АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «23» ноября 2023г.
Протокол № 7
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от 23.11.2023 г.
рабочая программа
«Умники и умницы»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель:
Каминская Ксения Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023 г.
1
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебный план
11
3.
Содержание программы
12
4.
Методическое обеспечение
14
5.
Условия реализации программы
15
6.
Формы аттестации и контроля
16
7.
Список литературы
17
8.
Приложения:
18
9.
Приложение 1. Календарно – тематический график
18
10.
Приложение
дополнительного
31
Приложение 3. Итоговая таблица показателей диагностики образовательного
32
2.
Критерии
показателей
уровневого
образования обучающихся
11.
уровня обучающихся
12.
Приложение 4. Упражнение для снятия напряжения с глаз и рук
33
13.
Приложение 5. Алгоритм учебного занятия
34
14.
Приложение 6. Календарный учебный график
35
2
1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Умники и умницы» разработана на основе:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
«Об
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10.12.2021 г. №
1343 «О государственной информационной системе «Навигатор дополнительного
образования детей Республики Карелия»;
№230
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 25.02.2022
«Об
утверждении
Регламента
проведения
независимой
оценки
качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
3
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной работы», лицензия.
Направленность: социально-гуманитарная.
Вид программы: модифицированная. Программа «Умники и умницы» составлена и
разработана на основе авторской программы «Группы продленного дня» Моргуненко В.В.
Уровень сложности: стартовый.
Актуальность программы: заключается в том, что она создает благоприятные условия
для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной
мотивации
личности
к
творчеству,
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей, составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы с учетом
возрастных особенностей младших школьников (7-9 лет)
Новизна программы: деятельность педагога организуется по всем направлениям
развития
личности
ребенка
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность
реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность.
Но эта возможность есть. Микроклимат кружка идеально подходит для этого. Ведь каждый
ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Педагогическая целесообразность: дополнительное образование представляет собой
совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями
воспитательного воздействия на ребенка. Именно такая сбалансированная работа позволяет
развивать познавательную активности младших школьников. В условиях Центра
внешкольной работы данная программа должна создать для младших школьников некую
среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по
возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально
организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен
физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему
было бы интересно.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка с учетом возрастных
особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого.
Задачи:
Образовательные:
4
- Помочь обучающимся в усвоении образовательных программ. Воспитывать у детей
ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной
работы.
- Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
- Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеурочной
деятельности.
Развивать
познавательные
процессы
и
интересы
личности,
интеллектуальные способности ребёнка.
- Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены. Формировать полезные
привычки.
Особое внимание уделять
здоровью обучающихся путем
правильно
составленного режима дня.
- Подготовить младших школьников к обучению в средней школе
Развивающие:
- Развивать основные нравственные качества личности ребенка. Расширять
нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской
позиции по отношению к Родине.
- Развивать коммуникативные отношения ребенка. Воспитывать доброжелательные
отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.
- Развивать творческие способности детей на основе чтения, музыкальной,
изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
- Развивать физические способности детей. Воспитывать силу, быстроту, ловкость,
выносливость, гибкость.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению
школьной тревожности.
- Создать условия для развития нравственных качеств личности через взаимодействие
семьи
и
школы.
Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Отличительные особенности:
При
работе
по
данной
направлениям развития
программе
личности
деятельность
организуется
(духовно-нравственное,
5
по основным
общеинтеллектуальное,
спортивно-оздоровительное, коммуникативное, социальное). Для детей, посещающих
кружок, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки,
секции, диспуты, практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы,
викторины, чтение художественной литературы, творческие работы, прогулки, спортивные
часы,
соревнования,
общественно-полезные
практики,
инструктажи
по
технике
безопасности в разных ситуациях и т.п.
Возраст детей: 7 - 9 лет.
Краткая характеристика обучающихся, их возрастные особенности. Возраст от 7 до
9 лет – это младший школьный возраст. Его особенностью является то, что таким
обучающимся уже недостаточно игры для познания мира, хотя она не исключается
полностью из перечня активностей, которыми педагог может заинтересовать детей в
процессе обучения. Основной деятельностью для них становится учение, формируются и
развиваются интеллектуальные и познавательные способности. У детей этого возраста
активно продолжает развиваться память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же,
речь. И поэтому педагогу следует обратить внимание на следующие важные моменты:
выбирать правильную тактику работы и индивидуальную мотивацию для каждого
ребенка;
ставить перед собой и учеником правильные цели, напоминать о них;
не сравнивать юных обучающихся с другими детьми, это главный демотиватор для
них;
избегать однотипных и длительных заданий и игр.
Известно, что возраст детей 6 - 8 лет является благоприятным для усвоения иностранного
языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он
учил – надолго запоминается.
Сроки и объем программы: 1 год обучения - 144 часа (теория - 48, практика - 96)
Индивидуальный образовательный маршрут: реализуется для детей, отличающихся
высокими интересом и способностями.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: 2 раза в неделю по 2 учебных
часа, продолжительностью по 45 минут (4 часа в неделю), перерыв между учебными часами
– 15 мин.
Форма обучения: очная, с возможностью применения дистанционных технологий. По
особенностям
коммуникативного
взаимодействия
-
теоретические,
комбинированные занятия, игры, конкурсы, самостоятельная работа.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
6
практические,
1. Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, правильной самооценки.
2.
Формирование готовности
и способности
обучающихся
к самообразованию,
саморазвитию , мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3. Формирование
системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции,
умение анализировать свои поступки.
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5.
Обучение
воспитанников
практическим
умениям
и
навыкам,
необходимым
для поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
6. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной практике.
Познавательные:
1. Уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
2. Научить осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3. Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
4. Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
5. Работать с информацией.
Регулятивные:
1. Научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
2. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
3. Проявлять инициативу и самостоятельность.
4. Овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
1.
Умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в соответствии
с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования
и регуляции своей деятельности;
2. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
7
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, которая проводится 2 раза в год: промежуточная (декабрь) и в конце года
обучения (май) в виде естественно-педагогического наблюдения в процессе открытых
занятий, выставки работ или презентации проекта.
Методы определения результата: входящий, текущий и итоговый контроль,
письменный или устный опрос, целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых
учениками действий и качеств по заданным параметрам); мониторинг, достижений
учеников.
Формы определения результата: контроль на данном этапе проводится в игровой
форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов),
посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Для
оценки
эффективности
образовательной
программы
разработан
оценочно-
результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы
методов диагностики:
1. Информационно-констатирующие (опросы, беседы, тесты, педагогическое наблюдение).
2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей,
учителей, зрителей).
3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора),
игры.
4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в конкурсах, праздниках,
достижения кружковцев.
Результатами вышеуказанной программы обучения могут являться положительные
психические моменты (развитие памяти, моторики рук, внимания, мышления), развитие
творческих способностей, профессиональное самоопределение обучающихся.
Основные направления деятельности:
Познавательная
деятельность обогащает
представления
об
окружающей
действительности, способствует интеллектуальному развитию учащихся.
Осуществляется в ходе привлечения учеников к чтению, проведения познавательных игр,
турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности
является формирование
положительного отношения к труду, желания трудиться, убеждения в том, что трудиться
8
необходимо. Осуществляется через организацию работы мастерской добрых дел, трудовой
десант, День добрых дел, дежурство по классу, сохранность учебников и школьной мебели,
ремонт книг.
Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек,
поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях,
природе, школе, своем коллективе.
Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспитание у школьников
отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают
внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о
красоте. Осуществляется в ходе посещения художественных выставок, конкурсах рисунка,
через беседы о народных промыслах.
Ценностно-ориентированная деятельность. Ее своеобразие в том, что она носит
развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой деятельности, в свободном
общении и в других видах деятельности. Ее назначение — создавать определенные связи с
явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю позицию личности по
отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности
общества: человек, труд, красота, Родина, истина и т.д. Высказывая свои оценки,
аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, привлечь их
внимание к ценностям общества, формируем отношение к общечеловеческим ценностям,
ориентируем детей на эти ценности, даём возможность ребенку взглянуть на самого себя,
на своих товарищей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с
окружающими.
Разнообразные формы ценностно-ориентировочной деятельности делают информацию о
высших ценностях эмоционально окрашенной. Информация может содержать элементы
диалога, дискуссии, наталкивать на собственные размышления о сути ценностей. Формы
практической деятельности (этические беседы, беседы о бережном отношении к живой
природе, беседы о символах государства, истории края и др.) помогают вычленить объект
отношения, встать
на сторону добра, ориентируясь на социально ценные отношения.
Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к
своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурноспортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива веселыми подвижными
играми, гимнастическими и ритмическими, спортивными праздниками, эстафетами. В
режиме ГПД она складывается из таких видов, как физкультурные минутки на занятиях,
9
спортивный час на открытом воздухе, прогулка, экскурсия, игры в помещении, игры и
развлечения на прогулках, беседы о здоровом образе жизни.
Основные формы работы:
Конкурсы
Праздники
Беседы
Викторины
Литературное чтение
Экскурсии
Практические занятия
Дидактические игры, презентации
Выставки
Мастер-классы
10
2. Учебный план (144 часа)
№
Разделы
Количество часов
Общее
Теория
Формы
Практика
аттестации/контроля
кол-во
часов
1.Организационное занятие.
2
2
-
Беседа, опрос
2. Познаем мир
56
18
38
Беседа, тестирование
8
8
Творческая
3.Правила
дорожного 16
движения и безопасности
4.Календарь природы
работа,
опрос
18
9
9
Творческая
работа,
опрос
5.Правила поведения
18
9
9
Творческая
работа,
опрос
6.Мастерилка
32
2
30
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
7.Итоговое занятие. Выставка 2
0
2
48
96
работ.
И т о г о:
144
11
Анкетирование, беседа
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Организационное занятие. Знакомство с программой занятий. Инструктажи
по пожарной безопасности и правилам поведения.
Формы контроля: Опрос
Тема 2. Познаем мир.
Теория: познавательная деятельность по приобретению базовых знаний по
окружающему миру, экологии. Дети учатся называть окружающие предметы и их
признаки, различать предметы и выделять их признаки. Сопоставлять признаки
предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Различать времена
года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и
животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на
экскурсии «Времена года», осенние посиделки. Зимушка-зима.
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.
Весёлое лето.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход
за растениями, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Формы контроля: Тестирование
Тема 3
Теория: Правила дорожного движения и правила безопасности. Объяснять основные
правила обращения с газом, электричеством, водой. Что окружает нас дома? Что
вокруг нас может быть опасным? Беседы по ПДД. Правила безопасности зимой.
Правила безопасности весной. Правила поведения на воде. Правила безопасного
поведения в интернете. Правила поведения в лесу.
Практика: чтение художественной литературы по теме, тематические игры
("Светофор -наш верный друг", «Красный, желтый и зеленый», «Чем можно играть»,
«Безопасный дом», «Еду-иду» и т.д.), Беседа "Правила поведения на прогулке.
Подвижные игры. Беседа
"Если ты дома один", Осторожно, сосульки!"
Формы контроля: выполнение творческих работ, опрос.
12
Тема 4 Календарь природы.
Теория: Беседа ""Календарь природы. Сентябрь" Прогулка- наблюдение "Осенняя
пора. Труд людей в природе", "Календарь природы. Октябрь", Занятие "Путешествие
в осень", Беседа "Художники рисуют осень","Русские поэты о зиме", "Здравствуй,
Зимушка-Зима"
Практика: аппликация "Осенний натюрморт" (из листьев), рисование по темам
природы, Конкурс рисунков "Золотая осень", Уход за комнатными растениями, Играэстафета "Зимние старты", Подвижные игры "Снежки", "Наседка и коршун".
Формы контроля: выполнение творческой работы, опрос.
Тема 5 Правила поведения
Теория: Беседа "Я- кружковец!" (о правилах поведения в центре), Беседа "Правила
поведения на прогулке. ", Этическая беседа "Твой внешний вид", Этическая беседа
"Давайте жить дружно", "Школа вежливости", Этическая беседа "Добрые дела живут
века".
Практика: Подвижные игры, творческая деятельность, пластилинография, рисование
по теме.
Формы контроля: выполнение творческой работы, опрос.
Тема 6. Мастерилка.
Теория: Изготовление открыток, поделок, рисунков к знаменательным датам с
использованием различных материалов.
Практика: Изготовление открытки ко Дню учителя с использованием бумаги и
картона. Изготовление открытки ко Дню матери. Аппликация. Изготовление поделки
ко Дню пожилого человека. Изготовление новогодней открытки с использованием
техники «канзаши». Изготовление открытки ко Дню Св.Валентина. Изготовление
поделки к 23 февраля, оригами. Изготовление открытки к 8 марта. Изготовление
открытки к Пасхе, аппликация. Изготовление открытки ко Дню Победы.
Формы контроля: выполнение самостоятельной работы.
Тема 7. Итоговое занятие. Выставка работ.
13
4. Методическое обеспечение
Педагог использует в своей работе следующие методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, вопросы, консультации, работа с книгой,
объяснения, поощрения, похвала, анализ своих работ.
2.Наглядные методы: наблюдение, использование подручных материалов, показ
выполнения работы, просмотр фотографий, картин, схем, плакатов, рисунков, книг,
журналов, образцов.
3.Практические
методы:
анкетирование,
изготовление
поделок,
рисунков,
упражнение самостоятельная работа, организация выставок.
4.Методы контроля: теоретические (наблюдение, устный контроль, тестирование) и
практические (зачеты, подведение итогов, конкурсы).
Методы воспитания:
• Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и
глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил
поведения.
• Поощрение – метод воспитания, стимулирующий деятельность учащегося.
Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению
чувства уверенности ребенка в своих силах.
• Упражнение – метод воспитания, который предполагает такую организацию
повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся
накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом,
убеждение с поведением.
Технологии
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, возможна работа по
подгруппам и индивидуально. Группы формируются по возрастному признаку.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, практическое
занятие, защита творческого проекта, беседа, презентация, обсуждение и т.д
Алгоритм учебного занятия:
• подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка
необходимого инвентаря);
14
• соблюдение санитарных норм: мытье рук, обработка антисептиком;
• организационный момент (приветствие детей, настраивание обучающихся на
совместную работу);
• объявление темы занятия
• теоретическая часть;
• практическая часть;
• физкультминутка;
• окончание занятия (рефлексия, подведение итогов занятия)
5. Условия реализации программы
I. Материально-техническое обеспечение
1. Просторный кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарногигиеническими нормами на 14 человек.
2. Компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет – не менее 1 шт.
3. Колонки
4. Канцелярские товары
5. Настольные игры
6. Раздаточный материал
II. Информационное обеспечение:
-
Официальный сайт ООО «Инфоурок» [https://infourok.ru/]
-
Официальный сайт Maam.ru для воспитателей детских садов, школьных учителей и
педагогов [https://www.maam.ru/]
-
Министерство образования и науки РФ [http://www.mon.gov.ru/ ]
-
Федеральное агентство по образованию [http://www.ed.gov.ru/
-
Российское образование - федеральный портал [http://edu.ru/]
III. Дидактические материалы:
1.
Детские энциклопедии,
2.
журналы,
3.
книги
4.
плакаты
15
5.
наглядный материал
6.
таблицы.
6. Формы аттестации и контроля
В процессе освоения программы, предусмотрена система контроля, подведения итогов и
определение
результативности
знаний
и
умений
учащихся
(вводный,
текущий,
промежуточный и итоговый контроль). Система включает: педагогическое наблюдение,
анализ, сравнение, тестирование, опрос.
Промежуточная аттестация проводится в середине и в конце учебного года.
Форма проведения аттестации за первое полугодие: контрольный опрос,
Тестирование, викторина.
В конце обучения учащиеся принимают участие в конкурсе.
Методы отслеживания образовательных результатов:
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе используются
разнообразные формы: журнал посещаемости, материал тестирования, методическая
разработка.
В середине и конце учебного года заполняется мониторинг вовлечённости обучающегося в
образовательный процесс который позволяет определить активность каждого ребёнка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Для предъявления демонстрации образовательных результатов по программе
используется:
• аналитическая справка по результатам мониторинга обучающихся;
• открытое занятие;
• тестирование.
16
7. Литература:
1.
Гайдина Л.И., Кочергина А. В.Группа продлённого дня: конспекты занятий,
сценарии мероприятий.1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2013.
2.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005.
3.
Ковалько
В.И.
Школа
физкультминуток:
Практические
разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько. – М.:
ВАКО, 2005
4.
М. Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002
5.
Дружинина М. Умные задачки! ; Умникам и умницам! (игры, кроссворды,
головоломки)
6.
Лободина Н.В, Киселева Ю.А.Занятия в группе продленного дня 1-4 классы.
Проблемно-ценностное общение, познавательно- игровая деятельность. -Волгоград,
издательство "Учитель", 2013
7.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и
воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005
8.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. -М.: ВАКО, 2014
17
8. Приложения
Приложение №1
Календарно-тематический график
на 20__-20__ учебный год
Каминская Ксения Сергеевна
ДООП социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы»
1 год обучения, группа №1
(год обучения, № группы)
Дата
Количество часов
проведен
Тема
ия
всего
теория
Форма
Формы
занятия
аттестации/
контроля
практи
ка
декабрь 2023
1
Вступительное
2
1
1
Групповое,
занятие.
комплексн
Знакомство.
ое
опрос
Правила
поведения.
Техника
безопасности.
2
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Этическая беседа
ое
опрос
«Я кружковец».
Познавательная
деятельность по
теме. Подвижные
игры.
3
Календарь
2
1
1
Групповое,
природы,
комплексн
Познавательное
ое
занятие «Птицы,
зимующие
в
нашем крае»
18
наблюдение
4
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Практическое
комплексн
занятие
ое
викторина
Зимующие
птицы»,
прогулка,
наполнение
кормушек
5
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Этическая беседа
ое
"Твой
опрос, презентация
внешний
вид".
6
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Творческая
комплексн
работа. Участие в
ое
опрос, игры
конкурсе
рисунков
на
экологическую
тему.
7
Правила
2
1
1
Групповое,
опрос, игры
комплексн
дорожного
движения
ое
и
безопасности
Занятие по теме:
«Безопасность
зимой»,
«Правила
дорожного
движения»
8
Познаем
мир.
Экскурсия
2
1
1
в
Групповое,
опрос, игры
комплексн
Комнату боевой
ое
славы
Правила
поведения. Как
вести
себя
в
музеях, театрах.
9
Календарь
2
1
1
Групповое,
природы
комплексн
Познавательная
ое
19
опрос, игры
деятельность
«Зимний
лес»,
подвижные игры
«У медведя во
бору»
10
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Мастер-класс
комплексн
«Символ года» -
ое
опрос, игры
создание масок .
Новогодний
утренник.
11
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Литературное
комплексн
чтение
ое
опрос, игры
«Экологические
сказки»
12
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Творческая
комплексн
деятельность.
ое
Рисование
теме
наблюдение
по
«Мой
питомец»
13
Групповое,
Самостоятельная
Мастер-класс
комплексн
работа
«Новогодние
ое
Мастерилка
2
1
1
поделки»
Итого: 26
январь 2024
14
Правила
2
1
движения
ое
и
безопасности
Повторение
правил поведения
ЦВР,
Групповое,
комплексн
дорожного
в
1
ПДД,
правил поведения
зимой.
Познавательная
деятельность.
20
наблюдение
15
Календарь
2
1
1
Групповое,
природы
комплексн
Познавательная
ое
наблюдение
деятельность
«Приметы
зимы».
Командные
подвижные игры.
16
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Мастер-класс по
комплексн
моделированию
ое
наблюдение
из бумаги
17
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Как вести себя на
ое
улице,
наблюдение
на
прогулке,
в
общественных
местах.
18
Познаем
мир
2
1
1
Групповое,
Познавательная
комплексн
деятельность.
ое
наблюдение
Изучение
русских
народных
загадок.
Настольные
игры.
19
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Беседа «История
комплексн
кораблей
ое
и
наблюдение
самолетов».
Игровая
деятельность.
20
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Мастер-класс
комплексн
«Моделирование
ое
из
Лего»
-
элементы
робототехники
21
наблюдение
21
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Познавательная
комплексн
деятельность
ое
наблюдение
Командные
подвижные игры.
22
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Мастер-класс
комплексн
«Моделирование
ое
из
Лего»
наблюдение
-
элементы
робототехники,
продолжение
с
усложнением.
23
Познаем
мир.
Беседа
«Домашние
животные – наши
друзья»
Творческая
деятельность по
теме
«Мой
питомец»
Итого: 20
февраль 2024
24
Правила
2
1
1
Групповое,
наблюдение
комплексн
дорожного
движения
ое
и
безопасности
Игра
«Добрая
дорога в школу»
25
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Викторина «Мир
комплексн
профессий»,
ое
наблюдение
настольные
игры.
26
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Мастер-класс
комплексн
«Книжки-
ое
малышки»
22
наблюдение
27
Календарь
2
1
1
Групповое,
природы,
комплексн
Беседа,
ое
наблюдение
викторина «Что
ты
знаешь
о
снежинке»,
подвижные игры.
28
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Беседа
ое
наблюдение
«Вежливые
слова».
Игра
«Здравствуйте,
до
свидания».
Литературное
чтение
«Ежели
вы выжливы»
29
Мастерилка
2
1
1
Пальчиковая
живопись
Групповое,
наблюдение
комплексн
и
ое
пластилина
(пластилинограф
ия) «Зверюшки»
30
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Участие в Акции
комплексн
«Наполни
ое
наблюдение
кормушку»,
беседа о питании
птиц.
31
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Игра «Мой папа
комплексн
– герой», беседа о
ое
наблюдение
профессиях пап,
о
мужских
профессиях.
32
Мастерилка
2
1
Мастер-класс
«Открытка
1
Групповое,
комплексн
для
ое
папы»
23
наблюдение
33
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Литературное
комплексн
чтение,
ое
наблюдение
интеллектуальны
е
игры,
подвижная игра
«Волк во рву»
34
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Викторина «Знай
комплексн
свой
ое
город».
наблюдение
Подвижная игра
«Атомы
и
молекулы»
35
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Творческая
комплексн
деятельность.
ое
Рисование
наблюдение
по
теме «Снег идет»
Итого: 24
март 2024
36
Беседа
Групповое
опрос,
«Календарь
,
презентация
природы – Март.
комплексн
Приметы весны».
ое
2
1
1
Игра «Посадки»
37
Групповое
конкурс
Мастер-класс
,
стихов
«Подарки маме»
комплексн
Мастерилка
2
1
1
ое
38
Правила
2
1
1
Групповое
безопасности.
,
Беседа
«На
комплексн
озерах
треснул
наблюдение
ое
лед». Рисование
по теме.
39
Мастерилка
2
1
1
Групповое
Изготовление
,
книжки
комплексн
самоделки
ое
«Весна-красна»
24
наблюдение
40
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое
Подвижные игры
,
«Хитрая
лиса»,
комплексн
«Атомы
и
наблюдение
ое
молекулы»,
познавательная
деятельность.
41
Познаем
мир.
2
1
1
Минутки
Групповое
наблюдение
,
здоровья
«Для
чего
комплексн
нам
ое
витамины»
42
Мастерилка
2
1
1
Групповое
Участие в Акции
,
«Письмо
комплексн
солдату», беседа,
ое
рисование
наблюдение
по
теме.
43
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое
Викторина
,
«Логические
комплексн
задачки»,
ое
наблюдение
настольные игры,
минутки
безопасности.
44
45
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое
Экологическая
,
игра «Хранители
комплексн
воды»
ое
Календарь
2
1
1
Групповое
природы Беседа
,
«Братья
комплексн
наши
меньшие». Игра
наблюдение
наблюдение
ое
«Бездомный
заяц»
46
47
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое
Познавательная
,
деятельность,
комплексн
подвижные игры.
ое
Календарь
2
1
природы,
1
Групповое
,
25
наблюдение
наблюдение
приметы
весны.
комплексн
Рисование
ое
«Весна-красна»,
творческая
деятельность
Итого: 24
апрель 2024
48
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Викторина «День
комплексн
птиц»,
ое
игры
«Воробьи
наблюдение
и
вороны», «День и
ночь»
49
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Экологический
комплексн
Мастер-класс
ое
наблюдение
«Книжкималышки»
из
остатков бумаги.
Беседа по теме
«Почему
нужно
беречь бумагу»
50
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Творческая
комплексн
деятельность,
ое
участие
наблюдение
в
конкурсе
«Голубая
планета»
51
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Презентация
ое
опрос
«Если в гости ты
пришел»,
викторина
«А
надо так!»
52
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Игра «Солнце и
комплексн
планеты», Беседа
ое
«День
26
опрос
космонавтики»,
Аппликация
«Космос»
53
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Беседа «Символ
комплексн
нашего
ое
города»
опрос
для участия во
всероссийском
конкурсе
«Эко-
герб»
54
Мастерилка
2
1
1
Групповое,
Викторина «Что,
комплексн
где,
ое
когда»
опрос
Творческая
деятельность по
созданию
экологического
герба города
55
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Разгадывание
комплексн
кроссворда,
ое
подвижная
опрос
игра
«Платочек»,
«Птицы»
56
Календарь
2
1
1
природы,
«Скоро
опрос
комплексн
лето».
Рисование
теме
Групповое,
ое
по
«Береги
природу»
57
Мастерилка.
Поделки
2
1
1
из
пластилина
Групповое,
наблюдение
комплексн
и
ое
подручных
материалов,
беседа
«Лес
весной»
58
Правила
2
1
Групповое,
комплексн
дорожного
движения
1
ое
и
безопасности
27
наблюдение
Беседа
по
правилам
пользования
сетью
интернет
«Безопасный
интернет»
59
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Беседа по теме
ое
«Братья
наши
меньшие.
Этика
обращения
наблюдение
с
животными»
60
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Чистота – залог
комплексн
здоровья. Беседа
ое
о
наблюдение
гигиене.
Настольные
игры, лото.
Итого: 26
май 2024
61
Групповое,
тестирование
Беседа
комплексн
, игра
"Художники
ое
Познаем
рисуют
мир.
2
0
2
войну",
Рисунки по теме
"Салют Победы"
62
Групповое,
тестирование
Литературное
комплексн
, игра
чтение. Рассказы
ое
Познаем
мир.
2
0
2
о войне. Познаем
мир.
Песни
военных
"Поем
лет
вместе"
(видео)
63
Познаем
мир.
2
1
1
Групповое,
Изготовление
комплексн
поделки ко Дню
ое
Победы,
Просмотр
28
опрос
отрывка военног
о фильма
64
Познаем
мир.
2
0
2
Презентация
«Животные
годы
в
Групповое,
тестирование
комплексн
, игра
ое
Великой
Отечественной
войны», участие
в
конкурсе
«Рисуем
Победу».
65
Правила
2
1
1
Групповое,
опрос
комплексн
дорожного
движения
ое
и
безопасности
Беседа
"Правила
поведения
на
воде"
66
Групповое,
самостоятель
поведения.
комплексн
ная работа
Этическая
ое
Правила
2
1
1
беседа "Давайте
жить дружно"
67
Правила
2
1
1
Групповое,
поведения.
комплексн
Беседа "Что такое
ое
хорошо
и
опрос
что
такое плохо"
68
Познаем
мир.
Растения
и
животные
на
службе
2
0
2
Групповое,
тестирование
комплексн
, игра
ое
у
человека
69
Познаем
мир.
2
0
Человек
проникает
в
2
Групповое,
тестирование
комплексн
, игра
ое
тайны природы
29
70
Календарь
2
1
1
Групповое,
природы.
комплексн
Викторина
ое
опрос
«Лесные тайны»
71
Правила
2
1
1
Групповое,
безопасности.
комплексн
Беседа по теме
ое
опрос
«Правила
поведения
в
лесу», викторина
«Красный,
желтый
и
зеленый»
можно
(что
и
чего
нельзя в лесу)
72
Итоговое
2
1
1
Групповое,
занятие.
комплексн
Подведение
ое
итогов. Выставка
работ учащихся.
Итого:
Итого за
1
4
9
год:
4
8
6
4
30
наблюдение
Приложение 2
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
Начальный уровень
1
Уровень освоения
2
3
1. Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами знаний Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками
Знакомство с
образовательной
областью
Уровень
совершенствования
4
Допрофессиональная
подготовка
1. Показатель «Мотивация к знаниям»
Неосознанный интерес,
навязанный извне или
на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация неустойчивая,
связанная с результативной
стороной процесса.
Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.
Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.
2. Показатель «Творческая активность»
Интерес к творчеству не
проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости от
открытия. Отказывается
от поручений, заданий.
Проводит операции по
заранее данному плану.
Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.
Социализация в
коллективе. Инициативу
проявляет редко.
Испытывает потребность в
получении новых знаний, в
открытии для себя новых
способов деятельности.
Добросовестно выполняет
поручения, задания.
Проблемы решить
способен, но при помощи
педагога.
Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи
свои и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать
интересные идеи, но
часто не может
оценить их и
выполнить.
Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.
Значительные
результаты на уровне
Центра, города.
Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.
3. Показатель «Достижения»
Пассивное участие в
делах объединения
Активное участие в делах
объединения.
31
Приложение 3
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения:
Кол-во групп всего:
Кол-во детей всего:
п/п №
№ группы
ЗУН
Мотивация к знаниям
Творческая активность
Достижения
№ уровня
№ уровня
№ уровня
№ уровня
(кол-во детей в
каждой группе)
1
1
2
№1 (14 чел)
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Приложение 4
Упражнение для снятия напряжение с глаз и кистей рук.
Вот стоит большая елка – вот такой высоты (поднимаем глаза вверх)
У нее большие ветки – вот такой ширины (двигаем глазами в лево в право)
Есть на елке шишки (поднимаем взгляд и ищем «шишки»)
А внизу - берлога мишки (смотрим вниз)
Зиму спит там косолапый (зажмуриваем глаза)
И сосет в берлоге лапу
Упражнение для рук (самомассаж карандашом)
Катать карандаш ладошкой по столу к запястью и обратно.
Прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью. Для усложнения
можно взять 2-3 карандаша.
Прокатываем карандаш по кисти одной руки ладошкой другой руки и выполнить тоже другой
рукой. Каждый пальчик размяли пальчиками другой руки.
Приложение 5
Алгоритм учебного занятия
Режимные
Основные воспитательные задачи и
моменты
направления деятельности
Прием детей
Коррекция внешнего вида, поведения, позитивный
настрой
детей.
Обеспечение
психологического
комфорта.
Самоподготовка
Формирование умения определять
цель задания,
навыков самостоятельной учебной работы, развитие
работоспособности,
познавательных
потребностей,
умения рационально использовать свободное время,
сформировать положительное отношение к учебе,
потребность
и
способность
своевременно
и
в
установленный срок выполнять учебные задания;
научить
пользоваться словарями, дополнительной
литературой, работать с библиотекой.
Развивающие
Развитие
познавательных
занятия
индивидуальных
интересов,
склонностей,
способствовать
потребностей,
способностей,
повышению
эмоционального статуса.
Подведение
Упражнения
в
умении
аналитически
итогов занятия
доброжелательно высказываться. Учить правильно
оценивать свои поступки и
делать выводы.
2
мыслить,
поступки товарищей,
Приложение 6
Календарный-учебный график
Начало
учебного
года
1 сентября 2023
по
программе
31 мая 2024
Окончание учебного года
Продолжительность
36 недель
учебного
года:
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Продолжительность каникул
2 недели
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (декабрь, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение;
2. 4 ноября – День народного единства
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
– новогодние каникулы;
4. 7 января – Рождество Христово;
5. 23 февраля – День защитника Отечества
6. 8 марта – Международный женский
день;
7. 1 мая – Праздник весны и Труда;
8. 9 мая – День Победы;
9. 12 июня – День России.
3