Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности
Описание образовательной программы
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой
направленности является документом, на основании которого планируется и
осуществляется работа туристско-краеведческой направленности.
·
Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Концепция развития дополнительного образования
детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 г. № 1726-р;
·
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
·
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
·
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
·
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки Российской Федерации;
·
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
·
Рабочие программы педагогов туристско-краеведческой
направленности. Общеобразовательная общеразвивающая программа –
результат творческой работы коллектива, стремление учесть конкретные
образовательные запросы и потребности детей, их родителей, общественности.
Ценностными
приоритетами туристско-краеведческой направленности являются:
-
воспитание культуры здорового образа жизни;
-
саморазвитие личности;
-
научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
При
наличии условий, ребенок, подросток имеет возможность физически,
интеллектуально и духовно развиваться. Главным становится для воспитанника не
только учебный результат (чему-то научился, что-то узнал), хотя он и важен, но
и возможность общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, сотрудничества.
Общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуется на основе следующих принципов:
-
принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его
способностей. Принцип гуманистической направленности реализации программы
означает также воспитание гуманистической ориентации личности, формирование у
обучающихся таких качеств, как доброта, забота о человеке, сострадание,
милосердие и т.д.;
-
принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и
культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного
мира, специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование
у обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;
-
принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление
содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом
уровня развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого
овладения знаниями и практикой их применения;
-
принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование
проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;
-
принцип личностно-ориентированного обучения означает не только учет
индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ
дополнительного образования с учетом интеллектуального развития обучающихся,
полноты и характера имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка,
подростка.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Концепция личностно – ориентированной
модели развития туристско-краеведческой деятельности, требует предусмотреть
потенциальную возможность для практической реализации следующих идей:
-
компенсирующие идеи дополнительного образования;
-
идеи взаимосогласованности и интеграции в педагогической деятельности
образовательных учреждений города;
-
идеи интеграционных процессов в системе непрерывного образования;
-
идеи необходимости реализации принципов уровней дифференциации с учетом
возрастных и психологических особенностей развития личности;
-
идеи использования заложенных в дополнительном образовании потенциальных
возможностей воспитывающего социума в итоге получаем определенную совокупность
условий для развития комплекса сфер жизнедеятельности ребенка, в которой
педагог целенаправленно включает ученика с целью его обучения, воспитания,
развития, социальной и природной адаптации, посредством успешной реализации
дополнительных образовательных программ.
-
идеи триединства дидактических, психологических и социальных аспектов
деятельности;
Обеспечивается решение следующих
задач:
Образовательных:
-
дать начальные понятия о роли, задачах, технологиях и структуре
функционирования спортивно-оздоровительного туризма; исторического прошлого
края, традиций народа, взаимодействие человека и окружающей среды.
-
обучить правилам организации и проведения спортивных походов и путешествий,
массовых туристско-спортивных мероприятий.
-
обучить практическим навыкам необходимым участнику спортивного туристского
похода или путешествия.
-
ознакомить с основами и особенностями спортивных видов туризма (пешеходный,
лыжный, водный и т.д.).
-
отработка технических и тактических навыков туризма в зале и на выездах,
участие в походах различной степени и категории сложности; участие в
соревнованиях разного уровня по туристскому многоборью и спортивному
ориентированию.
-
отработка навыков оказания первой доврачебной помощи себе и своим товарищам;
навыки восстановления после физических нагрузок, массаж и самомассаж,
релаксация.
-
изучение и практическое использования ИКТ в процессе обучения.
Развивающие:
-
формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме:
любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность.
-
повышение функциональных возможностей организма, компенсация недостаточной
двигательной активности, укрепление физического здоровья школьников.
-
закаливание организма, тренировка силы и выносливости у детей.
Воспитательные:
-
духовное и нравственное воспитание детей и подростков, выработка гражданской
позиции, воспитание чувства долга перед Родиной, семьей и коллективом.
-
ознакомление детей с национальными и культурными традициями страны, республики
и города.
-
воспитание чувства гордости у детей, как жителей России и Карелии.
-
воспитание школьников в гармонии с природой, обогащение опыта ненасильственного
сосуществования в природе и социуме у детей и подростков.
-
создание условия для самовыражения и самореализации, позволяющих ребенку испытать
чувство собственной значимости и заслужить одобрение, признание окружающих.
-
удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для
реализации возрастных интересов.
-
психологическая подготовка и воспитание волевых качеств: навыков общения со
сверстниками, руководителем, младшими товарищами (развитие толерантности и коммуникативности),
в том числе в замкнутом коллективе, походных условиях при физических нагрузках.
-
выявление лидерских способностей у членов группы с дальнейшим привлечением их в
качестве капитанов команд или инструкторов.
-
отвлечение от негативных проявлений общества – наркомании, алкоголизма,
неадекватного поведения; использование многообразных форм общественно –
полезной деятельности в путешествии.
-
воспитание самосознания, предназначения в жизни, самоуважения, социальной
адаптации незащищенных групп населения в особенности из молодежной среды.
Оздоровление средствами туристских походов и путешествий.
3. СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Концептуальная
основа программы состоит в стремлении педагогов найти эффективное решение
перечисленных задач посредством организации туристской, краеведческой и
экскурсионной работы с детьми школьного возраста предусматривает комплексный
характер и многообразие форм. Наиболее часто в практике педагогов применяются
формы работы, составляющие основное содержание туристско-краеведческой
деятельности: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и
экспедиции, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, даже просто
уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной
программы.
Приведенный
перечень возможно дополнить формами работы, применяемыми по мере возникающей
необходимости: профильные туристские полевые лагеря, учебно-тренировочные
сборы, семинары, консультации, участие в этнографических играх и праздниках,
смотры готовности и молодецкие забавы по национальным видам спорта. В нашем
случае это участие туристов – водников в соревнованиях некогда пользовавшихся
особой популярностью у карельских и финских сплавщиков леса: спал по порогам на
одном бревне, упражнения с применением сплавного багра и др.
Приведенный
список применяемых форм естественно, не является полным и окончательным.
Научно-технический прогресс, новые компьютерно-информационные возможности представляют,
в распоряжение педагога технологии, которые еще вчера казались фантастическими.
Педагогами дополнительного образования исходя из геоклиматических (снежный
покров пригодный для катания на лыжах, устанавливается в начале октября и тает
в середине мая), исходя из социальных (большинство детей живет в
благоустроенных квартирах в непосредственной близости от школы), природных
(заснеженный лес начинается буквально за порогом подъезда) и других
особенностей города разработано и с незначительными изменениями успешно
реализуется общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности.
Программа
направлена на удовлетворение естественной потребности детей к двигательной
активности, перемене места пребывая, приключению и путешествиям. Реализация
программы осуществляется проведением походов выходного дня для групп
переменного состава. Туристские группы переменного состава, как правило,
формируются из учащихся одного класса (по договору со школой). Походы выходного
проводятся с привлечением родителей учащихся, классных руководителей, шефов.
Постепенно с общей массы участников таких походов стали «высеваться» дети,
проявляющие заинтересованность к походам и путешествиям. Таких проявивших
интерес к туристской деятельности детей педагоги приглашают заниматься в
туристско-краеведческие объединения Центра, при необходимости для этих детей
подбираются индивидуальные образовательные маршруты.
Таким
образом, одновременно решается несколько практических задач: детям школьного
возраста предлагается два разных туризма: один в ранге обязательного для всех
учащихся (школьный, классный туризм) – минимальный по объему, другой для
любителей путешествовать, в виде занятий по интересам в кружках и секциях. Оба
этих туризма различаются между собой по многим параметрам: объем перемещений,
регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Перечисленные особенности программы учитываются при планировании и проведении
массовых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками города.
Доминирующим
направлением, обеспечивающим конкурентоспособность и востребованность
образовательных услуг, предполагается проведение инновационной с открытой для
всех детей и подростков системы, ориентированной на получение учащимися
качественно нового образования.
Основные
направления деятельности:
-
разработка учебно-методических проектов для изучения краеведения,
экскурсионно-туристских возможностей края.
-
организация совместной исследовательской и проектной деятельности педагогов и
учащихся.
-
развитие сетевого взаимодействия и участие в сетевых интернет – проектах.
Необходимо отметить, что применяемые технологии позволяют на практике
реализовать потенциальные возможности инновационных технологий и методов в
частности:
-
прививать навыки исследовательской работы;
-
развивать умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать
ее;
-
формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко
формулировать свою точку зрения, слушать и уважать другую точку зрения;
-
способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
Формы
занятий:
1.
Практические занятия: коллективные, по
подгруппам, индивидуальные.
2.
Беседы.
3.
Экскурсии.
4.
Творческая мастерская
5.
Игровые программы.
6.
Праздник народного календаря.
7.
Занятие исследование.
8.
Викторины.
9.
Путешествия.
10.
Краеведческие лагеря
11.
Походы.
Основная
форма – комплексное учебное занятие, включающие в себя вопросы теории и
практики.
Методы
используемые на занятиях педагогами:
1.
Словесные: рассказ, беседа, работа с
книгой.
2.
Наглядные методы: использование интерьера
«Карельской избы», музея природы, использование экспонатов, подлинных вещей.
Просмотр фотографий, видиофильмов, плакатов, рисунков, макетов.
3.
Практические методы: ролевые игры;
погружение в эпоху крестьянского быта, изготовление предметов утвари, одежды
сходных с теми, какими пользовались предки, занятие – исследование.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Методическая
работа является составным элементов деятельности педагогов дополнительного
образования туристско-краеведческой направленности и методиста Центра. С целью
совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров проводятся
методические объединения. Используются разнообразные формы методической работы.
Методическая работа учит анализировать и оценивать, планировать и
организовывать педагогическую деятельность, размышлять о совершенствовании
педагогической деятельности, включаться в педагогический поиск, творчество и
опытно-экспериментальную работу. Методическая работа направлена на разработку и
внедрение нового содержания образования, на совершенствование методической
деятельности педагога, его профессионального мастерства.
Методические дни:
Месяц |
Тематика |
сентябрь- октябрь |
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
творческих объединениях |
ноябрь |
Проектная деятельность |
декабрь |
Воспитание физически активной,
здоровой, творческой личности, которая включена в процесс постоянного
самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих
способностей. |
январь |
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды
методической продукции. |
февраль |
Фестиваль педагогического мастерства. |
Повышение квалификации |
|
апрель |
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.) |
май |
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения. |
6.
ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по необходимости)
П/№ |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Установочный Тема: «Утверждение плана учебно-воспитательной и
методической работы на учебный год» -Согласование плана учебно-воспитательной работы. -Согласование плана методической работы. -Согласование годового календарного учебного графика, учебных планов,
рабочих программ педагогов-организаторов и педагогов дополнительного
образования. -согласование графика посещений администрацией творческих объединений. |
октябрь. |
Директор, Завуч, Методист |
2 |
Проблемный Тема: «Работа с одаренными детьми в
дополнительном образовании и воспитании детей». Анализ методической работы. -Мониторинг качества образования. -Проблемы, пути их решения. -Цель и задачи на учебный год. |
май |
Директор, Завуч, Методист |
7.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ
П/№ |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Семинар – практикум: семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и совместителей по
теме: «Диагностика образовательного и воспитательного уровня обучающихся» |
ноябрь |
Методист |
2 |
Обучающий педагогический семинар (Тема по согласованию с методическими объединениями) |
апрель |
Методист |
8. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№ |
Темы |
Сроки проведения |
Ответственные (руководители МО) |
1 |
«Утверждение
плана работы МО»
-Организованное начало учебного
года. -План работы МО. -Перспективный план курсовой
переподготовки, аттестации и темы по самообразованию. |
октябрь |
Методист Руководитель МО |
2 |
«Работа с одаренными детьми»
-Корректирование учебных
планов. -Разработка мероприятий к
памятным и торжественным календарным датам |
январь |
Методист Руководитель МО |
3 |
«Отчеты по темам самообразования». -Итоги работы МО. |
май |
Методист Руководитель МО |
9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами
качества образования следует считать:
-
наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских,
городских соревнований, фестивалей;
-
широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных,
малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу
по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди
несовершеннолетних);
-
социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
лагерях отдыха;
-
проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает
большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный
процесс;
-
организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне;
-
сотрудничество с образовательными учреждениями города, заповедником
«Костомукшский»;
Вся деятельность направлена на то, чтобы идти
в ногу со временем, строить свою деятельность на основе социального заказа,
быть востребованными у современных детей, подростков и молодежи.
10.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Апробированные способы:
-
организация и участие воспитанников в различных конкурсах, соревнованиях,
фестивалях, детских походах;
-
анкетирование детей и родителей;
-
беседы с детьми и их родителями;
-
коллективные творческие дела, проведение праздников;
-
текстовые задания, викторины;
-
участие детей в исследовательской работе;
-
знания, умения и навыки (по программе);
-
мотивация;
-творческая
активность;
-
достижения.