,
оценок: решение маленьких логических задач, загадок; чтение художественной
литературы;

рассматривание

иллюстраций;

просмотр

телепередач,

диафильмов,

видеофильмов; задачи - игрушки; - дидактические игры; -художественная литература; мультимедийные презентации; - аудиозаписи; - картотеки игр по ознакомлению с
профессиями взрослых; -наглядно дидактические пособия по ознакомлению с трудом
взрослых; - алгоритмы выполнения трудовых действий; - дидактические игры; - игрушкиорудия труда для реализации ролевого поведения; - элементарные орудия труда для
организации бытового труда, самообслуживания и труда в природе,
коммуникативных

ситуаций;

придумывание

сказок;

приѐмы

на решение

создания

у

детей

практического опыта трудовой деятельности: приучение к положительным формам
общественного поведения; показ действий; пример взрослого и детей; целенаправленное
наблюдение; организация интересной деятельности
разыгрывание коммуникативных ситуаций.
8

общественнополезный характер);

Состав группы: постоянный свободный, в количестве 14 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 30 минут,
перемена между занятиями составляет 15 минут.
Принципы, лежащие в основе программы
- Принцип признания уникальности развития каждого ребенка в рамках той культуры и
той среды, в которой реализуется его развитие, полноценное проживание ребенком всех
этапов детства младенческого, раннего и дошкольного возраста), поддержка разнообразия
детства.
-

Принцип индивидуализации образования предполагает построение образовательной

деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования.
- Принцип системности педагогическое воздействие выстроено в систему специальных
игр, упражнений и заданий).
- Принцип преемственности каждый следующий этап базируется на уже сформированных
навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
-

Принцип

наглядности

использование

наглядно-дидактического

материала,

информационно-коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип задачи развития психических функций достигаются через
использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
-

Здоровьесберегающий принцип обеспечено сочетание статичного и динамичного

положения детей, смена видов деятельности).
- Принцип открытости ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой -либо
деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять
в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять
решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как
субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка
формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким
образом,

формируется

способность

осознания действий,

саморегуляции поведения.
9

самооценка

результата,

Планируемые результаты освоения программы
Реализация обозначенных задач позволяет достичь следующих результатов:
– ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
– называет профессии разных сфер экономики;
– различает профессии по существенным признакам;
– называет профессионально важные качества представителей разных профессий
- выделяет структуру трудовых процессов цель, материалы, инструменты, трудовые
действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту;
- имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между
видами труда;
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. С
интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности ручной
труд, самообслуживание и т.п.);
- с удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс;
- с интересом смотрит фильмы о профессиях, предприятиях города, задает вопросы;
- инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род
занятий, участников по совместной деятельности.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
6 лет - имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития
данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит
результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное
представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между
компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве
атрибутов для творческих игр. Диагностика детского развития и освоения программы
осуществляется воспитателе

10

Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО
КГО «Центр внешкольной работы». При поступлении в объединение в течение года
новых обучающихся с ними проводится начальная диагностика в форме беседы, в
индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится
три раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная
аттестация, май – итоговая аттестация). См. Приложение 5 «Критерии показателей
уровневого дополнительного образования обучающихся» и Приложение 6 «Итоговая
таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся».
Методы диагностики:
- наблюдение;
- педагогическая диагностика;
- подбор творческих и практических заданий;
- беседа;
- опрос.
Данные методы позволяют выявить степень сформированности познавательного развития
ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки.
Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования особенностей
развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и
приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным. Были
подобраны критерии

Н.С. Пряжникова) оценивания степени сформированности

познавательного развития: - когнитивный критерий дает возможность оценивать:
овладение понятиями о профессиях, осознание в определённой степени своих способностей
и умений; - мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития
интереса к труду, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть
11

определенной

профессией;

- деятельностно-практический критерий

характеризует

трудолюбие и активность воспитанника
Критерий
Когнитивный

Показатели
Методы диагностики
- Знания о профессиях - Беседа. - Опросник Л.В.
людей.
Куцаковой
«Профессиональная
деятельность взрослых».
Мотивацион- Интерес к труду, учебной -Наблюдение;
нопотребностный
и
профессиональной Профориентационный
деятельности;
опросник Е.И. Климова.
- Отношение к труду и
профессиям;
Желание
овладеть
определенной профессией
Деятельностно- Отражение в процессе - Наблюдение; - Методика
практический
занятий сформированных «Закончи предложение».
понятий о профессиях;
- Проявление активности и
ответственности
в
процессе образовательной
деятельности.
показатели
методики
периодичность
Осведомленность о труде Опросник Л.В. Куцаковой 2 раза в год сентябрь, май)
взрослых
«Профессиональная
деятельность взрослых»
Ранние
Профориетационный
1 раза в год сентябрь)
профориентационные
опросник Е.И. Климов см.
склонности
приложение 1)
Игровая деятельность игры Педагогическая
2 раза в год Сентябрь, май)
профессионально
- диагностика
В.П.
ориентированного
Кондрашова
по
характера)
определению
уровня
развития
игры
«Диагностика
игровой
деятельности»
игры
профессионального
характера)
В результате реализации предложенного комплекса мероприятий дети дошкольного
возраста могут познакомиться с профессиями. Они могут рассуждать о содержании
деятельности их представителей, иметь представления о профессиональной этике
представителей большинства из названных профессий, ориентироваться в их взаимосвязях
и т.д., выражать предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии.
Для

выявления

уровней

сформированности

представлений

о

профессиях

используются разные методы исследования беседы, анализ продуктов деятельности,
наблюдение,

диагностические

задания.

Проводится
12

педагогическая

диагностика

сформированности представлений детей о профессиях взрослых, с учетом ориентировки
развития промышленного сектора экономики, формулировки образовательных задач и
отбора содержания образования.
В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети общественную значимость
труда людей разных профессий медицинской сестры, пожарного, строителя, работника
транспорта, инспектора ГАИ, художника учителя и т. д.) и взаимосвязи различных видов
труда; сформировано ли обобщенное представление о роли техники в труде ускорение
процесса получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда человека),
обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей
между компонентами трудового процесса.

13

Учебный план

№
1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.
8.

9.
10.

11.

12.
13.

14.

15.

Наименование темы,
раздела
Вводное занятие
Ознакомление
с
профессиями.
Диагностика.
Воспитатель, учитель,
педагог
Медицинские
профессии мед.сестра,
врач, ветеринар)
Магазин
продавец,
кассир)
Строитель
маляр,
каменщик, крановщик
и др.)
Журналист
Творческие профессии
дизайнер, художник,
музыкант, парикмахер
певец,
скульптор,
фотограф)
Повар,
шеф-повар,
кондитер
Полиция. Инспектор
ГАИ,
следователь,
полицейский)
Военные
профессии
пограничник, кинолог,
солдат)
Пожарные
Железнодорожные
профессии машинист и
др)
Горные профессии что
такое
комбинат,
водитель
белаза,
экскаваторщик,
автослесарь,
дробильщик,
бурильщик, электрик)
Итоговое занятие «В
мире
профессий»,
итоговая диагностика.

Количество часов
всего
практика
4
2
4
2

теория
2
2

Формы
контроля
мониторинг
беседа

10

2

8

наблюдение

12

2

10

наблюдение

8

2

6

наблюдение

10

2

8

наблюдение

4
16

2
4

2
12

наблюдение
наблюдение

12

2

10

наблюдение

10

2

8

наблюдение

10

2

8

Наблюдение
опрос

10
12

2
2

8
10

наблюдение
Наблюдение
опрос

20

4

16

Наблюдение
Опрос
викторина

2

1

1

опрос

144

33

111

14

Содержание учебного плана (144 часа, теория 31, практика 113)
Тема 1. Вводное занятие (4 часа)
Теория: Техника безопасности. Правила поведения. Знакомство с программой, планом работы.
Начальная диагностика.
Практика: Чтение худ.лит.: «Кем быть» В. Маяковский; рассматривание иллюстраций, альбомов
различных профессий; беседа: «Зачем человеку трудиться»
Форма аттестации и контроля: диагностика тестирование) см. Приложение 1.
Результат темы: дети знают технику безопасности, правила поведения, ознакомлены с программой
Оборудование: столы, стулья, диагностические материалы, литература по теме, иллюстрации.
Тема 2. Ознакомление с профессиями. Диагностика. (4 часа)
Теория: Беседа: «Зачем человеку трудиться».
Практика»; игра «Угадайте, что я делаю?», «Назови папину и мамину профессию», просмотр
мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны», диагностика. Рассматривание
иллюстраций, альбомов различных профессий; Чтение загадок о труде; Беседа: «Кем и где работают
твои родители?»; Д/И «Зачем для чего, почему) нужно это делать?», «Назови мамину профессию»;
Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны" мультфильм-песенка).
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с миром профессий, профессиями родителей.
Оборудование: столы, стулья, диагностические материалы, литература по теме, иллюстрации.
Тема 3. Воспитатель, учитель, педагог (10 часов)
Теория: Беседа «Кто работает в детском саду»; Чтение худ.лит.: «Мы приходим в детский

сад», Л.Воронкова «Машарастеряша»; Беседа «Чем занимается воспитатель, помощник
воспитателя, музыкальный руководитель, заведующая, физкультурный работник».
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов; Экскурсия по детскому саду;

Моделирование сюжетно-ролевой игры «Оденем куклу на прогулку»; Д/И «Расскажем
Чебурашке, как вести себя в детском саду», «Разрезные картинки», игра – лото
«Профессии»; Просмотр мультфильмов «Каприз», Моделирование сюжетно-ролевой игры
«Детский сад»; Д/И: «Кукла Катя обедает»; Рисование: «Фартук для нашей няни» Просмотр
мультфильмов «Как Петя Пяточкин слоников считал».
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с педагогическими профессиями и узнают обязанности
каждого педагогического работника.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор, экран,
мультфильмы в записи.

15

Тема 4. Медицинские профессии мед.сестра, фельдшер, врач, ветеринар, стоматолог. (12
часов)

Теория: Беседа «О труде врача и медсестры»; Беседа «Кто нас лечит»;
Практика: Экскурсия в мед.кабинет; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Скорая
помощь увозит куклу Машу в больницу»; игра «Назови предметы», игра – лото
«Профессии»; Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок»,
Рассматривание иллюстраций, альбомов; Чтение худ.лит: С. Михалков «Про девочку,
которая плохо кушала»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача» игра
«Скажи, что делают этими предметами»; экскурсия на станцию Скорой помощи, рисование
«Скорая помощь».
Форма аттестации и контроля: опрос
Результат темы: дети знакомятся с медицинскими профессиями, узнают особенности
деятельности каждого специалиста.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, одежда для сюжетно-ролевых игр, инструменты врача и
медсестры.
Тема 5. Магазин (продавец, кассир) (8 часов)
Теория: Беседа «О труде продавца»; Беседа «Кто такой кассир в магазине»; Беседа «Кто
такой директор магазина предприниматель)»
Практика: Чтение худ.лит.: Стихи о профессии продавца В.Усик «В лавке»; сюжетноролевой игры «Магазин»; лото «Магазин», «Разрезные картинки»; Просмотр мультфильма
«Песенка», мультфильм «Магазин», Рассматривание иллюстраций, альбомов; стихи и
загадки; Виртуальная экскурсия в магазин; Моделирование сюжетно-ролевой игры
«Магазин игрушек»; Просмотр мультфильма Три Кота «В поход магазин»; творческая
деятельность по теме «Необычный магазин».
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с профессиями продавца, кассира, директора магазина,
узнают особенности деятельности каждого специалиста.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, одежда для сюжетно-ролевых игр.
Тема 6. Строитель, маляр, каменщик, крановщик и др. (10 часов)
Теория: Беседа «Кто работает на стройке». Беседа «О профессии плотника». Беседа «Кто
такой маляр»;
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов; Чтение худ.лит.: С. Баруздина «Кто
построил этот дом?»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы - Строители» игра «Кто
что делает?», игра – лото «Профессии», Театрализация сказки «Три поросёнка», Рисование.
«Домик трёх поросят». Просмотр мультфильма «Боб строитель»; Рассматривание
16

иллюстраций, альбомов; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мой папа плотник»;
игра «Что лишнее?»; Просмотр мультфильма «Удивительная стройка»; Чтение Д. Родари
«Чем пахнет ремесла»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы на стройке»; игра «Что
кому пригодится?»; рисование по теме «Различные дома».
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с профессиями строителей, узнают особенности
деятельности каждого специалиста.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, одежда для сюжетно-ролевых игр.
Тема 7. Журналист. (4 часа).
Теория: беседа о профессии, беседа об инструментах журналиста (микрофон, диктофон)
Практика: встреча со специалистом, создание самодельной газеты/журнала, экскурсия в
типографию, сюжетно-ролевая игра «Интервью».
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с профессией журналиста.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из
журналов.
Тема 8. Творческие профессии дизайнер, художник, музыкант, парикмахер певец,
скульптор, фотограф) (16 часов)
Теория: Беседа «Кто такой парикмахер»; Беседа «Мастер маникюра и педикюра»; беседа
«Кто такой художник».
Практика: Чтение худ/лит Л.Скребцова «Мойдодыр»; Беседа «Кто такой, Рассматривание
иллюстраций, альбомов разных причесок; Чтение худ/лит Л.Скребцова, Рассматривание
иллюстраций, альбомов; Чтение худ/лит К.Чуковский, Рассматривание иллюстраций,
альбомов; экскурсия в парикмахерскую; сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»;
Дидактические игра «Я – парикмахер», «Разрезные картинки»; Просмотр мультфильма
«Почему у льва большая грива. Экскурсия в салон красоты; Рисование) Укрась свои ногти»;
экскурсия в мастерскую художника, экскурсия в художественную и музыкальную школу.
Мастер-класс по ткачеству.
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с творческими профессиями.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из
журналов.
Тема 9 Повар, шеф-повар, кондитер (12 часов)
17

Теория: беседа о профессии повара, кондитера.
Практика: экскурсия в колледж, мастер-класс по выпечке, Рассматривание иллюстраций,
альбомов о овощах и фруктах; Чтение худ.лит.: Б. Заходер «Повара»; Беседа «Профессия
повар»; Экскурсия на кухню; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Готовим обед»; Д/И
«Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»; Раскраска повар; Просмотр мультфильма
Смешарики «Кулинария»; Рассматривание иллюстраций, альбомов о полезной и вредных
продуктах; Чтение худ.лит.: Б. Заходер «Повара», К. Чуковского «Федорино горе»; Беседа
«Кто такой шеф- повар в детском саду»; Моделирование сюжетно-ролевой игры
«Столовая»; Д/И «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»; Лепка «Румяные
пирожки Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий» (Повар).
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с профессией повара.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из
журналов.
Тема 10 Полиция. Инспектор ГАИ, следователь, полицейский) (10 часов)
Теория: Беседа «Профессия полицейский»;
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов; Чтение худ.лит.: С. Михалков «Дядя
Степа»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Я полицейский; Д/И «Разрезные
картинки», игра – лото «Профессии»; Прослушивание песни «Наша служба и опасна и
трудна»; Раскраска «полицейская машина»; Просмотр мультфильма Смешарики «Азбука
безопасности»; экскурсия в полицейский участок.
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с профессией полицейского.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из
журналов.
Тема 11. Военные профессии (пограничник, кинолог, солдат) (10 часов)
Теория: Беседа «Профессия родину защищать»
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов о военных; Чтение худ.лит.: Е.
Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В.
Косовицкий «Будущий мужчина»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы юные
военные»; Д/И «Кем я буду в армии служить?»; Аппликация “Самолёт и корабль на военной
службе”.
18

Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с военными профессиями.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор,
экран, мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из
журналов.
Тема 12. Пожарные (10 часов)
Теория: Беседа «Профессия пожарный»;
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов о пожарных; Чтение худ..лит.: Е.
Хоринского «Спичка – невеличка», «Кошкин дом», загадывание загадок о пожарной
безопасности; Виртуальная экскурсия в пожарную часть; Моделирование сюжетно-ролевой
игры «Юные пожарные»; Д/И «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»; Раскраска
«Пожарная машина»; Просмотр мультфильма «Пожарный Сэм».
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с военными профессиями.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор, экран,
мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов.
Тема 13. Железнодорожные профессии (12 часов)
Теория: Беседа «Профессия машинист»;
Практика: Рассматривание иллюстраций, альбомов; Чтение худож.литературы О. Высотская

«Веселый поезд»; Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы на железнодорожной станции»;
Дидактические игра «Разрезные картинки»; творческая деятельность (Конструирование из
бумаги) «Товарный поезд», Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкино».

Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с железнодорожными профессиями.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор, экран,
мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов.
Тема 14. Горные профессии что такое комбинат, водитель белаза, экскаваторщик,
автослесарь, дробильщик, бурильщик, электрик) (20 часов)

Теория: беседа о горных профессиях, встреча со специалистами, презентации по теме.
Знакомство с техникой комбината, беседа «Большие машины».
Практика: Знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Тренажеры машинистаэкскаваторщика,

игра

«Делаем

окатыши»,
19

сюжетно-ролевые

игры,

творческая

деятельность, рисование и лепка из пластилина, викторина «Мой комбинат», загадки о
горных профессиях, игра «Угадай-ка», встречи с родителями-работниками ГОКа.
Форма аттестации и контроля: опрос, наблюдение.
Результат темы: дети знакомятся с горными профессиями.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор, экран,
мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов.
Тема . Итоговое занятие «В мире профессий», итоговая диагностика. (2 часа).
Теория: Беседа «Кем быть?» (продолжать знакомить детей с различными профессиями.
Систематизировать и закреплять представления детей о людях разных профессий, их
деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества). Беседы рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?»
Практика: Чтение худ. лит.: Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?», Л.Куклин «Подумайте, что
было бы…» игра « Если не будет…». Создание коллективной стенгазеты «Все профессии
важны…». Ролевая игра «Будь кем хочешь».
Форма аттестации и контроля: итоговая диагностика, викторина.
Результат темы: дети повторяют пройденный материал.
Оборудование: столы, стулья, литература по теме, иллюстрации, игрушки, проектор, экран,
мультфильмы в записи, бумага, краски, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов.

20

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
o
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СанПин («Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
o
проектор, экран;
o
дидактические материалы;
o
книги;
o
иллюстративный материал;
o
настольные игры;
o
игрушки по теме;
o
канцелярские товары для творческой деятельности (приобретаются родителями);
o
элементы одежды для сюжетно-ролевых игр.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по Программе «Кем
быть?»

соответствует

государственным

и

местным

требованиям

и

нормам.

Образовательный процесс организуется в соответствии с:
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- правилами пожарной безопасности;
- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного
возраста учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
- требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной
средой;
-

требованиями

к

материально-техническому

обеспечению

программы

учебно-

методический комплект, оборудование, оснащение предметы).
В педагогическом процессе для реализации Программы широко используются
современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные
технологии: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер – сканер формата
А 4, принтер формат А 4, компьютер, музыкальный центр. На территории детского сада для
организации образовательной деятельности имеется: стадион, спортивная площадка.
Игровые участки оснащены игровым оборудованием, позволяющие организовывать
игровую деятельность дошкольников по ознакомлению с миром профессий взрослых.

21

Список литературы.
1. Веракса, Н. Е. и др. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: методическое
пособие/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-96 с.
2. Веракса, Н.Е. и др. Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность
дошкольников [Текст]: методическое пособи/ Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МозаикаСинтез, 2012.-80 с.
3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей
группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. – М:
Мозаика-Синтез, 2004.
5. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: МозаикаСинтез, 2010.
6. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей
группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. Гу6анова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: для детей 2 -3 лет М. «Мозаика –
Синтез», 2016
9. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: для детей 4-5 лет М. «Мозаика –
Синтез», 2016
10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2008г.
11.Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней
группе детского сада [Текст]/Л.В. Куцакова—М.: Мозаика-Синтез, 2009.-112 с.
12.Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей
группе детского сада [Текст]/Л.В. Куцакова — М.: Мозаика-Синтез, 2010.-112 с.
13.Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в
подготовительной к школе группе детского сада [Текст]/Л.В. Куцакова - М.: МозаикаСинтез, 2010.-96 с.
14.Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: ТЦ Сфера, 2011г. 3.3
Особенности традиционных с

22

Приложение 1
Оценивание качества образовательной деятельности по программе.
Критерий
Когнитивный

Показатели
Методы диагностики
- Знания о профессиях - Беседа. - Опросник Л.В.
людей.
Куцаковой
«Профессиональная
деятельность взрослых».
Мотивацион- Интерес к труду, учебной -Наблюдение;
нопотребностный
и
профессиональной Профориентационный
деятельности;
опросник Е.И. Климова.
- Отношение к труду и
профессиям;
Желание
овладеть
определенной профессией
Деятельностно- Отражение в процессе - Наблюдение; - Методика
практический
занятий сформированных «Закончи предложение».
понятий о профессиях;
- Проявление активности и
ответственности
в
процессе образовательной
деятельности.
показатели
методики
периодичность
Осведомленность о труде Опросник Л.В. Куцаковой 2 раза в год сентябрь, май)
взрослых
«Профессиональная
деятельность взрослых»
Ранние
Профориетационный
1 раза в год сентябрь)
профориентационные
опросник Е.И. Климов см.
склонности
приложение 1)
Игровая деятельность игры Педагогическая
2 раза в год Сентябрь, май)
профессионально
- диагностика
В.П.
ориентированного
Кондрашова
по
характера)
определению
уровня
развития
игры
«Диагностика
игровой
деятельности»
игры
профессионального
характера)

23

Приложение 2
Карта наблюдения за эффективностью усвоения программы «Кем быть?»
№

Целевые

Критерии оценки

Качество проявляется

ориентиры

1

2

3

часто

Ребенок проявляет Задает вопросы взрослым
любознательность

и сверстникам

Интересуется

Пытается

причинно-

самостоятельно

следственными

объяснения

связями

действиям взрослых

Склонен

Обладает

наблюдать
трудом взрослых

давать

трудовым

за элементарными
представлениями

из

области

на

профессий

селе
4

Владеет

Проявляет

элементами

эмоциональночувственн

трудовой

ое

деятельности

окружающему

отношение

домашним

к
миру

животных,

сверстников, родителей

24

редк

Не

о

проявл

Приложение 3
Профориентационный опросник (Е. И. Климов) (6 - 7 лет).
Данный опросник можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при
небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет
определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти семилетнего возраста. Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему
необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В
соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если
он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
1а. Сажать и выращивать цветы, деревья.

1б.

Ремонтировать

сломавшийся

велосипед, игрушки, мебель.
2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский 2б. Показать кукольный театр
сад».
За. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать 3б. Участвовать в конкурсе рисунков
игрушки
4а. Ухаживать за животными.

4б.

Участвовать

в

игре

«Продавцы

покупатели».
5а. Конструировать постройки из кубиков.

5б. Деталь украшения своими руками из
дерева,

отходов

материалов,

ниток,

растений).
6а.

Выращивать

растения,

удобрять, 6б. Играть в школу, при этом выполнять

поливать, пересаживать их.

роль учителя.

7а. Участвовать в утренниках петь, читать 7б. Проектировать, придумывать новые
стихи, танцевать).
8а.

Быть

рассказывать

виды игрушек, машин, зданий.

экскурсоводом,
людям

небольшой выставке

о

уметь 8б. Лечить животных кошек, собак, птиц),

какой-нибудь быть ветеринарным врачом.

рисунков, лепки,

аппликации)
9а. Быть в игре машинистом в поезда, 9б. Уметь организовать какую-нибудь игру
водителем поезда, летчиком

во дворе, детском саду).

10а. Учиться играть на каком-нибудь 10б.
музыкальном инструменте.

Оказывать

людям

медицинскую

помощь, ухаживать за больными

25

11а. Лепить посуду, фигурки животных, 11б.
птиц из глины, пластилина).

Заниматься

озеленением

улиц,

территории около дома, детского сада.

12а. Играть со строительным материалом 12б. Рассказывать сказки малышам, играть
строить город, вокзалы).

с ними.

13а. Участвовать в инсценировке сказок.

13б.

Заниматься

разведением

рыб

в

аквариумах и водоемах.
14а. Собирать из деталей конструктора 14б. Помогать воспитателю в работе с
железную дорогу, космодром.

детьми.

15а. Выращивать животных и. ухаживать за 15б. Слушать и читать книги об устройстве
ними.

и работе механизмов, машин, приборов.

16а. Заниматься аппликацией, вышивкой, 16б. Слушать и читать книги о растениях и
моделированием одежды для кукол.

животных.

17а. Быть в игре проводником вагона, 17б. Придумать и рисовать костюмы и
парикмахером

декорации к спектаклям.

18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни 18б. Смотреть фильмы, диафильмы о
цветов, растений, животных.

создании какой-нибудь машине трактора,
комбайна, подъемного крана)

26

Приложение 4
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года, всего 36 недель
I полугодие

16 недель

II полугодие

20 недель

Сроки проведения мониторинга

2 раза в год сентябрь, май)

Выходные и праздничные дни

Суббота, воскресение
4 ноября – день народного единства
1,2,3,4,5,6,7,8

января

–

Новогодние

каникулы,
7 января-Рождество Христово,
23 февраля- День защитника Отечества,
8 марта-Международный женский день,
1 мая – Праздник весны и Труда,
9 мая – День Победы,
12 июня – День России

27

Приложение 5
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся

Подготовительный
уровень

Начальный уровень

Уровень освоения

1.
Знакомство с
образовательной
областью

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
Овладение
знаний
специальными
знаниями, умениями,
навыками

Уровень
совершенствования
Допрофессиональная
подготовка

Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный интерес,
навязанный извне или
на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.

Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая мотивация.
Ведущие мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Показатель «Творческая активность»
Интерес к творчеству не
проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости от
открытия. Отказывается
от поручений, заданий.
Проводит операции по
заранее данному плану.
Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

Социализация в
коллективе.
Инициативу проявляет
редко. Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии для
себя новых способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.

Есть положительный
эмоциональный отклик
на успехи свои и
коллектива. Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать интересные
идеи, но часто не может
оценить их и
выполнить.

Вносит предложения по
развитию деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением, развитой
интуицией, гибкостью
мышления,
способностью к
рождению новых идей.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Показатель «Достижения»
Пассивное участие в
делах объединения

Активное участие в
делах объединения.

28

Приложение 6
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.

ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:

п/п №

№ группы

ЗУН

Мотивация к знаниям

Творческая активность

Достижения

№ уровня

№ уровня

№ уровня

№ уровня

(кол-во детей в
каждой группе)

1
1

2

3

4

1

2

№1 (14 чел)

2

29

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».