Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности

Описание образовательной программы

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности, является документом, на основании которого планируется и осуществляется воспитание и развитие личности детей и подростков.

Основными нормативными документами, положенными в основу общеобразовательной общеразвивающей программы являются:

·                 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

·                 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;

·                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

·                 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·                 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации;

·                 Устав и лицензия МБОУ ДО КГО «ЦВР».

·                 Рабочие программы педагогов дополнительного образования и планы работ педагогов-организаторов социально-гуманитарной направленности Центра внешкольной работы (далее – Центр).

Общеобразовательная общеразвивающая программа – результат творческой работы педагогического коллектива, стремление учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей, общественности.

Социально-гуманитарной деятельность Центра отражена в общеобразовательной общеразвивающей программе, она обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и развитие детей, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе современные формы, методы и средства. Для детей необходимы объединения, в которых каждый мог бы чувствовать себя комфортно, чувствовать заинтересованность других в его личностном росте. Эти идеи реализуются в рабочих программах педагогов социально-гуманитарной направленности.

Концептуальными основами системы воспитания, является воспитательная система, которая представляет собой систему возможностей и условий для саморазвития личности воспитанника через включение его в творческую деятельность. Такая система образуется совместными усилиями детей, педагогов, методистов, администрации, родителей и других заинтересованных лиц в воспитании подрастающего поколения (общественность).

При наличии условий, ребенок, подросток имеет возможность физически и духовно развиваться. Главным становится для воспитанника не только учебный результат (чему-то научился, что-то узнал), хотя и он важен, но и возможность общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, сотрудничества. Дети и подростки имеют возможность найти деятельность, соответствующую его характеру, способностям, интересам в социально-гуманитарной направленности. Такие формы работы с детьми, как участие в конкурсах, выставках, повышают интерес к обучению. Дети имеют возможность увидеть результаты своего труда, что повышает их активность.

Общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип гуманистической направленности предполагает внимание к внутреннему миру ребенка и его личным целям, создание благоприятных условий для развития его способностей. Принцип гуманистической направленности реализации программы означает также воспитание гуманистической ориентации личности, формирование у обучающихся таких качеств, как доброта, забота о человеке, сострадание, милосердие и т.д.;

- принцип природосообразности и культуросообразности требует изучения природной и культурной среды города, учитывают социокультурные особенности современного мира, специфику Республики Карелия. Реализация данных принципов предполагает формирование у обучающихся чувства принадлежности к родной культуре;

- принцип дифференциации педагогического процесса предусматривает обновление содержания образования, форм организации образовательной деятельности с учетом уровня развития, склонностей, потребностей воспитанников для более глубокого овладения знаниями и практикой их применения;

- принцип развивающего обучения предполагает максимальное использование проблемно-ориентированных методов, разнообразие мнений, подходов;

- принцип личностно-ориентированного обучения означает не только учет индивидуальных особенностей, но и индивидуальную ориентацию программ дополнительного образования с учетом интеллектуального развития обучающихся, полноты и характера имеющихся знаний, учет сильных и слабых сторон ребенка, подростка.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАМЫ: создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному самоопределения подростка.

ЗАДАЧИ:

1.               Воспитание нравственных качеств личности.

2.               Воспитание творческой активности ребенка.

3.               Обучение подростка коммуникативным умениям.

4.               Развитие его природных задатков и способностей.

Деятельность по социально-гуманитарной направленности, осуществляется на принципах личностно-ориентированной педагогики, природосообразности, гуманизма, индивидуализации дополнительного образования, педагогики сотрудничества, т.е. субъектно-субъектных отношений педагога и ребенка.

Процесс образования по социально-гуманитарной направленности регламентируется учебно-тематическим планом по всем реализуемым программам и планам работы, регулируется расписанием учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий, что соответствует Типовому положению об учреждениях дополнительного образования детей.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программы и планы работ построены на основании следующих педагогических подходов:

1.               Уровневый подход. Каждый год – это новый, более высокий уровень обучения по блокам (ступеням) программы.

2.               Опережающий подход. Вопросы программы предлагаются школьникам с учетом зоны ближайшего развития их личности.

3.               Ориентация ребенка на мотивацию достижения успеха.

4.               Разноаспектный подход. Человек и его связь с миром рассматриваются в различных аспектах: социологическом, эстетическом и др.

5.               Тренинговый подход. Через организацию ролевых игр, практикумов, соревнований.

6.               Эмоциональный подход. Обеспечение на всех видах деятельности эмоционально-положительной атмосферы.

Программы и планы работ социально--гуманитарной направленности, предполагают в процессе реализации задач использовать разнообразные формы воспитательной работы с детской группой (коллективом):

1.               Словесно-логические (беседа, лекция, диспут).

2.               Образно-художественные (праздники, концерты, конкурсы и т.д.).

3.               Трудовые.

4.               Игровые, досуговые.

Обязательным элементом всех форм работы с детьми являются:

- информация;

- переживание;

- действие.

Главным средством воспитания является организация жизнедеятельности детей и их отношений. Характер ребенка, его личность развивается и складывается в процессе его жизнедеятельности, которую организует взрослый. Программы педагогов дополнительного образования и планы работ педагогов-организаторов предполагают широкое использование методики коллективного творческого дела.

Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на совершенствование методической деятельности педагога, его профессионального мастерства.

Методические дни:

Месяц

Тематика

сентябрь- октябрь

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в творческих объединениях

ноябрь

Проектная деятельность

декабрь

Воспитание физически активной, здоровой, творческой личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей.

январь

Обобщение и распространение педагогического мастерства. Виды методической продукции.

февраль

Фестиваль педагогического мастерства.

март

Повышение квалификации

апрель

Подготовка и проведение итогового периода в творческих объединениях. (творческие отчеты, диагностика, занятия и т.д.)

май

Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения.

 


 

4. ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

(корректировка по необходимости)

 

П/№

Тема

Сроки проведения

Ответственный

1

Установочный

Тема: «Утверждение плана учебно-воспитательной и методической работы на учебный год»

-Согласование плана учебно-воспитательной работы.

-Согласование плана методической работы.

-Согласование календарного учебного графика, учебных планов, рабочих программ педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования.Хочу такой сайт

-согласование графика посещений администрацией творческих объединений.

 
 

октябрь.

Директор,

Завуч,

Методист.

 

2

Проблемный

Тема: «Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании и воспитании детей».

Анализ методической работы.

-Мониторинг качества образования.

-Проблемы, пути их решения.

-Цель и задачи на учебный год.

май

Директор,

Завуч,

Методист.

 

 

5. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ СЕМИНРОВ

 

П/№

Тема

Сроки проведения

Ответственный

1

Семинар – практикум:

семинар-практикум для вновь прибывших педагогов и совместителей по теме:

«Диагностика образовательного и воспитательного уровня обучающихся»

ноябрь

Методист

2

Обучающий педагогический семинар

(Тема по согласованию с методическими объединениями)

апрель

Методист

 

6. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Темы

Сроки

проведения

Ответственные

(руководители МО)

1

«Утверждение плана работы МО»

-Организованное начало учебного года.

-План работы МО.

-Перспективный план курсовой переподготовки, аттестации и темы по самообразованию.

октябрь

Методист

Руководитель МО

2

«Работа с одаренными детьми»

-Корректирование учебных планов.

-Разработка мероприятий к памятным и торжественным календарным датам

январь

Методист

Руководитель МО

3

«Отчеты по темам самообразования».

-Итоги работы МО.

май

Методист

Руководитель МО

 


7. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Социально-гуманитарная направленность Центра, предоставляет детям образовательные услуги в их свободное время на основе добровольного выбора или вида образовательной деятельности и профиля программы, времени ее освоения.

Процесс образования регламентируется учебным планом по всем общеобразовательным общеразвивающим программам и планам работы, регулируется расписанием учебных занятий, календарным планом массовых мероприятий, что соответствует Закону «Об образовании» и Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей.

Образовательный процесс осуществляется на основе реализации модифицированных программ дополнительного образования детей и планам работы педагогов-организаторов. Программы и планы работ ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей, подростков в социально--гуманитарной направленности. Программы эти различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, но и по содержанию. Содержание программ обусловлено социальным заказам со стороны детей, родителей, школ города. В тоже время они определены и возможностями кадрового, материально-технического обеспечения.

8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Результатами качества образования следует считать:

- наличие лауреатов, победителей международных, всероссийских, республиканских, городских конкурсов, выставок, фестивалей;

- широкий социальный состав контингента детей: есть обучающиеся из неполных, малообеспеченных, многодетных семей (что соответствует государственному заказу по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних);

- социализация (адаптация детей и подростков в обществе) и их самореализация в лагерях отдыха;

-проведение массовых мероприятий в виде сюжетно-ролевых игр, что обеспечивает большой воспитательный эффект, т.к. все участники вовлечены в образовательный процесс (нет зрителей);

- организация конкурсов, выставок, фестивалей на городском уровне участников оздоровительных лагерей;

- сотрудничество со школами, детским домом, центром детского и юношеского туризма, с общественными организациями;

Вся деятельность социально-гуманитарной направленности направлена на то, чтобы идти в ногу со временем, строить свою деятельность на основе социального заказа, быть востребованными у современных детей, подростков и молодежи.

9. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Апробированные способы:

- организация и участие воспитанников в различных конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества;

- анкетирование детей и родителей;

- беседы с детьми и их родителями;

- коллективные творческие дела, проведение праздников;

- текстовые задания, викторины;

- участие детей в исследовательской работе;

- защита творческого пр.

Программа_соц-гум.(для сайта) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 305635189186826168010400438383193104950455390173 Директор/Заведующий Тырина Елена Сергеевна Дата подписания документа 04.04.2024 12:28:17 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».