Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности
Описание образовательной программы
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
является документом, на основании которого планируется и осуществляется работа
художественной направленности.
Основными нормативными документами, положенными в основу
общеобразовательной общеразвивающей программы, являются:
·
Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Концепция развития дополнительного образования
детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 г. № 1726-р;
·
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
·
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
·
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
·
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки Российской Федерации;
·
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
·
Рабочие программы педагогов дополнительного
образования и планы работ педагогов-организаторов по художественной направленности Центра внешкольной работы
(далее – Центр).
Общеобразовательная
общеразвивающая программа – результат творческой работы коллектива, стремление
учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей,
общественности.
Ценностными
приоритетами художественной направленности являются:
-
поддержка и развитие творчества воспитанников;
-
воспитание культуры здорового образа жизни;
-
саморазвитие личности;
-
научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
-
поддержка и создание программ художественной направленности.
Концептуальные
основы системы воспитания. Воспитательная система, представляет собой систему
возможностей и условий для саморазвития личности воспитанника через включение
его в творческую деятельность. Такая система образуется совместными усилиями
детей, педагогов, методиста, администрации, родителей и других заинтересованных
лиц в воспитании подрастающего поколения (общественность).
При
наличии условий, ребенок, подросток имеет возможность физически,
интеллектуально и духовно развиваться. Главным становится для воспитанника не
только учебный результат (чему-то научился, что-то узнал), хотя он и важен, но
и возможность общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, сотрудничества. Особое
внимание уделяется развитию у детей художественного вкуса, творческого
воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса
и любви к искусству. Дети и подростки имеют возможность найти деятельность,
соответствующую его характеру, способностям, интересам в художественной
направленности. Такие формы работы с детьми, как участие в конкурсах,
выставках, повышают их интерес к обучению. Дети имеют возможность увидеть
результаты своего труда, что повышает их активность. Так же участие в конкурсах
и выставках является формой оценки реализуемых программ. Достичь этого путем
усвоения нельзя. Новые потребности возникают в процессе переживания или проживания.
Переживание понимается как испытываемое эмоционально-окрашенное состояние. Все
это возможно через экскурсии, познавательные и досуговые мероприятия, походы,
участие в оздоровительных лагерях отдыха, организуемых Центром.
Общеобразовательная
общеразвивающая программа реализуется на основе следующих принципов:
-
принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его
способностей. Принцип гуманистической направленности реализации программы
означает также воспитание гуманистической ориентации личности, формирование у
обучающихся таких качеств, как доброта, забота о человеке, сострадание,
милосердие и т.д.;
-
принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и
культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного
мира, специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование
у обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;
-
принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление
содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом
уровня развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого
овладения знаниями и практикой их применения;
-
принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование
проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;
-
принцип личностно-ориентированного обучения означает не только учет
индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ
дополнительного образования с учетом интеллектуального развития обучающихся,
полноты и характера имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка,
подростка.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЦЕЛЬ:
Помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии в
процессе многообразной творческой деятельности, основанной на изучении истории
и культурных ценностей своего отечества, практическом участии сохранении
ремесел, обычаев, традиций.
ЗАДАЧИ:
-
осуществление инструктивно-методической работы, обеспечивающей повышение
квалификации и стимулирование творческой деятельности педагогических работников
художественной направленности;
-
возрождение народной культуры и духовности, организация на этой основе всего
образовательного процесса.
В
образовательной деятельности:
-
стабильность контингента детей на протяжении всего учебного года;
-
ожидается, что количество детей из неполных, малообеспеченных, многодетных
семей не будет уменьшаться (государственный заказ по предупреждению
правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних);
-
подготовка воспитанников для участия в конкурсах, выставках разного уровня
(российских, республиканских и городских), реализация программ профильных
лагерей будет способствовать укреплению здоровья, формированию здорового образа
жизни детей и подростков.
В
организационно-методической деятельности:
-
проведение заявленных массовых мероприятий на хорошем
организационно-методическом уровне;
-
подготовка новых методических материалов.
Работа
с педагогическими кадрами:
-
педагоги будут повышать свою квалификацию на методических объединениях и
курсах;
-
будет обобщаться передовой опыт педагогов;
-
проведение массовых мероприятий обеспечивающих развитие различных направлений художественной,
прикладной деятельности учащихся;
-
формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения
обязательного минимума содержания программ дополнительного образования;
-
создание благоприятных условий для развития личности воспитанников художественной
направленности;
-
проведение просветительской работы по художественной, прикладному творчеству
среди обучающихся и взрослых города Костомукша через организацию выставок,
экскурсий, конкурсов, мастер классов через работу с средствами массовой
информации;
-
оздоровление детей и подростков через проведение походов и профильных лагерей
отдыха.
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Методическая
работа является составным элементов деятельности педагогов дополнительного образования
и методиста Центра. С целью совершенствования профессионального мастерства
педагогических кадров проводятся методические объединения. Используются
разнообразные формы методической работы. Методическая работа учит анализировать
и оценивать, планировать и организовывать педагогическую деятельность,
размышлять о совершенствовании педагогической деятельности, включаться в
педагогический поиск, творчество и опытно-экспериментальную работу.
Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания
образования, на совершенствование методической деятельности педагога, его
профессионального мастерства.
Методические дни:
Месяц |
Тематика |
сентябрь- октябрь |
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
творческих объединениях |
ноябрь |
Проектная деятельность |
декабрь |
Воспитание физически активной,
здоровой, творческой личности, которая включена в процесс постоянного
самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих
способностей. |
январь |
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды
методической продукции. |
февраль |
Фестиваль педагогического мастерства. |
март |
Повышение квалификации |
апрель |
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.) |
май |
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения. |
4.
ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по необходимости)
П/№ |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Установочный Тема:
«Утверждение плана учебно-воспитательной и методической работы на учебный
год» - Согласование плана учебно-воспитательной работы. - Согласование плана методической работы. - Согласование календарного учебного графика, учебных планов, рабочих программ
педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования. - Согласование графика посещений администрацией творческих объединений. |
октябрь. |
Директор, Завуч, |
2 |
Проблемный Тема: «Работа
с одаренными детьми в дополнительном образовании и воспитании детей». Анализ методической
работы. - Мониторинг качества образования. - Проблемы, пути их решения. - Цель и задачи на учебный год. |
май |
Директор, Завуч, Методист |
5. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ
СЕМИНРОВ
П/№ |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Семинар – практикум: семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и совместителей по
теме: «Диагностика образовательного и воспитательного уровня обучающихся» |
ноябрь |
Методист |
2 |
Обучающий педагогический семинар (Тема по согласованию с методическими объединениями) |
апрель |
Методист |
6. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№ |
Темы |
Сроки проведения |
Ответственные (руководители
МО) |
1 |
«Утверждение
плана работы МО»
-Организованное начало учебного
года. -План работы МО. -Перспективный план курсовой
переподготовки, аттестации и темы по самообразованию. |
октябрь |
Методист Руководитель МО |
2 |
«Работа с одаренными детьми»
-Корректирование учебных
планов. -Разработка мероприятий к
памятным и торжественным календарным датам |
январь |
Методист Руководитель МО |
3 |
«Отчеты по темам
самообразования». -Итоги работы МО. |
май |
Методист Руководитель МО |
7.
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Художественная
направленность Центра, представляет детям образовательные услуги в их свободное
время на основе добровольного выбора или вида образовательной деятельности и профиля
программы, времени ее освоения.
Программное
обеспечение образовательного процесса. Процесс образования регламентируется
учебным планом по всем образовательным программам, регулируется расписанием
учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий. Образовательный
процесс осуществляется на основе реализации модифицированных программ
дополнительного образования. Программы ориентированы на широкий спектр
познавательных потребностей и интересов детей, подростков в художественной
области. Программы эти различны не только по масштабу, педагогическим
технологиям, но и по содержанию. Содержание программ обусловлено социальным
заказом со стороны детей, родителей, образовательных учреждений. В тоже время
они определены и возможностями кадрового, материально-технического обеспечения.
Образовательный процесс имеет личностно-ориентированный характер и его основой
является гуманизация отношений всех участников образовательного процесс.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами
качества образования следует считать:
-
наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских,
городских конкурсов, выставок, фестивалей;
-
работа педагогов по модифицированным программам;
-
широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных,
малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу
по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди
несовершеннолетних);
-
социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
лагерях отдыха;
-
проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает
большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный
процесс;
-
организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне;
-
сотрудничество с образовательными учреждениями города, заповедником
«Костомукшский»;
Вся деятельность направлена на то, чтобы идти
в ногу со временем, строить свою деятельность на основе социального заказа,
быть востребованными у современных детей, подростков и молодежи.
9.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
(апробированные
способы):
-
организация и участие воспитанников в различных конкурсах, выставках,
фестивалях детского творчества;
-
анкетирование детей и родителей;
-
беседы с детьми и их родителями;
-
коллективные творческие дела, проведение праздников;
-
текстовые задания, викторины;
-
участие детей в исследовательской работе;
-
защита творческого проекта.
Следует
отметить разнообразие конкурсов и выставок по тематике, высокую активность
участия в них воспитанников и высокую результативность. Традиционными являются
годовой конкур «Творец», «Мастер золотые ручки» и «Мастер золотые нотки», в
которых участвуют все обучающиеся ребята. Итоги конкурса подводятся в конце
года на заключительном отчетном мероприятии. Конкурс не только развивает
творческие способности детей, но и стимулирует их на общественно-полезный труд,
воспитывает доброе, уважительное отношение друг к другу. Еще одна традиция –
создание тематических художественно-прикладных композиций, в которых участвуют
воспитанники всех образовательных объединений художественной направленности. Выставки,
организованные педагогами дополнительного образования совместно с воспитанниками
художественной направленности, пользуются в городе большой популярностью,
пропагандируют художественно-прикладное творчество среди населения.
Художественная деятельность немыслима без проведения конкурсов, выставок,
фестивалей творчества. Во время проведения этих массовых мероприятий,
происходит раскрытие творческих возможностей ребенка при самореализации
личностных качеств, выявляются одаренные дети, происходит освоение детьми
окружающего мира на основе преемственности этнокультурных традиций. Методикой
проверки результатов работы с детьми по программам художественной
направленности являются разработанные методические рекомендации для педагогов,
которые помогают конкретизировать результаты образования учащихся, проследить
динамику роста каждого. Рекомендации включают в себя таблицу показателей
диагностики образовательного уровня учащихся в течение учебного года,
выделяется 4 показателя:
-
знания, умения и навыки (по программе);
-
мотивация;
-творческая
активность;
-
достижения.
Проводится прогнозирование успешности ребенка – участника
образовательного процесса. Каждый педагог в конце учебного года, проводит
анализ работы с детьми, намечает план будущей педагогической деятельности и
корректировку (если необходимо) своей рабочей программы. Составляет списки
выпускников, разработана система завершающих зачетных работ для получения
выпускниками Центра похвальных грамот за освоение полного курса программ
дополнительного образования. Работы выпускников, по желанию выпускников
остаются для оформления интерьера и мероприятий Центра.