Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности
Описание образовательной программы
1.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности, является документом, на основании которого планируется и
осуществляется воспитание и развитие личности детей и подростков.
Основными нормативными
документами, положенными в основу общеобразовательной общеразвивающей программы
являются:
·
Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Концепция развития дополнительного
образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
·
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
·
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
·
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
·
Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации;
·
Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».
·
Рабочие программы педагогов
дополнительного образования и планы работ педагогов-организаторов социально-гуманитарной
направленности Центра внешкольной работы (далее – Центр).
Общеобразовательная
общеразвивающая программа – результат творческой работы педагогического
коллектива, стремление учесть конкретные образовательные запросы и потребности
детей, их родителей, общественности.
Социально-гуманитарной
деятельность Центра отражена в общеобразовательной общеразвивающей программе,
она обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и
развитие детей, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе
современные формы, методы и средства. Для детей необходимы объединения, в
которых каждый мог бы чувствовать себя комфортно, чувствовать
заинтересованность других в его личностном росте. Эти идеи реализуются в
рабочих программах педагогов социально-гуманитарной направленности.
Концептуальными основами
системы воспитания, является воспитательная система, которая представляет собой
систему возможностей и условий для саморазвития личности воспитанника через
включение его в творческую деятельность. Такая система образуется совместными
усилиями детей, педагогов, методистов, администрации, родителей и других
заинтересованных лиц в воспитании подрастающего поколения (общественность).
При наличии условий,
ребенок, подросток имеет возможность физически и духовно развиваться. Главным
становится для воспитанника не только учебный результат (чему-то научился,
что-то узнал), хотя и он важен, но и возможность общения, взаимопонимания,
взаимоподдержки, сотрудничества. Дети и подростки имеют возможность найти
деятельность, соответствующую его характеру, способностям, интересам в
социально-гуманитарной направленности. Такие формы работы с детьми, как участие
в конкурсах, выставках, повышают интерес к обучению. Дети имеют возможность
увидеть результаты своего труда, что повышает их активность.
Общеобразовательная
общеразвивающая программа реализуется на основе следующих принципов:
-
принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру
ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его
способностей. Принцип гуманистической направленности реализации программы
означает также воспитание гуманистической ориентации личности, формирование у
обучающихся таких качеств, как доброта, забота о человеке, сострадание,
милосердие и т.д.;
-
принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и
культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного
мира, специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование
у обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;
-
принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление
содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом
уровня развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого
овладения знаниями и практикой их применения;
-
принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование
проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;
-
принцип личностно-ориентированного обучения означает не только учет
индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ
дополнительного образования с учетом интеллектуального развития обучающихся,
полноты и характера имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка,
подростка.
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАМЫ:
создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному
самоопределения подростка.
ЗАДАЧИ:
1.
Воспитание нравственных качеств личности.
2.
Воспитание творческой активности ребенка.
3.
Обучение подростка коммуникативным
умениям.
4.
Развитие его природных задатков и
способностей.
Деятельность по социально-гуманитарной
направленности, осуществляется на принципах личностно-ориентированной
педагогики, природосообразности, гуманизма, индивидуализации дополнительного
образования, педагогики сотрудничества, т.е. субъектно-субъектных отношений
педагога и ребенка.
Процесс образования по
социально-гуманитарной направленности регламентируется учебно-тематическим
планом по всем реализуемым программам и планам работы, регулируется расписанием
учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий, что соответствует
Типовому положению об учреждениях дополнительного образования детей.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы и планы работ
построены на основании следующих педагогических подходов:
1.
Уровневый подход. Каждый год – это новый,
более высокий уровень обучения по блокам (ступеням) программы.
2.
Опережающий подход. Вопросы программы предлагаются
школьникам с учетом зоны ближайшего развития их личности.
3.
Ориентация ребенка на мотивацию достижения
успеха.
4.
Разноаспектный подход. Человек и его связь
с миром рассматриваются в различных аспектах: социологическом, эстетическом и
др.
5.
Тренинговый подход. Через организацию
ролевых игр, практикумов, соревнований.
6.
Эмоциональный подход. Обеспечение на всех
видах деятельности эмоционально-положительной атмосферы.
Программы и планы работ
социально--гуманитарной направленности, предполагают в процессе реализации
задач использовать разнообразные формы воспитательной работы с детской группой
(коллективом):
1.
Словесно-логические (беседа, лекция,
диспут).
2.
Образно-художественные (праздники,
концерты, конкурсы и т.д.).
3.
Трудовые.
4.
Игровые, досуговые.
Обязательным элементом
всех форм работы с детьми являются:
-
информация;
-
переживание;
-
действие.
Главным средством
воспитания является организация жизнедеятельности детей и их отношений.
Характер ребенка, его личность развивается и складывается в процессе его жизнедеятельности,
которую организует взрослый. Программы педагогов дополнительного образования и
планы работ педагогов-организаторов предполагают широкое использование методики
коллективного творческого дела.
Методическая работа
направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на
совершенствование методической деятельности педагога, его профессионального
мастерства.
Методические дни:
Месяц |
Тематика |
сентябрь- октябрь |
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
творческих объединениях |
ноябрь |
Проектная деятельность |
декабрь |
Воспитание
физически активной, здоровой, творческой личности, которая включена в процесс
постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления
своих способностей. |
январь |
Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды
методической продукции. |
февраль |
Фестиваль педагогического мастерства. |
март |
Повышение квалификации |
апрель |
Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях.
(творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.) |
май |
Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения. |
4.
ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
(корректировка по
необходимости)
5. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ
СЕМИНРОВ
П/№ |
Тема |
Сроки
проведения |
Ответственный |
1 |
Семинар – практикум: семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и совместителей по
теме: «Диагностика образовательного и воспитательного уровня обучающихся» |
ноябрь |
Методист |
2 |
Обучающий педагогический семинар (Тема по согласованию с методическими объединениями) |
апрель |
Методист |
6. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
№ |
Темы |
Сроки проведения |
Ответственные (руководители
МО) |
1 |
«Утверждение плана работы МО»
-Организованное
начало учебного года. -План работы МО. -Перспективный план
курсовой переподготовки, аттестации и темы по самообразованию. |
октябрь |
Методист Руководитель МО |
2 |
«Работа с
одаренными детьми»
-Корректирование
учебных планов. -Разработка
мероприятий к памятным и торжественным календарным датам |
январь |
Методист Руководитель МО |
3 |
«Отчеты по темам
самообразования». -Итоги работы МО. |
май |
Методист Руководитель МО |
7. АНАЛИЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Социально-гуманитарная направленность
Центра, предоставляет детям образовательные услуги в их свободное время на
основе добровольного выбора или вида образовательной деятельности и профиля
программы, времени ее освоения.
Процесс образования
регламентируется учебным планом по всем общеобразовательным общеразвивающим программам
и планам работы, регулируется расписанием учебных занятий, календарным планом
массовых мероприятий, что соответствует Закону «Об образовании» и Типовому
положению об учреждении дополнительного образования детей.
Образовательный процесс
осуществляется на основе реализации модифицированных программ дополнительного
образования детей и планам работы педагогов-организаторов. Программы и планы
работ ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов
детей, подростков в социально--гуманитарной направленности. Программы эти
различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, но и по содержанию.
Содержание программ обусловлено социальным заказам со стороны детей, родителей,
школ города. В тоже время они определены и возможностями кадрового,
материально-технического обеспечения.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Результатами качества
образования следует считать:
-
наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских,
городских конкурсов, выставок, фестивалей;
-
широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных,
малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу
по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди
несовершеннолетних);
-
социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в
лагерях отдыха;
-проведение
массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает большой
воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный процесс
(нет зрителей);
-
организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне участников
оздоровительных лагерей;
-
сотрудничество со школами, детским домом, центром детского и юношеского
туризма, с общественными организациями;
Вся деятельность
социально-гуманитарной направленности направлена на то, чтобы идти в ногу со
временем, строить свою деятельность на основе социального заказа, быть
востребованными у современных детей, подростков и молодежи.
9.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Апробированные способы:
-
организация и участие воспитанников в различных конкурсах, выставках,
фестивалях детского творчества;
-
анкетирование детей и родителей;
-
беседы с детьми и их родителями;
-
коллективные творческие дела, проведение праздников;
-
текстовые задания, викторины;
-
участие детей в исследовательской работе;
-
защита творческого пр.