АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
педагогического совета
от «17» мая 2023г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
от «17» мая 2023 г.
рабочая программа
«Современный танец»
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень сложности: базовый
Обучает по программе
педагог дополнительного образования
Мосесова Джессика Мелисса
г. Костомукша, 2023 г.
1
Оглавление
I.
Пояснительная записка
3
II.
Учебный план
13
III.
Содержание учебно-тематического плана
14
IV.
Календарный-учебный график
16
V.
Условия реализации программы
17
VI.
Методическое обеспечение
18
VIII. Формы аттестации и контроля
20
IX.
Список литературы
22
X.
Приложения
23
XI.
Лист дополнений и изменений к дополнительной общеобразовательной 31
программе
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Современный танец» разработана с учетом:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
10.12.2021 г. № 1343 «О государственной информационной системе «Навигатор
дополнительного образования детей Республики Карелия»;
Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от
25.02.2022 №230 «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
3
Устав
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Костомукшского городского округа «Центр внешкольной
работы», лицензия.
Направленность программы – художественная:
Образовательная программа направлена на обучение детей основам хореографического
искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а
также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения
гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Вид программы: Модифицированная. В основу положена программа «Ритмическая
мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования
Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей
дошкольного и школьного возраста. С изменениями в части учебного и календарнотематического планов.
Уровень сложности – базовый.
Актуальность программы:
Танец – неотъемлемая часть образования школьников в процессе общефизической,
эстетической, эмоциональной, моральной подготовки к обучению не только хореографии,
но и приобщению к общекультурным и эстетическим нормам в целом, так как она
воспитывает
культуру
движений,
совершенствует
физическую
подготовленность,
развивает артистичность и музыкальность школьников. Потребность в движениях
составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь
условием
его нормального
формирования и
развития. Положительные эмоции,
эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей
движениям – именно эти аспекты подразумевает под собой социальный танец. Но прежде
чем приступать к обучению детей непосредственно танцам, необходимо заинтересовать
ребёнка, увлечь его в дальнейшее изучение этим занятием с помощью определённой
методики преподавания, учитывая возрастные особенности ребёнка. Заинтересованность
положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и
инертных.
Новизна:
Программа направлена на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных
физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных
навыков в искусстве танца.
4
Программа подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать
музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких
видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения оказывают положительное
воздействие на здоровье детей. Обучение проходит в процессе игры, увлекательно. Дети
выполняя различные движения и упражнения, укрепляют опорно-двигательный аппарат,
формируют правильную осанку, развивают координацию движений и ориентацию в
пространстве.
Педагогическая целесообразность: Освоение движений хорошо влияет и на развитие
речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной
речи, что помогает воспитать не только двигательные способности ребёнка, но и
коммуникативные качества. Хореография как никакое другое искусство обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как
составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку,
песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно
детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки,
многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии
5
многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
Программы.
Танец
имеет
огромное
значение
как
средство
воспитания
нравственного
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же
необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной
культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены
его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать
такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом
заключены
основы
национального
характера,
этнической
самобытности,
выработанные в течение многих веков.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития и успешной
личностной реализации через приобщение детей ко всем видам танцевального искусства.
Задачи:
Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:
Образовательные:
• дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных
направлениях хореографии;
• обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных
танцевальных техник;
Воспитательные:
• воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по
отношению к своему и чужому труду;
• помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного
отношения к искусству;
• сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
• привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
• обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению
уважительных отношений между обучающимися;
• способствовать формированию творческой личности.
Развивающие:
• координации;
• ловкости;
• силы;
• выносливости;
6
• гибкости;
• правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;
• музыкально-пластической выразительности;
• активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной;
Отличительные особенности:
В основу программы заложены такие педагогические принципы, как:
•
индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей
ребёнка);
•
систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
•
наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
•
повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
•
сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
•
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование
минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность
качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.
Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и
развивает творческую фантазию детей.
Возраст детей: 7-12 лет
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности детей 7-10 лет:
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в
школу. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной
системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в
значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие
отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль
сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего
формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). В этом
возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых
костей. Существенной физической особенностью младших школьников является
усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной
силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата
обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию,
прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
7
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности детей 11-12 лет:
Это период младшего подросткового возраста, когда кардинально перестраиваются
сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны
стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную
нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность
созревания различных органических систем. В кровеносной системе – мышечная ткань
сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы
заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костномышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за
ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.
Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость,
раздражительность, негативизм, драчливость подростков.
Психологические особенности детей 7 – 12 лет:
Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание).
Память и мышление носят образный характер.
Возрастная особенность - подражание старшим.
Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться,
чувства дружбы, товарищества, любви к Родине.
Нравственные качества становятся более устойчивыми.
Характерные положительные черты - доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность,
доверие к педагогам. Отрицательные качества - недостаточная самостоятельность, легкая
внушаемость, некритичный подход к людям, непоседливость, слабость воли, упрямство (по
доктору Добсону есть следствие волевого протеста, а безответственность и подвижность
детей естественны ).
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое
начало.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы – игры
способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Объем и сроки реализации: Теории – 25 часов, практики – 119 часов.
Один год обучения – 144 часа.
Срок реализации программы:
8
Программа рассчитана на один год и предназначена для занятий с детьми 7 – 12 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 144 часа в год.
Продолжительность занятий одного академического часа с детьми равняется 45 минут.
Перерыв между занятиями – 15 минут.
Состав группы: свободный, постоянный, в кол-во 14 чел.
Программа предусматривает возможность
образовательный
процесс
на
любом
этапе
общеобразовательной общеразвивающей программы.
включения обучающихся в
реализации
дополнительной
Форма обучения: очная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (при необходимости).
Индивидуальный образовательный маршрут: предлагается тем детям, которые
проявляют повышенный интерес к занятию или успевают освоить материал быстрее, чем
запланировано. Занятия для таких детей становится личным хобби, и они продолжают
практику и дома.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут,
перемена между занятиями составляет не менее 15 минут.
Примерная структура занятия: см. Приложение 2.
Формы занятий:
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий:
репетиции (индивидуальные и групповые). В репетиционно-постановочные занятия
педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно,
комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки. Программа
также включает разные виды занятий:
• учебное занятие;
• занятие – игра;
• открытое занятие;
Формы организации обучающихся на занятии:
• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий
своих
лидеров
(при
самостоятельной
композиций);
9
постановке
хореографических
• групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
• парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных
танцев;
• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного
материала и подготовки к сольному номеру.
Программа не предоставляет возможность обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья, а именно 1, 2, 3, 4 группе заниматься по данной программе.
Программа дополнительного образования хореографического кружка «Современный
танец» разработана руководителем Мосесовой Д.М. в соответствии с особенностями ее
функционирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Хореография занимает важное место в культурной жизни общества. Занятия танцами
имеют большую популярность у детей и подростков, так как хореография воспитывает
культуру движений,
развивает
физические
качества
человека,
артистичность
и
музыкальность занимающихся. Хореография – это один из жанров многогранного
искусства. Понятие «Хореография» включает в себя всё, что относится к искусству танца
классического, народного, историко-бытового, современного. Также хореография является
неотъемлемой частью различных видов спорта. Хореографическое искусство учит детей
красоте и выразительности движений, формирует фигуру, приобщает к эстетической и
танцевальной культуре, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает
более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства, развивает
уверенность в движениях. Танец – это форма хореографического искусства, в которой
средством
создания
художественного
образа
являются
движения
и
положения
человеческого тела. Занятия хореографией являются средством развития физических,
умственных способностей, духовно-нравственных качеств ребенка, формируют понятие о
здоровом образе жизни. Приобщение к искусству хореографии в широком смысле включает
ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры,
самобытностью
национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными
костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Планируемые (ожидаемые) результаты: в результате освоения курса обучающийся
должен:
10
Знать:
- Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
- Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
- Приобрести пластику.
- Знать позиции ног и рук танца.
Уметь:
- Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при духтактовом вступлении, вовремя
начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
- Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь
передать его в шаге.
- Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца,
выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
- Уметь исполнить переменный шаг.
- Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
Личностными результатами изучения программы «Современный танец»
являются:
- развитие художественно - эстетическое вкуса, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
-
реализация
творческого
потенциала
в
процессе
коллективного
(или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Медпредметными результатами изучения программы «Современный танец»
являются:
- способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
11
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и
продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
Предметными результатами изучения программы «Современный танец»
является:
- устойчивый интерес к хореографии, к различным видам музыкально-творческой
деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки
в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учебный план
№п/п
Содержание
Всего
Теория
часов
Практика
Формы
аттестации/контроля
12
Вводное
1
занятие.
4
2
2
Техника
Начальная
диагностика
безопасности.
Азбука
2
16
-
16
беседа
16
-
16
выступление
20
-
20
выступление
30
6
24
выступление
28
6
22
выступление
28
2
26
Концерт, конкурс
2
-
2
144
16
128
музыкального
движения.
Элементы
3
классического
танца.
Элементы
4
джаз
танца.
Элементы
5
эстрадного танца.
Работа
6
над
репертуаром.
Творческая
7
деятельность.
Беседы.
8
Прослушивание
музыки,
посещение
концертов.
Всего часов
Содержание учебного плана
•
Вводное занятие. Техника безопасности (4 часа)
13
Теория: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать
понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в
которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики,
безопасности и гигиены.
•
Азбука музыкального движения (16 часов)
Теория: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям
театральные навыки, в виде ра боты над образными упражнениями. Основные понятия:
музыка, темп, такт.
Содержание материала: совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп
(быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка:
быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков
в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с
музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
•
Элементы классического танца (16часов)
Теория: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно
поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки
суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности,
эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
•
Элементы джаз танца (20часов)
Теория: Рассказать об истории возникновении джаз танца, поговорить о манере исполнения
данного стиля.
Содержание материала: Понятие контракции и изоляции, шаги и переступания в стиле
джаз.
•
Элементы эстрадного танца (30часов)
Теория: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих
танцев.
Содержание материала: Теория. Особенности эстрадного танца.
14
Практические занятия.
Позиции рук. (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса,
в разных направлениях эстрадного танца.
•
Работа над репертуаром (28часов)
Теория: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: Танец «Ягодки», «Непохожие».
•
Творческая деятельность (28часов)
Теория: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.
Содержание материала:
Этюды.
•
Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь
в лесу, прогулка в парке.
•
Музыкально-танцевальные игры:
•
Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и мыши, кто
скорее, карусель.
•
Беседы. Прослушивание музыки, посещение концертов (2часа)
Теория: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое
восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла,
персонажи.
Практическая работа: прослушивание музыкальных фрагментов Посещение концертов.
Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
1 сентября
15
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного года:
36 недель
I полугодие
16 недель
II полугодие
20 недель
Сроки проведения мониторинга
2 раза в год (февраль, май)
Выходные и праздничные дни
1. Суббота, воскресение.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние
каникулы.
4. 7 января – Рождество Христово.
5. 23 февраля – День защитника Отечества.
6. 8 марта – Международный женский день.
7. 1 мая – Праздник Весны и Труда.
8. 9 мая – День Победы.
9. 12 июня – День России.
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
16
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень
материально – технического обеспечения:
•
наличие специального зала для занятий, соответствующего требованиям СанПин («Об
утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), оснащенного зеркалами,
тренировочными станками;
•
качественное освещение в дневное и вечернее время;
•
музыкальная аппаратура, аудиозаписи,
•
специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);
•
костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется
совместно с родителями).
Дидактическое обеспечение:
•
- фотографии,
•
- литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу,
•
- видео – аудиозаписи,
•
- правила поведения на сцене,
•
- словари терминов.
•
Фонотека:
•
-Сборник «Джаз танец»;
•
-Сборник «Классическая музыка» №1;
•
-Сборник Safri Duo;
•
Информационное обеспечение:
•
- Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.
•
- Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;
•
- Курс растяжек от Тарабановой;
•
- Курс растяжек от Озерской;
•
- Курс растяжек от Масаевой;
Интернет – ресурсы
1. www.dance-city.narod.ru (Хореографические постановки)
2. www.danceon.ru (Современные направления)
3. www.tangodance.by ( Хореографические постановки)
4. www.youtube.com (Трюки в современной хореографии
17
Методическое обеспечение:
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных
объяснений. Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный
процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально – двигательных
навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые
для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять,
осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. В этой связи предлагается
следующая формула: от ощущений к чувствам; от них к привычке. Следовательно, формулу
необходимо применить в такой последовательности:
воспринимая - ощущай
осмысливая - чувствуй
запоминая - действуй, пробуй
проверяя результат - показывай другому
Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют
условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и
замечания учителя; профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное
созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение,
исполненное многократно, становится простым и доступным.
Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но
относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок
и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма
владения действием.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания программы необходимо опираться в
процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у учащихся художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
18
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами
хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного
материала, упражнений, элементов;
Для реализации программы «Хореография» применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных
представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных
произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается
техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению
программы, повышает интерес к занятиям. Используются видео-фото материалы
хореографических
училищ,
институтов
культуры,
записи
концертных
программ
профессиональных коллективов.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется
освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной
работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
Подготовительная часть занятия.
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами
этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального
состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами
подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега;
несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее
элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном
темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Основная
часть
занятия.
Задачами
основной
части
являются:
развитие
и
совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки;
воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его
элементов; отработка композиций.
19
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление
(экзерсисы); хореографические упражнения; элементы народного танца; танцевальные
комбинации; постановочная работа.
Заключительная часть занятия.
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки;
краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Педагогические технологии:
1. Технология обучения в сотрудничестве;
2. Развивающее обучение;
3. Информационные технологии;
4. Здоровьесберегающие технологии;
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от от 22 сентября 2021 года N 652н).
Формы реализации:
Очная. Программа может быть реализована в дистанционном формате с
использованием сети Интернет (использование образовательной платформы Сферум,
официальной группы МБОУ ДО КГО «ЦВР»).
Формы аттестации и контроля
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно
«Положению об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ДО КГО
«Центр внешкольной работы». При поступлении в объединение в течение года новых
обучающихся с ними
проводится начальная диагностика в
форме беседы, в
индивидуальном порядке.
Аттестация обучающихся детских объединений строится на принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики
деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для
педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
20
Диагностика образовательного уровня обучающихся по программе проводится три
раза в год (сентябрь – начальная диагностика, декабрь – промежуточная аттестация, май –
итоговая аттестация).
Формы контроля:
Входного контроля как такового не осуществляется. К занятиям допускаются дети любого
возраста и любой комплекции. Главным критерием служит желание детей заниматься
современным танцами.
Текущий контроль осуществляется в ходе открытых занятий в присутствии родителей, в
рамках которых которые проходят творческие показы по изучению тем программы.
Итоговый контроль проводится в конце 1 года обучения (участие в отчетных концертах
учреждения, конкурсы и праздники на уровне детского объединения). Формой проведения
итогового занятия является выступление обучающихся. Обучающиеся самостоятельно
подготавливают хореографические композиции. По качеству исполнения определяется
уровень усвоения образовательной программы.
Критерии оценки выступлений:
-Техника выполнения шагов.
-Правильность подбора связок с учетом использования шагов, меняющих ногу.
-Эстетичность хореографии.
Список литературы
1. Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Учебно-методическое пособие. – Л.:
21
Искусство, 1983 г.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издательство «Искусство», ЛенинградМосква, 1963г.
3. Заболотская М.А. «Хореография». Издательство «Искусство», С.-Петербург,1998г.
4. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г.
5. Королева М. «Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать хип-хоп». Студия
«Диваданс», С.-Петербург 2005г.
6. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». Издательство
«Один из лучших», Москва 2004г.
7. Письменская А. « Хип-хоп и R’n’B — танец». Студия «Диваданс» . С,-Петербург 2005г.
9. Руднева С.Д. и Фиш Э.М., «Ритмика и музыкальное движение». М. 1972г.
10. Ткаченко Т.С., «Народный танец». М, 1975г.
Приложение 1
Календарно-тематический график
22
на ________ учебный год
Мосесова Джессика Мелисса,
ДООП художественной направленности
«Современный танец»
1 год обучения, группа №___
№
Дата
Тема
Всего часов
Правила
1 -2
поведения
на
занятии,
техника
безопасности во время пользования техническими
средствами. Повторение пройденного материала.
3-4
Портерная гимнастика.
2
2
Работа детей на полу.
5-6
Урок – игра на развитие воображения.
2
7-8
Портерная гимнастика (углубленное изучение)
2
9 - 10
11- 12
13 - 14
Стрейтчинг.
2
Растяжка спины.
Стрейтчинг.
2
Растяжка ног, поперечный шпагат.
Стрейтчинг.
2
Растяжка ног, продольный шпагат.
15 - 16
Разучивание танца.
2
17 - 18
Разучивание танца.
2
19 - 20
21 - 22
23 - 24
25 - 26
Повторение
старого
материала,
Повторение
репертуара.
Джазовый тренаж.
2
2
Padebure по 4 джазовой позиции.
Джазовый тренаж.
2
Padebure по 4 джазовой позиции.
Джазовый тренаж.
2
Техника вращений в джаз танце.
27 - 28
Разучивание танца.
2
29 - 30
Повторение материала. Танцы.
2
31 - 32
33 - 34
Стрейтчинг
Растяжка спины, рук, плечевого сустава.
Урок
на
развитие
воображении,
фантазии.
Разучивание движений современного танца.
23
2
2
35 - 36
37 - 38
39 – 40
41 - 42
43 - 44
45 - 46
Сочинение танцевальных комбинацций самими
детьми.
Танец contemp.
2
2
Позы минимум и максимум.
Повторение танца.
2
Техниеа безопасности.
Портерная гимнастика.
2
Работа детей на полу.
Портерная гимнастика.
2
Работа детей на полу.
Урок – игра на выразительность.
2
Работа детей в парах.
47 - 48
Приемы партеринга, учимся взаимодействовать
друг с другом.
Работа детей в парах.
49 - 50
Приемы партеринга, учимся взаимодействовать 2
друг с другом.
Урок импровизация.
51 - 52
Дети должны ощущать пространство, чувствовать
музыку, развивать фантазию мгновенно услышав
2
муз. произведение.
53 - 54
Репетиция номера.
2
55 - 56
Репетиция номера.
2
57 - 58
Репетиция номера.
2
59 - 60
Индивидуальная работа с детьми.
2
61 - 62
63 - 64
65 - 66
67 - 68
Сочинение
детьми
комбинаций
на
тему
«Эмоция».
Экзерсис на середине.
Изучение прыжков и вращений.
Отработка движений по диагонали. Инструктаж
по технике безопасности.
Отработка детьми вращений по диагонали и на
середине.
24
2
2
2
2
69 - 70
Репетиционная работа над постановкой.
2
71 - 72
Репетиционная работа над постановкой.
2
73 - 74
75 - 76
Экзерсис на середине.
Отработка прыжков и вращений.
Сочинение комбинаций учащимися. Развитие
воображения.
2
2
77 - 78
Репетиционная работа над постановкой.
2
79 - 80
Урок – игра на развитие воображения.
2
81 - 82
Урок - игра на понятие импровизации.
2
83 - 84
Урок - игра на понятие импровизации.
2
85 - 86
Партерная гимнастика.
2
87 - 88
Отработка движений по диагонали.
2
89 - 90
Отработка вращений по диагонали.
2
91 - 92
Репетиционная работа над постановкой.
2
93 - 94
Элементы джазового танца.
Слайд, свинг, более сложные комбинации.
2
95 - 96
Репетиция номера. Элементы стиля модерн.
2
97 - 98
Повторение приемов roll up и roll down.
2
99 - 100
Репетиция номера.
2
101 - 102
Работа над выразительностью, игра «Крокодил».
2
103 - 104
Подготовка к итоговому занятию.
2
Разъяснение необходимой связи движения с
музыкальным оформлением, беседы о роли
105 - 106
костюма в хореографической постановке, о
внешнем облике, как одной из составляющих
2
цельного худ - ого образа.
Репетиция номера.
107 - 108
Репетиция номера.
2
109 - 110
111 - 112
Урок – игра на выразительность.
Сочинение кобинаций учениками.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики,
упражнение на освобождение мышц.
25
2
2
113 - 114
Игры на развитие воображение и фантазию, на
развитие ассоциативного и образного мышления.
2
Повторение приемов roll up и roll down. Репетиция
115 - 116
номера.
Техника
безопасности
в
классе,
правила 2
поведения в экстренных ситуациях.
117 - 118
119 - 120
Закрепление понятия «контракции» и «изоляции».
Репетиция номера.
Урок – игра. Репетиция номера.
Элементы
121 - 122
джазового
танца
2
2
(комбинации
и
приемы танцевальных движений для учеников 3 2
года обучения), репетиционная работа.
123 - 124
125 - 126
Актерское мастерство. П.Ф.Д.
Портретная гимнастика: упражнения для спины,
поясничного отдела. Репетиция номера.
127 - 128
Репетиция номера.
129 - 130
Репетиция номера.
Упражнения
131 - 134
2
на
2
2
2
контактную
импровизацию.
Техника Релиза. Работа в парах, на ощущение друг 2
друга.
135 - 136
137 - 138
Репетиция номера.
2
Репетиция номера. Игра на развитие воображения
« Крокодил».
2
139 - 140
Репетиция номера. Игра на раскрепощение.
2
141- 142
Актерское мастерство. П.Ф.Д
2
143 - 144
Итоговое занятие
2
26
Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
Название мероприятия,
событие
Форма
проведения
Сроки
проведения
Ответственный
1
Посвящение в кружковцы
концерт
сентябрь
Пчелова В.Н.
2
Осенний лагерь
«Экологический»
Лагерь/площадка
Октябрь-ноябрь
Масанин А.М.
3
День народного единства
Мастер-класс,
беседа
Ноябрь
Волкова Н.С.
4
Посещение комнаты боевой
славы (в рамка Дня памяти
воинов-интернационалистов)
беседа
январь
Масанин А.М.
5
День защитника Отечества
Концерт
Февраль
Пчелова В.Н.
6
Всероссийская акция
«Рисуем Победу»
Акция (онлайн)
Май
Волкова Н.С.
27
Приложение 3
Критерии показателей уровневого дополнительного образования обучающихся
Подготовительный
уровень
Начальный уровень
Уровень освоения
1
4
2
1.
Знакомство с
образовательной
областью
2.
Неосознанный
интерес, навязанный
извне или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный.
3.
Интерес к творчеству
не проявляет.
Инициативу не
проявляет. Не
испытывает радости
от открытия.
Отказывается от
поручений, заданий.
Проводит операции
по заранее данному
плану. Нет навыков
самостоятельного
решения проблемы.
4.
Пассивное участие в
делах объединения
Уровень
совершенствования
3
Показатель «Знания, умения, навыки (ЗУН)
Владение основами
знаний
Овладение
специальными
знаниями, умениями,
навыками
Допрофессиональная
подготовка
Показатель «Мотивация к знаниям»
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.
Интерес на уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация. Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения, добиться
высоких результатов.
Четкое выражение
потребности.
Стремление изучить
глубоко предмет как
будущую профессию.
Показатель «Творческая активность»
Социализация в
коллективе.
Инициативу
проявляет редко.
Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет поручения,
задания. Проблемы
решить способен, но
при помощи педагога.
Есть положительный
эмоциональный
отклик на успехи свои
и коллектива.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Может
придумать
интересные идеи, но
часто не может
оценить их и
выполнить.
Вносит предложения
по развитию
деятельности
объединения. Легко
быстро увлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления, богатым
воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к
рождению новых
идей.
Показатель «Достижения»
Активное участие в
делах объединения.
Значительные
результаты на уровне
Центра, города.
28
Значительные
результаты на уровне
города, Республики,
России.
Приложение 4
Итоговая таблица показателей диагностики образовательного уровня обучающихся
МБОУ ДО КГО «Центр внешкольной работы» за ____________уч.год.
ФИО педагога:
Наименование творческого объединения: Компьютерная графика и дизайн
Кол-во групп всего: 1 + сводная
Кол-во детей всего: 22
п/п №
№ группы
ЗУН
Мотивация к знаниям
Творческая активность
Достижения
№ уровня
№ уровня
№ уровня
№ уровня
(кол-во детей в
каждой группе)
1
1
№1 (14 чел)
2
Сводная
2
3
4
1
2
29
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Приложение 5
30
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета
директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
от « »__________ 20 г.
____________________ Е.С.Тырина
Протокол № ______
«_____» _____________ 20__ г.
Лист дополнений и изменений к дополнительной
общеобразовательной программе
(п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Дополнения и изменения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе технической направленности «Современный танец» для детей в возрасте 7-12 лет. Срок
реализации: 1 год (144 часа) на 2022-2023 учебный год (далее Программа)
В Программу внесены следующие изменения (дополнения):
1. Изменения в раздел «Пояснительная записка», связанные с обновлением федеральных
нормативных документов;
2. Изменения в раздел Приложения: добавлено Приложение 2 «Календарный план
воспитательной работы», Приложение 5 «Правила поведения и техника безопасности в
кабинете хореографии»
Дополнения (изменения) в Программу рассмотрены и одобрены на педагогическом совете и
утверждены директором МБОУ ДО КГО «ЦВР».
Методист
/
ФИО
31