УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании
методического совета
от 17 мая 2023 г.
Протокол № 10
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО КГО «ЦВР»
____________________ Е.С. Тырина
17.05.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЮНЫЙ БАРАБАНЩИК»
Возраст обучающихся: 11 -17 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Уровень программы: базовый
Автор-составитель:
Дробышевская Маргарита Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша, 2023 г.
1
Оглавление
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный-учебный график
Методическое обеспечение
Список литературы
3
8
10
14
15
20
2
I. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный барабанщик» разработана с учетом:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
Устава МБОУ ДО КГО «ЦВР» и лицензии.
Вид программы – модифицированная дополнительная общеразвивающая
программа на основе:
Рабочей программы по курсу дополнительного образования «Ансамбль юных
барабанщиков «Ударники» (г. Иркутск);
ДООП «Ансамбль барабанщиков» (г. Краснодар);
ДООП «Барабанщицы» (г. Излучинск);
ДООП «Юный барабанщик» (г. Павлово).
Направленность: художественная.
Актуальность программы заключается в том, что занятия по данной программе
решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса учащихся:
подросток, посещая объединение «Юный барабанщик» в свободное время, знает, что он
нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему
учреждению дополнительного образования. В основе программы лежат принципы
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Программа способствует формированию
умений у обучающихся понимать музыку и эмоционально передавать исполняемые марши,
развивает музыкальные и физические способности, способствует профилактике
заболеваний позвоночника. Ансамбль барабанщиков – это не только игра на инструментах,
но и обязательно танцевальные перестроения – дефиле, так как программа является
интегрированной, то сочетает в себе разные виды деятельности – игру на инструментах и
движения с элементами хореографии.
Предметом изучения программы является обучение детей ансамблевой игре на
малых и большом барабанах.
Новизна: программа ансамбля барабанщиков включает в себя элементы
гражданско-патриотического воспитания – систематической и целенаправленной
деятельности по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства
верности Отечеству. Это направление пронизывает учебный процесс объединения в
течение всего года, но особое значение эта работа приобретает в период подготовки к
знаменательным датам, таким как День Защитника Отечества, День Победы, а также к
мероприятиям патриотического воспитания – «Посвящение в кадеты», «День вывода
советских войск из Афганистана» и другим. Совместное исполнительство в ансамбле
барабанщиков призвано развивать в воспитанниках чувство коллективизма, сплоченности,
3
ответственности за своих товарищей и порученных перед коллективом задач. Барабанный
ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому
барабан можно назвать инструментом-организатором, который задает один общий темп
движения, подбадривает.
Педагогическая целесообразность программы состоит в привлечении
школьников к творчеству, раскрытии их музыкальных способностей и развитии
самостоятельного мышления. В процессе обучения игре на музыкальных ударных
инструментах у детей:
развивается слух, улучшается память;
развивается координация и моторика рук;
с помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности
нервной системы;
с помощью ритмических заданий активизируется и пробуждается интерес детей к
музыкальной деятельности в общем;
тренируются различные виды внимания, точная и быстрая реакции, умение слушать;
выступления на концертах, как форма обобщения выученного, помогает
раскрепоститься ребенку, раскрыть свои способности и таланты;
обучение в коллективе развивает социальные навыки и осознанное отношение к себе
и другим людям;
с помощью музыкальных игр снимается психоэмоциональное напряжение в группе,
воспитываются навыки адекватного группового поведения
Уровень сложности – базовый.
Цель: развить музыкальные и творческие способности детей, обучить
воспитанников игре на ударных инструментах, сформировать у обучающихся комплекс
исполнительских знаний, умений и навыков, привить основы коллективного творчества.
Задачи:
Предметные:
овладеть навыками игры на ударных инструментах в ансамбле;
развить музыкальные способности каждого воспитанника – чувство ритма,
музыкальный слух, музыкальную память;
научить базовым танцевальным движениям, перестроениям, ориентации на сцене;
создать условия для приобретения опыта сценического выступления.
Метапредметные:
воспитать музыкальный и эстетический вкус;
развить чувство ритма и координацию движений;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
научить коллективному творчеству;
обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля;
привить навыки выполнять поставленные задачи, делать простые выводы и
обобщения, анализировать, искать и выделять необходимую информацию, обобщать
и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;
способствовать приобретению детьми системы опорных знаний и умений для
последующего самостоятельного знакомства с музыкой.
Личностные:
привить
коммуникативные
навыки,
чувство
ответственности
и
дисциплинированности;
развить инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных композиций,
вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировок;
4
сформировать у детей чувство гордости за свою Родину, мотивировать к бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
сформировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов.
Отличительной особенностью программы «Юный барабанщик» от других
аналогичных программ является то, что она ориентирована на подготовку барабанщиков к
различным мероприятиям, в том числе патриотической направленности. Это и дефиле
(танцевальные перестроения), и сюжетные своеобразные миниспектакли под музыку, и
характерные, народные, современные танцевальные номера с барабанами в ярких костюмах
на праздниках школы и города. Такие номера барабанщиков придают любому
мероприятиям красочность, необычность и зрелищность. Поэтому в программу включены
занятия, где воспитанники учат танцевальные движения и получают базовые навыки
хореографии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы – 11-17 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
11 – 14 лет
Физические:
В этом возрасте начинают появляться признаки полового созревания, рост детей не
только быстрый, но и неравномерный. Поэтому ребенок часто чувствует себя усталым,
неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко. Иногда
ребенок может казаться ленивым, что часто является некой защитой от переутомления.
Любовь, понимание и терпение – это то, в чем нуждается подросток в этом возрасте.
Воспитательные беседы на занятиях проводятся отдельно с мальчиками и отдельно с
девочками.
Интеллектуальные:
Подросток больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, подвергает все
критике, не принимает соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Обычно
находит всему только крайние объяснения. У него возрастает способность к логическому
мышлению. В этом возрасте подросток способен к проявлению творческого воображения и
творческой деятельности. Очень важно его инициативу поощрять.
Эмоциональные:
Резкая смена настроения. Вспыльчив, но способен проявить сдержанность, если
находит это нужным. Постепенно обретает уверенность в себе. Обладает энтузиазмом,
чувством юмора. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но
не потакать капризам. Нужно следить, чтобы чувство юмора ребенка не переросло в
издевательские и обидные насмешки.
Социальные:
Желает поскорее стать взрослым. Его увлекает соревновательская деятельность.
Начинает обретать навыки общения через желание дружить со сверстниками, добиваясь
одобрения их. Необходимо учить строить отношения в атмосфере доброжелательности и
доверия, развивать умение уступать, не завидовать.
Советы для взаимодействия:
организовывать коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
отдавать предпочтение спортивным играм;
стремиться к соревновательности;
использовать общий энтузиазм.
15 – 17 лет
Физические:
5
Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями.
Очень энергичны. Ожидаемы частые проявления гормонального всплеска.
Интеллектуальные:
Крайности в поведении и оценках: «я знаю все». Поиск себя, определение в выборе
профессии.
Эмоциональные:
В этом возрасте подростки все чаще проявляют уверенность в себе, обладают
самоконтролем. Активнее проявляют себя в разнополой группе
Социальные:
Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди
сверстников и на собственное мнение о себе. Они становятся социально активны.
Руководство поведением подростков этого возраста происходит без излишнего
вмешательства и давления.
Советы для взаимодействия:
важно принятие детьми ребенка того же возраста;
руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления
взрослых;
необходимы условия для индивидуального отдыха;
необходимо понимание взаимоотношений полов.
Никогда нельзя запрещать то, что не в силах запретить. Следует учитывать, что
ребенок не может сразу переключиться с одного занятия на другое, особенно если оно не
очень желательно. Поэтому необходимо тщательно планировать смену видов деятельности.
Объем и сроки реализации: 1 год.
Количество учебных часов: 144 часа.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая и по подгруппам.
Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, репетиция,
концертное выступление.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий при
необходимости.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: два раза в неделю по 2
учебных часа по 40 минут.
Состав группы: до 14 человек.
Планируемые (ожидаемые) результаты.
Предметные результаты:
Воспитанник ансамбля должен:
владеть исполнительскими приемами игры на музыкальных инструментах (барабанах):
имитировать рудименты, ритмические фразы; свободно отрабатывать дроби любой рукой;
исполнять ритмические дроби под «пульсацию» большого барабана, метронома или
фонограммы в любом заданном темпе; свободно владеть палочками, жонглировать ими;
научиться слушать в игре на барабане себя и других, в помещении и на улице;
владеть теоретическими знаниями, способствующими овладению игрой на барабанах;
различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, уметь это исполнять;
различать громкое и тихое звучание;
уметь двигаться в такт музыке, слаженно выполнять танцевальные движения по сюжету
номера-танца; ориентироваться в пространстве сцены, выполняя построения;
передвигаться, играя на инструменте и держа осанку; уметь распределять пространство,
работая в паре, группой, всем коллективом; владеть техникой танцевального шага.
научиться маршировать и исполнять дроби в маленьком пространстве в помещении и на
улице в колоннах. владеть приемами самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля;
иметь опыт сценического выступления;
6
уметь работать и играть в коллективе, уметь слушать других, подстраиваться под общее
звучание ансамбля.
приобрести опорные знания и умения музыкальной деятельности для последующего
самостоятельного знакомства с музыкой.
Метапредметные результаты.
Воспитанник ансамбля должен:
уметь выполнять поставленные задачи, делать простые выводы и обобщения,
анализировать, искать и выделять необходимую информацию, обобщать и сравнивать,
выявлять причинно-следственные связи;
иметь развитое чувство ритма и координацию движений;
иметь артистическую смелость и самостоятельность;
владеть навыками коллективного творчества;
серьезно относится к своему труду.
Личностные результаты.
Участник ансамбля должен:
владеть
коммуникативными
навыками,
чувством
ответственности
и
дисциплинированности;
быть инициативным, более самостоятельным при составлении танцевальных композиций,
вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировок;
иметь чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
мотивировать к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
иметь позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом
потенциале, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
Способы определения результативности программы:
Развитость умений взаимодействовать друг с другом – через систематическое
наблюдение за работой детей при выполнении коллективных или групповых
заданий в процессе обучения, коллективного анализа выполнения этих заданий;
Отношения в коллективе отслеживаются путём наблюдения за поведением детей в
разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей при
выполнении заданий;
Состояние контингента и посещаемость – через ведение журнала установленного
образца и анализ систематичности посещаемости;
Заинтересованность в продолжении занятий – через анализ посещаемости и желание
участвовать в концертных мероприятиях.
Уровень освоения программы - через демонстрацию результатов творческой
деятельности детей внутри своей группы и на концертных площадках.
Формы и методы определения результата:
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих:
внешней и внутренней деятельности коллектива. Внутренняя деятельность – это
музыкальное и личностное развитие каждого учащегося. На итоговом занятии каждый
участник ансамбля сольно исполняет репертуарные номера. Участие в концертах для
родителей, показательных выступлениях на концертных площадках школы и города можно
отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный
критерий оценки их деятельности. Все дети принимают участие в концертной
деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется
мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
II. Учебный план (144 часов)
Название раздела, темы
Количество часов
7
№
п/п
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации
(контроля)
I
1
Введение.
Организационное занятие.
4
2
2
1
2
1
2
Определение
музыкальноисполнительских
способностей обучающихся.
Основы музыкальной
грамоты.
Основные составляющие
ансамбля барабанщиков.
Пульс
и
ритм.
Строение
музыкальной мысли.
Музыкальные ансамбли.
2
1
1
22
6
16
4
2
2
4
1
3
2
1
1
4
8
32
1
1
5
3
7
27
10
1
9
Прослушивание
8
1
7
10
Динамика и темп.
«Партии» в ансамбле.
Исполнительские и слуховые
навыки.
Формирование исполнительского
аппарата. Координация
движений.
Развитие чувства ритма и
слухового внимания.
Трюки барабанными палочками.
8
1
7
11
Синкопа.
2
1
1
12
4
1
3
12
3
9
13
Фонограмма. Марш. Большой
барабан.
Дефиле. Музыкальная
ритмика с элементами
хореографии.
Строевая подготовка.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
4
1
3
14
Музыкальная ритмика.
4
1
3
15
Элементы хореографии.
4
1
3
V
16
Работа над репертуаром.
Работа над концертными
номерами.
Основы сценического
мастерства. Репетиции.
Значение и роль ансамбля в
патриотической и
эмоциональной составляющей
кадетских мероприятий школы.
44
44
1
1
43
43
22
4
18
4
1
3
II
3
4
5
6
7
III
8
9
IV
VI
17
8
Беседа,
репетиция.
Музыкальная
диагностика
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос.
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Зачет
Участие в таких
мероприятиях
18
19
20
VII
Особенности
выступлений,
организованных на открытом
воздухе.
Имидж исполнителя.
Единство музыкального звучания
и синхронности танцевальных
движений.
Концертные выступления.
Концертные выступления.
Итого:
10
1
9
Участие в таких
мероприятиях
2
6
1
1
1
5
Беседа
Педагогическое
наблюдение
8
8
144
1
1
36
7
7
108
9
Концерт
III. Содержание учебно-тематического плана
Раздел I. Введение
Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж. Знакомство с инструментами
ансамбля. Роль маршевых барабанщиков в истории. (2 часа)
Теория: Основные понятия, назначение, цели и задачи предстоящего курса
обучения. Правила пожарной безопасности. Правила и порядок действий при
возникновении нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы.
Правила использования, хранения и сбережения ударных инструментов. Правила
поведения в учебном помещении. Правила поведения и при игре на барабане. Роль
маршевых барабанщиков в истории.
Практика: Знакомство. Коммуникативные игры. Ознакомление с помещениями,
где проходят занятия, где находятся инструменты. «Репетиция» выноса и заноса
инструментов, подгона ремней под свой рост. Организационные правила. Рассказ и
демонстрация видео о маршевых барабанщиках.
Формы контроля: Беседа.
Оборудование: Малые и большой барабаны, проектор, экран, компьютер.
Тема 2. Определение музыкальноисполнительских способностей обучающихся. (2
часа)
Теория: Объяснение творческих заданий.
Практика: Выполнение заданий по диагностике музыкальных способностей
учащихся.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Метроном.
Раздел II. Основы музыкальной грамоты
Тема 3. Основные составляющие ансамбля барабанщиков. (4 часа)
Теория: Дирижёр, тамбурмажор. Тамбуршток. Строение барабана. Дирижерские
жесты История создания барабана. Виды барабанов. Материалы, используемые для
изготовления различных видов барабана. Разъяснение назначения аксессуаров дирижера.
Практика: Рассказ. Показ. Объяснение терминологии. Игра «дирижер-оркестр».
Отработка навыка правильно реагировать и понимать дирижерские жесты.
Формы контроля: Опрос.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма.
Тема 4. Пульс и ритм. Строение музыкальной мысли. (4 часа)
Теория: Пульс и ритм. Ритмический рисунок. Сильные и слабые доли. Пауза. Фраза,
предложение, период. Музыкальный квадрат.
Практика: Объяснение терминологии. Показ. Счет на музыкальных примерах в
прослушивании фонограмм и собственного исполнения педагога. Счет при маршировке.
Определение музыкальных построений на слух.
Формы контроля: Опрос. Творческие задания.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма. Оборудование для
прослушивания фонограммы.
Тема 5. Музыкальные ансамбли. (2 часа)
Теория: Соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, оркестр. Тутти.
Практика: Объяснение терминологии. Выполнение заданий в форме игры парно,
группами и т.д. Отработка дробей и дефиле сольно, парно, группами.
Формы контроля: Опрос. Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма и оборудование.
Тема 6. Динамика и темп. (4 часа)
Теория: Динамика, форте, пиано. Поступательная динамика: крещендо,
диминуэндо. Субито. Темп.
10
Практика: Способы звукоизвлечения: амплитуда и расположение удара на
мембране в соответствии с динамикой. Упражнения на ускорение темпа. Отработка
простейших дробей с различной динамикой. Показ. Выполнение заданий.
Формы контроля: Опрос. Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 7. «Партии» в ансамбле. (8 часов)
Теория: Понятие «партии». Примеры камерных ансамблей и ансамблей ударных
инструментов.
Практика: Просмотр видеоряда Игра небольших музыкальных построений по
партиям и одновременно. Выработка навыка соединения двух и более партий.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Оборудование для просмотра
видеоряда.
Раздел III. Исполнительские и слуховые навыки
Тема 8. Формирование исполнительского аппарата. (10 часов)
Теория: Постановка рук, тела. Отработка навыков игры на инструменте. Развитие
координации рук и техники игры.
Практика: Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка рук.
Правила свободного, естественного положения корпуса при игре стоя, сидя и в движении.
Одиночные удары разными руками с изменением темпа. Упражнения на раскрепощение
мышц. Упражнения на развитие мышц рук и четкости ударов. Упражнения для рук, ног,
тела, головы на развитие координации.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 9. Развитие чувства ритма и слухового внимания (8 часов)
Теория: Рудименты – дробь, отскоки. Понятие рудиментальная техника –
«единички, двоечки, триоли». Тремоло. Декламация ритмических дробей.
Практика: Базовые рудиментальные упражнения. Упражнения и использованием
декламации. Упражнения на развитие музыкального восприятия. Объяснение творческих
заданий. Выполнение заданий.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 10. Трюки барабанными палочками. (8 часов)
Теория: Трюки палочками, переброс, вращение, подбрасывание. Удары по разным
частям барабана, по соседнему барабану.
Практика: Просмотр примеров на видео. Техника трюков с палками: переброс,
вращение, подбрасывание. Объяснение творческих заданий. Удары другими концами
палочек и колотушек. Удары по ободу барабана. Удары по барабану «соседа». Показ.
Выполнение заданий.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые барабаны. Оборудование для просмотра видео.
Тема 11. Синкопа. (2 часа)
Теория: Что значит синкопа. Техника ее исполнения. Декламирование.
Практика: Объяснение терминологии. Упражнения на «глухом барабане».
Объяснение творческих заданий. Показ. Отработка синкопы в простых ритмах под
пульсацию большого барабана и фонограммы. Игра синкопированного ритма в
маршировке. Творческие задания.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Фонограмма.
Тема 12. Фонограмма. Большой барабан. Марш. (4 часа)
Теория: Виды сопровождения барабанных музыкальных номеров. Жанр
музыкального сопровождения основного дефиле барабанщиков.
11
Практика: Просмотр примеров на видео. Исполнение дробей под разные виды
сопровождения.
Формы контроля: Прослушивание.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Оборудование для просмотра видео.
Раздел IV. Дефиле. Музыкальная ритмика с элементами хореографии
Тема 13. Строевая подготовка. (4 часа)
Теория: Координация движений. Виды построения: диагональ,
«шеренга»,
«колонна», повороты. Особенности построений на сцене.
Практика: Повороты. Походка. Выполнение координационно-корректирующих
гимнастических упражнений на ориентацию в пространстве, движения по заданному
направлению. Упражнения на раскрепощение мышц тела при выполнении различных
движений, на координацию движений различных частей тела относительно друг друга, на
синхронное выполнение движений рук и ног. Выполнение упражнений на отработку
строевой стойки, движения строевым шагом, повороты «напра-во», «нале-во», «кру-гом»,
на месте и в движении, строевой шаг на месте и в движении, строевой шаг на месте и в
движении с отмашкой.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена.
Тема 14. Музыкальная ритмика. (4 часа)
Теория: Понятие «ритмика». Синтез музыки и движения, основные элементы
занятий ритмикой.
Практика: Подготовка тела к восприятию музыки – физические упражнения для
освоения азбуки движений, соотнесение этих движений адекватно звучанию музыки.
Ритмические упражнения.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан.
Тема 15. Элементы хореографии (4 часа)
Теория: Походка. Осанка. Типы походок. Походка и настроение. Рекомендации к
выработке правильной походки.
Практика: Демонстрация походок. Осанка. Показ. Выполнение заданий.
Отработка основных позиций в статике: положение ног в 3-й позиции для девочек, ноги
на ширине плеч – мальчики. Хореографические разминки по классическим позициям с
элементами классического экзерсиса, направленные на умения управлять инерциями тела,
смену направления движений, перемену опорной и двигающейся ноги, различных
меняющихся положений рук, корпуса и головы, поз, поворотов и остановок, поклонов.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан и малые барабаны.
Раздел V. Работа над репертуаром
Тема 16. Работа над концертными номерами. (44 часа)
Теория: Цели и задачи при выборе того или иного музыкального номера к
различным видам тематических мероприятий.
Практика: Декламация барабанных дробей. Отработка ритмических дробей с
декламацией в проходке под фонограмму, под большой барабан. Отработка барабанных
дробей двумя руками, с движением головы, поворотами корпуса и т.д. Повороты и
движения на месте с игрой и без игры. Сборка. Игра отдельных партий. Постановочная
работа. Сценические движения. Отработка перестроений в номере. Работа по частям
номера. Танцевальные движения в «программных» номерах. Сборка номера в свободном
пространстве. Работа перед зеркалом. Отработка номера в пределах сцены. Движение в
образе. Синхронность. Шоу-трюки палочками в номере. Отработка частей номера с
12
преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком
с целью выработки стабильности.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Помещение с зеркалом. Сцена. Оборудование с фонограммой.
Большой барабан и малые барабаны.
Раздел VI. Основы сценического мастерства. Репетиции.
Тема 17. Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной
составляющей кадетских мероприятий школы. (4 часа)
Теория: Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной
составляющей мероприятий.
Практика: Сопровождение открытий (закрытий) торжественных кадетских
мероприятий школы. Подготовка к ним: проходки, тремоло, простой ритм.
Формы контроля: Участие в таких мероприятиях.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Тема 18. Особенности выступлений, организованных на открытом воздухе. (10
часов)
Теория: Значение и роль ансамбля в участии на парадах, демонстрациях. Правила
поведения во время выступлений.
Практика: Репетиции на открытом воздухе на различных площадках города.
Движение в составе колонны. Отработка навыка реагирования на тамбуршток дирижера.
Формы контроля: Участие в таких мероприятиях
Оборудование: Малые и большие барабаны. Аксессуары тамбурмажора.
Тема 19. Имидж исполнителя. (2 часа)
Теория: Зрительный контакт с аудиторией. Значение выражения лица, улыбки,
четкости движений тела артиста. Быстрое и правильное реагирование на внештатные
ситуации во время выступлений. Психологическая подготовка исполнителей к
публичному выступлению, методы преодоления сценического волнения. Быстрое и
правильное реагирование на внештатные ситуации во время выступлений.
Практика: Отработка внештатных ситуаций – падение палочки и т.д.
Перестановка в номере в случае отсутствия участника и репетиции с другой расстановкой.
Репетиции перед зеркалом.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
Оборудование: Малые и большой барабаны. Помещение с зеркалом.
Тема 20. Единство музыкального звучания и синхронности танцевальных
движений. (6 часов)
Теория: Единство музыкального звучания и синхронности танцевальных
движений.
Практика: Отработка движений на сцене и барабанных дробей парно, по трое,.. с
целью выработки слухового и зрительного внимания одновременно.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
Раздел VII. Концертная деятельность
Тема 21. Концертные выступления. (8 часов)
Теория: Организация и особенности выступлений на различных концертных
площадках. Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за
кулисами. Отношение к другим участникам концертов. Правила входа и ухода с
концертной площадки. Акустические особенности концертных площадок. Организация
работы при подготовке к концерту.
Практика: Подготовка концертной формы, проверка и содержание музыкальных
инструментов, костюмов.
Формы контроля: Музыкальная диагностика.
Оборудование: Малые и большой барабаны.
13
IV. Календарный учебный график
Начало учебного года по программе
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность каникул
Сроки проведения мониторинга
Выходные и праздничные дни
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
14
1 сентября 2020
31 мая 2021
36 недель
16 недель
20 недель
2 недели
2 раза в год (декабрь, май)
суббота, воскресение;
4 ноября – День народного единства
31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 января
– новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский
день;
1 мая – Праздник весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России.
V. Методическое обеспечение
Основными педагогическими принципами построения образовательного процесса
по образовательной программе являются системность, постепенность: «от простого к
сложному», последовательность и повторность.
Для последовательности реализации данной программы используются следующие
методы обучения:
объяснительный, информационный,
сообщающий, иллюстративный,
исполнительский, поисковый, проблемный,
убеждения, упражнения, личный пример.
Методика, положенная в основу программы, представляет собой систему
оригинальных игр и творческих заданий, развивающих детскую личность в спектре
инструментально-исполнительской, актерской, хореографической, практически-трудовой,
деятельности.
Методические рекомендации:
При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти
рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без
излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в
какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к
туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук верхняя
плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом
сгибе образовывали при игре прямой угол. Разминка рук имеет очень большое значение.
Она помогает избегать переутомления мышц. К разминке следует приступать за 5-10 минут
до начала игры: кисть руки поворачивать то вправо, то влево. Кисти руки то опускать, то
поднимать.
Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного
процесса. Она содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае будет
происходить творческое освоение закономерностей музыки. В игре ребенок быстрее
развивает активное мышление – внимание, память, интеллект, фантазию. Игра
способствует мотивации и успешному обучению. Ребенок с удовольствием учится
воплощать свои детские фантазии в звуках и музыкальных образах – в импровизациях,
сочинениях, музицировании.
Движение. Пластические и танцевальные импровизации. Исполнение любого
движения медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя. Двигательное
метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие
жесты, а также любые другие движения тела. Сильная доля и слабые исполняются
неодинаково. Например, удар одной палочкой, поворот головы, удар другой палочкой,
притоп.
Декламация. Используя инструменты, ребятам создаются условия для творческого
проявления: предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием
своего инструмента. На начальном этапе, таким образом, дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу
– говорю – играю». Декламация всех текстов в различных темпах от очень медленного, до
очень быстрого.
Упражнения обеспечивают прочность обучения. Суть упражнения в
преднамеренном повторении одного и того же сложного действия. Упражнения на развитие
чувства ритма. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо
«пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей
способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты
(хлопки, притопы ногами, щелчки пальцами, и др.). Упражнения на развитие
динамического слуха. В речевых упражнениях: крик, шепот, громкая ритмизованная –
15
тихая речь. Показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы
динамики. Упражнение игры на малом барабане: чтобы произвести удар, надо поднять
палочку в правой руке вверх, Из этого положения палочка падает вниз и ударяет по
барабану. В то время, как правая палочка устремляется вниз, левая палочка, оставив
исходную позицию, поднимается вверх, Этому упражнению следует уделить особое
внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и отработать его до такой степени,
чтобы движения стали механическими. Полное овладение упражнением - предпосылка
достижения хорошей техники.
Координационно-подвижные игры и упражнения. Ритмизованная речь с
движениями. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к
спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с
помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей
вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В
исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна
согласованность метроритма текста с движениями.
Методы контроля:
систематическое наблюдение педагога за развитием обучающегося;
отслеживание результатов выступлений;
методы самоконтроля и самооценки;
метод педагогического наблюдения, опросы, беседы,
метод анализа результатов концертной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
Упражнения в движении.
Повторение и закрепление пройденного.
Работа над новым музыкальным материалом.
Работа над концертным номером.
Подведение итогов занятия.
Продолжительность времени на каждый вид деятельности может меняться с учетом
физиологических (возрастных) возможностей воспитанников каждой группы, т.к.
имеющиеся малые барабаны достаточно тяжелые.
Основные формы проведения занятий: очная, дистанционная (в случае
временного перехода школ на онлайн-образование). Вид: комплексное учебное задание,
репетиция, занятие с отработкой танцевальных движений и перестроений в дефиле,
генеральная репетиция, концертное выступление. Вне аудитории может проводиться
видео-консультация по просьбе учащегося.
Типы занятий:
•
Изучение нового материала;
•
Закрепление знаний;
•
Повторение, обобщение;
•
Интегрированное занятие;
•
Самостоятельное творчество.
Занятия включают в себя следующие виды деятельности:
•
упражнения на развитие техники игры на барабанах;
•
разучивание музыкального номера;
•
познавательная тема для расширения кругозора;
•
работа над техническими моментами уже исполняемых произведений;
•
музыкально-дидактические игры;
•
декламация;
•
работа под фонограмму;
•
танцевальные движения, маршировка, построения;
•
координационно-подвижные игры и упражнения;
16
•
воспитательная беседа.
Формы воспитательной работы: Посещение и активное участие в мероприятиях
школы, города, посещение концертов, встречи с другими коллективами, праздники,
городские демонстрации.
Формы подведения итогов реализации программы: Итогами реализации
дополнительной образовательной программы «Юный барабанщик» можно считать
успешно проводимые выступления творческого коллектива на концертах, праздниках,
фестивалях. Промежуточная аттестация учащихся проходит в середине и в конце учебного
года и на итоговом занятии в форме зачёта.
Критерии оценки уровня подготовки воспитанника ансамбля:
Высокий уровень:
Обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период; хорошо знает и употребляет на практике музыкальные
термины; свободно владеет техническими приемами; хорошо умеет самостоятельно
преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального
материала; умеет исполнять соло в ансамбле на достаточном художественном уровне;
проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению
наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует
идеи.
Средний уровень:
У воспитанника объём технических навыков и приемов в освоении игры на ударных
инструментах составляет 50-70%; недостаточно хорошо знает и на практике путает
музыкальные термины; текущий процесс практической подготовки и тренировок
осуществляется с помощью и под постоянным контролем преподавателя; проявляет
индивидуальное творчество, однако допускает небольшие технические неточности.
Низкий уровень:
Обучающийся слабо овладел умениями и навыками; не проявляет инициативу;
испытывает серьёзные затруднения при изучении ритмических рисунков; способен
выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
17
2. Материально-техническое обеспечение
Светлое помещение, оборудованное зеркалами для занятий, с достаточным
набором мебели для инструментов;
Достаточное количество музыкально-ударных инструментов и аксессуары;
Компьютер с программами-редакторами для изменения музыкальных
треков;
Оборудование для просмотра видеофайлов и проигрывания фонограмм;
Наличие связи с Интернет-ресурсами;
Сценическая площадка для репетиций;
Концертная форма.
18
3. Информационное обеспечение
1. Видео школа барабанщиков: сайт. – 2021. – URL: https://drumnet.ru/ (дата
обращения: 20.01.2021). – Текст: электронный.
2. Санкт-Петербургское сообщество преподавателей ударных инструментов: сайт.
– 2021. – URL: https://spbdrumpercussion.ru/ (дата обращения: 14.01.2021). –
Текст: электронный.
3. Конкурс-фестиваль ударных инструментов: группа в социальной сети
«ВКонтакте». – 2021. – URL: https://m.vk.com/drum_wave (дата обращения:
20.01.2021). – Текст: электронный.
4. Союз профессиональных барабанщиков-педагогов: группа в социальной сети
«ВКонтакте». – 2021. – URL: https://m.vk.com/club167957424 (дата обращения:
20.01.2021). – Текст: электронный.
5. Творческая Образовательная Студия: канал видео-хостинга «YouTube» – 2021. –
URL: https://www.youtube.com/channel/UCRTQKUfTjfrwH0Doab9BEzQ (дата
обращения: 14.01.2021).
6. Беляева В. Воспитание голоса в народной манере пения. / В. Беляева. – М: PDF,
1980. – URL: http://aperock.ucoz.ru/load/24 (дата обращения: 20.01.2021). – Текст:
электронный.
19
VI. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1. Список литературы для обучающихся
Андреев Е. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. / –
Киев, 1990.
Бугаев Т. Веселые уроки музыки в школе и дома. / – Донецк: ООО «Издательство
АСТ», 2002.
Куин Д. Играем палочками. Школа игры на маршевом барабане. – 2017.
Зиневич В., Борин В. Школа игры на ударных инструментах. / – Киев, 1986.
Коро Л. Юный барабанщик. Методическое пособие для начинающих.
Ловгунова В.А. Хрестоматия для малого барабана.
20
1.
2.
3.
4.
5.
2. Список литературы для педагога
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки
до реализации. / – М: Айрис-пресс, 2003.
Егорова Т., Штейман В. Хрестоматии педагогического репертуара для ксилофона и
малого барабана. Ритмические упражнения. / – М, 1970.
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. / – Ярославль: Академия
развития, 1997.
Оудфиод А., Бин Дж. Семьдесят восемь развивающих музыкальных игр. / – М:
Теревинф, 2000.
21