Современный танец_Мосесова

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.

рабочая программа
«Современный танец»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
художественной направленности

Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: базовый

Обучает по программе
педагог дополнительного образования
Мосесова Джессика Мелисса

г. Костомукша, 2023 г.
1

Оглавление

I.

Пояснительная записка

3

II.

Учебный план

13

III.

Содержание учебно-тематического плана

14

IV.

Календарный-учебный график

16

V.

Условия реализации программы

17

VI.

Методическое обеспечение

18

VIII. Формы аттестации и контроля

20

IX.

Список литературы

22

X.

Приложения

23

XI.

Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной 31
программе

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Современный танец» разработана с учетом:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации»;


Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.

№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.

№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;


Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от

25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;


Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №

1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);


Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
3



Устав

муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Направленность программы – художественная:
Образовательная программа направлена на обучение детей основам хореографического
искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а
также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения
гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Вид программы: Модифицированная. В основу положена программа «Ритмическая
мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования
Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей
дошкольного и школьного возраста. С изменениями в части учебного и календарнотематического планов.
Уровень сложности – базовый.
Актуальность программы:
Танец – неотъемлемая часть образования школьников в процессе общефизической,
эстетической, эмоциональной, моральной подготовки к обучению не только хореографии,
но и приобщению к общекультурным и эстетическим нормам в целом, так как она
воспитывает

культуру

движений,

совершенствует

физическую

подготовленность,

развивает артистичность и музыкальность школьников. Потребность в движениях
составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь
условием

его нормального

формирования и

развития. Положительные эмоции,

эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей
движениям – именно эти аспекты подразумевает под собой социальный танец. Но прежде
чем приступать к обучению детей непосредственно танцам, необходимо заинтересовать
ребёнка, увлечь его в дальнейшее изучение этим занятием с помощью определённой
методики преподавания, учитывая возрастные особенности ребёнка. Заинтересованность
положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и
инертных.
Новизна:
Программа направлена на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных
физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных
навыков в искусстве танца.
4

Программа подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать
музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких
видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения оказывают положительное
воздействие на здоровье детей. Обучение проходит в процессе игры, увлекательно. Дети
выполняя различные движения и упражнения, укрепляют опорно-двигательный аппарат,
формируют правильную осанку, развивают координацию движений и ориентацию в
пространстве.
Педагогическая целесообразность: Освоение движений хорошо влияет и на развитие
речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной
речи, что помогает воспитать не только двигательные способности ребёнка, но и
коммуникативные качества. Хореография как никакое другое искусство обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как
составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку,
песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно
детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки,
многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии

5

многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
Программы.
Танец

имеет

огромное

значение

как

средство

воспитания

нравственного

самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же
необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной
культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены
его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать
такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом

заключены

основы

национального

характера,

этнической

самобытности,

выработанные в течение многих веков.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития и успешной
личностной реализации через приобщение детей ко всем видам танцевального искусства.
Задачи:
Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:
Образовательные:
• дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных
направлениях хореографии;
• обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных
танцевальных техник;
Воспитательные:
• воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по
отношению к своему и чужому труду;
• помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного
отношения к искусству;
• сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
• привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
• обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению
уважительных отношений между обучающимися;
• способствовать формированию творческой личности.
Развивающие:
• координации;
• ловкости;
• силы;
• выносливости;
6

• гибкости;
• правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;
• музыкально-пластической выразительности;
• активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной;
Отличительные особенности:
В основу программы заложены такие педагогические принципы, как:
•

индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей
ребёнка);

•

систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

•

наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

•

повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

•

сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

•

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование

минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность
качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.
Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и
развивает творческую фантазию детей.
Возраст детей: 7-12 лет
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности детей 7-10 лет:
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в
школу. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной
системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в
значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие
отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль
сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего
формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). В этом
возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых
костей. Существенной физической особенностью младших школьников является
усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной
силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата
обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию,
прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
7

Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности детей 11-12 лет:
Это период младшего подросткового возраста, когда кардинально перестраиваются
сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны
стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную
нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность
созревания различных органических систем. В кровеносной системе – мышечная ткань
сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы
заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костномышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за
ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.
Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость,
раздражительность, негативизм, драчливость подростков.
Психологические особенности детей 7 – 12 лет:
Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание).
Память и мышление носят образный характер.
Возрастная особенность - подражание старшим.
Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться,
чувства дружбы, товарищества, любви к Родине.
Нравственные качества становятся более устойчивыми.
Характерные положительные черты - доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность,
доверие к педагогам. Отрицательные качества - недостаточная самостоятельность, легкая
внушаемость, некритичный подход к людям, непоседливость, слабость воли, упрямство (по
доктору Добсону есть следствие волевого протеста, а безответственность и подвижность
детей естественны ).
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое
начало.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы – игры
способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Объем и сроки реализации: Теории – 25 часов, практики – 119 часов.
Один год обучения – 144 часа.
Срок реализации программы:
8

Программа рассчитана на один год и предназначена для занятий с детьми 7 – 12 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 144 часа в год.
Продолжительность занятий одного академического часа с детьми равняется 45 минут.
Перерыв между занятиями – 15 минут.
Состав группы: свободный, постоянный, в кол-во 14 чел.
Программа предусматривает возможность
образовательный
процесс
на
любом
этапе
общеобразовательной общеразвивающей программы.

включения обучающихся в
реализации
дополнительной

Форма обучения: очная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (при необходимости).
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становится личным хобби, и они продолжают
практику и дома.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут,
перемена между занятиями составляет не менее 15 минут.
Примерная структура занятия: см. Приложение 2.
Формы занятий:
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий:
репетиции (индивидуальные и групповые). В репетиционно-постановочные занятия
педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно,
комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки. Программа
также включает разные виды занятий:
• учебное занятие;
• занятие – игра;
• открытое занятие;
Формы организации обучающихся на занятии:
• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий

своих

лидеров

(при

самостоятельной

композиций);
9

постановке

хореографических

• групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
• парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных
танцев;
• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного
материала и подготовки к сольному номеру.
Программа не предоставляет возможность обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья, а именно 1, 2, 3, 4 группе заниматься по данной программе.
Программа дополнительного образования хореографического кружка «Современный
танец» разработана руководителем Мосесовой Д.М. в соответствии с особенностями ее
функционирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Хореография занимает важное место в культурной жизни общества. Занятия танцами
имеют большую популярность у детей и подростков, так как хореография воспитывает
культуру движений,

развивает

физические

качества

человека,

артистичность

и

музыкальность занимающихся. Хореография – это один из жанров многогранного
искусства. Понятие «Хореография» включает в себя всё, что относится к искусству танца
классического, народного, историко-бытового, современного. Также хореография является
неотъемлемой частью различных видов спорта. Хореографическое искусство учит детей
красоте и выразительности движений, формирует фигуру, приобщает к эстетической и
танцевальной культуре, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает
более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства, развивает
уверенность в движениях. Танец – это форма хореографического искусства, в которой
средством

создания

художественного

образа

являются

движения

и

положения

человеческого тела. Занятия хореографией являются средством развития физических,
умственных способностей, духовно-нравственных качеств ребенка, формируют понятие о
здоровом образе жизни. Приобщение к искусству хореографии в широком смысле включает
ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры,

самобытностью

национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными
костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.

Планируемые (ожидаемые) результаты: в результате освоения курса обучающийся
должен:
10

Знать:
- Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
- Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
- Приобрести пластику.
- Знать позиции ног и рук танца.
Уметь:
- Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при духтактовом вступлении, вовремя
начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
- Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь
передать его в шаге.
- Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца,
выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
- Уметь исполнить переменный шаг.
- Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
Личностными результатами изучения программы «Современный танец»
являются:

- развитие художественно - эстетическое вкуса, проявляющееся в

эмоционально-ценностном отношении к искусству;
-

реализация

творческого

потенциала

в

процессе

коллективного

(или

индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Медпредметными результатами изучения программы «Современный танец»
являются:
- способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
11

- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и
продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
Предметными результатами изучения программы «Современный танец»
является:
- устойчивый интерес к хореографии, к различным видам музыкально-творческой
деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки
в различных видах учебно-творческой деятельности.

Учебный план

№п/п

Содержание

Всего

Теория

часов

Практика

Формы
аттестации/контроля

12

Вводное

1

занятие.

4

2

2

Техника

Начальная
диагностика

безопасности.
Азбука

2

16

-

16

беседа

16

-

16

выступление

20

-

20

выступление

30

6

24

выступление

28

6

22

выступление

28

2

26

Концерт, конкурс

2

-

2

144

16

128

музыкального
движения.
Элементы

3

классического
танца.
Элементы

4

джаз

танца.
Элементы

5

эстрадного танца.
Работа

6

над

репертуаром.
Творческая

7

деятельность.
Беседы.

8

Прослушивание
музыки,
посещение
концертов.
Всего часов

Содержание учебного плана
•

Вводное занятие. Техника безопасности (4 часа)

13

Теория: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать
понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в
которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики,
безопасности и гигиены.
•

Азбука музыкального движения (16 часов)

Теория: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям
театральные навыки, в виде ра боты над образными упражнениями. Основные понятия:
музыка, темп, такт.
Содержание материала: совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп
(быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка:
быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков
в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с
музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
•

Элементы классического танца (16часов)

Теория: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно
поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки
суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности,
эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
•

Элементы джаз танца (20часов)

Теория: Рассказать об истории возникновении джаз танца, поговорить о манере исполнения
данного стиля.
Содержание материала: Понятие контракции и изоляции, шаги и переступания в стиле
джаз.
•

Элементы эстрадного танца (30часов)

Теория: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих
танцев.
Содержание материала: Теория. Особенности эстрадного танца.
14

Практические занятия.
Позиции рук. (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса,
в разных направлениях эстрадного танца.
•

Работа над репертуаром (28часов)

Теория: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: Танец «Ягодки», «Непохожие».
•

Творческая деятельность (28часов)

Теория: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.
Содержание материала:
Этюды.
•

Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь
в лесу, прогулка в парке.

•

Музыкально-танцевальные игры:

•

Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и мыши, кто
скорее, карусель.
•

Беседы. Прослушивание музыки, посещение концертов (2часа)

Теория: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое
восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла,
персонажи.
Практическая работа: прослушивание музыкальных фрагментов Посещение концертов.

Календарный учебный график

Начало учебного года по программе

1 сентября
15

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года:

36 недель

I полугодие

16 недель

II полугодие

20 недель

Сроки проведения мониторинга

2 раза в год (февраль, май)

Выходные и праздничные дни

1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.

Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение

16

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень
материально – технического обеспечения:
•

наличие специального зала для занятий, соответствующего требованиям СанПин («Об

утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), оснащенного зеркалами,

тренировочными станками;
•

качественное освещение в дневное и вечернее время;

•

музыкальная аппаратура, аудиозаписи,

•

специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);

•

костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется

совместно с родителями).
Дидактическое обеспечение:
•

- фотографии,

•

- литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу,

•

- видео – аудиозаписи,

•

- правила поведения на сцене,

•

- словари терминов.

•

Фонотека:

•

-Сборник «Джаз танец»;

•

-Сборник «Классическая музыка» №1;

•

-Сборник Safri Duo;

•

Информационное обеспечение:

•

- Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.

•

- Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;

•

- Курс растяжек от Тарабановой;

•

- Курс растяжек от Озерской;

•

- Курс растяжек от Масаевой;

Интернет – ресурсы
1. www.dance-city.narod.ru (Хореографические постановки)
2. www.danceon.ru (Современные направления)
3. www.tangodance.by ( Хореографические постановки)
4. www.youtube.com (Трюки в современной хореографии

17

Методическое обеспечение:
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных
объяснений. Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный
процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально – двигательных
навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые
для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять,
осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. В этой связи предлагается
следующая формула: от ощущений к чувствам; от них к привычке. Следовательно, формулу
необходимо применить в такой последовательности:
воспринимая - ощущай
осмысливая - чувствуй
запоминая - действуй, пробуй
проверяя результат - показывай другому
Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют
условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и
замечания учителя; профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное
созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение,
исполненное многократно, становится простым и доступным.
Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но
относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок
и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма
владения действием.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания программы необходимо опираться в
процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у учащихся художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

18

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами
хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного
материала, упражнений, элементов;
Для реализации программы «Хореография» применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных
представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных
произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается
техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению
программы, повышает интерес к занятиям. Используются видео-фото материалы
хореографических

училищ,

институтов

культуры,

записи

концертных

программ

профессиональных коллективов.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется
освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной
работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
Подготовительная часть занятия.
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами
этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального
состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами
подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега;
несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее
элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном
темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Основная

часть

занятия.

Задачами

основной

части

являются:

развитие

и

совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки;
воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его
элементов; отработка композиций.

19

Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление
(экзерсисы); хореографические упражнения; элементы народного танца; танцевальные
комбинации; постановочная работа.
Заключительная часть занятия.

Основные задачи – постепенное снижение нагрузки;

краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Педагогические технологии:
1. Технология обучения в сотрудничестве;
2. Развивающее обучение;
3. Информационные технологии;
4. Здоровьесберегающие технологии;
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
Формы реализации:
Очная. Программа может быть реализована в дистанционном формате с
использованием сети Интернет (использование образовательной платформы Сферум,
официальной группы МБОУ ДО КГО «ЦВР»).
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы». При поступлении в объединение в течение года новых
обучающихся с ними

проводится начальная диагностика в

форме беседы, в

индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.

20

Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три
раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация, май –
итоговая аттестация).
Формы контроля:
Входного контроля как такового не осуществляется. К занятиям допускаются дети любого
возраста и любой комплекции. Главным критерием служит желание детей заниматься
современным танцами.
Текущий контроль осуществляется в ходе открытых занятий в присутствии родителей, в
рамках которых которые проходят творческие показы по изучению тем программы.
Итоговый контроль проводится в конце 1 года обучения (участие в отчетных концертах
учреждения, конкурсы и праздники на уровне детского объединения). Формой проведения
итогового занятия является выступление обучающихся. Обучающиеся самостоятельно
подготавливают хореографические композиции. По качеству исполнения определяется
уровень усвоения образовательной программы.
Критерии оценки выступлений:
-Техника выполнения шагов.
-Правильность подбора связок с учетом использования шагов, меняющих ногу.
-Эстетичность хореографии.

Список литературы
1. Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Учебно-методическое пособие. – Л.:
21

Искусство, 1983 г.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издательство «Искусство», ЛенинградМосква, 1963г.
3. Заболотская М.А. «Хореография». Издательство «Искусство», С.-Петербург,1998г.
4. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г.
5. Королева М. «Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать хип-хоп». Студия
«Диваданс», С.-Петербург 2005г.
6. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». Издательство
«Один из лучших», Москва 2004г.
7. Письменская А. « Хип-хоп и R’n’B — танец». Студия «Диваданс» . С,-Петербург 2005г.
9. Руднева С.Д. и Фиш Э.М., «Ритмика и музыкальное движение». М. 1972г.
10. Ткаченко Т.С., «Народный танец». М, 1975г.

Приложение 1
Календарно-тематический график
22

на ________ учебный год
Мосесова Джессика Мелисса,
ДООП художественной направленности
«Современный танец»
1 год обучения, группа №___
№

Дата

Тема

Всего часов

Правила
1 -2

поведения

на

занятии,

техника

безопасности во время пользования техническими
средствами. Повторение пройденного материала.

3-4

Портерная гимнастика.

2

2

Работа детей на полу.

5-6

Урок – игра на развитие воображения.

2

7-8

Портерная гимнастика (углубленное изучение)

2

9 - 10

11- 12

13 - 14

Стрейтчинг.

2

Растяжка спины.
Стрейтчинг.

2

Растяжка ног, поперечный шпагат.
Стрейтчинг.

2

Растяжка ног, продольный шпагат.

15 - 16

Разучивание танца.

2

17 - 18

Разучивание танца.

2

19 - 20

21 - 22

23 - 24

25 - 26

Повторение

старого

материала,

Повторение

репертуара.
Джазовый тренаж.

2

2

Padebure по 4 джазовой позиции.
Джазовый тренаж.

2

Padebure по 4 джазовой позиции.
Джазовый тренаж.

2

Техника вращений в джаз танце.

27 - 28

Разучивание танца.

2

29 - 30

Повторение материала. Танцы.

2

31 - 32

33 - 34

Стрейтчинг
Растяжка спины, рук, плечевого сустава.
Урок

на

развитие

воображении,

фантазии.

Разучивание движений современного танца.
23

2

2

35 - 36

37 - 38
39 – 40

41 - 42

43 - 44
45 - 46

Сочинение танцевальных комбинацций самими
детьми.
Танец contemp.

2

2

Позы минимум и максимум.
Повторение танца.

2

Техниеа безопасности.
Портерная гимнастика.

2

Работа детей на полу.
Портерная гимнастика.

2

Работа детей на полу.
Урок – игра на выразительность.

2

Работа детей в парах.
47 - 48

Приемы партеринга, учимся взаимодействовать
друг с другом.
Работа детей в парах.

49 - 50

Приемы партеринга, учимся взаимодействовать 2
друг с другом.
Урок импровизация.

51 - 52

Дети должны ощущать пространство, чувствовать
музыку, развивать фантазию мгновенно услышав

2

муз. произведение.
53 - 54

Репетиция номера.

2

55 - 56

Репетиция номера.

2

57 - 58

Репетиция номера.

2

59 - 60

Индивидуальная работа с детьми.

2

61 - 62

63 - 64

65 - 66

67 - 68

Сочинение

детьми

комбинаций

на

тему

«Эмоция».
Экзерсис на середине.
Изучение прыжков и вращений.
Отработка движений по диагонали. Инструктаж
по технике безопасности.
Отработка детьми вращений по диагонали и на
середине.
24

2

2

2

2

69 - 70

Репетиционная работа над постановкой.

2

71 - 72

Репетиционная работа над постановкой.

2

73 - 74

75 - 76

Экзерсис на середине.
Отработка прыжков и вращений.
Сочинение комбинаций учащимися. Развитие
воображения.

2

2

77 - 78

Репетиционная работа над постановкой.

2

79 - 80

Урок – игра на развитие воображения.

2

81 - 82

Урок - игра на понятие импровизации.

2

83 - 84

Урок - игра на понятие импровизации.

2

85 - 86

Партерная гимнастика.

2

87 - 88

Отработка движений по диагонали.

2

89 - 90

Отработка вращений по диагонали.

2

91 - 92

Репетиционная работа над постановкой.

2

93 - 94

Элементы джазового танца.
Слайд, свинг, более сложные комбинации.

2

95 - 96

Репетиция номера. Элементы стиля модерн.

2

97 - 98

Повторение приемов roll up и roll down.

2

99 - 100

Репетиция номера.

2

101 - 102

Работа над выразительностью, игра «Крокодил».

2

103 - 104

Подготовка к итоговому занятию.

2

Разъяснение необходимой связи движения с
музыкальным оформлением, беседы о роли
105 - 106

костюма в хореографической постановке, о
внешнем облике, как одной из составляющих

2

цельного худ - ого образа.
Репетиция номера.

107 - 108

Репетиция номера.
2

109 - 110

111 - 112

Урок – игра на выразительность.
Сочинение кобинаций учениками.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики,
упражнение на освобождение мышц.
25

2
2

113 - 114

Игры на развитие воображение и фантазию, на
развитие ассоциативного и образного мышления.

2

Повторение приемов roll up и roll down. Репетиция
115 - 116

номера.
Техника

безопасности

в

классе,

правила 2

поведения в экстренных ситуациях.
117 - 118
119 - 120

Закрепление понятия «контракции» и «изоляции».
Репетиция номера.
Урок – игра. Репетиция номера.
Элементы

121 - 122

джазового

танца

2
2

(комбинации

и

приемы танцевальных движений для учеников 3 2
года обучения), репетиционная работа.

123 - 124
125 - 126

Актерское мастерство. П.Ф.Д.
Портретная гимнастика: упражнения для спины,
поясничного отдела. Репетиция номера.

127 - 128

Репетиция номера.

129 - 130

Репетиция номера.
Упражнения

131 - 134

2

на

2

2
2
контактную

импровизацию.

Техника Релиза. Работа в парах, на ощущение друг 2
друга.

135 - 136
137 - 138

Репетиция номера.

2

Репетиция номера. Игра на развитие воображения
« Крокодил».

2

139 - 140

Репетиция номера. Игра на раскрепощение.

2

141- 142

Актерское мастерство. П.Ф.Д

2

143 - 144

Итоговое занятие

2

26

Приложение 2

Календарный план воспитательной работы

№
п\п

Название мероприятия,
событие

Форма
проведения

Сроки
проведения

Ответственный

1

Посвящение в кружковцы

концерт

сентябрь

Пчелова В.Н.

2

Осенний лагерь
«Экологический»

Лагерь/площадка

Октябрь-ноябрь

Масанин А.М.

3

День народного единства

Мастер-класс,
беседа

Ноябрь

Волкова Н.С.

4

Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)

беседа

январь

Масанин А.М.

5

День защитника Отечества

Концерт

Февраль

Пчелова В.Н.

6

Всероссийская акция
«Рисуем Победу»

Акция (онлайн)

Май

Волкова Н.С.

27

Приложение 3
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся

Подготовительный
уровень

Начальный уровень

Уровень освоения

1

4
2

1.
Знакомство с
образовательной
областью
2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.

3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.

4.
Пассивное участие в
делах объединения

Уровень
совершенствования

3

Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
знаний

Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками

Допрофессиональная
подготовка

Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.

Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.

Показатель «Творческая активность»
Социализация в
коллективе.
Инициативу
проявляет редко.
Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.

Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи свои
и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать
интересные идеи, но
часто не может
оценить их и
выполнить.

Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.

Показатель «Достижения»
Активное участие в
делах объединения.

Значительные
результаты на уровне
Центра, города.

28

Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.

Приложение 4
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.

ФИО педагога:
Наименование творческого объединения: Компьютерная графика и дизайн
Кол-во групп всего: 1 + сводная
Кол-во детей всего: 22

п/п №

№ группы

ЗУН

Мотивация к знаниям

Творческая активность

Достижения

№ уровня

№ уровня

№ уровня

№ уровня

(кол-во детей в
каждой группе)

1

1

№1 (14 чел)

2

Сводная

2

3

4

1

2

29

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Приложение 5

30

Принята на заседании

УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета

директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»

от « »__________ 20 г.

____________________ Е.С.Тырина

Протокол № ______

«_____» _____________ 20__ г.

Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе технической направленности «Современный танец» для детей в возрасте 7-12 лет. Срок
реализации: 1 год (144 часа) на 2022-2023 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Пояснительная записка», связанные с обновлением федеральных
нормативных документов;
2. Изменения в раздел Приложения: добавлено Приложение 2 «Календарный план
воспитательной работы», Приложение 5 «Правила поведения и техника безопасности в
кабинете хореографии»
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете и
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».

Методист

/
ФИО

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».