Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности

Описание образовательной программы

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности является документом, на основании которого планируется и осуществляется работа туристско-краеведческой направленности.

Основными нормативными документами, положенными в основу общеобразовательной общеразвивающей программы, являются:

·                 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

·                 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;

·                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

·                 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·                 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации;

·                 Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».

·                 Рабочие программы педагогов туристско-краеведческой направленности. Общеобразовательная общеразвивающая программа – результат творческой работы коллектива, стремление учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей, общественности.

Ценностными приоритетами туристско-краеведческой направленности являются:

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- саморазвитие личности;

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

При наличии условий, ребенок, подросток имеет возможность физически, интеллектуально и духовно развиваться. Главным становится для воспитанника не только учебный результат (чему-то научился, что-то узнал), хотя он и важен, но и возможность общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, сотрудничества.

Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его способностей. Принцип гуманистической направленности реализации программы означает также воспитание гуманистической ориентации личности, формирование у обучающихся таких качеств, как доброта, забота о человеке, сострадание, милосердие и т.д.;

- принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного мира, специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование у обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;

- принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом уровня развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого овладения знаниями и практикой их применения;

- принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;

- принцип личностно-ориентированного обучения означает не только учет индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ дополнительного образования с учетом интеллектуального развития обучающихся, полноты и характера имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка, подростка.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

            Концепция личностно – ориентированной модели развития туристско-краеведческой деятельности, требует предусмотреть потенциальную возможность для практической реализации следующих идей:

- компенсирующие идеи дополнительного образования;

- идеи взаимосогласованности и интеграции в педагогической деятельности образовательных учреждений города;

- идеи интеграционных процессов в системе непрерывного образования;

- идеи необходимости реализации принципов уровней дифференциации с учетом возрастных и психологических особенностей развития личности;

- идеи использования заложенных в дополнительном образовании потенциальных возможностей воспитывающего социума в итоге получаем определенную совокупность условий для развития комплекса сфер жизнедеятельности ребенка, в которой педагог целенаправленно включает ученика с целью его обучения, воспитания, развития, социальной и природной адаптации, посредством успешной реализации дополнительных образовательных программ.

- идеи триединства дидактических, психологических и социальных аспектов деятельности;

            Обеспечивается решение следующих задач:

Образовательных:

- дать начальные понятия о роли, задачах, технологиях и структуре функционирования спортивно-оздоровительного туризма; исторического прошлого края, традиций народа, взаимодействие человека и окружающей среды.

- обучить правилам организации и проведения спортивных походов и путешествий, массовых туристско-спортивных мероприятий.

- обучить практическим навыкам необходимым участнику спортивного туристского похода или путешествия.

- ознакомить с основами и особенностями спортивных видов туризма (пешеходный, лыжный, водный и т.д.).

- отработка технических и тактических навыков туризма в зале и на выездах, участие в походах различной степени и категории сложности; участие в соревнованиях разного уровня по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

- отработка навыков оказания первой доврачебной помощи себе и своим товарищам; навыки восстановления после физических нагрузок, массаж и самомассаж, релаксация.

- изучение и практическое использования ИКТ в процессе обучения.

Развивающие:

- формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме: любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность.

- повышение функциональных возможностей организма, компенсация недостаточной двигательной активности, укрепление физического здоровья школьников.

- закаливание организма, тренировка силы и выносливости у детей.

Воспитательные:

- духовное и нравственное воспитание детей и подростков, выработка гражданской позиции, воспитание чувства долга перед Родиной, семьей и коллективом.

- ознакомление детей с национальными и культурными традициями страны, республики и города.

- воспитание чувства гордости у детей, как жителей России и Карелии.

- воспитание школьников в гармонии с природой, обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков.

- создание условия для самовыражения и самореализации, позволяющих ребенку испытать чувство собственной значимости и заслужить одобрение, признание окружающих.

- удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов.

- психологическая подготовка и воспитание волевых качеств: навыков общения со сверстниками, руководителем, младшими товарищами (развитие толерантности и коммуникативности), в том числе в замкнутом коллективе, походных условиях при физических нагрузках.

- выявление лидерских способностей у членов группы с дальнейшим привлечением их в качестве капитанов команд или инструкторов.

- отвлечение от негативных проявлений общества – наркомании, алкоголизма, неадекватного поведения; использование многообразных форм общественно – полезной деятельности в путешествии.

- воспитание самосознания, предназначения в жизни, самоуважения, социальной адаптации незащищенных групп населения в особенности из молодежной среды. Оздоровление средствами туристских походов и путешествий.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концептуальная основа программы состоит в стремлении педагогов найти эффективное решение перечисленных задач посредством организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы с детьми школьного возраста предусматривает комплексный характер и многообразие форм. Наиболее часто в практике педагогов применяются формы работы, составляющие основное содержание туристско-краеведческой деятельности: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы.

Приведенный перечень возможно дополнить формами работы, применяемыми по мере возникающей необходимости: профильные туристские полевые лагеря, учебно-тренировочные сборы, семинары, консультации, участие в этнографических играх и праздниках, смотры готовности и молодецкие забавы по национальным видам спорта. В нашем случае это участие туристов – водников в соревнованиях некогда пользовавшихся особой популярностью у карельских и финских сплавщиков леса: спал по порогам на одном бревне, упражнения с применением сплавного багра и др.

Приведенный список применяемых форм естественно, не является полным и окончательным. Научно-технический прогресс, новые компьютерно-информационные возможности представляют, в распоряжение педагога технологии, которые еще вчера казались фантастическими. Педагогами дополнительного образования исходя из геоклиматических (снежный покров пригодный для катания на лыжах, устанавливается в начале октября и тает в середине мая), исходя из социальных (большинство детей живет в благоустроенных квартирах в непосредственной близости от школы), природных (заснеженный лес начинается буквально за порогом подъезда) и других особенностей города разработано и с незначительными изменениями успешно реализуется общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности.

Программа направлена на удовлетворение естественной потребности детей к двигательной активности, перемене места пребывая, приключению и путешествиям. Реализация программы осуществляется проведением походов выходного дня для групп переменного состава. Туристские группы переменного состава, как правило, формируются из учащихся одного класса (по договору со школой). Походы выходного проводятся с привлечением родителей учащихся, классных руководителей, шефов. Постепенно с общей массы участников таких походов стали «высеваться» дети, проявляющие заинтересованность к походам и путешествиям. Таких проявивших интерес к туристской деятельности детей педагоги приглашают заниматься в туристско-краеведческие объединения Центра, при необходимости для этих детей подбираются индивидуальные образовательные маршруты.

Таким образом, одновременно решается несколько практических задач: детям школьного возраста предлагается два разных туризма: один в ранге обязательного для всех учащихся (школьный, классный туризм) – минимальный по объему, другой для любителей путешествовать, в виде занятий по интересам в кружках и секциях. Оба этих туризма различаются между собой по многим параметрам: объем перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей. Перечисленные особенности программы учитываются при планировании и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками города.

Доминирующим направлением, обеспечивающим конкурентоспособность и востребованность образовательных услуг, предполагается проведение инновационной с открытой для всех детей и подростков системы, ориентированной на получение учащимися качественно нового образования.

Основные направления деятельности:

- разработка учебно-методических проектов для изучения краеведения, экскурсионно-туристских возможностей края.

- организация совместной исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся.

- развитие сетевого взаимодействия и участие в сетевых интернет – проектах. Необходимо отметить, что применяемые технологии позволяют на практике реализовать потенциальные возможности инновационных технологий и методов в частности:

- прививать навыки исследовательской работы;

- развивать умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее;

- формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко формулировать свою точку зрения, слушать и уважать другую точку зрения;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

Формы занятий:

1.               Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

2.               Беседы.

3.               Экскурсии.

4.               Творческая мастерская

5.               Игровые программы.

6.               Праздник народного календаря.

7.               Занятие исследование.

8.               Викторины.

9.               Путешествия.

10.            Краеведческие лагеря

11.            Походы.

Основная форма – комплексное учебное занятие, включающие в себя вопросы теории и практики.

Методы используемые на занятиях педагогами:

1.               Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой.

2.               Наглядные методы: использование интерьера «Карельской избы», музея природы, использование экспонатов, подлинных вещей. Просмотр фотографий, видиофильмов, плакатов, рисунков, макетов.

3.               Практические методы: ролевые игры; погружение в эпоху крестьянского быта, изготовление предметов утвари, одежды сходных с теми, какими пользовались предки, занятие – исследование.

 

5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическая работа является составным элементов деятельности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности и методиста Центра. С целью совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров проводятся методические объединения. Используются разнообразные формы методической работы. Методическая работа учит анализировать и оценивать, планировать и организовывать педагогическую деятельность, размышлять о совершенствовании педагогической деятельности, включаться в педагогический поиск, творчество и опытно-экспериментальную работу. Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на совершенствование методической деятельности педагога, его профессионального мастерства.

Методические дни:

Месяц

Тематика

сентябрь- октябрь

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в творческих объединениях

ноябрь

Проектная деятельность

декабрь

Воспитание физически активной, здоровой, творческой личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей.

январь

Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды методической продукции.

февраль

Фестиваль педагогического мастерства.

мартХочу такой сайт

Повышение квалификации

апрель

Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях. (творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.)

май

Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения.

 

6. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

(корректировка по необходимости)

П/№

Тема

Сроки проведения

Ответственный

1

Установочный

Тема: «Утверждение плана учебно-воспитательной и методической работы на учебный год»

-Согласование плана учебно-воспитательной работы.

-Согласование плана методической работы.

-Согласование годового календарного учебного графика, учебных планов, рабочих программ педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования.

-согласование графика посещений администрацией творческих объединений.

 

 

октябрь.

Директор,

Завуч,

Методист

2

Проблемный

Тема: «Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании и воспитании детей».

Анализ методической работы.

-Мониторинг качества образования.

-Проблемы, пути их решения.

-Цель и задачи на учебный год.

май

Директор,

Завуч,

Методист

 

7. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ

П/№

Тема

Сроки проведения

Ответственный

1

Семинар – практикум:

семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и совместителей по теме:

«Диагностика образовательного и воспитательного уровня обучающихся»

ноябрь

Методист

2

Обучающий педагогический семинар

(Тема по согласованию с методическими объединениями)

апрель

Методист

 

8. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Темы

Сроки

проведения

Ответственные

(руководители МО)

1

«Утверждение плана работы МО»

-Организованное начало учебного года.

-План работы МО.

-Перспективный план курсовой переподготовки, аттестации и темы по самообразованию.

октябрь

Методист

Руководитель МО

2

«Работа с одаренными детьми»

-Корректирование учебных планов.

-Разработка мероприятий к памятным и торжественным календарным датам

январь

Методист

Руководитель МО

3

«Отчеты по темам самообразования».

-Итоги работы МО.

май

Методист

Руководитель МО

 

9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Результатами качества образования следует считать:

- наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских, городских соревнований, фестивалей;

- широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных, малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних);

- социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в лагерях отдыха;

- проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный процесс;

- организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне;

- сотрудничество с образовательными учреждениями города, заповедником «Костомукшский»;

 Вся деятельность направлена на то, чтобы идти в ногу со временем, строить свою деятельность на основе социального заказа, быть востребованными у современных детей, подростков и молодежи.

 

10. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Апробированные способы:

- организация и участие воспитанников в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях, детских походах;

- анкетирование детей и родителей;

- беседы с детьми и их родителями;

- коллективные творческие дела, проведение праздников;

- текстовые задания, викторины;

- участие детей в исследовательской работе;

- знания, умения и навыки (по программе);

- мотивация;

-творческая активность;

- достижения.

 
программа_тур.краев.(для сайта) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 305635189186826168010400438383193104950455390173 Директор/Заведующий Тырина Елена Сергеевна Дата подписания документа 04.04.2024 12:28:20 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».